Описание к паровозу Br-52 – hojanasreddin

Поезда - Паровозы

описание к паровозу br-52 – hojanasreddin

Паровоз так называемой 52-й серии - Baureihe 52 (согласно германской классификации) - или, по-другому, Kriegslok. Паровоз для прифронтовых воинских перевозок. В нашем Отечестве имел официальное наименование ТЭ , 52 серия - и массу неофициальных кличек, данных острыми на язык железнодорожниками: фрау , тэшка , трофейная эксплуатация и т.п.
Этот, в техническом отношении, вовсе не рекордная, не блещущая новинками конструкция паровоза - тем не менее, имеет занимательную историю. Она навечно вписана и в германскую, и в нашу военную историю - и в историю отечественного железнодорожного транспорта.
Корни генеалогического древа серии Br-52 исходят из Первой Мировой войны. Тогда в кайзеровской Германии для обеспечения воинских перевозок была разработана новая концепция локомотива - достаточно простого и надежного, пригодного для массовой постройки и упрощенной эксплуатации, с минимум применения остродефицитных в военное время цветных металлов. В нем была реализована так называемая схема декапод ( десятиног ) - имевшая большое распространение на сверхмощных локомотивах США. Вопреки названию, ног (колес) у декапода, не десять - а двенадцать! Пять осей - ведущих. Плюс передняя - неведущая ось, бегунок , на повортной тележке - для облегчения прохождение кривых пути и восприятия нагрузки от передней части локомотива. Бледная тевтонская немощь умышленно применила схему сверхмощного паровоза на локомотиве со скромными характеристиками. Это, несомненно, усложнило конструкцию - но зато вес локомотива, распределенный на большое количество ног , позволял проводить его по слабым, полуразрушенным, на живую нитку шитым прифронтовым путям. Помимо Deutsche ReichsBahn , кригслоки поставлялись союзникам по Тройственному Союзу - Турции, Австрии, Болгарии. Прихотями военной и послевоенной истории кригслоки попали на территорию сопредельных с нами Польши и Румынии. В 1939, при освобождении Бессарабии и Западной Украины они были взяты, как трофеи, Красной Армией. В 1941 - вновь захвачены немцами, во второй половине войны снова взяты Красной Армией... В общем, история каждого паровоза - приключенческий роман.
Вторая глава биографии кригслоков началась в середине 1930-х годов. Тогда, с прицелом на будущую войну, по техническим требованиям для кайзеровских кригслоков была выпущена большая серия паровозов (Br-50) - свыше 3000 штук, с некоторыми техническими усовершенствованиями.
Ну, и биография, собственно героя нашего повествования началась в невеселом для немцев декабре 1941 года.
При вторжении немцев выявился просчет, допущенный еще Николаем 1-ым. Принятая отечественная ж/д колея 1520 мм (в отличие от общеевропейской 1435 мм) отнюдь не отвратила супостата от вторжения, и даже не помешала его воинским перевозкам. Используя подневольный труд военнопленных и порабощенного населения, самыми преступными и бесчеловечными методами, немцы оперативно перешили рельсовые пути на оккупированных территориях на свою колею. И поезда вермахта могли безостановочно следовать из рейха прямо до линии фронта. Естественно, новенькие и дорогие паровозы было жаль подвергать военному риску. И на прифронтовые пути немцы пустили старенькие паровозики бывших германских королевств и княжеств - баденского, саксонского, вюртембергского и прочих. А также разношерстный парк трофейных паровозов, собранный по всей Европе. Чужое - не жалко!
И тут вмешалось обстоятельство, методичными прусскими генералами не предвиденное: Russisch Partizanen . На баденские и саксонские паровозики напал поголовный мор по имени Рельсовая война . На другом конце европейского континента наши доблестные союзнички по антигитлеровской коалиции тоже хоть немного, но пощипывали немцев. Как известно, они решили воздействовать на Третий Рейх исключительно авиацией. Поэтому в составе RAF и USAF (военная авиация Великобритании и США) имелись подразделения, натасканные исключительно на борьбу с немецкими локомотивами. Они были оснащены скоростными истребителями-бомбардировщиками с крупнокалиберными пушками, пулеметами и бомбами. Как правило, удачная пулеметная очередь по котлу останавливала локомотив на сутки. Бомба - навсегда.
И уже к концу 1941 года локомотивов стало категорически не хватать.
