Тепловоз ТУ4

Поезда - Тепловозы с электро-механической передачей

тепловоз ту4

В середине 60-х годов, в связи с увеличением объемов перевозок на УЖД лесной промышленности, возникла потребность в локомотивах с большей мощностью, чем у существовавших на тот момент тепловозов. В виду специфики узкоколейного транспорта (состояние пути, наличие кривых малого радиуса) которая ограничивала длину поездов, достаточно было достигнуть мощности тепловозов в 400 л. с., с возможностью работы (при необходимости) двух локомотивов по системе многих единиц. Тепловозы ТУ2 и ТУ3, выпускавшиеся в то время имели чрезмерно большую нагрузку на ось (8 т) и довольно сложную для промышленного железнодорожного транспорта электрическую передачу. Да и пресловутый кузов вагонного типа, которым обладали эти тепловозы, в условиях частой смены направления движения и усиленного наблюдения за составом и путями не мог быть удобным для локомотивных бригад.
Вышеизложенное требовало от конструкторов создания нового локомотива с простой по конструкции и неприхотливой в обслуживании передачей. На основе выполненных ранее разработок (тепловозы ТУг4 и ТУгм4) и опыта эксплуатации маневровых локомотивов на широкой колее ЦНИИМЭ совместно с Камбарским машиностроительным заводом (КМЗ) приступает к разработке нового типа узкоколейного локомотива с гидравлической передачей, который получает обозначение ТУ4 (тепловоз узкоколейный, 4-й тип).
В 1962 году Камбарский машиностроительный завод выпустил первый тепловоз ТУ4-001. В качестве силовой установки на тепловозе применен дизель У1Д6-250ТКС3, мощностью 250 л.с. с газотурбинным наддувом. Аналогичные дизели применяются на локомотивах и дрезинах широкой колеи, на судах, энергосиловых установках и других механизмах. Передача крутящего момента от дизеля к колесным парам осуществляется при помощи гидропередачи, состоящей из гидротрансформатора ГТК-II и двухступенчатой реверсивной коробки передач. Гидропередача изготавливалась Калужским машиностроительным заводом и получила обозначение УГП-230 (унифицированная гидропередача, передаваемая мощность 230 л.с.). Гидропередачи изготавливались в двух вариантах – с режимным редуктором для тепловозов серии ТГК2 и дрезин ДГК и без него для тепловозов ТУ4.
Включение необходимой передачи в коробке осуществляется подачей масла в механизм фрикционов первой или второй ступени. Переключение ступеней с первой на вторую и обратно можно производить на ходу, для более плавного трогания локомотива гидропередача оборудована клапанами плавного включения фрикционов. Реверсирование тепловоза осуществляется вводом в кинематическую цепь «паразитной» шестерни. Вилка переключения реверса через систему тяг и механизм блокировки соединена со штурвалом на столе управления. От гидропередачи через карданные валы и осевые редуктора крутящий момент передается колесным парам. Тележки тепловоза схожи по конструкции с тележками ранее выпускаемых тепловозов ТУ2МК, однако немного изменено рессорное подвешивание и введены гидравлические гасители колебаний (заимствованы от автомобиля ГАЗ-51, от которых в последствии отказались). Кузов тепловоза капотного типа, с кабиной расположенной между двумя капотами. Под передним располагается все силовое оборудование, под задним – аккумуляторные батареи и ящик для инструмента. В процессе выпуска вносились изменения в конструкцию кузова - сначала тепловозы строили с малой кабиной, затем размер кабины увеличили, и только после увеличили боковые окна. Конструкция рамы тоже претерпевала изменения, буферные фонари и прожектор кочевали по кузову тепловоза. Причем все вышеперечисленные изменения делались постепенно, так что существовали (и существуют) различные переходные формы кузовов ТУ4.
Помимо кузова в процессе постройки вносились изменения и в конструкцию силовых агрегатов: после испытания установочной партии изменили конструкцию привода компрессора ВВ0,7/8, затем радиаторы воды и масла (на первых тепловозах от трактора С-100) заменили стандартными секциями Луганского тепловозостроительного завода, теплообменник масла гидропередачи заменили на воздушные секции, размещенные рядом с остальными секциями холодильника. Несколько раз изменялась электрическая схема локомотива, управление гидропередачей выполнили при помощи электрогидравлических вентилей (на тепловозах первых выпусков при помощи золотникового крана). На машинах 3000-ных номеров блок насосов гидропередачи разместили непосредственно на корпусе гидротрансформатора, а не на выносной консоли как было ранее, это позволило предотвратить повреждения насосов при сходах с рельс и при обрывах карданных валов.
Все приборы управления локомотивом сосредоточены в кабине на столе управления (аналогичные конструкции столов управления применяются на тепловозах ТГМ3, ТГК2, дрезинах ДГК), управлять локомотивом можно как с правой, так и с левой стороны, для чего все рукоятки управления дублированы, а приборы контроля расположены по центру стола. Первоначально управлять тепловозом предполагалось стоя (по аналогии с паровозами), поэтому сиденья машиниста в кабине появились не сразу, изначально устанавливались лишь две откидные скамейки на дверях для отдыха во время стоянок.
Тепловозы ТУ4 строились по 1974 год, за этот период было построено не менее 3155 тепловозов. Выпуск тепловозов ТУ4 был прекращен в связи с созданием и началом серийного выпуска облегченной модификации тепловоза ТУ7. Сочетание относительно высокой мощности и массы локомотива 18 т позволяло ТУ4 работать как на усах и времянках, так и на магистралях. Тепловозы ТУ4 помимо колеи 750 мм строились также на колею 900 и 1000 мм.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Классификация и организация производства путевых работ

