Локомотив серии СУ называют первенцем советского паровозостроения. Он создан в 1924 году. К тому времени парк товарных паровозов в стране удалось укомплектовать достаточным количеством машин за счет восстановления больных и постройки новых на отечественных заводах и за границей. Но с пассажирскими паровозами дело обстояло несколько хуже.
Молодой Стране Советов очень нужен был новый пассажирский локомотив, который бы работал на дешевых, низкосортных углях. Паровоз серии С уже не удовлетворял железнодорожников. Единственным более мощным пассажирским локомотивом того времени был паровоз с осевой формулой 2-3-1 серии Л. Однако он питался только нефтью и отличался весьма сложным устройством паровой машины. Проект паровоза типа 2-4-0, разрабатываемый под руководством профессора А. Раевского на ленинградском заводе Красный путиловец , был еще далек от завершения. Серийное производство этих локомотивов (получивших впоследствии серию М) предполагалось начать лишь в конце 1927 года. В сложившейся ситуации, пожалуй, лучшим было предложение наладить выпуск пассажирских паровозов типа 1-3-1 с учетом новых требований.
Разработку проекта и изготовление рабочих чертежей нового локомотива поручили Коломенскому машиностроительному заводу. Группа конструкторов, руководимых К. Сушкиным, взяла за основу модификацию паровоза С - локомотив СВ. Он отличался тем, что его бегунковая и задняя поддерживающая оси устанавливались на поворотных тележках, обеспечивающих хорошее прохождение кривых железнодорожного полотна.
Интересно, что все 15 существовавших паровозов СВ были изготовлены на коломенском заводе в 1915 году по заказу Варшавско-Венской железной дороги. Они были рассчитаны на колею 1435 мм, которая распространена в Западной Европе. Однако еще тогда конструкторы локомотива предусмотрели возможность переделки этих паровозов на русскую колею 1524 мм путем перевертывания колесных центров. Теперь, спустя 10 лет, предстояло не только перевернуть колесные центры, но и вообще значительно переработать паровоз СВ.
По новому проекту длина топки увеличивалась на 678 мм, в результате площадь колосниковой решетки возросла с 3,8 кв. м до 4,7 кв м. Конструкторы усилили детали движущего и парораспределительного механизмов, сдвинули на 300 мм назад ось поддерживающих колес. Хотя диаметр движущих колес (1850 мм), диаметр цилиндров (575 мм) и ход поршня (700 мм) оставались прежними, чертежи подверглись коренной переработке. По существу, был спроектирован новый пассажирский локомотив.
В 1925 году начался выпуск паровозов серии СУ (Сормовский усиленный) на коломенском, сормовском, луганском, брянском и харьковском заводах. Для некоторого снижения веса нового локомотива, в особенности нагрузки на заднюю поддерживающую ось, его проект был пересмотрен. Котел был поднят на 100 мм и выдвинут вперед на 150 мм, изменилось расположение рессор, облегчились детали рамы и т.д. Так родился паровоз серии СУ типа 1926 г. . Тщательные технические испытания его показали, что основные задачи, поставленные перед разработчиками, были выполнены.
Общий к.п.д. во время опытных поездок при отоплении мазутом на скорости 80 км/ч достигал 9,9%, а минимальный расход пара наблюдался при скоростях 50-80 км/ч.
Локомотивы серии СУ выпускались с 1926 по 1929 год. Они известны как паровозы серии СУ первого выпуска. В 1932 году их производство было вновь возобновлено и продолжалось до 1936 года. В чертежи паровозов этой серии второго выпуска были внесены незначительные изменения: увеличен диаметр котла, в топке медь заменили сталью, улучшен парораспределительный механизм, широко применена сварка, изменена конструкция трубы и т.д.
А в 1936 году паровозы серии СУ снова подверглись модернизации и строились на Коломенском машиностроительном заводе, получив название локомотивов третьего выпуска.