Поэтому фюрер собрал директоров прославленных немецких паровозных фирм ( Борзиг , Геншель , Шварцкопф - они тогда значили то, что ныне значат Мерседес-Бенц или Фольксваген в автомобилестроении). И дал задание на массовую постройку паровозов-без-роскоши. Никаких чудес техники. Нужны простые машины, способные выдержать пятилетнюю эксплуатацию .
И немцы создали маленький шедевр. Они перетряхнули всю конструкцию Br50, выжали всю воду из нее, предельно упростили. свели к минимуму расход цветных металлов. Где только можно, применили модную тогда и прогрессивную электросварку. Для теплоизоляции котла вместо войлока применили стекловату. В итоге паровоз похудел на 26 тонн! И, по утверждениям немцев, строился целиком из жести . При этом имел нагрузку на ось всего 15 тонн - но зато развивал вполне достойную мощность 1650 л.с.
Первый паровоз серии 52 вышел из ворот завода Борзига в сентябре 1942 г. До конца войны немцы успели изготовить 6500 штук. Это - масштаб всего локомотивного парка средней по размеру европейской страны. Они - паровозы - переживали все приключения военной поры. В конце концов достались в руки победителям. И сплотки - составы из холодных паровозов - десятками потянулись из бывшего рейха в разоренную Украину, Белоруссию, Прибалтику. Досконально изучив трофей, советские железнодорожники сочли 52-ую серию вполне подходящей для отечественных железных дорог. К слову сказать, верхнее строение путей по всей западной части СССР было в ужасающем состоянии. Железные дороги в течение всей войны бомбили и обстреливали, дважды перешивали на новую колею. Отступая, немцы применяли специальные разрушители пути... В итоге, довоенные мощные (и тяжелые) красавцы - наша гордость - паровозы ФД и ИС - и мечтать не могли попасть на эти пути. Местами только старые добрые Овечки - царской еще славы, слабенькие но легонькие - могли с огромным риском передвигаться по этим путям. И в таких обстоятельствах военные трофеи оказались желанным подспорьем. Для передвижения к ремонтным заводам под них подкатывались временные оси на колею 1520 мм - либо попросту раздвигались колесные бандажи. А уже на ремзаводах под немок подкатили новые, советские колесные пары. Переделали топки, спроектированные для жирных (высококалорийных) рурских углей - на тощие, длиннопламенные Донбасские антрациты. И для немок началась новая жизнь. В эксплуатации выяснилась грамотность немцких конструкторов - фрау много крат перекрыли назначенный им пятилетний срок жизни. Очередная перемена в их биографии произошла в 1956 году, на знаменитом ХХ съезде. Тогда Никита Сергеевич махнул шашкой - и приговорил паровозы в СССР. Было принято решение о ПОЛНОМ прекращении выпуска паровозов и о переводе ж/д СССР исключительно на тепло - и электровозную тягу. Можно спорить о таком решении с точки зрения сохранности образцов технической истории. Но с точки зрения хозяйственной, общенародной пользы - это решение, несоменно было революционным, передовым, оправданным. С этого момента немки , вместе со своими славянскими коллегами начинают исчезать с магистральных путей - переходя на маневровую службу и тягу на промышленных предприятиях. Одновременно происходит массовая передача паровозов серии 52 тогдашним союзникам по Варшавскому договору. Много паровозов вернулось на историческую родину - в ReichsBahn дружественной тогда ГДР. Немецкие трофеи попали даже в сражающийся, героический Вьетнам. Неисповедимы пути паровозов!
Кстати, производство паровозов 52-й серии не завершилось Победным маем 1945-го. Еще немцы развернули их производство на заводах оккупированной Польши и Чехословакии. И после войны они там производились еше много лет практически в неизменном виде.
На второстепенных магистралях, на внутризаводских перевозках паровозы серии 52 использовались в Восточной Европе (и в ФРГ) до 1990-х годов. В ретро-поездах - по сей день.
Этот паровоз - как ни странно, можно считать свидетельством мужества, воли, организованности наших дедов. Демонстрируя, какого сильного и умного врага они одолели. Превзойдя его и в воинской доблести - и в организованнности. И в воле к победе.
Представленный паровоз имеет интересую - рубленую камуфляжную окраску, бочкоподобный тендер типа Вандербильт с нестандартной будкой - для зенитчика или стрелка охраны от партизан.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

