Октябрьская железная дорога

Железная дорога - История РЖД

октябрьская железная дорога

В 2001 году исполнилось 150 лет первой российской скоростной магистральной железной дороге Санкт-Петербург - Москва, которую сегодня мы называем Октябрьской.
В 30-40 годах XIX века вопрос о соединении надежной дорогой Петербурга с центральными районами России потребовал неотложного разрешения. Население столицы питалось привозным продовольствием, а мелководье на Волге вынуждало нередко останавливать продвижение грузов, что ставило Петербург под угрозу голода. Кроме того, отсутствие удобных путей сообщения становилось все более серьезной помехой развитию промышленности. Тем не менее, вокруг строительства железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой разгорелись споры. Собственники многих предприятий опасались, что по железным дорогам хлынут в Россию заграничные товары. Споры эти прекратились 1 февраля 1842 г., когда Николай I подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва. Дорогу решили проложить по кратчайшему расстоянию между двумя столицами, длину ее определили в 604 версты (644 км). Впоследствии, при строительстве Веребьинского обхода в 1877 г., протяженность дороги увеличилась до 609 верст. Летом 1843 года начались строительные работы.
Строительство было поручено осуществлять двум дирекциям - Северной и Южной. Северную дирекцию возглавил П.П. Мельников, Южную - Н.О. Крафт.

Именно Мельников, выдающийся инженер, разработал принципы выбора основных элементов проекта - таких, как число главных путей, руководящие уклоны по направлениям, мощность железнодорожных сооружений в зависимости от ожидаемых размеров движения. Он впервые организовал опыты по установлению расчетной силы тяги по сцеплению для определения веса поезда. Мельниковым установлены принципы размещения и классификации станций и созданы оригинальные типы промежуточных станций. Он составил первые в России технические условия на проектирование и строительство земляного полотна, станций, искусственных сооружений и верхнего строения пути. Таким образом, при строительстве были выбраны оптимальные уклоны, радиусы кривых и другие характеристики. Земляное полотно возводилось сразу под два пути. Впервые стали укладываться широкоподошвенные железные рельсы. По настоянию Мельникова ширина колеи была установлена равной 5 футам или 1524 миллиметрам. Она стала стандартной для всех дорог России. Строителям для преодоления водных преград пришлось возвести 8 больших и 182 средних и малых моста.
В проектировании и строительстве дороги принимали участие многие выдающиеся ученые и инженеры.
Нельзя забывать и о безымянных строителях магистрали - крепостных крестьянах. Можно с уверенностью сказать, что успех небывалой доселе стройки был достигнут именно благодаря их труду. Ими было выполнено до 10 миллионов кубических саженей (97 млн. м3) земляных работ, т. е. около 160 тыс. м3 на версту пути. Эта цифра колоссальна не только для того времени.


