Литерный 4001, правительственный

Поезда - Паровозы

литерный 4001, правительственный

Погромыхивая на стыках, пассажирский локомотив серии “С” выводил поезд на главный путь. Ни единого огонька на было видно ни на паровозе, ни в окнах классных пассажирских вагонов. Лишь время от времени из высокой трубы локомотива выбивало сноп искр.

Так, в обстановке строжайшей секретности, исполнялось постановление Совета Народных Комиссаров от 26 февраля 1918 года о переводе столицы Советской России из Петрограда в Москву. Это диктовалось в первую очередь соображениями политической стратегии и военной безопасности — войска германского кайзера уже подходили к Нарве, и столица первой в мире Республики Советов не могла оставаться под угрозой вторжения внешнего врага.

Сложным был этот период для молодого Советского государства. Только что завершилась борьба партии за подписание Брестского мира (напомним, что договор с Германией был заключен лишь 3 марта 1918 года). 8 марта закончился VII — первый после Октябрьской революции — съезд партии, где окончательно был решен вопрос о мире, утверждена резолюция об изменении партийной Программы и по предложению В. И. Ленина принято новое название партии:

Российская Коммунистическая партия (большевиков). Лишь после завершения всех этих событий началась практическая подготовка к переезду в Москву.

Подготовка к дальнему рейсу проводилась так, что об истинном положении вещей знал лишь очень небольшой круг людей. Как показали дальнейшие события, опасения оказались небезосновательными. С началом германского наступления антисоветское подполье особенно активизировалось. Когда о предстоящем переезде правительства стало известно, были получены данные о подготовке эсерами покушения на В. И. Ленина: они намеревались напасть на ленинский поезд или устроить его крушение.

Обсудив создавшееся положение, организаторы переезда во главе с управляющим делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевичем решили формировать правительственный поезд не на Николаевском (ныне Московском) вокзале, а на Цветочной площадке — небольшой платформа, находящейся за Московской заставой. Место оказалось вполне подходящим — окраинным, пустынным. О дате отъезда — 10 марта 1918 года — знал лишь сам В. Д. Бонч-Бруевич.

9 марта было отдано распоряжение приготовить еще два экстренных пассажирских поезда на Николаевском вокзале: на них предполагалось отправить работников комиссариатов и все необходимое для жизни правительства в первые дни в Москве. Поздно вечером в этот же день всем народным комиссарам и тем, кто должен был ехать в правительственном поезде, вручили секретные предписания о выезде.

К семи часам вечера 10 марта погрузка поезда, стоявшего на Цветочной и получившего номер 4001, в основном закончилась. Наступило время отъезда Владимира Ильича Ленина.

Машина отошла от Смольного института в 9 часов 30 минут вечера. Оставшийся позади штаб революции был ярко освещен: казалось, за его окнами течет обычная жизнь. Да и в газетах было сказано — Совнарком выезжает в Москву 11 марта — такое сообщение распорядился дать В. Д. Бонч-Бруевич.

Автомобиль бежал по безлюдным улицам — маршрут его движения проходил далеко от главных магистралей.

— Заканчивается петроградский период нашей центральной власти. Что-то скажет нам московский? — тихо произнес Владимир Ильич (по свидетельству В. Д. Бонч-Бруевича).

У поезда Владимира Ильича и его спутников — Марию Ильиничну Ульянову, Надежду Константиновну Крупскую и Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича — встретили и, освещая им путь, проводили в салон-вагон.

Первый поезд отправился с Николаевского вокзала в 21 час 45 минут. Через четверть часа тихо, без обычных для того времени гудков, двинулся 4001-й. И только после него пошел третий, с Николаевского вокзала.

Как только поезд вышел на главные пути, вагоны осветились. Но шторы все равно были тщательно задернуты. У Владимира Ильича собрались товарищи. Пили чай, говорили о минувшем в Питере, о предстоящем в Москве.

Вспоминая это историческое путешествие, В. Д. Бонч-Бруевич писал, что после отправки первого поезда с товарных путей Николаевского вокзала проскочил громадный товарный эшелон с анархистски настроенными матросами, самовольно возвращавшимися с фронтов на родину. Несмотря на все требования начальников станций, они не пропускали 4001-й и тем самым сильно тормозили его движение. В Малой Вишере эшелон все же задержали.

Когда туда прибыл правительственный поезд, матросы бросились было к паровозу, намереваясь овладеть им и не дать тем самым 4001-му уйти со станции. Однако пулеметы, выкаченные на тормозные площадки, вынудили вооруженную толпу отступить.

В. Д. Бонч-Бруевич с отрядом в десять человек приблизился к матросскому эшелону и предложил всем немедленно сдать оружие и разойтись по вагонам. Поняв, что пулеметчики на тормозных площадках 4001-го шутить не собираются, матросы начали разоружаться. А затем их эшелон перевели на запасный путь. Специальный правительственный поезд продолжил путь в Москву, в новую столицу молодого социалистического государства.

