ИСТОРИЧЕСКИЙ 293-й

Поезда - Паровозы

исторический 293-й

Исторический паровоз с номером 293 установлен в мемориальном павильоне на Финляндском вокзале в Ленинграде. На нем в 1917 году машинист Гуго Эрикович Ялава дважды перевозил через финляндскую границу Владимира Ильича Ленина. Ленинградцы и гости города часто посещают вечную стоянку 293-го. Около него можно увидеть ветеранов войны и труда, молодежь, гостей из-за рубежа. Его изображают на конвертах, в книгах, о нем пишут стихи и рассказы, его модели стоят в музеях, их повторяют на станциях юных техников и в клубах железнодорожного моделизма.

Переезду Ильича в Финляндию предшествовали бурные июньские события 1917 года в Петрограде. После расстрела мирной демонстрации рабочих и солдат и нападений юнкеров на редакцию и типографию газеты «Правда» партия большевиков ушла в подполье. Владимиру Ильичу тоже пришлось перейти на нелегальное положение, скрываться от ищеек Временного правительства.

Сначала он жил и работал на чердаке сарая у рабочего-большевика Николая Александровича Емельянова, а затем под видом финского косца - в шалаше на берегу Сестрорецкого разлива. К концу лета зачастили дожди, сенокос закончился и жить в лесу становилось опасно - всюду рыскали ищейки Керенского,

ЦК партии поручил опытным конспираторам А. В. Шотману и Э. А. Рахье организовать переезд Ленина в Финляндию. Наступил день отъезда.

...9 августа 1917 года, станция Удельная. Точно по расписанию 71-й пригородный, замедляя ход, приближался к станции. Опытный машинист Г. Э. Ялава напряженно вглядывался в темноту. На платформе пассажиры, у переезда - огонек курильщика, под тусклым фонарем кто-то читает газету. Непосвященного наблюдателя вряд ли заинтересовала бы эта обыденная картина. Но для Гуго она означала: все в порядке. Обычно машинист останавливал локомотив у фонаря в конце платформы. Было условлено, что в этот раз Гуго «протащит» поезд и остановит паровоз в темноте за платформой, у самого железнодорожного переезда. Скрипят тормоза, поезд плавно останавливается. Из темноты быстро вышел коренастый, среднего роста человек, ухватился за поручни и легко поднялся в будку паровоза.

В первый вагон поезда сели Э. Рахья и А. Шотман. Обер-кондуктор дал сигнал отправления, и поезд тронулся. На каждой станции Э. Рахья и А. Шотман выходили из вагона и, сжимая в карманах заряженные револьверы, с волнением наблюдали за паровозом. Они были готовы защитить Ильича.

Минут через 30 поезд прибыл к пограничной станции Белоостров. Стоянка 20 минут, к тому же именно здесь проходил таможенный досмотр. Гуго знал, что обычно паровозную бригаду не проверяли, но понимал, как важно избежать любой случайности. И хотя у Ленина документы были надежные, Ялава решил не рисковать. Он остановил состав дальше обычного. Помощник машиниста сразу же соскочил на землю и отцепил вагоны. Ялава же повел паровоз к водоналивной колонке, находящейся почти у самой речки, в 200-250 метрах от станции и держал его там до самого сигнала к отправлению. Пока помощник прицеплял паровоз, Гуго осмотрел платформу: спокойно, Рахья в окне вагона курит папиросу - значит, все в порядке, можно ехать, Вот и свисток кондуктора, машинист открыл клапан, состав тронулся и через 5 минут пересек финляндскую границу.

Гуго предложил Владимиру Ильичу перейти в первый вагон, но Ленин предпочел и остаток пути проехать на паровозе. Ильич видел, что помощник, прежде чем кидать дрова в топку, сбрасывает их из тендера в клетку паровозной будки. Он снял пальто, засучил рукава, поднялся на тендер и стал сбрасывать дрова.