О контейнерных перевозках по железным дорогам

Контейнерные перевозки после развала СССР стали существенно отличаться от тех, которые существовали в 1970-е и 1980-е годы из-за наличия государстве...

News image

Выписка из Правил технической эксплуатации железных дорог Ро

Глава III. Сооружения и устройства путевого хозяйства. Пересечения, переезды и примыкания железных дорог 3.21

News image

Бесперегрузочное сообщение и нормализация вагонов грузового

В 1862 г. в России имелось семь железных дорог — все с одинаковой шириной колеи 1524 мм. Однако перевозки начинались и заканчивались в пределах одно...

Пассажирские перевозки:

News image

Порядок использования кассиром слипа

При оформлении проездного документа во внутреннем или межгосударственном сообщениях после получения на индикационном табло терминала ответа ВЫПОЛНЕ...

News image

Пассажирские перевозки

Во всех промышленно развитых странах наряду с интенсивным развитием др. видов транспорта, особенно авиационного и автомобильного, значительная часть...

Карта дорог:

News image

МЖД: Модернизированный в Румынии поезд в декабре поедет

Модернизированный в Румынии четыре месяца назад молдавский дизель-поезд снят с маршрута для замены коробок передач. Об этом «Ъ-MD» сказала пресс-с...

News image

С 1 ноября 2012 года на станции Гороблагодатская в Нижн

01.11.2012 Решение о восстановлении сортировочного комплекса, закрытого в 1997 г. в период резкого спада перевозок, было принято руководством Свер...

Каталог производителей:

News image

General Electric

General Electric (GE), в русских текстах Дженерал Электрик (NYSE: GE) — американская многоотраслевая корпорация, крупнейший в мире производитель мн...

News image

Новочеркасский электровозостроительный завод

История завода берет на­чало с 8 февраля 1932 года, когда постановлением Правительства было утверждено место стройки. Через 4 года – 27 апреля 1936 ...

News image

Трансконвертер

ООО «Трансконвертер» – совместное предприятие ЗАО «Трансмашхолдинг» с компанией «Сименс Акциенгезельшафт» («Сименс АГ», Германия). В настоящее время...

Железные дороги мира:

News image

Иран: В провинции Фарс возобновилось строительство желе

Вице-губернатор провинции Фарс по вопросам благоустройства Мохсен Ардакани во время встречи с журналистами заявил, что возобновилось строительство ж...

News image

ИНДИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ИНДИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Indian Railways - INDE) - Государственное предприятие; является осн. видом транспорта в стране. Протяженность железных до...

News image

Железная дорога будущего

Достаточно скоро мы увидим поезда, которые смогут двигаться без мотора, ну а составы будут двигаться по вакуумной трубе со скоростью настоящего авиала...

История РЖД:

Октябрьская железная дорога

News image

В 2001 году исполнилось 150 лет первой российской скоростной магистральной железной дороге Санкт-Петербург - Москва, которую сегодня мы называем Окт...

1880 - построен Сызранский (Александровский) железнодор

News image

Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью - важне...

Красноярская железная дорога

News image

Красноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасс...