Приволжская железная дорога

Железная дорога - История РЖД

приволжская железная дорога

В XIX веке отсутствие современных путей сообщения и плохое состояние грунтовых дорог тормозило экономическое развитие России и затрудняло связь между губерниями. Из районов Волги в центр России шел большой поток грузов. Поскольку основную часть грузов составляли продовольственные, важную роль играла скорость их доставки.
В середине века в правительственных кругах рассматривался вопрос о соединении Москвы с волжскими губерниями. В 1856 г. для выполнения этой задачи было образовано Общество Московско-Саратовской железной дороги. Учредители общества приняли на себя обязательства построить линию между Москвой и Саратовом через Коломну, Рязань и Моршанск в 6-летний срок. Одним из организаторов строительства выступал П. Г. Фон Дервиз. Сын директора Гатчинского сиротского института, Фон Дервиз одним из первых стал концессионером по сооружению железных дорог, быстро разбогател и получил известность железнодорожного магната . Первые несколько лет Общество занималось сбором денег для предстоящего строительства. Однако уже в 1861 г. стало ясно, что учредители не могут выполнить свои обязательства. Из-за финансовых трудностей в 1863 г. Общество изменило свой Устав, ограничившись строительством линии только до Рязани.
Можно выделить два периода подъема железнодорожного строительства в России: первый приходится на 60-70-е годы XIX в., второй - на начало 90-х. Эти периоды характеризуются развитием концессионного строительства, когда частным компаниям выдавалась значительная ссуда. Именно в это время осуществлялось сооружение железнодорожных линий, связавших центральную Россию с приволжскими губерниями. На первом этапе были построены Московско-Нижегородская (1862 г.), Московско-Рязанская (1864 г.), Московско-Ярославская (1870 г.) и Тамбово-Саратовская дороги (1871 г.). На втором этапе эти линии получили свое продолжение и дали выход в районы нижней Волги и Урала.
Вопрос о сооружении железной дороги от Саратова до Тамбова ставился в 1866 г. на первом Саратовском губернском земском собрании. В 1867 г. Тамбовское и Кирсановское уездные земства направили в правительство ходатайство о разрешении на постройку дороги. Министр Путей Сообщения П. П. Мельников с высочайшего разрешения внес этот вопрос на рассмотрение Комитета железных дорог, который утвердил направление железной дороги от Тамбова к Саратову через Кирсанов и Аткарск. На основании этого постановления в феврале 1867 года земства произвели изыскания и было образовано Общество Рязано-Козловской дороги. Спустя год началось сооружение трассы. Концессию на строительство линии Тамбов-Козлов получил бывший директор правления Московско-Рязанской дороги П. Г. фон Дервиз. Подрядчиком по оптовому контракту выступало товарищество Арман и Задлер. Первый участок Тамбов - Умет был открыт для движения 22 августа 1870 года, второй участок до Аткарска - 27 января 1871 года и третий до Саратова - 17 июля 1871 года.
В 1891 г. Козлово-Саратовская и Тамбово-Козловская линии были объединены в Козлово-Саратовскую железную дорогу, которая перешла в казну.
В 1891 году Общество Рязанско-Козловской железной дороги представило план расширения своего предприятия, который состоял в сооружении новых линий: от Рассказово до Камышина, от Покровской Слободы до Уральска, от ст. Богоявленск до села Сосновки и в слиянии этих дорог вместе с Рязанско-Козловской и Козлово-Саратовской линиями. План был утвержден правительством, а Общество Рязанско-Козловской дороги преобразовано в Общество Рязанско-Уральской дороги. С 1892 года по 1897 год в эксплуатацию введены линии: Лебедянь - Елец (75 верст), Тамбов - Камышин (444 версты), Покровск - Уральск (396 верст), Ершов - Николаевск (88 верст), Урбах - Александров Гай (173 версты), Аткарск - Вольск (235 верст), Богоявленск - Сосновка (79 верст), Красавка-Баланда (75 верст), Саратов - Нефтяная (12 верст).

В 80-е и 90-е годы XIX века появилось несколько проектов строительства железной дороги до Астрахани. Хотя были проведены изыскания, ни один из проектов не нашел поддержки правительства. Около 10 лет шли споры о выборе направления, которые разрешились лишь в начале XX в., когда 10 июня 1902 года вышло высочайшее повеление о строительстве ширококолейной линии от Астрахани до станции Красный Кут с перешивкою узкоколейного пути от сего пункта до Покровской слободы в широкую колею . В 1903 г. Общество Рязано-Уральской железной дороги приступило к сооружению линии. Строители и инженеры столкнулись с большими трудностями: дорога пересекала три главных рукава реки Волги - Ахтубу, Бузань и Болду; две менее значительные реки - Кривой Буз и Рычу; а также 11 малых водотоков. На дельте было построено 14 мостов, из которых самые крупные: через реки Ахтубу, Бузань, Болду. 9 июля 1907 года открыто движение на участке Красный Кут - Бузань-пристань, 15 декабря 1909 года - на участке Бузань - Астрахань1.
Для обеспечения перевозок грузов в Заволжье в районе станции Увек была построена, первая в России, паромная железнодорожная переправа через Волгу. С помощью двух паромов и ледокола осуществлялась связь между правым и левым берегами. Первые ледокол и паром были произведены английской компанией Армстронг в 1890-х годах. Когда Волга замерзала и покрывалась льдом, дорогу для парома готовил ледокол. Вскоре паром Саратовская переправа перестал справляться с увеличившимся потоком грузов. Поэтому в 1908 г. Общество Рязано-Уральской железной дороги заказало Сормовскому заводу второй, более мощный паром, который получил название Переправа вторая . За год два парома перевозили через Волгу в оба конца 130 тысяч вагонов. Зимой 1914 г. для увеличения пропускной способности на лед уложили железнодорожный путь, по которому поезда перемещались конной тягой.
Береговые станции были снабжены специальными наклонными платформами, с помощью которых грузы поднимались с пароходов или опускались на них. Поскольку из Баку через Саратов везлась нефть, на волжских станциях были построены нефтехранилища и завозные склады. Также были сооружены плавучие и береговые нефтекачки, которые переливали нефть из барж в цистерны и наоборот. Склады нефти с плавучими нефтекачками располагались на береговых станциях Увек, Покровск, Камышин и Бузан.
В 1914 - 1918 гг. на Рязано-Уральской дороге возникли новые линии: Саратов - Каменоломня, Пенза - Харьков, Тамбов - Моршанск, Балашов - Ершов и Николаевск -Самара. В сентябре 1918 г. дорога была национализирована и передана Народному комиссариату путей сообщения. В 1930 - 1935 гг. был сооружен мост через Волгу у Саратова.
В годы Великой Отечественной войны железная дорога приобрела важное стратегическое значение. Осенью 1941 г. Госкомитетом Обороны было предписано построить линии Ахтуба - Паромная и Астрахань - Кизляр с одновременным сооружением переправ через Волгу у Астрахани и Сталинграда. Уже через год от Паромной стали ходить эшелоны. В 1942 г. пущена в эксплуатацию линия Иловля - Петров Вал - Саратов. В 1943 г. были построены еще три линии: Гурмак - Сарепта, Ельшанка - Садовая и Садовая - Причальная. Дорога, построенная в рекордно короткие сроки, получила название Сталинградской.
В 1953 г. путем объединения Рязано-Уральской и Сталинградской дорог образована Приволжская железная дорога. Приволжская железная дорога расположена на юго-востоке Европейской части России. Связывая промышленные центры Поволжья, дорога является важным транспортным звеном между центральными регионами России, Украиной, Средней Азией и Сибирью.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Меры по восстановлению вагонного парка

В молодой Советской республике принимались энергичные меры к восстановлению железнодорожного транспорта. Большое внимание уделялось ремонту вагонов ...

News image

Железнодорожные переезды и путепроводы

Для безопасного движения транспорта предусматриваются специальные пересечения автомобильных и железных дорог в одном и разных уровнях. В первом случ...

News image

Конструктивные изменения двухосных вагонов

Повышение грузоподъемности нормального вагона до 16,5 т обусловило введение осей нового типа, получивших название усиленных. Усиливали также рессоры...

Пассажирские перевозки:

News image

Мягкие и жесткие вагоны

Мягкие вагоны I и 11 класса. Их различие заключалось во внутренней планировке и отделке. В вагонах I класса отделка была наряднее, пассажирами предо...

News image

Порядок использования кассиром слипа

При оформлении проездного документа во внутреннем или межгосударственном сообщениях после получения на индикационном табло терминала ответа ВЫПОЛНЕ...

Карта дорог:

News image

КУЙБЫШЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Пролегает по территории Татарии, Башкирии, Мордовии, Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской, Самарской, Саратовской, Оренбургской и Челябинс...

News image

Железные дороги Северной Ирландии

Железные дороги Северной Ир­ландии (автономной части Соединенного Королевства), которые всегда находились под отдельным управлением, остаются (2001 ...

Каталог производителей:

News image

Людиновский тепловозостроительный завод

Люди новский тепловозострои тельный заво д — завод выпускающий тепловозы, расположенный в городе Людиново Калужской области[1]. Строительство зав...

News image

Henschel-Werke

Henschel (Хеншель, иногда Геншель) — (нем. Henschel-Werke), крупный немецкий машиностроительный концерн. Основан в 1810 году предпринимателем Карлом...

News image

Alstom

Alstom (ранее GEC-Alsthom) (Euronext: ALO) крупная французская машиностроительная компания, один из мировых лидеров[1] (наряду с Siemens и Bombardie...

Железные дороги мира:

News image

Открытие первой железной дороги

Земли вокруг Дарлингтона были выделены под угольные шахты. На лошадях оттуда увозили уголь в Стоктон. Он располагался на реке Тис. С давних времен шах...

News image

РЖД не может обеспечить электричество в деревне

Кировская УФАС признала, что в действиях ОАО «Российские железные дороги» имело место нарушение пункта 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите кон...

News image

Железная дорога под водопадом

Данный железнодорожный путь, часть у которого протягивается под 310-метровым водопадом, который называется Дудхсагар, располагается в Южном Гоа. Следу...

История РЖД:

1942 - в рекордные сроки построена Северо-Печорская жел

News image

С началом Великой Отечественной войны Ярославская и Северная дороги развернули массовые перевозки по обеспечению обороны страны. Одновременно потреб...

Краткая техническая справка

News image

На электрифицированных железных дорогах локомотивы приводятся в движение тяговыми электродвигателями, которые получают энергию от контактной сети, п...

Юго-Восточная железная дорога

News image

Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, - Белгородской, Воро...