Из истории бронепоездов

Железная дорога - История РЖД

из истории бронепоездов

За годы Гражданской войны Красной Армией был накоплен огромный опыт использования бронированных подвижных железнодорожных составов-бронепоездов. Они применялись как для огневой поддержки войск, так и для ведения самостоятельных, иногда весьма дерзких, боевых действий в полосе железной дороги. При этом широко использовались такие качества бронепоездов, как быстрота передвижения и маневренность, сила огня, мощная броневая защита и возможность применения бронепоезда в качестве тяговой силы для транспортирования 15 вагонов с грузом особой важности. В октябре 1920 года в составе броневых сил Красной Армии имелось 103 бронепоезда.

По окончании Гражданской войны число бронепоездов было резко сокращено, а передача их в конце 1923 года в ведение Главного артиллерийского управления не способствовала дальнейшему совершенствованию, так как это ведомство рассматривало бронепоезда лишь как артиллерию на железнодорожных платформах.

В годы Великой Отечественной войны бронепоезда обычно действовали в составе дивизионов. Например, бронепоезд Козьма Минин , наряду с однотипным бронепоездом Илья Муромец , входил в состав 31-го Отдельного Особого Горьковского дивизиона бронепоездов. Для обеспечения боевой деятельности дивизиону были приданы черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, два бронеавтомобиля БА-20, три мотоцикла и десять автомашин. Личный состав дивизиона вместе с приданной десантно-минометной ротой составлял 335 человек.

Бронепоезда использовались Красной Армией в течение всей Великой Отечественной войны. Кроме поддержки стрелковых частей, действовавших в полосе железной дороги, они применялись для поражения войск противника в районе важных железнодорожных станций, для защиты побережья и борьбы с артиллерией. Исключительно важную роль в защите железнодорожных станций от ударов авиации противника сыграли зенитные бронепоезда, вооруженные 25-мм и 37-мм зенитными пушками и 12,7-мм зенитными пулеметами ДШК.

Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов. При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо. Значительная часть состоявших к началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии бронепоездов была изготовлена на Брянской базе бронепоездов.

По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу легких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневых вагонов. Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Наиболее распространенным типом бронепоездов во второй половине Великой Отечественной войны стал разработанный в 1942 году так называемый бронепоезд образца 1943 года - БП-43.

Как правило, бронепоезд БП-43 состоял из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, 4 артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 (по 2 бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), 2 бронеплощадок с зенитным вооружением ПВО-4 (по обоим концам бронепоезда) и 2 – 4 контрольных платформ, на которых перевозились необходимые для ремонта железнодорожного полотна материалы. Обычно в состав бронепоезда входили 1 - 2 бронеавтомобиля БА-20 или БА-64, приспособленных для движения по железной дороге.

Для Красной Армии в годы войны был изготовлен 21 бронепоезд БП-43. Значительное количество бронепоездов этого типа получили и войска НКВД.

Тяжелые бронепоезда вооружались 107-мм пушками с дальностью стрельбы до 15 км. Бронирование (до 100 мм) обеспечивало защиту жизненно важных узлов от бронебойных снарядов калибром 75 мм.

На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовались уголь (10 т) или мазут (6 т). Масса боевой части бронепоезда не превышала 400 т.

Экипаж боевой части состоял из командования, взвода управления, взводов броневагонов с башенными расчетами и отделениями бортовых пулеметов, взвода ПВО, взвода тяги и движения и взвода железнодорожных бронеавтомобилей, в котором имелось 2 легких бронеавтомобиля БА-20жд и 3 средних бронеавтомобиля БА-10жд, приспособленных для движения по железнодорожному пути. Они применялись для ведения разведки на удалении 10-15 км и в составе охранения (дозора) на марше. Кроме того, на платформах прикрытия мог расположиться десант в составе до трех стрелковых взводов.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Железные дороги - артерии жизни

По бескрайним просторам нашей страны на север, запад, юг и восток протянулись нити железных дорог. И ничто не остановило их: ни реки, ни гор ни веко...

News image

Усиление земляного полотна

При длительной эксплуатации земляное полотно настоящей железной дороги подвергается неблагоприятным природным воздействиям (воды, температуры, грави...

News image

Цистерны

Закупленные за рубежом в начале 20-х годов 1500 четырехосных цистерн имели котел, склепанный из двух днищ (толщина стенки 13 мм) и из четырех продол...

Пассажирские перевозки:

News image

Железнодорожные билеты

Билетом называется документ установленной формы на право проезда по железным дорогам в прямом, местном, пригородном или международном сообщении. На ...

News image

Порядок использования кассиром слипа

При оформлении проездного документа во внутреннем или межгосударственном сообщениях после получения на индикационном табло терминала ответа ВЫПОЛНЕ...

Карта дорог:

News image

Закаспийская железная дорога

Говоря о Закаспийской железной дороге, то это железная дорога, которая была построена в 1880-м году благодаря  российским железнодорожным батальонам, ...

News image

Назван новый начальник Западно-Сибирской железной дорог

Газете “Континет-Сибирь” стало известно, кто сменит Александра Целько на посту начальника Западно-Сибирской железной дороги. Им станет Анато...

Каталог производителей:

News image

Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конст

Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ВЭлНИИ) – единственный в России исследовательский це...

News image

Bombardier

Bombardier Inc. (произносится как Бомбардье ; TSX: BBD.A , TSX: BBD.B ) — канадская машиностроительная компания

News image

Пензадизельмаш

Пензадизельмаш (ПДМ) – крупное, специализированное предприятие по производству дизелей и турбокомпрессоров, а также комплектующих узлов для дизелест...

Железные дороги мира:

News image

ИТАЛЬЯНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

(Ento Ferrovie Stato - FS) - Государственные железные дороги Италии, ИГЖД; с 1992 г. акционерное общество, весь пакет акций принадлежит государств...

News image

Железные дороги России

Еще во времена, когда оборот увеличился лишь на четыре процента, прибыль понизилась сравнительно с 2011-м годом в России на всех железных дорогах. Так...

News image

ЯПОНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ЯПОНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Japanese National Railways - JNR) - Национальные железные дороги, ЯНЖД; составляют основу ж.-д. сети страны; в 1987 г. по ...

История РЖД:

Приволжская железная дорога

News image

В XIX веке отсутствие современных путей сообщения и плохое состояние грунтовых дорог тормозило экономическое развитие России и затрудняло связь межд...

Расчеты РЖД относительно стоимости магистрали, как Моск

News image

Расчеты, которые были проведены РЖД по стоимости высокоскоростной магистрали от Москвы до Казани, показали, что оказалась в размере 928-ми миллиардов ...

Западно-Сибирская железная дорога

News image

Западно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. Официальной датой принятия правительственного решения о н...