Тепловоз ТУ1

Поезда - Тепловозы с электро-механической передачей

тепловоз ту1

В начале 1950-х годов согласно «Плана реконструкции тяги» на Советских железных дорогах и для работы на возводимых узкоколейных железных дорогах на целинных и залежных землях ПКБ ЦУМЗ был дан приказ разработать, а Калужскому машиностроительному заводу построить опытный образец узкоколейного тепловоза. Кроме работы в районах освоения целинных земель, тепловоз предполагалось использовать на УЖД МПС для замены паровозов Гр, К4 и др. В то время на железные дороги широкой колеи уже начали поступать серийно изготавливаемые тепловозы Да постройки завода «Алко» (США) и отечественные аналоги ТЭ1 и двухсекционные ТЭ2. Электрическая передача отлично зарекомендовала себя на локомотивах широкой колеи, поэтому в основу нового узкоколейного локомотива лег тепловоз с электропередачей. Поскольку тепловоз создавался, прежде всего, для вождения поездов, решено было применить кузов вагонного типа с двумя кабинами управления, дабы не разворачивать локомотив на конечных станциях. В качестве силовой установки было решено применить 12-ти цилиндровый V-образный 300 сильный двигатель 1Д12-300, который удовлетворял все требования мощностных и массо-габаритных характеристик. Уже к июлю 1955 года Калужский завод изготовил первый экземпляр тепловоза, который получил обозначение ТУ1-001.
Тепловоз представлял собой четырехосный локомотив с электрической передачей постоянного тока, с кузовом вагонного типа с двумя кабинами управления. Внутри машинного отделения располагался дизель 1Д12-300, который через муфту соединялся с валом главного генератора ПН-750. От свободного конца вала генератора осуществлялся привод распределительного редуктора, от которого получали вращение два компрессора, вентилятор охлаждения электродвигателей второй тележки и, через угловой редуктор, вентилятор шахты холодильника. От шкива, расположенного на валу главного генератора получали вращение возбудитель и вспомогательный генератор. От переднего конца вала дизеля получал вращение вентилятор тяговых двигателей передней тележки. Внутри кузова располагались масляный бак дизеля, бак системы охлаждения и высоковольтная камера, в которой располагались все электрические аппараты. Охлаждение воды осуществлялась в двух водяных холодильниках, а масла - в трех масляных радиаторах от трактора С-100. Холодильники воды и масла располагались с специальной шахте, проход воздуха через секции обеспечивался осевым вентилятором. Регулирование температуры – открытием жалюзи и включением муфты вентилятора. Все операции выполнялись в ручную, никакой системы автоматического управления не предусматривалось. Для подогрева воды на стоянках в холодное время на тепловозе был установлен котел-подогреватель. Основной топливный бак был подвешен на раме между тележками локомотива, расходный бачок располагался между балками рамы позади дизеля. На тепловозе было установлено четыре тяговых двигателя ДК-806А завода «Динамо». Двигатели имели опорно-осевую (трамвайную) подвеску. Двигатели подключались к генератору параллельно двумя группами из двух последовательно соединенных двигателей одной тележки. В аварийном режиме можно было отключить одну из групп и продолжить движение в аварийном режиме на двух двигателей. Регулирование скорости локомотива осуществлялось при помощи изменения напряжения подводимого к зажимам ТЭД. Напряжение было пропорционально частоте вращения дизеля, которое задавалось при помощи восьмипозиционного контроллера машиниста. Для увеличения скорости локомотива на восьмой позиции контроллера осуществлялся автоматический переход на ослабленное поле тяговых электродвигателей, включение реле перехода можно было принудительно заблокировать специальным выключателем на пульте управления. Для защиты от боксования в каждой группе ТЭД было установлено по реле боксования, которое снимало нагрузку с главного генератора при срабатывании. Для защиты от пробоя силовых цепей на землю устанавливалось реле заземления. Цепи управления получали питание от вспомогательного генератора напряжением 75 в, от которого производилась зарядка аккумуляторных батарей. Пуск дизеля осуществлялся главным генератором, который в процессе запуска работал как электродвигатель.Рама тепловоза сварной конструкции состояла из двух продольных балок, соединенных поперечными и шкворневыми балками. Рама опиралась на две двухосные тележки через центральную пяту и две боковых пружинных упора. Кузов тепловоза состоял из каркаса, наружной и внутренней обшивок. Каркас сварной из профильной стали коробчатого и углового сечения. Боковые стены имели проемы для дверей и окон и для установки секций холодильника. Вход в тепловоз осуществлялся через две боковые двери, которые вели в дизельное помещение. Кабины были отделены от машинного отделения перегородками дверями,.Для выемки и установки оборудования в крыше над машинном отделением были устроены специальные люки.
Тележки тепловоза имели сварную раму из листовой стали толщиной 20 мм. Буксы с роликовыми подшипниками. На тележках устанавливались ударно-тяговые приборы и путеочистители. Для предохранения тележек от повреждений при сходе с рельсов имелись предохранительные цепи. Рессорное подвешивание двойное при помощи листовых рессор и пружин. Тележки оборудовались колодочным тормозом с односторонним нажатием на каждую ось. Управление тормозами при помощи крана вспомогательного тормоза 4ВК и крана машиниста Казанцева, причем тепловоз не имел воздухораспредилителя и краном машиниста управлялись только тормоза поезда.
В кабинах располагались пульты управления, контроллеры машиниста и приборы управления тормозами. В передней кабине располагался регистрирующий скоростемер СЛ-2, а во второй кабине электрический указатель скорости. Тепловоз был направлен для испытаний на Гайворонское отделение Юго-Западной ж.д. Вскоре был построен второй локомотив ТУ1-002. По результатам испытаний было выявлено плохое согласование в работе тягового генератора ПН-750 с дизелями типа 1Д12-300 и ряд других мелких замечаний. Тепловозы ТУ1-001, 002 после работы на УЖД МПС попали на детские железные дороги – на Киевскую и Ташкентскую соответственно.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Полувагоны