Когда на Цветочной площадке был сформирован специальный поезд № 4001, предназначенный для переезда правительства из Петрограда в Москву, в голове состава поставили один из лучших отечественных пассажирских локомотивов — паровоз серии “С”.

Паровозы этой серии пользовались заслуженным признанием тяговиков и были широко распространены на железных дорогах России. Спроектированные для угольного отопления, они тем не менее успешно работали и на нефти и на дровах.

Строились они с 1911 по 1918 год Сормовским, Невским и Харьковским заводами. Всего было выпущено 900 паровозов, которые успешно работали с поездами до 60-х годов. В пригородном сообщении Москвы, Ленинграда, Харькова и ряде других участков эти машины использовались вплоть до полной электрификации этих железнодорожных узлов. Интересно, что именно этот паровоз в дальнейшем стал основой для разработки локомотива серии “СУ”, сконструированного уже при Советской власти и выпускавшегося с небольшими перерывами в течение 25 лет, самого распространенного паровоза железных дорог СССР до перехода на электрическую и тепловозную тягу.

После прибытия в Москву исторический локомотив еще долгое время работал на Московском участке Октябрьской железной дороги, затем след его затерялся. В 1980 году на территории завода железобетонных конструкций был обнаружен последний из серии некогда знаменитых паровозов — он обеспечивал на предприятии теплоснабжение. Разумеется, работоспособны в нем были лишь топка да котел, а остальное... Паровоз по частям бережно перевезли в локомотивное депо Ховрино Октябрьской железной дороги, где ремонтниками и был воссоздан точный облик паровоза С-245, для чего конструкторы ВНИИЖТ и ПКБ локомотивного управления МПС разработали сотни чертежей на недостающие детали и узлы, и рабочие ряда депо Октябрьской железной дороги, Люблинского литейно-механического завода, а также целого ряда локомотивных заводов, оценив важность и почетность заказа, в короткие сроки изготовили эти детали.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Восстановление и развитие грузового вагоностроения

В годы отечественной войны около 40 % вагонного парка было разрушено и повреждено. Нужны были неотложные меры по восстановлению и развитию вагонного...

News image

Земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные соор

3.8. Ширина земляного полотна, поверху на прямых участках пути должна соответствовать верхнему строению пути. На существующих линиях до их реконстру...

News image

Ремонт сооружений и устройств

8.3. Ремонт сооружений и устройств должен производиться при обеспечении безопасности движения и техники безопасности, как правило, без нарушения гра...

Пассажирские перевозки:

News image

Вагоны, перестроенные Ковровскими мастерскими

Переделывая пассажирские вагоны заграничной постройки, Ковровские мастерские внесли в них значительные конструктивные усовершенствования, которые за...

News image

Порядок использования кассиром слипа

При оформлении проездного документа во внутреннем или межгосударственном сообщениях после получения на индикационном табло терминала ответа ВЫПОЛНЕ...

Карта дорог:

News image

ПОЛЬСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ПОЛЬСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Pol-skie Koleje Panstwowe - РКР SA) - Государственные железные дороги, ПКП. Протяженность линий (2001 г.) 21 272 км, в т.ч

News image

Власти Ингушетии намерены развивать железнодорожные пас

24.10.2012 Об этом на встрече в Магасе с представителями Северо-Кавказской железной дороги заявил глава республики Юнус-Бек Евкуров.    

Каталог производителей:

News image

Калужский завод путевых машин и гидроприводов

ОАО Калугапутьмаш - ведущее предприятие России по изготовлению путевой железнодорожной техники для ремонта, строительства и эксплуатации железных ...

News image

Tampella

машиностроительная компания, расположенная в городе Тампере. Была основана в 1856 году, когда небольшое металлоплавильное предприятие, располагавшее...

News image

Canadian Locomotive Company

Canadian Locomotive Company (англ. Канадская Локомотивная Компания), или коротко CLC — канадская локомотивостроительная компания, располагавшаяся в ...

Железные дороги мира:

News image

РЖД: На парковках у вокзалов можно заработать 7 млрд ру

Около 7 млрд руб. в год можно заработать на парковках возле российских вокзалов, сообщил начальник дирекции железнодорожных вокзалов (филиал РЖ...

News image

О железных дорогах...

Фуникулёр. На сегодняшний день особо ценным является рельсовое средство передвижения, то есть фуникулер, который был разработан, чтобы увеселять публи...

News image

Израильские железные дороги

Говоря об израильских железных дорогах, то это компания-оператор, которая проводит пригородное и междугородное железнодорожное сообщение, как пассажир...

История РЖД:

Приволжская железная дорога

News image

В XIX веке отсутствие современных путей сообщения и плохое состояние грунтовых дорог тормозило экономическое развитие России и затрудняло связь межд...

Китайско-Восточная железная дорога

News image

В 1903-м году, первого июня Строительное управление КВЖД отдало дорогу Эксплуатационному управлению, и именно это и стало официальной датой открытия К...

1904 - завершилось сооружение Кругобайкальской железной

News image

Строительство дороги началось в 1902 году. В начале прошлого века Кругобайкальскую железную дорогу называли Золотой пряжкой стального пояса России ...