Теплопаровозы

Поезда - Экспериментальные типы локомотивов

теплопаровозы


Применение на локомотивах в качестве источника механической энергии двигателя внутреннего сгорания позволяет благодаря его высокому коэффициенту полезного действия наиболее экономично использовать жидкое топливо. Вместе с тем двигатель внутреннего сгорания не может прийти в действие при неподвижных поршнях и совершать работу при низких скоростях их перемещения. Это является одной из причин того, что локомотивы с двигателями внутреннего сгорания должны иметь промежуточную передачу между дизелем и колесными парами, например электрическую, гидравлическую или механическую, что увеличивает стоимость локомотива и требует дополнительного ремонта. Стремясь к упрощению и удешевлению тепловоза, многие инженеры искали решения в создании двигателя внутреннего сгорания с непосредственной передачей на движущие колеса. Попытками создания такого тепловоза являлись проекты профессора В.И. Гриневецкого, инженеров А.И. Липеца, И.Ф. Ядова, Г.К. Хлебникова, а также работы М.И. Пригоровскего и ряда других.

В своих проектах И.Ф. Ядов предусматривал разгон локомотива паром, а дальнейшую работу намечал производить при помощи пара и продуктов сгорания топлива, причем вода, охлаждающая стенки двигателя, должна была поступать в котел; паровые цилиндры намечено было расположить снаружи боковин рамы, а цилиндр дизеля установить с большим наклоном, связав его поршень шатуном с коленом средней части оси ведущей колесной пары.

М. И. Пригоровский предлагал осуществлять разгон локомотива путем питания его машин сжатым воздухом, а скорость движения изменять регулированием давления в цилиндрах в конце сжатия посредством декомпрессии (выпуска воздуха в процессе сжатия), а также регулированием продолжительности сгорания топлива в цилиндрах.

Проектом инженера Г.К. Хлебникова разгон предполагалось осуществлять также сжатым воздухом, регулирование мощности - изменением подачи топлива и количества наддувочного воздуха, а для уменьшения степени сжатия при трогании намечалось устройство дополнительных камер у цилиндров двигателей; при этом объем камер мог изменяться по воле машиниста.

В последних двух проектах для получения сжатого воздуха на тепловозе предусматривалась специальная дизель-компрессорная установка, а для воспламенения топлива при пониженном давлении сжатия - специальные запальники.

В 1926 г. завод Ансальдо в Генуе построил тепловоз непосредственного действия типа 2-3-1 с щестицилиндровым двигателем Юнкерса с разбегающимися поршнями. В 1928 г. английский завод Китсон в Лидсе построил тепловоз типа 1-3-1 с котлом Стилла. У тепловоза Ансальдо трогание и первоначальный разгон осуществлялись сжатым воздухом из баллонов, для чего устанавливались машины, подобные паровозным; у тепловоза Китсон - Стилла трогание и разгон производились паром, получаемым от небольшого котла паровозного типа. При достижении тепловозом скорости, при которой становилось возможным самовоспламенение топлива в цилиндрах, двигатель начинал работать по циклу Дизеля.

Опытные тепловозы оказались неудачными; при переходе машин на работу по циклу Дизеля происходили резкие взрывы, не хватало воздуха или пара на разгон и т. д.

В 1935 г. студент Московского электромеханического института инженеров транспорта Л.М. Майзель предложил построить локомотив, сочетающий в себе тепловоз непосредственного действия и паровоз. Паровая машина в этом локомотиве должна была использоваться не только при разгоне, но и при дальнейшем следовании, причем работать одновременно с двигателем внутреннего сгорания. Вторая особенность предложения Л.М. Майзеля заключалась в использовании одного и того же цилиндра, как для цикла паровой машины, так и для цикла двигателя внутреннего сгорания.

Новый локомотив Л.М. Майзель назвал теплопаровозом, т. е. дал ему наименование, сочетающее в себе понятия тепловоз и паровоз. Строго говоря, теплопаровоз нельзя отнести ни к паровозу, ни к тепловозу, так как при этом будет характеризоваться лишь одна сторона этого локомотива.

Сочетание паровой машины и двигателя внутреннего сгорания в одном локомотиве должно было позволить производить неограниченное количество пусков теплопаровоза и получить хорошую тяговую характеристику. На низких скоростях, когда мощность локомотива ограничивается сцепным весом, должна была работать паровая машина, а дальше, когда у паровоза мощность ограничивается паропроизводительностью котла, у теплопаровоза одновременное паром в той же машине должны были начинать работать газы от сгорания топлива. Предполагалось, что такое сочетание значительно повысит общую мощность локомотива и сделает теплопаровоз более экономичной машиной по сравнению с паровозом, особенно при эксплуатации с высокими скоростями, позволяющими длительно использовать более мощный двигатель внутреннего сгорания. В отличие от тепловоза Китсон - Стилла, котел теплопаровоза должен был использоваться не только как пусковой баллон, но и как постоянный источник энергии параллельно с дизелем (аналогично проекту И.Ф. Ядова).

