Гончая Малаховского

Поезда - Паровозы

 гончая  малаховского

В истории отечественного дореволюционного паровозостроения пассажирские локомотивы серии С завоевали репутацию быстроходных и экономичных. Еще в 1913 году один из .первых таких паровозов с составом из 9 четырехосных вагонов прошел 650 км от Петербурга до Москвы за 7 час. 59 мин., находясь в движении 7 час. 30 мин. Несмотря на поднявшуюся метель, поезд временами развивал скорость 125 км/ч.

Новость облетела всю Россию и в известном смысле подвела итог битвы за скорость на русских железных дорогах. Это был настоящий триумф талантливого инженера, руководителя паровозо-конструкторского бюро Сормовского завода Б. Малаховского.

До появления его конструкции строили и эксплуатировали на железных дорогах России пассажирские паровозы с осевой формулой 2-3-0 и 1-3-0. Паровозы типа 2-3-0 развивали скорость 100 км/ч и более. Этому способствовала двухосная бегунковая тележка, позволявшая паровозу легко вписываться в кривые железнодорожного полотна на большой скорости. Жесткая база трех движущих осей обеспечивала движение без виляний на прямых участках. Однако у большинства локомотивов типа 2-3-0 мощность котла была меньше мощности машины, Поэтому они не могли работать на предельной скорости долгое время и для вождения курьерских поездов не годились. Причина заключалась в том, что у этих паровозов топка находилась между колесами третьей движущей оси. Для достижения большей паропроизводительности стремились увеличивать площадь колосниковой решетки. Между; тем ширина ее ограничивалась в данном случае колеей локомотива. Можно было лишь удлинять топку. Но поскольку отопление углем, дровами или торфом осуществлялось вручную, то обслуживать топку длиной более 2 м было далеко не просто. Волей-неволей приходилось ограничивать площадь колосниковой решетки. Топить же паровоз жидким топливом дороже, чем углем. Словом, нужно было как-то увеличить площадь колосниковой решетки.

Достичь этого можно было, только увеличив ее ширину и, стало быть, сдвинув назад, за пределы движущих колес. Для лучшего распределения веса паровоза по осям под сдвинутую назад и предельно расширенную топку требовалось установить поддерживающие колеса. Значит, нужно было переходить к паровозам с осевыми формулами 1-3-1 или 2-3-1. Первый тип был более предпочтительны м для казенных дорог того времени, поскольку не требовал дополнительных капиталовложений на реконструкцию депо, поворотных кругов, а также тяговых устройств. Разработкой такой машины и занялся на Сормовском заводе Б. Малаховский.

В мае 1909 года он представил на рассмотрение МПС эскизные проекты двух пассажирских локомотивов с осевыми формулами 1-3-1. Спустя два месяца один из проектов был одобрен, и конструкторскому бюро Б. Малаховского предложили изготовить рабочие чертежи. Уже к концу 1910 года 5 новых локомотивов поступили в эксплуатацию. Им была присвоена серия С, по названию завода-изготовителя (Сормовский).

У паровоза был высокосидящий котел с испаряющей поверхностью 207 м2, поверхностью нагрева паронагревателя 52 м2, с площадью колосниковой решетки 3,8 м2, котловым давлением 13 атм. и температурой перегретого пара около 320°С. Такого большого котла и топки не имел к тому времени никакой другой русский пассажирский локомотив. Простая двухцилиндровая машина (диаметр цилиндров 550 мм и ход поршня 700 мм) передавала усилие на вторую движущую колесную пару. Бегунковая и первая движущая колесные пары были установлены на поворотную тележку, имевшую механизм возврата в прямолинейное положение, а остальные колеса располагались в раме локомотива. За счет этого паровоз легко проходил кривые железнодорожного полотна. Система рессорного подвешивания колесных пар была такова, что нагрузка от них на рельсы не зависела от прогиба рессор. Удачная конструкция экипажной части, а также высокое расположение котла обеспечили паровозу спокойное движение без значительной раскачки из стороны в сторону.

Особенно удачно была спроектирована паровая машина. После отсечки пар проходил через пароперегреватель и заполнял впускные камеры распределительного механизма. Объем камер составлял треть объема цилиндров. Камеры служили своеобразным накопителем, так как в них собиралась большая часть пара, необходимого для наполнения цилиндров. Как только открывались впускные окна, пар из камер устремлялся в цилиндры, а из котла поступала лишь недостающая его часть.

