Теплопаровозы

Поезда - Экспериментальные типы локомотивов

теплопаровозы


Применение на локомотивах в качестве источника механической энергии двигателя внутреннего сгорания позволяет благодаря его высокому коэффициенту полезного действия наиболее экономично использовать жидкое топливо. Вместе с тем двигатель внутреннего сгорания не может прийти в действие при неподвижных поршнях и совершать работу при низких скоростях их перемещения. Это является одной из причин того, что локомотивы с двигателями внутреннего сгорания должны иметь промежуточную передачу между дизелем и колесными парами, например электрическую, гидравлическую или механическую, что увеличивает стоимость локомотива и требует дополнительного ремонта. Стремясь к упрощению и удешевлению тепловоза, многие инженеры искали решения в создании двигателя внутреннего сгорания с непосредственной передачей на движущие колеса. Попытками создания такого тепловоза являлись проекты профессора В.И. Гриневецкого, инженеров А.И. Липеца, И.Ф. Ядова, Г.К. Хлебникова, а также работы М.И. Пригоровскего и ряда других.

В своих проектах И.Ф. Ядов предусматривал разгон локомотива паром, а дальнейшую работу намечал производить при помощи пара и продуктов сгорания топлива, причем вода, охлаждающая стенки двигателя, должна была поступать в котел; паровые цилиндры намечено было расположить снаружи боковин рамы, а цилиндр дизеля установить с большим наклоном, связав его поршень шатуном с коленом средней части оси ведущей колесной пары.

М. И. Пригоровский предлагал осуществлять разгон локомотива путем питания его машин сжатым воздухом, а скорость движения изменять регулированием давления в цилиндрах в конце сжатия посредством декомпрессии (выпуска воздуха в процессе сжатия), а также регулированием продолжительности сгорания топлива в цилиндрах.

Проектом инженера Г.К. Хлебникова разгон предполагалось осуществлять также сжатым воздухом, регулирование мощности - изменением подачи топлива и количества наддувочного воздуха, а для уменьшения степени сжатия при трогании намечалось устройство дополнительных камер у цилиндров двигателей; при этом объем камер мог изменяться по воле машиниста.

В последних двух проектах для получения сжатого воздуха на тепловозе предусматривалась специальная дизель-компрессорная установка, а для воспламенения топлива при пониженном давлении сжатия - специальные запальники.

В 1926 г. завод Ансальдо в Генуе построил тепловоз непосредственного действия типа 2-3-1 с щестицилиндровым двигателем Юнкерса с разбегающимися поршнями. В 1928 г. английский завод Китсон в Лидсе построил тепловоз типа 1-3-1 с котлом Стилла. У тепловоза Ансальдо трогание и первоначальный разгон осуществлялись сжатым воздухом из баллонов, для чего устанавливались машины, подобные паровозным; у тепловоза Китсон - Стилла трогание и разгон производились паром, получаемым от небольшого котла паровозного типа. При достижении тепловозом скорости, при которой становилось возможным самовоспламенение топлива в цилиндрах, двигатель начинал работать по циклу Дизеля.

Опытные тепловозы оказались неудачными; при переходе машин на работу по циклу Дизеля происходили резкие взрывы, не хватало воздуха или пара на разгон и т. д.

В 1935 г. студент Московского электромеханического института инженеров транспорта Л.М. Майзель предложил построить локомотив, сочетающий в себе тепловоз непосредственного действия и паровоз. Паровая машина в этом локомотиве должна была использоваться не только при разгоне, но и при дальнейшем следовании, причем работать одновременно с двигателем внутреннего сгорания. Вторая особенность предложения Л.М. Майзеля заключалась в использовании одного и того же цилиндра, как для цикла паровой машины, так и для цикла двигателя внутреннего сгорания.

Новый локомотив Л.М. Майзель назвал теплопаровозом, т. е. дал ему наименование, сочетающее в себе понятия тепловоз и паровоз. Строго говоря, теплопаровоз нельзя отнести ни к паровозу, ни к тепловозу, так как при этом будет характеризоваться лишь одна сторона этого локомотива.

Сочетание паровой машины и двигателя внутреннего сгорания в одном локомотиве должно было позволить производить неограниченное количество пусков теплопаровоза и получить хорошую тяговую характеристику. На низких скоростях, когда мощность локомотива ограничивается сцепным весом, должна была работать паровая машина, а дальше, когда у паровоза мощность ограничивается паропроизводительностью котла, у теплопаровоза одновременное паром в той же машине должны были начинать работать газы от сгорания топлива. Предполагалось, что такое сочетание значительно повысит общую мощность локомотива и сделает теплопаровоз более экономичной машиной по сравнению с паровозом, особенно при эксплуатации с высокими скоростями, позволяющими длительно использовать более мощный двигатель внутреннего сгорания. В отличие от тепловоза Китсон - Стилла, котел теплопаровоза должен был использоваться не только как пусковой баллон, но и как постоянный источник энергии параллельно с дизелем (аналогично проекту И.Ф. Ядова).

