БЖРК - ракетные поезда СССР

Поезда - Супер поезда

бжрк - ракетные поезда ссср

Было время, уникальные секретные железнодорожные составы ходили по сети Российских железных дорог. Внешне они почти ничем не отличались от привычных глазу пассажирских поездов. Вот только диспетчеры старались составить график их движения таким образом, чтобы оживленные и людные вокзалы больших городов они проезжали ночью либо на рассвете. Они не должны были попадаться на глаза людям, поэтому предпочитали глухие отдаленные от населенных пунктов станции.
Поезда-призраки, или БЖРК - боевые железнодорожные ракетные комплексы, - несли боевую вахту в сибирской тайге, на Севере и Дальнем Востоке с ядерным оружием. И наряду с атомоходами, авиацией и Ракетными войсками они поддерживали стратегический баланс в мире.
Главные вагоны БЖРК - это те, в которых располагаются ракетный комплекс PC-22 (по западной классификации Скальпель ) и командный пункт боевого расчета. Скальпель весит более ста тонн и достает на дальность в 10 тысяч километров. Ракеты твердотопливные, трехступенчатые, с десятью полумегатонными ядерными блоками индивидуального наведения на каждой. В Костромской дивизии несколько таких поездов, и на каждом из них по три пусковые установки: двенадцать ракет, сто двадцать ядерных боеголовок. Можно представить разрушительную мощь этих достаточно безобидных с виду эшелонов! Кроме Костромы, БЖРК дислоцированы еще в двух местах.
Первый серийный поезд отправился на боевое дежурство в 1987 году. Его поставили на специальную площадку. Американцы зафиксировали из космоса местоположение боевой единицы. Это было сделано специально, чтобы они могли этот поезд учесть. В двустороннем договоре между СССР и США эта процедура была детально прописана. А потом... поезд «исчез»...Его след затерялся.
Поезд проходил испытания в Плесецке. В целом испытания прошли удачно, в установленные сроки. Были заменены несколько деталей изделия, в т.ч. двигатель для 61-й машины.
В поезде было три боевых модуля, жилая зона , свой командный пункт – всего 17 вагонов. Для офицерского состава и солдат предусмотрены спальни, туалеты, столовая, комнаты отдыха. В поезде имелись собственные запасы продовольствия, горючего и воды.
Нагрузка от оси вагона на рельс в ракетном поезде составляла не более 25 тонн, при этом ракета с пусковым контейнером весит 126 тонн, а с учетом веса вагона - около 200 тонн. Поэтому разгрузка стартового комплекса происходит за счет других вагонов. Внешне поезд не отличается от тех, что ходят по железным дорогам. Но для профессиональных железнодорожников вагоны этого поезда все-таки выделялись из числа обычных. Однажды произошел любопытный случай под Владимиром на станции К***. Осмотрщик вагонов простукивал колеса и страшно удивился: по звуку он определил, что в вагоне более ста тонн... Только и сказал: «Ого!», но больше расспрашивать ничего не стал...
Одной из особенностей этого оружия было то, что армия получала готовый комплекс, принятый на вооружение прямо с завода. И для этого на Павлоградском механическом заводе Днепропетровской области была создана специальная сборочно-комплектовочная база
Главными конструкторами БЖРК были академики братья Владимир и Алексей Уткины. Старший - Владимир Федорович - уже ушел из жизни. Правой рукой Владимира Федоровича в работах по созданию ракетного поезда был его брат Алексей.
Алексей Федорович всегда говорил: там, где конструктор присматривает за своими делами, аварий обычно не бывает. Но если один надеется на другого и наоборот, именно тут, на стыке интересов, и жди неприятностей. Это как на охоте – обложат волка или лису, где они уйти могут? Только между двух охотников, один надеется на другого, и оба упускают зверя... Потом любая погрешность становится очевидной, и удивляешься, как такую простую вещь пропустить можно!? Ну а принцип «победа имеет много отцов, а поражение всегда сирота» в нашей области всегда действовал .
Владимир Федорович Уткин - крупный ученый, генеральный конструктор ракет, ракет-носителей и космических аппаратов, с 22.11.90 по 15.02.2000 - директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмос), дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, действительный член академий наук России и Украины, Международной академии космонавтики, президент Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, доктор технических наук.