Множество инженерных и конструкторских находок придало паровозу серии С новые качества. По существу, это был первый в России универсальный паровоз, одинаково пригодный для курьерских, скорых, пассажирских, почтовых и пригородных поездов. Он хорошо брал с места, мощность его котла была больше мощности паровой машины, что обеспечивало длительное сохранение предельной скорости.

Сам Б. Малаховский в шутку называл свой локомотив гончей собакой , отличающейся высокими ногами, тонким и легким костяком, сильно развитой мускулатурой, колоссальным объемом легких и мощным сердцем. Это соответствовало действительности. При совместных испытаниях с любыми другими русскими паровозами локомотив Б. Малаховского неизменно показывал лучшие результаты скорости, экономичности и плавности хода. Применение его на казенных дорогах позволило увеличить скорость курьерских и пассажирских поездов. Например, время проезда из Петербурга в Москву с четырьмя остановками сократилось до 9 часов вместо прежних 13. По заданию Н. Щукина намечалась опытная поездка между столицами за 6 часов с одной остановкой на станции Бологое. Б. Малаховский готовил для этого два паровоза, но начавшаяся первая мировая война помешала осуществлению планов.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Крытые вагоны

Двухосные крытые вагоны грузоподъемностью 20 т начали строить в 1923 г. Помимо увеличенной грузоподъемности, эта конструкция отличалась от крытого н...

News image

О контейнерных перевозках по железным дорогам

Контейнерные перевозки после развала СССР стали существенно отличаться от тех, которые существовали в 1970-е и 1980-е годы из-за наличия государстве...

News image

Платформы и изотермические вагоны

В 1923 г. Усть-Катавский завод начал строить платформы грузоподъемностью 20 т. Такие вагоны затем строились на Тверском вагоностроительном заводе, н...

Пассажирские перевозки:

News image

Вагоны, перестроенные Ковровскими мастерскими

Переделывая пассажирские вагоны заграничной постройки, Ковровские мастерские внесли в них значительные конструктивные усовершенствования, которые за...

News image

Вагон-салон особого назначения

Интересные памятники железнодорожной техники — старые вагоны. Первый ныне редчайший — это вагон-салон особого назначения, который был специально пос...

Карта дорог:

News image

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Пролегает на северо-западе России, образована (1922 г.) на базе Калининградского отделения Прибалтийской железной дороги. Эксплуатационная длина дор...

News image

Северная магистраль || В условиях переходного периода

События 1990-х годов привнесли немало трудностей в работу железнодорожного транспорта, Северной магистрали в том числе. Ухудшилось финансиро...

Каталог производителей:

News image

Демиховский машиностроительный завод

Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ) – это головное предприятие в России по разработке и производству электропоездов пригородного и областного...

News image

Новочеркасский электровозостроительный завод

История завода берет на­чало с 8 февраля 1932 года, когда постановлением Правительства было утверждено место стройки. Через 4 года – 27 апреля 1936 ...

News image

Lima Locomotive Works

Lima Locomotive Works — североамериканская локомотивостроительная компания, существовавшая с 1870-х по 1950-е. Располагалось в городе Лима (штат Ога...

Железные дороги мира:

News image

Обратная связь

На Октябрьской дороге внедряется новая форма работы с локомотивными бригадами – с привлечением узловых рабочих групп. Вместо планёрок провод...

News image

Страны БРИКС вкладываются в дорожную инфраструктуру (Ин

К 2020 году правительство России намерено построить и отремонтировать 14 тыс. км автодорог и 2,5 тыс. км железнодорожных линий, затратив на это 12,5 т...

News image

Кузбасские железнодорожники вывезли за две недели более

За две недели, с 12 по 25 ноября, с полигона Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги вывезено более 460 тысяч кубометров снега. ...

История РЖД:

Северная железная дорога

News image

Северная железная дорога пролегает на Севере и Северо-Востоке России, по территории Полярного Урала и северной части бассейна реки Оби. Управление д...

1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной

News image

1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной дороги был сдан в эксплуатацию двухкилометровый участок пути, на котором впервые была уложен...

1899 - завершилось строительство железнодорожного моста

News image

Мост через Енисей был первым в России и вторым на Евроазиатском материке по величине пролетов - 145 м. История его строительства такова. В конце ...