Сахалинская железная дорога

Железная дорога - История РЖД

сахалинская железная дорога

В сентябре 1853 года экспедиция Г. И. Невельского основала на Южном Сахалине Ильинский пост (позднее Корсаковский пост - назван так в честь русского гидрографа В. А. Римского-Корсакова). Тогда же было объявлено о присоединении Сахалина к России. