ИСТОРИЧЕСКИЙ 293-й

Поезда - Паровозы

исторический 293-й

Исторический паровоз с номером 293 установлен в мемориальном павильоне на Финляндском вокзале в Ленинграде. На нем в 1917 году машинист Гуго Эрикович Ялава дважды перевозил через финляндскую границу Владимира Ильича Ленина. Ленинградцы и гости города часто посещают вечную стоянку 293-го. Около него можно увидеть ветеранов войны и труда, молодежь, гостей из-за рубежа. Его изображают на конвертах, в книгах, о нем пишут стихи и рассказы, его модели стоят в музеях, их повторяют на станциях юных техников и в клубах железнодорожного моделизма.

Переезду Ильича в Финляндию предшествовали бурные июньские события 1917 года в Петрограде. После расстрела мирной демонстрации рабочих и солдат и нападений юнкеров на редакцию и типографию газеты «Правда» партия большевиков ушла в подполье. Владимиру Ильичу тоже пришлось перейти на нелегальное положение, скрываться от ищеек Временного правительства.

Сначала он жил и работал на чердаке сарая у рабочего-большевика Николая Александровича Емельянова, а затем под видом финского косца - в шалаше на берегу Сестрорецкого разлива. К концу лета зачастили дожди, сенокос закончился и жить в лесу становилось опасно - всюду рыскали ищейки Керенского,

ЦК партии поручил опытным конспираторам А. В. Шотману и Э. А. Рахье организовать переезд Ленина в Финляндию. Наступил день отъезда.

...9 августа 1917 года, станция Удельная. Точно по расписанию 71-й пригородный, замедляя ход, приближался к станции. Опытный машинист Г. Э. Ялава напряженно вглядывался в темноту. На платформе пассажиры, у переезда - огонек курильщика, под тусклым фонарем кто-то читает газету. Непосвященного наблюдателя вряд ли заинтересовала бы эта обыденная картина. Но для Гуго она означала: все в порядке. Обычно машинист останавливал локомотив у фонаря в конце платформы. Было условлено, что в этот раз Гуго «протащит» поезд и остановит паровоз в темноте за платформой, у самого железнодорожного переезда. Скрипят тормоза, поезд плавно останавливается. Из темноты быстро вышел коренастый, среднего роста человек, ухватился за поручни и легко поднялся в будку паровоза.

В первый вагон поезда сели Э. Рахья и А. Шотман. Обер-кондуктор дал сигнал отправления, и поезд тронулся. На каждой станции Э. Рахья и А. Шотман выходили из вагона и, сжимая в карманах заряженные револьверы, с волнением наблюдали за паровозом. Они были готовы защитить Ильича.

Минут через 30 поезд прибыл к пограничной станции Белоостров. Стоянка 20 минут, к тому же именно здесь проходил таможенный досмотр. Гуго знал, что обычно паровозную бригаду не проверяли, но понимал, как важно избежать любой случайности. И хотя у Ленина документы были надежные, Ялава решил не рисковать. Он остановил состав дальше обычного. Помощник машиниста сразу же соскочил на землю и отцепил вагоны. Ялава же повел паровоз к водоналивной колонке, находящейся почти у самой речки, в 200-250 метрах от станции и держал его там до самого сигнала к отправлению. Пока помощник прицеплял паровоз, Гуго осмотрел платформу: спокойно, Рахья в окне вагона курит папиросу - значит, все в порядке, можно ехать, Вот и свисток кондуктора, машинист открыл клапан, состав тронулся и через 5 минут пересек финляндскую границу.

Гуго предложил Владимиру Ильичу перейти в первый вагон, но Ленин предпочел и остаток пути проехать на паровозе. Ильич видел, что помощник, прежде чем кидать дрова в топку, сбрасывает их из тендера в клетку паровозной будки. Он снял пальто, засучил рукава, поднялся на тендер и стал сбрасывать дрова.

Помощник был доволен «кочегаром», ведь пока Ленин работал, он смог раскурить трубку. Но вот клеть наполнилась дровами, Ильич выбрал полено потолще и сел на него рядом с машинистом. Говорить мешал стук и грохот паровоза, поэтому приходилось кричать. Тем не менее беседа состоялась. Гуго расспрашивал Ленина о возможностях революции в Финляндии, а Ильичу хотелось знать о настроениях среди финских рабочих. Помощник Ялавы по-русски не понимал и молча попыхивал трубкой.

В 2 часа 45 минут 71-й поезд прибыл на станцию Териоки. «Кочегар» покинул паровоз. С платформы Ленин приветливо помахал рукой машинисту 293-го Гуго Ялаве и вместе с Э. Рахья и А. Шотманом направился в деревню Ялкала... Так начиналась последняя эмиграция Владимира Ильича.

Наконец 3 октября ЦК РСДРП(б) принял решение: «Предложить Ильичу перебраться в Питер, чтобы была возможна постоянная и тесная связь». Как и в летний переезд через границу, эту операцию поручили Э. А, Рахье и Г. Э. Ялаве. Проведена она была 7 октября.

Дальнейшие события развивались стремительно: через три недели свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, а вскоре грянула гражданская война. В зона военных действий оказалось около 80% железнодорожной сети дореволюционной России. В освобожденных районах количество локомотивов, попавших на паровозные кладбища, превысило 70%. Не хватало топлива, запчастей, металла. В этих критических условиях молодой Советской Республике пришлось самостоятельно восстанавливать железнодорожный транспорт. В те годы Владимир Ильич писал: «Выпустить из ремонта паровоз - все равно, что разбить белую дивизию».

Ленинский призыв взволновал передовых рабочих. Не случайно именно на транспорте родилось замечательное патриотическое движение - коммунистические субботники.

...В один из мартовских дней 1920-го машинист депо Финляндского вокзала Герман Германович Рийконен предложил «...отметить пролетарский праздник 1 Мая хорошим подарком Республике». Сформировалась группа из четырех машинистов и троих помощников. Выбрать на паровозном кладбище подходящий локомотив поручили самому молодому машинисту Вальдемару Виролайнену, Осматривая «мертвые» машины, Вальдемар увидел паровоз Г, Ялавы, Он сразу же вспомнил, с какой любовью изучал и смазывал машину 293-го еще в 1916-м. Котел и экипажная часть были в хорошем состоянии.

Этот паровоз был построен в 1900 году на заводе Балдвина в американском городе Ричмонде. Управление Финляндских железных дорог приобрело его в 1913-м, Пять лет Гуго Ялава водил поезда на 293-м между Петербургом и Райволой. В начале 1918-го машинистом стал Николай Рыбкин, но ненадолго. Уже в апреле у выходного семафора локомотив маневрового состава врезался в бок 293-го, В аварии разбило левую паровую машину, слетела труба и песочница.

Энтузиастам предстояло отремонтировать и сдать в эксплуатацию этот паровоз. Группа Рийконена оставалась после работы, трудилась до позднего вечера. Утром 1 Мая, поблескивая свежей краской, он стал у перрона Финляндского вокзала. С этого дня его использовали для вождения пригородных поездов, а в 1924 году, вместе с другим имуществом, передали Финляндской железной дороге.

Шли годы, Отгремела Великая Отечественная война, налаживалась мирная жизнь, крепли дружественные связи советского народа с народом соседней Финляндии. Вальдемара Матвеевича, теперь уже генерал-директора тяги 3-го ранга, депутата Верховного Совета, не покидали воспоминания о паровозе № 293. Хотелось разыскать исторический локомотив. И вот мечта Виролайнена сбылась, В 1947 году ему удалось узнать, что 293-й цел и невредим, приписан к депо города Тампере, водит пригородные поезда.

Прошло еще 10 лет...

13 июня 1957 года в Хельсинки состоялась торжественная церемония передачи 293-го советской правительственной делегации, спустя четыре дня финские машинисты Т. Солио и его помощник X. Яяккола привели его на пограничную станцию Вайниккала. Локомотив приняла советская паровозная бригада Выборгского депо: машинист В. Тепляков и его помощник В, Сериков.

В 16 часов 21 минуту торжественно прозвучал свисток дежурного, ему вторил сигнальный колокол 293-го, и ленинский паровоз отправился к нашей пограничной станции Лужайка. Радостно встретили локомотив рабочие, колхозники, школьники. А 20 июня состоялась торжественная встреча в Ленинграде.

После возвращения 293-го его реконструировали рабочие и инженеры депо Ленинград-Финляндский. По проекту архитекторов П. Ашастина и Е. Лоханова рабочие Ленметростроя построили на Финляндском вокзале павильон из стекла и металла. Здесь 4 ноября 1964 года в 8 часов 40 минут утра паровоз N2 293 был установлен на вечную стоянку,




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Пересечения, переезды и примыкания железных дорог

3.29. Примыкание вновь строящихся линий и подъездных путей к главным путям на перегонах может быть допущено в исключительных случаях с разрешения Ми...

News image

Цистерны

Закупленные за рубежом в начале 20-х годов 1500 четырехосных цистерн имели котел, склепанный из двух днищ (толщина стенки 13 мм) и из четырех продол...

News image

Железные дороги - артерии жизни

По бескрайним просторам нашей страны на север, запад, юг и восток протянулись нити железных дорог. И ничто не остановило их: ни реки, ни гор ни веко...

Пассажирские перевозки:

News image

Пассажирские вагоны

Первые пассажирские вагоны отечественной постройки созданы на Александровском заводе, обладавшем высоким техническим потенциалом. Вагоны, закупленны...

News image

Аппаратура системы Экспресс

Терминал системы Экспресс-2 предназначается для работы билетного кассира, агента справочного бюро, работников пассажирской и финансовых служб. Вс...

Карта дорог:

News image

«Южно-Кавказская железная дорога» уже запустила электри

Теперь начиная с первого июля, все любители отдохнуть на озере Севан смогут воспользоваться услугами электрички от «Южно-Кавказская железная дорога» к...

News image

На Тихвинский вагоностроительный приедут практиканты

31.10.2012 Тихвинский вагоностроительный завод расширяет взаимодействие с ВУЗами  

Каталог производителей:

News image

NOHAB

NOHAB (Nydqvist & Holm AB) — шведская компания, располагавшаяся в городе Трольхеттан и специализировавшаяся на производстве локомотивов. Компани...

News image

Луганский тепловозостроительный завод

Луга нский тепловозострои тельный заво д (ОАО «Холдинговая компания „Лугансктепловоз“») (ПФТС: LTPL) — завод в городе Луганск (Украина), выпускающий...

News image

Октябрьский электровагоноремонтный завод

Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ) – старейшее предприятие железнодорожного транспорта, выполняющее все виды ремонта и модернизации па...

Железные дороги мира:

News image

Центральный вокзал в Бангкоке

В Бангкоке главным железнодорожным вокзалом считается Хуа Лампхонг и он располагается неподалеку от района под названием Чайна-Тауна. С данного вокзал...

News image

ПОЛЬСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ПОЛЬСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Pol-skie Koleje Panstwowe - РКР SA) - Государственные железные дороги, ПКП. Протяженность линий (2001 г.) 21 272 км, в т.ч

News image

Северная магистраль || В условиях переходного периода

События 1990-х годов привнесли немало трудностей в работу железнодорожного транспорта, Северной магистрали в том числе. Ухудшилось финансиро...

История РЖД:

Московско-Нижегородская железная дорога

News image

Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м годам XIX века. Эту идею в 1836 г. поддержал один из прогрессивных деяте...

Калининградская железная дорога

News image

Калининградская железная дорога проходит по территории Калининградской области. Калининградская область до 1946 года представляла собой северную час...

Дальнейшее развитие электрификации

News image

К 1941 на электрическую тягу было переведено 1865 км железных дорог. В 1946-1955 годах осуществлен переход от электрификации отдельных участков к эл...