Под руководством В. Ф. Уткина и при его непосредственном участии создано большинство ракет, на которых основывается ракетно-оборонный щит страны.
С 1970 по 1990 год В.Ф.Уткин возглавлял КБ Южное сначала в качестве главного, а затем генерального конструктора. За это время разработаны и сданы на вооружение четыре стратегических ракетных комплекса, создано несколько ракет-носителей. В их числе - высокоэффективная, экологически чистая ракета-носитель Зенит ; твердотопливная ракета СС-24; не имеющая аналогов высокоэффективная стратегическая ракета СС-18.
В области космических исследований были реализованы различные спутники оборонного и научного назначения. Всего на орбиты было выведено более трехсот аппаратов семейства Космос разработки КБ Южное , составляющих значительную часть от общего числа спутников этой серии.
Характерный принцип работы В.Ф.Уткина - применение оборонных научно-технических разработок в интересах науки и народного хозяйства. Так, на базе боевой машины СС-9 была создана конверсионная ракета-носитель Циклон , предназначенная для выведения на орбиту средних полезных нагрузок. Спутник Космос-1500 использовался при выводе караванов судов, затертых льдами в Восточно-Сибирском море. Космос-1500 стал также родоначальником широко известной серии спутников Океан , обеспечивающих значительное повышение безопасности и эффективности мореплавания.
С 1990 года В.Ф.Уткин - директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмос). При непосредственном участии Владимира Федоровича разработана федеральная космическая программа России. Под его руководством как генерального конструктора проводились НИОКР с целью создания экспериментальных аппаратов специального назначения, обеспечивалось научно-техническое сопровождение ключевых проблем, связанных с Международной космической станцией (МКС). Владимир Федорович возглавлял координационный научно-технический совет Росавиакосмоса и РАН по исследованиям и экспериментам на пилотируемой станции Мир и российском сегменте МКС. В.Ф.Уткин - автор свыше 200 научных трудов и большого числа изобретений, кавалер 11 орденов и 14 медалей.
Заместителем генерального конструктора БЖРК по испытаниям был Виктор Васильевич Грачев - обаятельный и очень мягкий человек. Про таких говорят - испытатель от Бога. А ведь у них, у испытателей, свой мир - особые отношения, собственные оценки людей и событий. Они долгие месяцы жили и работали в узком кругу. Недосмотр одного из них мог привести к аварии или даже трагедии, а потому испытатели всегда были на особом положении в нашей отрасли... Как и любой генеральный, я приезжал на полигон за несколько дней до пуска, а Грачев уезжал с завода вместе с машиной... А она не одна, идет сразу несколько изделий, вот он и сидит на Байконуре месяцами. Это труд ответственный и необычайно тяжелый. На самые трудные пуски ездил Грачев. Ему верили не только как специалисту. Ему улыбалась удача.
Случались и аварии. Одна ракета легла рядом с шахтой. И произошло это из-за нелепой ошибки - перепутали контакты при подготовке к пуску.
Взрыв, гигантский огненный шар, а потом котлован образовался... Грачев вылетел со своей командой на место аварии, а в Харькове имитировали ситуацию на стенде. Быстро прошли всю цепочку изготовления ее на заводе... Потом проверили на стенде. Причина - не в рулевой машинке. Кузнецов Виктор Иванович, гироскопист, один из шести членов Совета главных конструкторов, не согласился с доводами: не может быть такого! Вдруг звонок с полигона, Грачев докладывает, что нашли все четыре машинки. А когда его посылали, то было сказано, что если будет найдена хотя бы одна машинка, то премия обеспечена... Вот он и сообщает радостно, что нашли все! Случай поистине удивительный - после такого пожарища найти рулевые машинки!.. Исследования на заводе подтвердили, что контакты перепутаны.
У Королева был знаменитый заместитель по испытаниям - Вознесенский, а у нас - Грачев, - рассказывал позже Алексей Федорович Уткин, - К его юбилею коллеги сделали небольшой фильм, в котором в шутливой форме рассказали такой эпизод. Прилетает Грачев однажды с полигона, где по обыкновению бывал месяцами, заходит в квартиру, видит ребятишек и говорит жене: смотри, мол, как быстро наши дети растут... А она в ответ: Ты с ума сошел, это не дочки твои, а внучки!..




