БЖРК - ракетные поезда СССР

Поезда - Супер поезда

бжрк - ракетные поезда ссср

Было время, уникальные секретные железнодорожные составы ходили по сети Российских железных дорог. Внешне они почти ничем не отличались от привычных глазу пассажирских поездов. Вот только диспетчеры старались составить график их движения таким образом, чтобы оживленные и людные вокзалы больших городов они проезжали ночью либо на рассвете. Они не должны были попадаться на глаза людям, поэтому предпочитали глухие отдаленные от населенных пунктов станции.
Поезда-призраки, или БЖРК - боевые железнодорожные ракетные комплексы, - несли боевую вахту в сибирской тайге, на Севере и Дальнем Востоке с ядерным оружием. И наряду с атомоходами, авиацией и Ракетными войсками они поддерживали стратегический баланс в мире.
Главные вагоны БЖРК - это те, в которых располагаются ракетный комплекс PC-22 (по западной классификации Скальпель ) и командный пункт боевого расчета. Скальпель весит более ста тонн и достает на дальность в 10 тысяч километров. Ракеты твердотопливные, трехступенчатые, с десятью полумегатонными ядерными блоками индивидуального наведения на каждой. В Костромской дивизии несколько таких поездов, и на каждом из них по три пусковые установки: двенадцать ракет, сто двадцать ядерных боеголовок. Можно представить разрушительную мощь этих достаточно безобидных с виду эшелонов! Кроме Костромы, БЖРК дислоцированы еще в двух местах.
Первый серийный поезд отправился на боевое дежурство в 1987 году. Его поставили на специальную площадку. Американцы зафиксировали из космоса местоположение боевой единицы. Это было сделано специально, чтобы они могли этот поезд учесть. В двустороннем договоре между СССР и США эта процедура была детально прописана. А потом... поезд «исчез»...Его след затерялся.
Поезд проходил испытания в Плесецке. В целом испытания прошли удачно, в установленные сроки. Были заменены несколько деталей изделия, в т.ч. двигатель для 61-й машины.
В поезде было три боевых модуля, жилая зона , свой командный пункт – всего 17 вагонов. Для офицерского состава и солдат предусмотрены спальни, туалеты, столовая, комнаты отдыха. В поезде имелись собственные запасы продовольствия, горючего и воды.
Нагрузка от оси вагона на рельс в ракетном поезде составляла не более 25 тонн, при этом ракета с пусковым контейнером весит 126 тонн, а с учетом веса вагона - около 200 тонн. Поэтому разгрузка стартового комплекса происходит за счет других вагонов. Внешне поезд не отличается от тех, что ходят по железным дорогам. Но для профессиональных железнодорожников вагоны этого поезда все-таки выделялись из числа обычных. Однажды произошел любопытный случай под Владимиром на станции К***. Осмотрщик вагонов простукивал колеса и страшно удивился: по звуку он определил, что в вагоне более ста тонн... Только и сказал: «Ого!», но больше расспрашивать ничего не стал...
Одной из особенностей этого оружия было то, что армия получала готовый комплекс, принятый на вооружение прямо с завода. И для этого на Павлоградском механическом заводе Днепропетровской области была создана специальная сборочно-комплектовочная база
Главными конструкторами БЖРК были академики братья Владимир и Алексей Уткины. Старший - Владимир Федорович - уже ушел из жизни. Правой рукой Владимира Федоровича в работах по созданию ракетного поезда был его брат Алексей.
Алексей Федорович всегда говорил: там, где конструктор присматривает за своими делами, аварий обычно не бывает. Но если один надеется на другого и наоборот, именно тут, на стыке интересов, и жди неприятностей. Это как на охоте – обложат волка или лису, где они уйти могут? Только между двух охотников, один надеется на другого, и оба упускают зверя... Потом любая погрешность становится очевидной, и удивляешься, как такую простую вещь пропустить можно!? Ну а принцип «победа имеет много отцов, а поражение всегда сирота» в нашей области всегда действовал .
Владимир Федорович Уткин - крупный ученый, генеральный конструктор ракет, ракет-носителей и космических аппаратов, с 22.11.90 по 15.02.2000 - директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмос), дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, действительный член академий наук России и Украины, Международной академии космонавтики, президент Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, доктор технических наук.
Под руководством В. Ф. Уткина и при его непосредственном участии создано большинство ракет, на которых основывается ракетно-оборонный щит страны.
С 1970 по 1990 год В.Ф.Уткин возглавлял КБ Южное сначала в качестве главного, а затем генерального конструктора. За это время разработаны и сданы на вооружение четыре стратегических ракетных комплекса, создано несколько ракет-носителей. В их числе - высокоэффективная, экологически чистая ракета-носитель Зенит ; твердотопливная ракета СС-24; не имеющая аналогов высокоэффективная стратегическая ракета СС-18.
В области космических исследований были реализованы различные спутники оборонного и научного назначения. Всего на орбиты было выведено более трехсот аппаратов семейства Космос разработки КБ Южное , составляющих значительную часть от общего числа спутников этой серии.
Характерный принцип работы В.Ф.Уткина - применение оборонных научно-технических разработок в интересах науки и народного хозяйства. Так, на базе боевой машины СС-9 была создана конверсионная ракета-носитель Циклон , предназначенная для выведения на орбиту средних полезных нагрузок. Спутник Космос-1500 использовался при выводе караванов судов, затертых льдами в Восточно-Сибирском море. Космос-1500 стал также родоначальником широко известной серии спутников Океан , обеспечивающих значительное повышение безопасности и эффективности мореплавания.
С 1990 года В.Ф.Уткин - директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмос). При непосредственном участии Владимира Федоровича разработана федеральная космическая программа России. Под его руководством как генерального конструктора проводились НИОКР с целью создания экспериментальных аппаратов специального назначения, обеспечивалось научно-техническое сопровождение ключевых проблем, связанных с Международной космической станцией (МКС). Владимир Федорович возглавлял координационный научно-технический совет Росавиакосмоса и РАН по исследованиям и экспериментам на пилотируемой станции Мир и российском сегменте МКС. В.Ф.Уткин - автор свыше 200 научных трудов и большого числа изобретений, кавалер 11 орденов и 14 медалей.
Заместителем генерального конструктора БЖРК по испытаниям был Виктор Васильевич Грачев - обаятельный и очень мягкий человек. Про таких говорят - испытатель от Бога. А ведь у них, у испытателей, свой мир - особые отношения, собственные оценки людей и событий. Они долгие месяцы жили и работали в узком кругу. Недосмотр одного из них мог привести к аварии или даже трагедии, а потому испытатели всегда были на особом положении в нашей отрасли... Как и любой генеральный, я приезжал на полигон за несколько дней до пуска, а Грачев уезжал с завода вместе с машиной... А она не одна, идет сразу несколько изделий, вот он и сидит на Байконуре месяцами. Это труд ответственный и необычайно тяжелый. На самые трудные пуски ездил Грачев. Ему верили не только как специалисту. Ему улыбалась удача.
Случались и аварии. Одна ракета легла рядом с шахтой. И произошло это из-за нелепой ошибки - перепутали контакты при подготовке к пуску.
Взрыв, гигантский огненный шар, а потом котлован образовался... Грачев вылетел со своей командой на место аварии, а в Харькове имитировали ситуацию на стенде. Быстро прошли всю цепочку изготовления ее на заводе... Потом проверили на стенде. Причина - не в рулевой машинке. Кузнецов Виктор Иванович, гироскопист, один из шести членов Совета главных конструкторов, не согласился с доводами: не может быть такого! Вдруг звонок с полигона, Грачев докладывает, что нашли все четыре машинки. А когда его посылали, то было сказано, что если будет найдена хотя бы одна машинка, то премия обеспечена... Вот он и сообщает радостно, что нашли все! Случай поистине удивительный - после такого пожарища найти рулевые машинки!.. Исследования на заводе подтвердили, что контакты перепутаны.
У Королева был знаменитый заместитель по испытаниям - Вознесенский, а у нас - Грачев, - рассказывал позже Алексей Федорович Уткин, - К его юбилею коллеги сделали небольшой фильм, в котором в шутливой форме рассказали такой эпизод. Прилетает Грачев однажды с полигона, где по обыкновению бывал месяцами, заходит в квартиру, видит ребятишек и говорит жене: смотри, мол, как быстро наши дети растут... А она в ответ: Ты с ума сошел, это не дочки твои, а внучки!..