Помощник был доволен «кочегаром», ведь пока Ленин работал, он смог раскурить трубку. Но вот клеть наполнилась дровами, Ильич выбрал полено потолще и сел на него рядом с машинистом. Говорить мешал стук и грохот паровоза, поэтому приходилось кричать. Тем не менее беседа состоялась. Гуго расспрашивал Ленина о возможностях революции в Финляндии, а Ильичу хотелось знать о настроениях среди финских рабочих. Помощник Ялавы по-русски не понимал и молча попыхивал трубкой.

В 2 часа 45 минут 71-й поезд прибыл на станцию Териоки. «Кочегар» покинул паровоз. С платформы Ленин приветливо помахал рукой машинисту 293-го Гуго Ялаве и вместе с Э. Рахья и А. Шотманом направился в деревню Ялкала... Так начиналась последняя эмиграция Владимира Ильича.

Наконец 3 октября ЦК РСДРП(б) принял решение: «Предложить Ильичу перебраться в Питер, чтобы была возможна постоянная и тесная связь». Как и в летний переезд через границу, эту операцию поручили Э. А, Рахье и Г. Э. Ялаве. Проведена она была 7 октября.

Дальнейшие события развивались стремительно: через три недели свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, а вскоре грянула гражданская война. В зона военных действий оказалось около 80% железнодорожной сети дореволюционной России. В освобожденных районах количество локомотивов, попавших на паровозные кладбища, превысило 70%. Не хватало топлива, запчастей, металла. В этих критических условиях молодой Советской Республике пришлось самостоятельно восстанавливать железнодорожный транспорт. В те годы Владимир Ильич писал: «Выпустить из ремонта паровоз - все равно, что разбить белую дивизию».

Ленинский призыв взволновал передовых рабочих. Не случайно именно на транспорте родилось замечательное патриотическое движение - коммунистические субботники.

...В один из мартовских дней 1920-го машинист депо Финляндского вокзала Герман Германович Рийконен предложил «...отметить пролетарский праздник 1 Мая хорошим подарком Республике». Сформировалась группа из четырех машинистов и троих помощников. Выбрать на паровозном кладбище подходящий локомотив поручили самому молодому машинисту Вальдемару Виролайнену, Осматривая «мертвые» машины, Вальдемар увидел паровоз Г, Ялавы, Он сразу же вспомнил, с какой любовью изучал и смазывал машину 293-го еще в 1916-м. Котел и экипажная часть были в хорошем состоянии.

Этот паровоз был построен в 1900 году на заводе Балдвина в американском городе Ричмонде. Управление Финляндских железных дорог приобрело его в 1913-м, Пять лет Гуго Ялава водил поезда на 293-м между Петербургом и Райволой. В начале 1918-го машинистом стал Николай Рыбкин, но ненадолго. Уже в апреле у выходного семафора локомотив маневрового состава врезался в бок 293-го, В аварии разбило левую паровую машину, слетела труба и песочница.

Энтузиастам предстояло отремонтировать и сдать в эксплуатацию этот паровоз. Группа Рийконена оставалась после работы, трудилась до позднего вечера. Утром 1 Мая, поблескивая свежей краской, он стал у перрона Финляндского вокзала. С этого дня его использовали для вождения пригородных поездов, а в 1924 году, вместе с другим имуществом, передали Финляндской железной дороге.

Шли годы, Отгремела Великая Отечественная война, налаживалась мирная жизнь, крепли дружественные связи советского народа с народом соседней Финляндии. Вальдемара Матвеевича, теперь уже генерал-директора тяги 3-го ранга, депутата Верховного Совета, не покидали воспоминания о паровозе № 293. Хотелось разыскать исторический локомотив. И вот мечта Виролайнена сбылась, В 1947 году ему удалось узнать, что 293-й цел и невредим, приписан к депо города Тампере, водит пригородные поезда.

Прошло еще 10 лет...

