Гончая Малаховского

Поезда - Паровозы

 гончая  малаховского

В истории отечественного дореволюционного паровозостроения пассажирские локомотивы серии С завоевали репутацию быстроходных и экономичных. Еще в 1913 году один из .первых таких паровозов с составом из 9 четырехосных вагонов прошел 650 км от Петербурга до Москвы за 7 час. 59 мин., находясь в движении 7 час. 30 мин. Несмотря на поднявшуюся метель, поезд временами развивал скорость 125 км/ч.

Новость облетела всю Россию и в известном смысле подвела итог битвы за скорость на русских железных дорогах. Это был настоящий триумф талантливого инженера, руководителя паровозо-конструкторского бюро Сормовского завода Б. Малаховского.

До появления его конструкции строили и эксплуатировали на железных дорогах России пассажирские паровозы с осевой формулой 2-3-0 и 1-3-0. Паровозы типа 2-3-0 развивали скорость 100 км/ч и более. Этому способствовала двухосная бегунковая тележка, позволявшая паровозу легко вписываться в кривые железнодорожного полотна на большой скорости. Жесткая база трех движущих осей обеспечивала движение без виляний на прямых участках. Однако у большинства локомотивов типа 2-3-0 мощность котла была меньше мощности машины, Поэтому они не могли работать на предельной скорости долгое время и для вождения курьерских поездов не годились. Причина заключалась в том, что у этих паровозов топка находилась между колесами третьей движущей оси. Для достижения большей паропроизводительности стремились увеличивать площадь колосниковой решетки. Между; тем ширина ее ограничивалась в данном случае колеей локомотива. Можно было лишь удлинять топку. Но поскольку отопление углем, дровами или торфом осуществлялось вручную, то обслуживать топку длиной более 2 м было далеко не просто. Волей-неволей приходилось ограничивать площадь колосниковой решетки. Топить же паровоз жидким топливом дороже, чем углем. Словом, нужно было как-то увеличить площадь колосниковой решетки.

Достичь этого можно было, только увеличив ее ширину и, стало быть, сдвинув назад, за пределы движущих колес. Для лучшего распределения веса паровоза по осям под сдвинутую назад и предельно расширенную топку требовалось установить поддерживающие колеса. Значит, нужно было переходить к паровозам с осевыми формулами 1-3-1 или 2-3-1. Первый тип был более предпочтительны м для казенных дорог того времени, поскольку не требовал дополнительных капиталовложений на реконструкцию депо, поворотных кругов, а также тяговых устройств. Разработкой такой машины и занялся на Сормовском заводе Б. Малаховский.

В мае 1909 года он представил на рассмотрение МПС эскизные проекты двух пассажирских локомотивов с осевыми формулами 1-3-1. Спустя два месяца один из проектов был одобрен, и конструкторскому бюро Б. Малаховского предложили изготовить рабочие чертежи. Уже к концу 1910 года 5 новых локомотивов поступили в эксплуатацию. Им была присвоена серия С, по названию завода-изготовителя (Сормовский).

У паровоза был высокосидящий котел с испаряющей поверхностью 207 м2, поверхностью нагрева паронагревателя 52 м2, с площадью колосниковой решетки 3,8 м2, котловым давлением 13 атм. и температурой перегретого пара около 320°С. Такого большого котла и топки не имел к тому времени никакой другой русский пассажирский локомотив. Простая двухцилиндровая машина (диаметр цилиндров 550 мм и ход поршня 700 мм) передавала усилие на вторую движущую колесную пару. Бегунковая и первая движущая колесные пары были установлены на поворотную тележку, имевшую механизм возврата в прямолинейное положение, а остальные колеса располагались в раме локомотива. За счет этого паровоз легко проходил кривые железнодорожного полотна. Система рессорного подвешивания колесных пар была такова, что нагрузка от них на рельсы не зависела от прогиба рессор. Удачная конструкция экипажной части, а также высокое расположение котла обеспечили паровозу спокойное движение без значительной раскачки из стороны в сторону.

Особенно удачно была спроектирована паровая машина. После отсечки пар проходил через пароперегреватель и заполнял впускные камеры распределительного механизма. Объем камер составлял треть объема цилиндров. Камеры служили своеобразным накопителем, так как в них собиралась большая часть пара, необходимого для наполнения цилиндров. Как только открывались впускные окна, пар из камер устремлялся в цилиндры, а из котла поступала лишь недостающая его часть.