Считалось, что теплопаровоз благодаря работе не только котла, но и дизеля сможет делать значительные пробеги между наборами воды, топлива и промывками котла, превышающие в несколько раз соответствующие пробеги паровозов. Одно из преимуществ теплопаровоза перед тепловозом виделось в том, что он мог быть более легко освоен в эксплуатации работниками паровозных депо, чем тепловоз с электрической передачей.

После рассмотрения предложения инженера Л.М. Майзеля в научно-техническом совете НКПС было поручено Научно-исследовательскому институту железнодорожного транспорта сделать технический проект теплопаровоза. На основе разработок института Ворошиловградский паровозостроительный завод получил задание на проектирование пассажирского теплопаровоза, а на Пролетарском паровозоремонтном заводе в Ленинграде было создано особое бюро по рабочему проектированию переделки паровоза типа 2-3-0 серии К в теплопаровоз. Когда были готовы проекты, переделку паровоза серии К в теплопаровоз отменили из-за сложности проекта. В 1939 г. было принято решение о постройке двух теплопаровозов - пассажирского на Ворошиловградском паровозостроительном заходе и грузового на Коломенском машиностроительном.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Железнодорожный путь

Железнодорожный путь - это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью. От состояния пути...

News image

Полувагоны

На железных дорогах страны применяли полувагоны преимущественно двух типов: с кузовом, имеющим наклонные торцовые стены и выгрузочные бункеры внизу ...

News image

Система нумерации грузовых вагонов

Номер вагона, наносимый на боковой стене и хребтовой балке рамы, у всех грузовых вагонов имеет восемь знаков. Он состоит из семи основных цифр, несу...

Пассажирские перевозки:

News image

Пассажирские перевозки

Во всех промышленно развитых странах наряду с интенсивным развитием др. видов транспорта, особенно авиационного и автомобильного, значительная часть...

News image

Аппаратура системы Экспресс

Терминал системы Экспресс-2 предназначается для работы билетного кассира, агента справочного бюро, работников пассажирской и финансовых служб. Вс...

Карта дорог:

News image

ВГК сменила название

14.11.2012 13 ноября 2012 года состоялась государственная регистрация изменений в устав Общества, в соответствии с которыми новым фирменным наимен...

News image

Красивейшие железные дороги

The Glacier Expres, Швейцария Из окон The Glacier Express во время пути открываются невероятные виды, поскольку маршрут протягивается через швейцарск...

Каталог производителей:

News image

Людиновский тепловозостроительный завод

Люди новский тепловозострои тельный заво д — завод выпускающий тепловозы, расположенный в городе Людиново Калужской области[1]. Строительство зав...

News image

American Locomotive Company

American Locomotive Company (сокращённо ALCo, ALco, иногда ALCO, в русском языке устоялось написание АЛКО) — американская локомотивостроительная ком...

News image

Бежицкий завод

Бежицкий сталелитейный завод (БСЗ) является самым крупным производителем и поставщиком вагонного литья в России. Предприятие выпускает каркасы те...

Железные дороги мира:

News image

МЖД: Модернизированный в Румынии поезд в декабре поедет

Модернизированный в Румынии четыре месяца назад молдавский дизель-поезд снят с маршрута для замены коробок передач. Об этом «Ъ-MD» сказала пресс-с...

News image

Херсонцы смогут добраться до Вадима только подсаживаясь

По новому графику 2012/2013 гг вместо поездов № 6575/6576, 6571/6572 Херсон-Вадим, которые курсировали цельнометаллическими вагонами, назначены...

News image

ПОЛЬСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ПОЛЬСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Pol-skie Koleje Panstwowe - РКР SA) - Государственные железные дороги, ПКП. Протяженность линий (2001 г.) 21 272 км, в т.ч

История РЖД:

Красноярская железная дорога

News image

Красноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасс...

Горьковская железная дорога

News image

Благодаря всемирно известной ярмарке, Нижний Новгород стал карманом России . Каждый год сюда съезжались купцы со всего мира. А. С

Западно-Сибирская железная дорога

News image

Западно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. Официальной датой принятия правительственного решения о н...