Описание к паровозу Br-52 – hojanasreddin

Поезда - Паровозы

описание к паровозу br-52 – hojanasreddin

Паровоз так называемой 52-й серии - Baureihe 52 (согласно германской классификации) - или, по-другому, Kriegslok. Паровоз для прифронтовых воинских перевозок. В нашем Отечестве имел официальное наименование ТЭ , 52 серия - и массу неофициальных кличек, данных острыми на язык железнодорожниками: фрау , тэшка , трофейная эксплуатация и т.п.
Этот, в техническом отношении, вовсе не рекордная, не блещущая новинками конструкция паровоза - тем не менее, имеет занимательную историю. Она навечно вписана и в германскую, и в нашу военную историю - и в историю отечественного железнодорожного транспорта.
Корни генеалогического древа серии Br-52 исходят из Первой Мировой войны. Тогда в кайзеровской Германии для обеспечения воинских перевозок была разработана новая концепция локомотива - достаточно простого и надежного, пригодного для массовой постройки и упрощенной эксплуатации, с минимум применения остродефицитных в военное время цветных металлов. В нем была реализована так называемая схема декапод ( десятиног ) - имевшая большое распространение на сверхмощных локомотивах США. Вопреки названию, ног (колес) у декапода, не десять - а двенадцать! Пять осей - ведущих. Плюс передняя - неведущая ось, бегунок , на повортной тележке - для облегчения прохождение кривых пути и восприятия нагрузки от передней части локомотива. Бледная тевтонская немощь умышленно применила схему сверхмощного паровоза на локомотиве со скромными характеристиками. Это, несомненно, усложнило конструкцию - но зато вес локомотива, распределенный на большое количество ног , позволял проводить его по слабым, полуразрушенным, на живую нитку шитым прифронтовым путям. Помимо Deutsche ReichsBahn , кригслоки поставлялись союзникам по Тройственному Союзу - Турции, Австрии, Болгарии. Прихотями военной и послевоенной истории кригслоки попали на территорию сопредельных с нами Польши и Румынии. В 1939, при освобождении Бессарабии и Западной Украины они были взяты, как трофеи, Красной Армией. В 1941 - вновь захвачены немцами, во второй половине войны снова взяты Красной Армией... В общем, история каждого паровоза - приключенческий роман.
Вторая глава биографии кригслоков началась в середине 1930-х годов. Тогда, с прицелом на будущую войну, по техническим требованиям для кайзеровских кригслоков была выпущена большая серия паровозов (Br-50) - свыше 3000 штук, с некоторыми техническими усовершенствованиями.
Ну, и биография, собственно героя нашего повествования началась в невеселом для немцев декабре 1941 года.
При вторжении немцев выявился просчет, допущенный еще Николаем 1-ым. Принятая отечественная ж/д колея 1520 мм (в отличие от общеевропейской 1435 мм) отнюдь не отвратила супостата от вторжения, и даже не помешала его воинским перевозкам. Используя подневольный труд военнопленных и порабощенного населения, самыми преступными и бесчеловечными методами, немцы оперативно перешили рельсовые пути на оккупированных территориях на свою колею. И поезда вермахта могли безостановочно следовать из рейха прямо до линии фронта. Естественно, новенькие и дорогие паровозы было жаль подвергать военному риску. И на прифронтовые пути немцы пустили старенькие паровозики бывших германских королевств и княжеств - баденского, саксонского, вюртембергского и прочих. А также разношерстный парк трофейных паровозов, собранный по всей Европе. Чужое - не жалко!
И тут вмешалось обстоятельство, методичными прусскими генералами не предвиденное: Russisch Partizanen . На баденские и саксонские паровозики напал поголовный мор по имени Рельсовая война . На другом конце европейского континента наши доблестные союзнички по антигитлеровской коалиции тоже хоть немного, но пощипывали немцев. Как известно, они решили воздействовать на Третий Рейх исключительно авиацией. Поэтому в составе RAF и USAF (военная авиация Великобритании и США) имелись подразделения, натасканные исключительно на борьбу с немецкими локомотивами. Они были оснащены скоростными истребителями-бомбардировщиками с крупнокалиберными пушками, пулеметами и бомбами. Как правило, удачная пулеметная очередь по котлу останавливала локомотив на сутки. Бомба - навсегда.
И уже к концу 1941 года локомотивов стало категорически не хватать.
