Идея построить железную дорогу от Москвы до Коломны была выдвинута строителем Царскосельской железной дороги Ф. А. Герстнером еще в 1841 г. В Московской губернии в 1860 году насчитывалось 1636 фабрик и заводов, среди них самые крупные: Гужона, Гоппера, братьев Бромлей, текстильные мануфактуры Цинделя, Прохорова. Сырье для большинства из этих предприятий везли из провинции. Но из-за затрат на дорогу доставка оказывалась невыгодной. Кроме того, ее сроки были слишком велики, например, из Коломны грузы шли 5-6 дней.
В 1856 г. было образовано Общество Московско-Саратовской железной дороги. Учредителями выступали видные царедворцы: генерал-адъютант Н. Н. Анненков, генерал-адъютант С. А. Юрьевич, тайные советники М. Н. Жемчужников и К. И. Арсеньев и др. Позже в число учредителей вошли и иностранные банкиры. Общество пользовалось поддержкой Александра II и получило концессию на 80 лет. В 1863 г. оно стало называться Обществом Московско-Рязанской железной дороги.
Подряд на прокладку полотна дороги и искусственных сооружений получил бывший инженер путей сообщения Карл Федорович Фон Мекк. После ухода с государственной службы он всецело посвятил себя предпринимательской деятельности и вошел в частные предприятия по постройке железных дорог. Начало его новой деятельности связано со строительством линии Москва-Коломна, здесь проявились его организаторский талант, знания и энергия. Строительство линии протяженностью 117 верст началось 11 июня 1860 г. и шло ускоренными темпами. Рельсы и крепления к ним доставлялись морем в Кронштадт, а оттуда на обозах подвозились строителям. Около 4 тысяч наемных рабочих было занято на сооружении трассы.
К 1 июня 1861 г. строительство участка Москва - Коломна было закончено и представлено к освидетельствованию государственной комиссией, которую возглавил генерал-майор Н. И. Липин. В ходе проверки выяснилось, что состояние дороги не позволяет открыть ее для пропуска поездов. Было предписано привести части дороги в тот вид, который они должны иметь по проекту . Только к 20 июля 1862 г. все работы были закончены и дорога официально открыта для постоянного движения двух пассажирско-товарных поездов протяженностью в 80 верст. Концессию получило Общество Московско-Рязанской железной дороги, во главе которого был П.Г. фон Дервиз, бывший чиновник Комитета железных дорог. Подрядчиком Общества стал К. Ф. фон Мекк.
Особые трудности были связаны с мостом через р. Оку. К лету 1864 г. подходы к нему были закончены. Сначала соорудили временный мост, и с 27 августа 1864 г. началось движение поездов от Коломны до Рязани. 20 февраля 1865 г. капитальный мост был закончен. Это был первый в России совмещенный мост для железнодорожного и гужевого транспорта. Строительством временного и капитального мостов руководил военный инженер А. Е. Струве. Для изготовления конструкций пролетных строений Струве создал мастерские, которые в 1872 г. были преобразованы в машиностроительный завод.
Приступая к эксплуатации дороги, правление делало ставку на грузовые перевозки. В 1862 г. ходило всего два пассажирских поезда в сутки: из Москвы в 12 часов дня, из Коломны - в 11 часов 11 минут. Но в 1865 г. П. Г. фон Дервиз писал: Дороги, при постройке которых вовсе не рассчитывали на пассажиров, например Рязанская, выручают на пассажирском движении чуть не столько же, как на товарном . Объемы перевозок на Московско-Рязанской железной дороге постоянно возрастали. Подвижной состав состоял из 31 паровоза, 73 пассажирских вагонов и 778 товарных. Локомотивы отапливались дровами и торфом. За год перевозили около 420 000 пассажиров. Линия Москва - Коломна - Рязань стала одной из самых доходных дорог России.
Поскольку объем перевозок с каждым годом увеличивался, в 1870 году был построен второй путь. В том же году Общество построило Егорьевскую и Зарайскую ветки. В последующие двадцать лет дорога не расширяла свою сеть. Главное внимание было обращено на обустройство и повышение ее доходности. В 1879 году вагоны разделили по классам и они стали разноцветными. Вагоны I класса были синие, II - желтые, III - зеленые, почтовый вагон был коричневым. Интересен тот факт, что с первыми поездами появились и первые безбилетники, которых неизвестно по какому сходству называли зайцами .