Объемы работ, подлежащих выполнению, и нормы периодичности производства различных видов ремонта определяются установленной классификацией путевых ра...

News image

Железные дороги - артерии жизни

По бескрайним просторам нашей страны на север, запад, юг и восток протянулись нити железных дорог. И ничто не остановило их: ни реки, ни гор ни веко...

News image

Меры по восстановлению вагонного парка

В молодой Советской республике принимались энергичные меры к восстановлению железнодорожного транспорта. Большое внимание уделялось ремонту вагонов ...

Пассажирские перевозки:

News image

Железнодорожные билеты в 21 веке

Бланк проездного документа является документом строгой отчетности, имеет свою серию и номер. Лицевая сторона бланка - оранжевого цвета. В верхней ча...

News image

Что такое система Экспресс

Первая отечественная система, полностью автоматизирующая все билетно-кассовые операции, начала работать в 1972 году в Московском железнодорожном узл...

Карта дорог:

News image

Из Москвы в область запустят поезда-трансформеры

16-вагонные электрички смогут перевозить на 40% больше пассажиров. Под них удлинят все платформы в Подмосковье. Стандартные подмосковные электрички...

News image

На Приднепровской магистрали пустят дополнительные поез

На новогодние праздники на Приднепровской магистрали появятся дополнительные поезда составом других железных дорог.Как РепортерUA сообщили в пр...

Каталог производителей:

News image

Холдинговая компания «Лугансктепловоз»

3 мая 1896 года - официальная дата начала истории впоследствии широко известного Луганского паровозостроительного завода, основателем которого был н...

News image

Tecnomasio Italiano-Brown-Boweri

Tecnomasio Italiano-Brown-Boweri — (также известнная под аббревиатурой TIBB) — итальянская фирма работавшая в области проектирования и строительства...

News image

Октябрьский электровагоноремонтный завод

Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ) – старейшее предприятие железнодорожного транспорта, выполняющее все виды ремонта и модернизации па...

Железные дороги мира:

News image

О Узень Горган

В конце года откроется новая железная дорога Узень-Горган протяженностью в 900 км и пропускной способностью в 5,5 млн. т, связывающая Иран c Казах...

News image

Во Владивостоке РЖД оштрафовали за нарушение в сфере бе

По требованию Дальневосточной транспортной прокуратуры за нарушение законодательства о транспортной безопасности оштрафовано ОАО "РЖД".  

News image

К Новому году в Крым назначено 5 дополнительных поездов

К новогодним и рождественским праздникам назначен ряд поездов составами железных дорог Украины и России в направлении Крыма. Об этом сообщает прес...

История РЖД:

Из истории бронепоездов

News image

За годы Гражданской войны Красной Армией был накоплен огромный опыт использования бронированных подвижных железнодорожных составов-бронепоездов. Они...

Приволжская железная дорога

News image

В XIX веке отсутствие современных путей сообщения и плохое состояние грунтовых дорог тормозило экономическое развитие России и затрудняло связь межд...

2001 - построен новый вокзал в Самаре

News image

Сегодняшний железнодорожный вокзал станции Самара - второй в истории города. Первый железнодорожный вокзал в Самаре был построен в 1876 году, он экс...