13 июня 1957 года в Хельсинки состоялась торжественная церемония передачи 293-го советской правительственной делегации, спустя четыре дня финские машинисты Т. Солио и его помощник X. Яяккола привели его на пограничную станцию Вайниккала. Локомотив приняла советская паровозная бригада Выборгского депо: машинист В. Тепляков и его помощник В, Сериков.

В 16 часов 21 минуту торжественно прозвучал свисток дежурного, ему вторил сигнальный колокол 293-го, и ленинский паровоз отправился к нашей пограничной станции Лужайка. Радостно встретили локомотив рабочие, колхозники, школьники. А 20 июня состоялась торжественная встреча в Ленинграде.

После возвращения 293-го его реконструировали рабочие и инженеры депо Ленинград-Финляндский. По проекту архитекторов П. Ашастина и Е. Лоханова рабочие Ленметростроя построили на Финляндском вокзале павильон из стекла и металла. Здесь 4 ноября 1964 года в 8 часов 40 минут утра паровоз N2 293 был установлен на вечную стоянку,




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Меры по восстановлению вагонного парка

В молодой Советской республике принимались энергичные меры к восстановлению железнодорожного транспорта. Большое внимание уделялось ремонту вагонов ...

News image

Железные дороги - артерии жизни

По бескрайним просторам нашей страны на север, запад, юг и восток протянулись нити железных дорог. И ничто не остановило их: ни реки, ни гор ни веко...

News image

Цистерны для перевозки порошкообразных грузов

Чтобы обеспечить безопасность движения на железнодорожном транспорте, цистерны для перевозки порошкообразных грузов изготавливают в полном соответст...

Пассажирские перевозки:

News image

Вагоны, перестроенные Ковровскими мастерскими

Переделывая пассажирские вагоны заграничной постройки, Ковровские мастерские внесли в них значительные конструктивные усовершенствования, которые за...

News image

Железнодорожные билеты

Билетом называется документ установленной формы на право проезда по железным дорогам в прямом, местном, пригородном или международном сообщении. На ...

Карта дорог:

News image

Первая пассажирская станция Малого кольца МЖД готова к

Первая станция Малого кольца Московской железной дороги “Лефортово” готова к пассажирскому движению. Открытие пассажирского движения по Мало...

News image

ПРИВОЛЖСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Пролегает на юго-востоке Европейской части России в районах Нижней Волги и среднего течения Дона, в основном на территории Саратовской, Волгоградско...

Каталог производителей:

News image

Метровагонмаш

Метровагонмаш (МВМ) – одно из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения. Предприятие специализируется на разрабо...

News image

Новочеркасский электровозостроительный завод

История завода берет на­чало с 8 февраля 1932 года, когда постановлением Правительства было утверждено место стройки. Через 4 года – 27 апреля 1936 ...

News image

Fablok

Pierwsza Fabryka Lokomotyw w Polsce «FABLOK» Spółka Akcyjna в настоящее время более известная как просто Fablok — польская локомотивост...

Железные дороги мира:

News image

ЧЕШСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ЧЕШСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Ceske Drahy - CD) - железные дороги на территории Чехии, ЧЖД; государственная организация, к которой в полном объеме перешл...

News image

Железные дороги России

Еще во времена, когда оборот увеличился лишь на четыре процента, прибыль понизилась сравнительно с 2011-м годом в России на всех железных дорогах. Так...

News image

Октябрьская железная дорога принимает меры для снижения

В 2012 году Октябрьской железной дорогой совместно с Балтийским государственным техническим университетом «Военмех» была разработана и предложена дл...

История РЖД:

Куйбышевская железная дорога

News image

Куйбышевская железная дорога пролегает по территории Татарии, Башкирии, Мордовии, Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской, Самарской, Саратов...

Калининградская железная дорога

News image

Калининградская железная дорога проходит по территории Калининградской области. Калининградская область до 1946 года представляла собой северную час...

Цифры и факты военного времени

News image

Доля железнодорожного транспорта в грузообороте в военные годы: в 1941 году – 93%; в 1942 году – 52%; в 1943 году – 58%; в 1944 году – 68%; в 1945 г...