Считалось, что теплопаровоз благодаря работе не только котла, но и дизеля сможет делать значительные пробеги между наборами воды, топлива и промывками котла, превышающие в несколько раз соответствующие пробеги паровозов. Одно из преимуществ теплопаровоза перед тепловозом виделось в том, что он мог быть более легко освоен в эксплуатации работниками паровозных депо, чем тепловоз с электрической передачей.

После рассмотрения предложения инженера Л.М. Майзеля в научно-техническом совете НКПС было поручено Научно-исследовательскому институту железнодорожного транспорта сделать технический проект теплопаровоза. На основе разработок института Ворошиловградский паровозостроительный завод получил задание на проектирование пассажирского теплопаровоза, а на Пролетарском паровозоремонтном заводе в Ленинграде было создано особое бюро по рабочему проектированию переделки паровоза типа 2-3-0 серии К в теплопаровоз. Когда были готовы проекты, переделку паровоза серии К в теплопаровоз отменили из-за сложности проекта. В 1939 г. было принято решение о постройке двух теплопаровозов - пассажирского на Ворошиловградском паровозостроительном заходе и грузового на Коломенском машиностроительном.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Классификация и организация производства путевых работ

Объемы работ, подлежащих выполнению, и нормы периодичности производства различных видов ремонта определяются установленной классификацией путевых ра...

News image

Цистерны для перевозки порошкообразных грузов

Чтобы обеспечить безопасность движения на железнодорожном транспорте, цистерны для перевозки порошкообразных грузов изготавливают в полном соответст...

News image

Пересечения, переезды и примыкания железных дорог

3.29. Примыкание вновь строящихся линий и подъездных путей к главным путям на перегонах может быть допущено в исключительных случаях с разрешения Ми...

Пассажирские перевозки:

News image

Порядок использования кассиром слипа

При оформлении проездного документа во внутреннем или межгосударственном сообщениях после получения на индикационном табло терминала ответа ВЫПОЛНЕ...

News image

Коды городов и вокзалов в системе Экспресс

Особенностью системы Экспресс от всех остальных систем АСУ железнодорожного транспорта в том, что она позволяет осуществлять продажу мест в пассажир...

Карта дорог:

News image

Черноморская железная дорога

Говоря о черноморской железной дороге, то это условное название железнодорожного пути, который протягивается по всему берегу Черного моря. На данный м...

News image

Посадочные платформы Юго-Восточной железной дороги пере

В рамках подготовки к Олимпийскому сезону 2014 года на магистрали будет проведена реконструкция остановочных пунктов и полос отвода. Об этом во врем...

Каталог производителей:

News image

Lima Locomotive Works

Lima Locomotive Works — североамериканская локомотивостроительная компания, существовавшая с 1870-х по 1950-е. Располагалось в городе Лима (штат Ога...

News image

Октябрьский электровагоноремонтный завод

Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ) – старейшее предприятие железнодорожного транспорта, выполняющее все виды ремонта и модернизации па...

News image

Трансконвертер

ООО «Трансконвертер» – совместное предприятие ЗАО «Трансмашхолдинг» с компанией «Сименс Акциенгезельшафт» («Сименс АГ», Германия). В настоящее время...

Железные дороги мира:

News image

ЧЕШСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ЧЕШСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Ceske Drahy - CD) - железные дороги на территории Чехии, ЧЖД; государственная организация, к которой в полном объеме перешл...

News image

Эластичная ставка

Правление Федеральной службы по тарифам одобрило повышение грузовых тарифов на услуги ОАО «РЖД» на 7%. Эта индексация станет основой для тарифного ...

News image

"Система" больше не претендует на ПГК

В пятницу АФК "Система" отозвала иск к ОАО РЖД, в котором требовала признать незаконным ее отстранение от торгов по продаже 25% плюс 1 акции Первой ...

История РЖД:

Сахалинская железная дорога

News image

В сентябре 1853 года экспедиция Г. И. Невельского основала на Южном Сахалине Ильинский пост (позднее Корсаковский пост - назван так в честь русского...

Бронепоезда Томской железной дороги

News image

В начале декабря 1941 года по заданию Государственного Комитета Обороны на Томской железной дороге началось формирование трех дивизионов бронепоездо...

Цифры и факты военного времени

News image

Доля железнодорожного транспорта в грузообороте в военные годы: в 1941 году – 93%; в 1942 году – 52%; в 1943 году – 58%; в 1944 году – 68%; в 1945 г...