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Технический уровень парка грузовых вагонов к началу Великой

Четырехосные вагоны, строившиеся в годы довоенных пятилеток, имеют существенно лучшие технико-экономические показатели по сравнению с четырехосными ...

News image

Железные дороги - артерии жизни

По бескрайним просторам нашей страны на север, запад, юг и восток протянулись нити железных дорог. И ничто не остановило их: ни реки, ни гор ни веко...

News image

Цистерны

Закупленные за рубежом в начале 20-х годов 1500 четырехосных цистерн имели котел, склепанный из двух днищ (толщина стенки 13 мм) и из четырех продол...

Пассажирские перевозки:

News image

Аппаратура системы Экспресс

Терминал системы Экспресс-2 предназначается для работы билетного кассира, агента справочного бюро, работников пассажирской и финансовых служб. Вс...

News image

Пассажирские вагоны Ковровских мастерских и другие конс

Один из первых трехосных пассажирских вагонов построенных в России, был спроектирован и изготовлен Ковровскими мастерскими в 1866 г. Это был служебн...

Карта дорог:

News image

Иран: В провинции Фарс возобновилось строительство желе

Вице-губернатор провинции Фарс по вопросам благоустройства Мохсен Ардакани во время встречи с журналистами заявил, что возобновилось строительство ж...

News image

Октябрьская железная дорога принимает меры для снижения

В 2012 году Октябрьской железной дорогой совместно с Балтийским государственным техническим университетом «Военмех» была разработана и предложена дл...

Каталог производителей:

News image

Метровагонмаш

Метровагонмаш (МВМ) – одно из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения. Предприятие специализируется на разрабо...

News image

Lokomo

машиностроительная компания, расположенная в городе Тампере. Была основана в 1915 году Вернером Руселином, Жамаром Кастреном, Карвоненым, а также др...

News image

Тверской вагоностроительный завод

Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) – самое крупное предприятие России и СНГ по производству различных типов пассажирских вагонов локомотивной т...

Железные дороги мира:

News image

В Омскую область приехал “нанопоезд”

Передовые технологии в сфере железнодорожного транспорта оказались доступны жителям Кормиловского района: сюда прибыл “нанопоезд”. Это восем...

News image

Причина трагедий – выезд на переезд

Количество столкновений автотранспорта с железнодорожным подвижным составом на сети железных дорог за десять месяцев текущего года по сравне...

News image

Во Владивостоке РЖД оштрафовали за нарушение в сфере бе

По требованию Дальневосточной транспортной прокуратуры за нарушение законодательства о транспортной безопасности оштрафовано ОАО "РЖД".  

История РЖД:

Приволжская железная дорога

News image

В XIX веке отсутствие современных путей сообщения и плохое состояние грунтовых дорог тормозило экономическое развитие России и затрудняло связь межд...

Дальневосточная железная дорога

News image

Дальневосточная железная дорога строилась как часть Транссиба, свое первое название - Уссурийская - она получила от реки Уссури. Торжества по случа...

1891-1916 - строительство Великого Сибирского пути

News image

Начало строительства Транссибирской магистрали было положено в 1891 году, когда царь Александр Третий подписал рескрипт: Повелеваю ныне приступить ...