1 ноября 1851 г. состоялось официальное открытие движения на Петербурго-Московской железной дороге. В 11 часов 15 минут из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки в 9 часов утра, пробыв в пути 21 час 45 минут. Первое время между Петербургом и Москвой курсировало два пассажирских и четыре товарных поезда в сутки. Дорога была двухпутной, а движение - левосторонним. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость поезда составляла тогда 29,6 км/ч. В 1854 был введен график движения поездов. 8 сентября 1855 года магистраль получила название: Николаевская железная дорога , в честь императора Николая I, а с 27 февраля 1923 года носит название Октябрьская .
Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время пути сокращалось. В 1913 г. поезд из девяти пассажирских вагонов во главе с паровозом серии С преодолел расстояние от Петербурга до Москвы за 7 часов 59 минут, развивая скорость на участках до 100 км/час.
В период Гражданской войны железные дороги оказались в катастрофическом положении. Пришли в негодность многие километры пути, треть паровозов была выведена из строя. На работников транспорта легла тяжелая задача по ликвидации разрушений и налаживанию перевозок. Чтобы решить ее, потребовалось наладить дисциплину и управление железными дорогами. В основе первых правительственных декретов, касающихся железных дорог, лежали принципы максимальной централизации, строжайшего единоначалия и железной дисциплины. Вскоре наряду с дисциплинарными мерами стали использовать принцип материальной заинтересованности рабочих.
Большой вклад в достройку железнодорожных линий, восстановление разрушенных мостов и других сооружений внесли ученые Петроградского института путей сообщения. Работу ученых и специалистов по восстановлению и строительству мостов координировал Председатель секции научно-технического комитета НКПС профессор Н.А. Белолюбский. В 1920 году для изучения статического и динамического воздействия нагрузки на мосты под руководством профессора Н.М. Беляева была организована мостоиспытательная станция НКПС, которая использовалась и при восстановлении других железных дорог страны. Благодаря профессионализму и ответственности работников отрасли Николаевская дорога завершила восстановление хозяйства одной из первых. С начала 1923 года она стала полностью обеспечивать перевозки грузов и пассажиров.
После восстановления железных дорог началась их реконструкция, получившая значительное развитие в годы индустриализации. В июне 1931 г. между Москвой и Ленинградом начал ходить скорый поезд Красная стрела .
22 июня 1941 года в 12 часов 15 минут по радио прозвучало заявление правительства о вторжении войск фашистской Германии в пределы СССР.
Уже с июля 1941 г. фашистская авиация начала наносить массированные удары по главному ходу дороги, по ее станциям и узлам, мостам через Волхов и другие реки с целью парализовать движение поездов. Для восстановления железнодорожных объектов после бомбежек были сформированы восстановительно-ремонтные и мостовые поезда. Железнодорожники совместно с военными транспортными комендатурами организовывали срочные перевозки для фронта, эвакуацию людей и оборудования многочисленных предприятий города, Ленинградской области и Прибалтики. Много вагонов выделялось для вывоза библиотек и музеев, в том числе Эрмитажа.
Блокада Ленинграда резко изменила характер работы дороги. Действующие линии использовались в основном для перевозок грузов к фронту и продовольствия в Ленинград. В сентябре 1941 года в пределах Ленинградского узла обращалось лишь 35 пар пассажирских поездов, а в январе 1942 года пассажирское движение почти прекратилось.
С начала блокады единственным путем для сообщения со страной оставалось Ладожское озеро. По водной трассе, подвергавшейся постоянным бомбежкам, осенью 1941 г. стали доставлять на баржах продовольствие и другие грузы для осажденного Ленинграда. С сентября 1941 г. ремонтно-строительные поезда начали реконструкцию малодеятельной до войны тупиковой Ириновской линии, которая стала единственной коммуникацией, связывающей Ладожское озеро с городом. Когда в середине зимы 1942 г. вышел из строя городской водопровод, и паровозы, перевозившие грузы с Ладоги, остались без воды, железнодорожники вместе с городскими пожарными протянули свинченные шланги от проруби на Неве до деповских путей. Вскоре иссякли запасы топлива. Железнодорожники начали заготавливать лес на участке вблизи платформы Каменка Всеволожского района.
Дорога жизни работала с полной нагрузкой. Уже в марте в город ежесуточно поступало до 200 вагонов с продовольствием и другими грузами. Чтобы справиться с возросшими перевозками, следовало увеличить пропускную способность перегонов и дополнительно развить раздельные пункты. Потребовалось создать новые линии. Для обеспечения строительства укладочным материалом железнодорожные войска вынуждены были разобрать пути пассажирских и сортировочных станций. Колоссальные разрушения принесла война хозяйствам Октябрьской дороги. Фактически вся магистраль находилась во фронтовой или прифронтовой полосе. Ожесточенным бомбежкам подверглись станции, локомотивные, вагонные депо, другие железнодорожные предприятия. С марта до июня 1943 года мосты через Неву повреждались 18 раз, но каждый раз разрушенную часть быстро восстанавливали - у мостов дежурили железнодорожники и военные строители.
27 января 1944 года гитлеровские войска были отброшены от Ленинграда. 23 февраля 1944 г. из Ленинграда в Москву по восстановленному главному ходу был отправлен первый после снятия блокады грузовой поезд, а 20 марта в столицу отправился поезд Красная стрела . На Западе еще гремели ожесточенные бои, а на линиях Октябрьской магистрали уже велись восстановительные работы. С окончанием войны практически вся магистраль была подготовлена к выполнению грузовых и пассажирских перевозок. К 1950 году на Октябрьской дороге было восстановлено 3,5 тыс.км главных путей, более 300 вокзалов и 1126 зданий, 240 мостов, свыше 6,3 тыс.км линий связи.
Техническое перевооружение Октябрьской магистрали, переход ее на новые виды тяги, были осуществлены буквально за считанные годы. В 1956 году начались эксплуатация и ремонт новых пассажирских тепловозов ТЭ7, а в 1960 году - ТЭП60, которые полностью заменили переданные в другие депо паровозы П36. В том же году на дороге завершилось строительство всех основных пунктов экипировки паровозов жидким топливом. Это обстоятельство позволило к началу 60-х годов все основные локомотивные депо перевести на снабжение дизельным топливом, ускорить внедрение тепловозной тяги. Замена паровозной тяги на тепловозную и электрическую стала главным в преобразованиях 50 - 60-х годов. И не случайно, что именно Октябрьская магистраль еще в 50-х годах стала признанным лидером в таком важном для всей страны деле, как внедрение скоростного движения поездов. 29 мая 1957 года был опубликован приказ МПС О подготовке линии Москва - Ленинград к движению пассажирских поездов с повышенными скоростями .
Электрификация главного хода Октябрьской магистрали между Ленинградом и Москвой завершилась в декабре 1962 года. В 1963 году максимальные скорости были повышены до 160 км/ч, а в 1965 году впервые назначается дневной экспресс Аврора , маршрутная скорость которого 130 км/ч (максимальная - 160 км/ч), что позволяет преодолевать 650 километровое расстояние не более, чем за 5 часов. В 1966 году дорога была награждена орденом Ленина.
В конце 70-х гг. на ряде грузовых станций дороги совместно с промышленными предприятиями была внедрена эффективная технология погрузки, в результате чего простой вагонов под грузовыми операциями сократился на 1,4 ч. На станции Ленинград-Сортировочный, построенной в 1879, был осуществлён автоматический роспуск составов с помощью электронной системы АРС, разработанной специалистами Института Гидротранссигналсвязь и работниками дороги. Внедрение этой технологии позволило повысить перерабатывающую способность сортировочных горок станции на 30%.
В сентябре 1995 года Коллегией Министерства путей сообщения Российской Федерации было принято решение о комплексной реконструкции магистрали.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Первые отечественные грузовые вагоны — четырехосные