Поэтому фюрер собрал директоров прославленных немецких паровозных фирм ( Борзиг , Геншель , Шварцкопф - они тогда значили то, что ныне значат Мерседес-Бенц или Фольксваген в автомобилестроении). И дал задание на массовую постройку паровозов-без-роскоши. Никаких чудес техники. Нужны простые машины, способные выдержать пятилетнюю эксплуатацию .
И немцы создали маленький шедевр. Они перетряхнули всю конструкцию Br50, выжали всю воду из нее, предельно упростили. свели к минимуму расход цветных металлов. Где только можно, применили модную тогда и прогрессивную электросварку. Для теплоизоляции котла вместо войлока применили стекловату. В итоге паровоз похудел на 26 тонн! И, по утверждениям немцев, строился целиком из жести . При этом имел нагрузку на ось всего 15 тонн - но зато развивал вполне достойную мощность 1650 л.с.
Первый паровоз серии 52 вышел из ворот завода Борзига в сентябре 1942 г. До конца войны немцы успели изготовить 6500 штук. Это - масштаб всего локомотивного парка средней по размеру европейской страны. Они - паровозы - переживали все приключения военной поры. В конце концов достались в руки победителям. И сплотки - составы из холодных паровозов - десятками потянулись из бывшего рейха в разоренную Украину, Белоруссию, Прибалтику. Досконально изучив трофей, советские железнодорожники сочли 52-ую серию вполне подходящей для отечественных железных дорог. К слову сказать, верхнее строение путей по всей западной части СССР было в ужасающем состоянии. Железные дороги в течение всей войны бомбили и обстреливали, дважды перешивали на новую колею. Отступая, немцы применяли специальные разрушители пути... В итоге, довоенные мощные (и тяжелые) красавцы - наша гордость - паровозы ФД и ИС - и мечтать не могли попасть на эти пути. Местами только старые добрые Овечки - царской еще славы, слабенькие но легонькие - могли с огромным риском передвигаться по этим путям. И в таких обстоятельствах военные трофеи оказались желанным подспорьем. Для передвижения к ремонтным заводам под них подкатывались временные оси на колею 1520 мм - либо попросту раздвигались колесные бандажи. А уже на ремзаводах под немок подкатили новые, советские колесные пары. Переделали топки, спроектированные для жирных (высококалорийных) рурских углей - на тощие, длиннопламенные Донбасские антрациты. И для немок началась новая жизнь. В эксплуатации выяснилась грамотность немцких конструкторов - фрау много крат перекрыли назначенный им пятилетний срок жизни. Очередная перемена в их биографии произошла в 1956 году, на знаменитом ХХ съезде. Тогда Никита Сергеевич махнул шашкой - и приговорил паровозы в СССР. Было принято решение о ПОЛНОМ прекращении выпуска паровозов и о переводе ж/д СССР исключительно на тепло - и электровозную тягу. Можно спорить о таком решении с точки зрения сохранности образцов технической истории. Но с точки зрения хозяйственной, общенародной пользы - это решение, несоменно было революционным, передовым, оправданным. С этого момента немки , вместе со своими славянскими коллегами начинают исчезать с магистральных путей - переходя на маневровую службу и тягу на промышленных предприятиях. Одновременно происходит массовая передача паровозов серии 52 тогдашним союзникам по Варшавскому договору. Много паровозов вернулось на историческую родину - в ReichsBahn дружественной тогда ГДР. Немецкие трофеи попали даже в сражающийся, героический Вьетнам. Неисповедимы пути паровозов!
Кстати, производство паровозов 52-й серии не завершилось Победным маем 1945-го. Еще немцы развернули их производство на заводах оккупированной Польши и Чехословакии. И после войны они там производились еше много лет практически в неизменном виде.
На второстепенных магистралях, на внутризаводских перевозках паровозы серии 52 использовались в Восточной Европе (и в ФРГ) до 1990-х годов. В ретро-поездах - по сей день.
Этот паровоз - как ни странно, можно считать свидетельством мужества, воли, организованности наших дедов. Демонстрируя, какого сильного и умного врага они одолели. Превзойдя его и в воинской доблести - и в организованнности. И в воле к победе.
Представленный паровоз имеет интересую - рубленую камуфляжную окраску, бочкоподобный тендер типа Вандербильт с нестандартной будкой - для зенитчика или стрелка охраны от партизан.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Цистерны для перевозки порошкообразных грузов