Множество инженерных и конструкторских находок придало паровозу серии С новые качества. По существу, это был первый в России универсальный паровоз, одинаково пригодный для курьерских, скорых, пассажирских, почтовых и пригородных поездов. Он хорошо брал с места, мощность его котла была больше мощности паровой машины, что обеспечивало длительное сохранение предельной скорости.

Сам Б. Малаховский в шутку называл свой локомотив гончей собакой , отличающейся высокими ногами, тонким и легким костяком, сильно развитой мускулатурой, колоссальным объемом легких и мощным сердцем. Это соответствовало действительности. При совместных испытаниях с любыми другими русскими паровозами локомотив Б. Малаховского неизменно показывал лучшие результаты скорости, экономичности и плавности хода. Применение его на казенных дорогах позволило увеличить скорость курьерских и пассажирских поездов. Например, время проезда из Петербурга в Москву с четырьмя остановками сократилось до 9 часов вместо прежних 13. По заданию Н. Щукина намечалась опытная поездка между столицами за 6 часов с одной остановкой на станции Бологое. Б. Малаховский готовил для этого два паровоза, но начавшаяся первая мировая война помешала осуществлению планов.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Рельсовая колея на железных дорогах

Устройство рельсовой колеи тесно связано с конструкцией и размерами колесных пар подвижного состава. Колесная пара состоит из стальной оси, на котор...

News image

Земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные соор

3.8. Ширина земляного полотна, поверху на прямых участках пути должна соответствовать верхнему строению пути. На существующих линиях до их реконстру...

News image

Типы вагонов

Железные дороги перевозят грузы разные и по свойствам, и по размерам, и по форме, и по состоянию — это потребовало от конструкторов и строителей соз...

Пассажирские перевозки:

News image

Продажа билетов в системе Экспресс

Система “Экспресс-3” позволяет организовать продажу на железных дорогах билетов по четырем видам: реализация мест на станции формирования поезда, на...

News image

Порядок использования кассиром слипа

При оформлении проездного документа во внутреннем или межгосударственном сообщениях после получения на индикационном табло терминала ответа ВЫПОЛНЕ...

Карта дорог:

News image

Девушка, которой отрезало ногу, сама прыгнула под колес

Наше издание уже рассказывало о происшествии, которое произошло вечером 23 ноября на железнодорожной станции Свинковка Полтавского района. 1...

News image

В Башкирии изобрели средство от вандалов

Рационализаторское предложение разработали женщины – начальница Белорецкого участка связи Любовью Андреянова и старший электромеханик Татьяна Меньшика...

Каталог производителей:

News image

Бежицкий завод

Бежицкий сталелитейный завод (БСЗ) является самым крупным производителем и поставщиком вагонного литья в России. Предприятие выпускает каркасы те...

News image

Новочеркасский электровозостроительный завод

История завода берет на­чало с 8 февраля 1932 года, когда постановлением Правительства было утверждено место стройки. Через 4 года – 27 апреля 1936 ...

News image

Октябрьский электровагоноремонтный завод

Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ) – старейшее предприятие железнодорожного транспорта, выполняющее все виды ремонта и модернизации па...

Железные дороги мира:

News image

Пассажиры электричек заплатят за рельсы (ОАО РЖД),

При резком росте инфраструктурной составляющей в тарифе проезд может подорожать дополнительно на 8%. Часть тарифа за пользование железнодорожной ин...

News image

"Система" больше не претендует на ПГК

В пятницу АФК "Система" отозвала иск к ОАО РЖД, в котором требовала признать незаконным ее отстранение от торгов по продаже 25% плюс 1 акции Первой ...

News image

Израильские железные дороги

Говоря об израильских железных дорогах, то это компания-оператор, которая проводит пригородное и междугородное железнодорожное сообщение, как пассажир...

История РЖД:

Октябрьская железная дорога

News image

В 2001 году исполнилось 150 лет первой российской скоростной магистральной железной дороге Санкт-Петербург - Москва, которую сегодня мы называем Окт...

Дальневосточная железная дорога

News image

Дальневосточная железная дорога строилась как часть Транссиба, свое первое название - Уссурийская - она получила от реки Уссури. Торжества по случа...

1943 - построена железная дорога Шлиссельбург – Поляны

News image

22 января 1943 года в узкой полосе прорыва блокады по решению Государственного Комитета обороны началось строительство новой железной дороги Шлиссел...