Гончая Малаховского

Поезда - Паровозы

 гончая  малаховского

В истории отечественного дореволюционного паровозостроения пассажирские локомотивы серии С завоевали репутацию быстроходных и экономичных. Еще в 1913 году один из .первых таких паровозов с составом из 9 четырехосных вагонов прошел 650 км от Петербурга до Москвы за 7 час. 59 мин., находясь в движении 7 час. 30 мин. Несмотря на поднявшуюся метель, поезд временами развивал скорость 125 км/ч.

Новость облетела всю Россию и в известном смысле подвела итог битвы за скорость на русских железных дорогах. Это был настоящий триумф талантливого инженера, руководителя паровозо-конструкторского бюро Сормовского завода Б. Малаховского.

До появления его конструкции строили и эксплуатировали на железных дорогах России пассажирские паровозы с осевой формулой 2-3-0 и 1-3-0. Паровозы типа 2-3-0 развивали скорость 100 км/ч и более. Этому способствовала двухосная бегунковая тележка, позволявшая паровозу легко вписываться в кривые железнодорожного полотна на большой скорости. Жесткая база трех движущих осей обеспечивала движение без виляний на прямых участках. Однако у большинства локомотивов типа 2-3-0 мощность котла была меньше мощности машины, Поэтому они не могли работать на предельной скорости долгое время и для вождения курьерских поездов не годились. Причина заключалась в том, что у этих паровозов топка находилась между колесами третьей движущей оси. Для достижения большей паропроизводительности стремились увеличивать площадь колосниковой решетки. Между; тем ширина ее ограничивалась в данном случае колеей локомотива. Можно было лишь удлинять топку. Но поскольку отопление углем, дровами или торфом осуществлялось вручную, то обслуживать топку длиной более 2 м было далеко не просто. Волей-неволей приходилось ограничивать площадь колосниковой решетки. Топить же паровоз жидким топливом дороже, чем углем. Словом, нужно было как-то увеличить площадь колосниковой решетки.

Достичь этого можно было, только увеличив ее ширину и, стало быть, сдвинув назад, за пределы движущих колес. Для лучшего распределения веса паровоза по осям под сдвинутую назад и предельно расширенную топку требовалось установить поддерживающие колеса. Значит, нужно было переходить к паровозам с осевыми формулами 1-3-1 или 2-3-1. Первый тип был более предпочтительны м для казенных дорог того времени, поскольку не требовал дополнительных капиталовложений на реконструкцию депо, поворотных кругов, а также тяговых устройств. Разработкой такой машины и занялся на Сормовском заводе Б. Малаховский.

В мае 1909 года он представил на рассмотрение МПС эскизные проекты двух пассажирских локомотивов с осевыми формулами 1-3-1. Спустя два месяца один из проектов был одобрен, и конструкторскому бюро Б. Малаховского предложили изготовить рабочие чертежи. Уже к концу 1910 года 5 новых локомотивов поступили в эксплуатацию. Им была присвоена серия С, по названию завода-изготовителя (Сормовский).

У паровоза был высокосидящий котел с испаряющей поверхностью 207 м2, поверхностью нагрева паронагревателя 52 м2, с площадью колосниковой решетки 3,8 м2, котловым давлением 13 атм. и температурой перегретого пара около 320°С. Такого большого котла и топки не имел к тому времени никакой другой русский пассажирский локомотив. Простая двухцилиндровая машина (диаметр цилиндров 550 мм и ход поршня 700 мм) передавала усилие на вторую движущую колесную пару. Бегунковая и первая движущая колесные пары были установлены на поворотную тележку, имевшую механизм возврата в прямолинейное положение, а остальные колеса располагались в раме локомотива. За счет этого паровоз легко проходил кривые железнодорожного полотна. Система рессорного подвешивания колесных пар была такова, что нагрузка от них на рельсы не зависела от прогиба рессор. Удачная конструкция экипажной части, а также высокое расположение котла обеспечили паровозу спокойное движение без значительной раскачки из стороны в сторону.

Особенно удачно была спроектирована паровая машина. После отсечки пар проходил через пароперегреватель и заполнял впускные камеры распределительного механизма. Объем камер составлял треть объема цилиндров. Камеры служили своеобразным накопителем, так как в них собиралась большая часть пара, необходимого для наполнения цилиндров. Как только открывались впускные окна, пар из камер устремлялся в цилиндры, а из котла поступала лишь недостающая его часть.