В 1846 г. Александровский завод начал выпускать вагоны для Петербург-Московской дороги. Хотя в те годы заводом руководили американцы, однако техниче...

News image

Система нумерации грузовых вагонов

Номер вагона, наносимый на боковой стене и хребтовой балке рамы, у всех грузовых вагонов имеет восемь знаков. Он состоит из семи основных цифр, несу...

News image

Цистерны

Закупленные за рубежом в начале 20-х годов 1500 четырехосных цистерн имели котел, склепанный из двух днищ (толщина стенки 13 мм) и из четырех продол...

Пассажирские перевозки:

News image

Самостоятельный переезд vs. транспортная компания

Люди, которые хоть раз меняли свое место жительства, знают, что квартирный переезд по Москве дело серьезное и требует очень много энергии, сил и време...

News image

Железнодорожные билеты

Билетом называется документ установленной формы на право проезда по железным дорогам в прямом, местном, пригородном или международном сообщении. На ...

Карта дорог:

News image

Белорусская железная дорога признала Лынтупы областным

  Мало кто обратил внимание, но с недавних пор бывший местный пассажирский поезд № 619/620 стал поездом межрегиональных линий. А ведь по информации ...

News image

Девушка, которой отрезало ногу, сама прыгнула под колес

Наше издание уже рассказывало о происшествии, которое произошло вечером 23 ноября на железнодорожной станции Свинковка Полтавского района. 1...

Каталог производителей:

News image

Montreal Locomotive Works

Локомотивостроительный завод в Монреале (англ. Montreal Locomotive Works или MLW) — канадский завод производивший локомотивы с 1883 по 1985 год. Зав...

News image

Брянский машиностроительный завод

Брянский машиностроительный завод (БМЗ) – крупнейшее предприятие транспортного машиностроения, одно из старейших предприятий России. Завод разрабаты...

News image

Lima Locomotive Works

Lima Locomotive Works — североамериканская локомотивостроительная компания, существовавшая с 1870-х по 1950-е. Располагалось в городе Лима (штат Ога...

Железные дороги мира:

News image

В пассажирском поезде № 5/6 "Лотос" сообщением Москва -

Услуга доступна всем пользователям устройств, поддерживающих технологию Wi-Fi. Для приема устойчивого сигнала на максимальном протяжении пути следов...

News image

Черноморская железная дорога

Говоря о черноморской железной дороге, то это условное название железнодорожного пути, который протягивается по всему берегу Черного моря. На данный м...

News image

Цинхайско-тибетская железная дорога

К концу 2005-го года закончилось строительство Цинхайско-тибетской железной дороги, которая имеет больше 1 тысячи километров. Следует сказать, что это...

История РЖД:

Московско-Брестская железная дорога

News image

В конце XVI в. на западной окраине Москвы была построена Тверская-Ямская слобода. Здесь проходил оживленный торговый путь - Тверской тракт. После ос...

1880 - построен Сызранский (Александровский) железнодор

News image

Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью - важне...

История электрификации железных дорог

News image

Первая научная работа по внедрению электрической тяги на железных дорогах появилась в России в 1837 году, т.е. в год открытия первой железной дороги...