Паровоз Гр

Поезда - Паровозы

паровоз гр

После Великой Отечественной войны промышленные узкоколейки Советского Союза испытывали острый дефицит паровозов, для преодоления которого в первую очередь требовалось восстановить существенно пострадавшие от войны машиностроительные заводы. В то же время, по сложившейся международной практике, Германия как проигравшая в войне сторона должна была компенсировать стране-победителю причинённый ущерб. А транспортное машиностроение у немцев до войны было развито как нигде в мире. Поэтому в числе прочих репараций, побеждённая сторона обязалась построить для СССР 400 мощных узкоколейных паровозов, по своим характеристикам сходных с паровозом довоенного типа 157.

В качестве завода-изготовителя было выбрано предприятие бывшей фирмы «Оренштейн и Коппель» (с 15 июля 1948 года – Локомотивостроительный завод имени Карла Маркса) в Бабельсберге (одном из районов Потсдама – столицы земли Бранденбург). Проектирование нового паровоза велось в сжатые сроки, дополнительные трудности возникли из-за почти полной утраты заводской технической документации в последние дни войны, а также нехватки грамотного инженерно-технического персонала.

Котёл паровоза имел развитую топку с качающимися колосниками, предназначенную для сжигания низкокалорийных углей или дров, и был оборудован пароперегревателем Шмидта. Из-за применения широкой топки и узкой внутренней рамы потребовалось высоко поднять котёл, тем самым снизив устойчивость паровоза. Кроме того, привод от паровой машины осуществлялся на последнюю, четвёртую ось паровоза, что при движении вызывало значительные боковые усилия и, как следствие, виляние локомотива. Вторая и третья колёсные пары четырёхосного экипажа имели возможность бокового перемещения, что позволяло паровозу вписываться в кривые радиусом до 40 м. Небольшой трёхосный тендер имел контрбудку для защиты локомотивной бригады от непогоды и высокую дровяную решётку, позволявшую грузить запас дров значительно выше стенок топливного бункера. Паровоз оборудовался электрическим освещением, паровым и ручным локомотивными, а также воздушным поездным тормозами. На последних выпусках паровые локомотивные тормоза были заменены воздушными.

Осенью 1947 года были проведены всесторонние испытания нового Гр-001 на одной из узкоколеек Германии, в результате которых выяснилось, что при движении со скоростями более 35 км/ч локомотив начинал сильно вилять и раскачиваться, оказывая крайне неблагоприятное воздействие на путь. Были обнаружены и другие конструктивные недостатки. Однако массовое производство новых локомотивов началось ещё до завершения испытаний, а потому все эти огрехи так и не были устранены.

С 1951 по 1953 год производство паровозов Гр было приостановлено из-за нехватки стального листа и комплектующих. Вторая партия была изготовлена в 1953–1954 годах. В ней были локомотивы для колеи как 750 мм, так и 914 мм. Последняя, третья, партия была выпущена в 1956 году. Всего же с 1947 по 1956 год завод в Бабельсберге построил для советских узкоколеек более 420 паровозов серии Гр.

В эксплуатации эти паровозы зарекомендовали себя, как мощные и надёжные машины, однако их ходовые качества, а также удобство управления и обслуживания оставляли желать лучшего. Появление Гр на узкоколейках предприятий лесной и торфяной промышленности с облегченным верхним строением пути приводило к резкому ухудшению его состояния и увеличению затрат на содержание. В связи с этим значительная часть локомотивов этого типа была передана на магистральные узкоколейные железные дороги МПС и промышленные дороги металлургических предприятий. Но и здесь из-за посредственных ходовых качеств паровоза нередко приходилось вводить ограничения скорости.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Железнодорожный путь

Железнодорожный путь - это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью. От состояния пути...

News image

Крытые вагоны

Двухосные крытые вагоны грузоподъемностью 20 т начали строить в 1923 г. Помимо увеличенной грузоподъемности, эта конструкция отличалась от крытого н...

News image

Технический уровень парка грузовых вагонов к началу Великой

Четырехосные вагоны, строившиеся в годы довоенных пятилеток, имеют существенно лучшие технико-экономические показатели по сравнению с четырехосными ...

Пассажирские перевозки:

News image

Почему 30% автолюбителей предпочитают Nissan?

Всем известны характерные черты техники того или иного народа. Немцы отличаются точностью, австрийцы надежностью, а японцы высокими технологическими...

News image

Железной дороге от Ярославля и вдоль Вологды стукнет 14

Узкоколейная железная дорога, которая расстилается от станции Ярославль и до станции Вологда была построена всего за один год. Движение на ней откр...

Карта дорог:

News image

Эластичная ставка

Правление Федеральной службы по тарифам одобрило повышение грузовых тарифов на услуги ОАО «РЖД» на 7%. Эта индексация станет основой для тарифного ...

News image

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Пролегает по территории Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Курской, Рязанской, Волгоградской, Пензенской, Саратовской, Тульской, Росто...

Каталог производителей:

News image

Завод Цегельского

H. Cegielski - Poznań S.A. (HCP, завод Цегельского) — польская машиностроительная компания, расположенная в городе Познань

News image

NOHAB

NOHAB (Nydqvist & Holm AB) — шведская компания, располагавшаяся в городе Трольхеттан и специализировавшаяся на производстве локомотивов. Компани...

News image

Воткинский завод

ОАО Во ткинский заво д — (полное наименование — Открытое акционерное общество «Воткинский завод») находится в городе Воткинске, Удмуртия, градообр...

Железные дороги мира:

News image

В пассажирском поезде № 5/6 "Лотос" сообщением Москва -

Услуга доступна всем пользователям устройств, поддерживающих технологию Wi-Fi. Для приема устойчивого сигнала на максимальном протяжении пути следов...

News image

МЖД: Модернизированный в Румынии поезд в декабре поедет

Модернизированный в Румынии четыре месяца назад молдавский дизель-поезд снят с маршрута для замены коробок передач. Об этом «Ъ-MD» сказала пресс-с...

News image

Первая железная дорога в Таиланде

В 1891-м году король Таиланда по имени Чулалонгкорн позвал английских инженеров, чтобы в Таиланде построили самую первую железную дорогу. Именно с тех...

История РЖД:

1896 - учрежден профессиональный праздник - День железн

News image

День железнодорожника – первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 ...

Свердловская железная дорога

News image

Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. Еще в 1834 г. тагильскими крепостными крестьянами Е. А

Дальнейшее развитие электрификации

News image

К 1941 на электрическую тягу было переведено 1865 км железных дорог. В 1946-1955 годах осуществлен переход от электрификации отдельных участков к эл...