Множество инженерных и конструкторских находок придало паровозу серии С новые качества. По существу, это был первый в России универсальный паровоз, одинаково пригодный для курьерских, скорых, пассажирских, почтовых и пригородных поездов. Он хорошо брал с места, мощность его котла была больше мощности паровой машины, что обеспечивало длительное сохранение предельной скорости.

Сам Б. Малаховский в шутку называл свой локомотив гончей собакой , отличающейся высокими ногами, тонким и легким костяком, сильно развитой мускулатурой, колоссальным объемом легких и мощным сердцем. Это соответствовало действительности. При совместных испытаниях с любыми другими русскими паровозами локомотив Б. Малаховского неизменно показывал лучшие результаты скорости, экономичности и плавности хода. Применение его на казенных дорогах позволило увеличить скорость курьерских и пассажирских поездов. Например, время проезда из Петербурга в Москву с четырьмя остановками сократилось до 9 часов вместо прежних 13. По заданию Н. Щукина намечалась опытная поездка между столицами за 6 часов с одной остановкой на станции Бологое. Б. Малаховский готовил для этого два паровоза, но начавшаяся первая мировая война помешала осуществлению планов.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Выписка из Правил технической эксплуатации железных дорог Ро

Глава III. Сооружения и устройства путевого хозяйства. Пересечения, переезды и примыкания железных дорог 3.21

News image

Классификация и организация производства путевых работ

Объемы работ, подлежащих выполнению, и нормы периодичности производства различных видов ремонта определяются установленной классификацией путевых ра...

News image

Автосцепка

Чтобы локомотив мог прицепиться к составу и тянуть за собой несколько тысяч тонн, его надо оборудовать каким-то устройством. В таком же устройстве н...

Пассажирские перевозки:

News image

Коды городов и вокзалов в системе Экспресс

Особенностью системы Экспресс от всех остальных систем АСУ железнодорожного транспорта в том, что она позволяет осуществлять продажу мест в пассажир...

News image

Что такое система Экспресс

Первая отечественная система, полностью автоматизирующая все билетно-кассовые операции, начала работать в 1972 году в Московском железнодорожном узл...

Карта дорог:

News image

Израильские железные дороги

Говоря об израильских железных дорогах, то это компания-оператор, которая проводит пригородное и междугородное железнодорожное сообщение, как пассажир...

News image

На Западно-Сибирской железной дороге сдан в эксплуатаци

09.11.2012 Новый переход через железнодорожные пути построен на станции Коченево. Стоимость строительства объекта составила более 70 млн рублей. ...

Каталог производителей:

News image

Тверской вагоностроительный завод

Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) – самое крупное предприятие России и СНГ по производству различных типов пассажирских вагонов локомотивной т...

News image

Новочеркасский электровозостроительный завод

История завода берет на­чало с 8 февраля 1932 года, когда постановлением Правительства было утверждено место стройки. Через 4 года – 27 апреля 1936 ...

News image

Завод имени Малышева

Харьковский завод Русского паровозостроительного и механического акционерного общества (ХПЗ РПиМО) был построен в 1896 году в районе, названном Бала...

Железные дороги мира:

News image

Обратная связь

На Октябрьской дороге внедряется новая форма работы с локомотивными бригадами – с привлечением узловых рабочих групп. Вместо планёрок провод...

News image

Кузбасские железнодорожники вывезли за две недели более

За две недели, с 12 по 25 ноября, с полигона Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги вывезено более 460 тысяч кубометров снега. ...

News image

ЯПОНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ЯПОНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Japanese National Railways - JNR) - Национальные железные дороги, ЯНЖД; составляют основу ж.-д. сети страны; в 1987 г. по ...

История РЖД:

1943 - построена железная дорога Шлиссельбург – Поляны

News image

22 января 1943 года в узкой полосе прорыва блокады по решению Государственного Комитета обороны началось строительство новой железной дороги Шлиссел...

Свердловская железная дорога

News image

Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. Еще в 1834 г. тагильскими крепостными крестьянами Е. А

Сахалинская железная дорога

News image

В сентябре 1853 года экспедиция Г. И. Невельского основала на Южном Сахалине Ильинский пост (позднее Корсаковский пост - назван так в честь русского...