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Автосцепка

Чтобы локомотив мог прицепиться к составу и тянуть за собой несколько тысяч тонн, его надо оборудовать каким-то устройством. В таком же устройстве н...

News image

Ремонт сооружений и устройств

8.3. Ремонт сооружений и устройств должен производиться при обеспечении безопасности движения и техники безопасности, как правило, без нарушения гра...

News image

О контейнерных перевозках по железным дорогам

Контейнерные перевозки после развала СССР стали существенно отличаться от тех, которые существовали в 1970-е и 1980-е годы из-за наличия государстве...

Пассажирские перевозки:

News image

Продажа билетов в системе Экспресс

Система “Экспресс-3” позволяет организовать продажу на железных дорогах билетов по четырем видам: реализация мест на станции формирования поезда, на...

News image

Информация, печатаемая на проездном документе

На бланке проездного документа содержится информация, выдаваемая для пассажира, билетного кассира, для проводника вагона и ревизоров. Проездные доку...

Карта дорог:

News image

О Узень Горган

В конце года откроется новая железная дорога Узень-Горган протяженностью в 900 км и пропускной способностью в 5,5 млн. т, связывающая Иран c Казах...

News image

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Пролегает на северо-западе России, образована (1922 г.) на базе Калининградского отделения Прибалтийской железной дороги. Эксплуатационная длина дор...

Каталог производителей:

News image

Lima Locomotive Works

Lima Locomotive Works — североамериканская локомотивостроительная компания, существовавшая с 1870-х по 1950-е. Располагалось в городе Лима (штат Ога...

News image

Alstom

Alstom (ранее GEC-Alsthom) (Euronext: ALO) крупная французская машиностроительная компания, один из мировых лидеров[1] (наряду с Siemens и Bombardie...

News image

Tampella

машиностроительная компания, расположенная в городе Тампере. Была основана в 1856 году, когда небольшое металлоплавильное предприятие, располагавшее...

Железные дороги мира:

News image

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ - разветвленная сеть железных дорог, в которую входит порядка семи трансконтинентальных магистралей, пере...

News image

Кузбасские железнодорожники вывезли за две недели более

За две недели, с 12 по 25 ноября, с полигона Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги вывезено более 460 тысяч кубометров снега. ...

News image

"Система" больше не претендует на ПГК

В пятницу АФК "Система" отозвала иск к ОАО РЖД, в котором требовала признать незаконным ее отстранение от торгов по продаже 25% плюс 1 акции Первой ...

История РЖД:

Из истории бронепоездов

News image

За годы Гражданской войны Красной Армией был накоплен огромный опыт использования бронированных подвижных железнодорожных составов-бронепоездов. Они...

2006-Завершились подготовительные работы к запуску в по

News image

В 2006 году для обеспечения работы железнодорожного терминала в Балтийске калининградские железнодорожники построили более 2 км новых подъездных пут...

История электрификации железных дорог

News image

Первая научная работа по внедрению электрической тяги на железных дорогах появилась в России в 1837 году, т.е. в год открытия первой железной дороги...