На железных дорогах страны применяли полувагоны преимущественно двух типов: с кузовом, имеющим наклонные торцовые стены и выгрузочные бункеры внизу ...

News image

Цистерны

Закупленные за рубежом в начале 20-х годов 1500 четырехосных цистерн имели котел, склепанный из двух днищ (толщина стенки 13 мм) и из четырех продол...

News image

Что такое продольный профиль

Продольный профиль линии характеризуется крутизной уклонов элементов и их длиной. Крутизна измеряется в тысячных долях и получается как частное от д...

Пассажирские перевозки:

News image

Что такое система Экспресс

Первая отечественная система, полностью автоматизирующая все билетно-кассовые операции, начала работать в 1972 году в Московском железнодорожном узл...

News image

Создание отечественного типа пассажирских вагонов

Единственный в России Александровский завод, строивший вагоны и паровозы и загруженный, кроме того, их ремонтом, не удовлетворял растущие потребност...

Карта дорог:

News image

РЖД обязали выплатить 100 тыс. рублей матери погибшего

БАРНАУЛ, 28 ноября. В Барнауле компанию “Российские железные дороги” (ОАО “РЖД”) обязали выплатить 100 тыс. рублей матери погибшего подростка. ...

News image

Посадочные платформы Юго-Восточной железной дороги пере

В рамках подготовки к Олимпийскому сезону 2014 года на магистрали будет проведена реконструкция остановочных пунктов и полос отвода. Об этом во врем...

Каталог производителей:

News image

General Electric

General Electric (GE), в русских текстах Дженерал Электрик (NYSE: GE) — американская многоотраслевая корпорация, крупнейший в мире производитель мн...

News image

Tecnomasio Italiano-Brown-Boweri

Tecnomasio Italiano-Brown-Boweri — (также известнная под аббревиатурой TIBB) — итальянская фирма работавшая в области проектирования и строительства...

News image

Новочеркасский электровозостроительный завод

История завода берет на­чало с 8 февраля 1932 года, когда постановлением Правительства было утверждено место стройки. Через 4 года – 27 апреля 1936 ...

Железные дороги мира:

News image

Неосторожная жительница области нарушила расписание кал

Под Калининградом женщина едва не угодила под колеса поезда. Сообщение о том, что на ж/д перегоне «Чкаловск Калининград Светлый» машинист элект...

News image

КИТАЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

КИТАЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Chinese Railways - CR) - государственные железные дороги, КЖД; находятся в юрисдикции Министерства железных дорог (МЖД) К...

News image

В стальном капкане

Уважаемая редакция! Мы, жители Новой Москвы, на переезде между деревнями Бекасово и Пожитково, заперты в кольце железнодорожных путей. Пробл...

История РЖД:

Куйбышевская железная дорога

News image

Куйбышевская железная дорога пролегает по территории Татарии, Башкирии, Мордовии, Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской, Самарской, Саратов...

Красноярская железная дорога

News image

Красноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасс...

2001 - построен новый вокзал в Самаре

News image

Сегодняшний железнодорожный вокзал станции Самара - второй в истории города. Первый железнодорожный вокзал в Самаре был построен в 1876 году, он экс...