Пригородное движение окончательно оформилось в 1890-е годы, когда разрослись крупные дачные поселки - Кусково, Красково, Малаховка. В то время пассажирским поездам требовалось 5-6 часов, чтобы преодолеть расстояние в 106 верст. По всей линии вступали в строй новые станции. К 1898 году уже принимали пассажиров Сортировочная, Перово, Шереметево (теперь Плющево), Вешняки, Косино, Подосинки (ныне Ухтомская), Люберцы, Томилино, Малаховка, Удельная, Быково, Ильинская, Раменское.
Перед первой мировой войной на дороге появились мощные магистральные паровозы, а также товарные вагоны повышенной грузоподъемности, первые вагоны-холодильники для перевозки сибирского масла. В Москве построен холодильный склад, оснащенный немецкой фирмой Борзиг . После событий 1905 г. на станции Москва-Сортировочная построен многоквартирный дом, а на станции Прозоровская - поселок для служащих дороги. В первую мировую войну железнодорожные станции были оборудованы дополнительными пакгаузами и амбарами для снабжения армии хлебом. Для подготовки кадров были открыты технические училища и телеграфная школа.
В настоящее время в состав Московской железной дороги входят участки Москва-Морсово с веткой до Касимова и Москва-Ряжск II с веткой до Вослебово.
Читайте: |
---|
Классификация и организация производства путевых работОбъемы работ, подлежащих выполнению, и нормы периодичности производства различных видов ремонта определяются установленной классификацией путевых ра... |
Грузовые вагоны постройки 1846—1891 ггПоборники прогресса вели упорную борьбу за существование и развитие рельсовых путей в России. Свои доводы против скептиков они подкрепляли расчетами... |
Задачи путевого хозяйства и его структураОсновную задачу путевого хозяйства составляет содержание пути и путевых устройств в постоянной исправности, чтобы обеспечивать безопасное и плавное ... |
Коды городов и вокзалов в системе ЭкспрессОсобенностью системы Экспресс от всех остальных систем АСУ железнодорожного транспорта в том, что она позволяет осуществлять продажу мест в пассажир... |
Железнодорожные билеты в 21 векеБланк проездного документа является документом строгой отчетности, имеет свою серию и номер. Лицевая сторона бланка - оранжевого цвета. В верхней ча... |
Воробьев поручил активнее вести работы по строительствуВ Московской области планируется ускорить работы по проектированию и строительству железнодорожных переездов. |
Куйбышевский филиал «ФПК» приступил к реализации проект25.10.2012 В тестовом режиме проект реализуется на направлении Самара-Москва в поезде № 9/10 «Жигули» |
Новочеркасский электровозостроительный заводИстория завода берет начало с 8 февраля 1932 года, когда постановлением Правительства было утверждено место стройки. Через 4 года – 27 апреля 1936 ... |
ПензадизельмашПензадизельмаш (ПДМ) – крупное, специализированное предприятие по производству дизелей и турбокомпрессоров, а также комплектующих узлов для дизелест... |
Холдинговая компания «Лугансктепловоз»3 мая 1896 года - официальная дата начала истории впоследствии широко известного Луганского паровозостроительного завода, основателем которого был н... |
В Башкирии изобрели средство от вандаловРационализаторское предложение разработали женщины – начальница Белорецкого участка связи Любовью Андреянова и старший электромеханик Татьяна Меньшика... |
Вернуть электронный билет на поезда дальнего следованияАлександр Леденёв - заместитель начальника управления организации продаж ОАО «ФПК»: – Александр Иванович, в чём отличие нового порядка возврата эле... |
ГЕРМАНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИГЕРМАНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ - железнодорожная сеть на территории Федеративной Республики Германии. Первая ж. д. Нюрнберг-Фюрт была построена в 1835 г |
1904 - завершилось сооружение Кругобайкальской железнойСтроительство дороги началось в 1902 году. В начале прошлого века Кругобайкальскую железную дорогу называли Золотой пряжкой стального пояса России ... |
Восточно-Сибирская железная дорогаВосточно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. В настоящее время магистраль проходит по территории Ирку... |
1896 - учрежден профессиональный праздник - День железнДень железнодорожника – первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 ... |