Чтобы обеспечить безопасность движения на железнодорожном транспорте, цистерны для перевозки порошкообразных грузов изготавливают в полном соответст...

News image

Система нумерации грузовых вагонов

Номер вагона, наносимый на боковой стене и хребтовой балке рамы, у всех грузовых вагонов имеет восемь знаков. Он состоит из семи основных цифр, несу...

News image

Управление электровозом

При приёмке электровоза вначале производят его осмотр. Тщательно осматривают ходовые части электровоза, тяговые электродвигатели, вспомогательные ма...

Пассажирские перевозки:

News image

Железной дороге от Ярославля и вдоль Вологды стукнет 14

Узкоколейная железная дорога, которая расстилается от станции Ярославль и до станции Вологда была построена всего за один год. Движение на ней откр...

News image

Почему 30% автолюбителей предпочитают Nissan?

Всем известны характерные черты техники того или иного народа. Немцы отличаются точностью, австрийцы надежностью, а японцы высокими технологическими...

Карта дорог:

News image

Власти Ингушетии намерены развивать железнодорожные пас

24.10.2012 Об этом на встрече в Магасе с представителями Северо-Кавказской железной дороги заявил глава республики Юнус-Бек Евкуров.    

News image

Кур - Тирано

Поездка на поезде под названием Bernina Express которая длится четыре часа, проходит по Ретийской железной дороге, то есть знаменитой узкоколейке,...

Каталог производителей:

News image

Hanomag

Hannoversche Maschinenbau AG (Hanomag) — крупный немецкий машиностроительный завод. В основном производит (в том числе и на экспорт) грузовые и легк...

News image

Berliner Maschinenbau

Berliner Maschinenbau AG (нем. Berliner Maschinenbau-Actien-Gesellschaft vormals L. Schwartzkopff, Berlin — сокращенно BMAG), также известна как Шва...

News image

Луганский тепловозостроительный завод

Луга нский тепловозострои тельный заво д (ОАО «Холдинговая компания „Лугансктепловоз“») (ПФТС: LTPL) — завод в городе Луганск (Украина), выпускающий...

Железные дороги мира:

News image

ИСПАНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ИСПАНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Red Nacional de los Ferrocarriles Espafioles - RENFE) - Национальные железные дороги Испании; с 1994 г. Испанские государ...

News image

Шумозащита за миллиард: «Октябрьская железная дорога» н

В России сформировался рынок производства шумозащитных сооружений. К числу наиболее успешных производителей строители относят петербургский «Завод аку...

News image

28 ноября на железнодорожном вокзале Красноярска соверш

Состав необычного поезда, который путешествует по всей России, включает 9 выставочных вагонов. В экспозиции представлены экспонаты, демонстр...

История РЖД:

Из истории бронепоездов

News image

За годы Гражданской войны Красной Армией был накоплен огромный опыт использования бронированных подвижных железнодорожных составов-бронепоездов. Они...

Северная железная дорога

News image

Северная железная дорога пролегает на Севере и Северо-Востоке России, по территории Полярного Урала и северной части бассейна реки Оби. Управление д...

История МПС

News image

Датой образования Министерства путей сообщения России (МПС) считается 16 июня 1865 года, но систематическая деятельность правительства в области пут...