В 1940 и в 1941 годах завод выпускал паровозы типа 1-3-1 с вентиляторной тягой и воздухоподогревом. Эти локомотивы обозначались как СУМ (модернизированный).
В первые послевоенные годы машины серии СУ с увеличенной поверхностью нагрева пароперегревателя и несколько измененным парораспределением строил завод Красное Сормово .
Машины СУ заменяли на стальных магистралях нашей Родины устаревшие пассажирские локомотивы серий А, Б, Г, 3, К, Н, С. Они позволили железнодорожникам увеличить скорость и вес пассажирских поездов.
И сейчас еще кое-где можно встретить старого работягу СУ - первый советский пассажирский паровоз. Его конструкция оказалась настолько удачной, что локомотив, исправно прослужив несколько десятилетий, был сменен лишь тепловозами и электровозами.
Читайте: |
---|
![]() Земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные соор3.8. Ширина земляного полотна, поверху на прямых участках пути должна соответствовать верхнему строению пути. На существующих линиях до их реконстру... |
![]() Транспортеры и бункерные полувагоныВ 1932 г. ЦВКБ разработало конструкцию двенадцатиосного транспортера. Для перевозки грузов большой высоты главная балка транспортера в районе погруз... |
![]() Восстановление и развитие грузового вагоностроенияВ годы отечественной войны около 40 % вагонного парка было разрушено и повреждено. Нужны были неотложные меры по восстановлению и развитию вагонного... |
Железной дороге от Ярославля и вдоль Вологды стукнет 14Узкоколейная железная дорога, которая расстилается от станции Ярославль и до станции Вологда была построена всего за один год. Движение на ней откр... |
Новый скоростной поезд запустят от Вены до ЗальцбургаДевятого декабря на австралийской железной дороге будут ездить новые поезда Railjet. Railjet являются самыми быстрыми поездами в мире. Они спосо... |
![]() Воробьев поручил активнее вести работы по строительствуВ Московской области планируется ускорить работы по проектированию и строительству железнодорожных переездов. |
![]() ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГАПролегает по территории Челябинской, Курганской, Оренбургской областей, Башкирии, Казахстана, а также части Куйбышевской и Свердловской областей Рос... |
![]() Людиновский тепловозостроительный заводЛюди новский тепловозострои тельный заво д — завод выпускающий тепловозы, расположенный в городе Людиново Калужской области[1]. Строительство зав... |
![]() Калужский завод путевых машин и гидроприводовОАО Калугапутьмаш - ведущее предприятие России по изготовлению путевой железнодорожной техники для ремонта, строительства и эксплуатации железных ... |
![]() АО ЭлектровозостроительАО Электровозостроитель (Тбилисский электровозостроительный завод) - основной производитель электровозов постоянного тока на территории бывшего СС... |
Железная дорога в ИранеСтроительство транснациональной железной дороги, которая связывает Иран, Казахстан и Туркменистан, играет достаточно важную коммерческую и стратегичес... |
![]() КИТАЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИКИТАЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Chinese Railways - CR) - государственные железные дороги, КЖД; находятся в юрисдикции Министерства железных дорог (МЖД) К... |
![]() В Башкирии изобрели средство от вандаловРационализаторское предложение разработали женщины – начальница Белорецкого участка связи Любовью Андреянова и старший электромеханик Татьяна Меньшика... |
2006-2007 - перевод участка Минеральные Воды - Кисловод![]() Александр I указом от 24 апреля 1803 года закрепил за регионом Кавказских Минеральных Вод статус курорта. Регулярное железнодорожное движение, соеди... |
Московско-Рязанская железная дорога![]() Идея построить железную дорогу от Москвы до Коломны была выдвинута строителем Царскосельской железной дороги Ф. А. Герстнером еще в 1841 г. В Москов... |
Москва-Мытищи – первый электрифицированный участок желе![]() Началом эксплуатации электрифицированных магистральных железных дорог России считается 29 августа 1929 года, когда от перрона Ярославского вокзала п... |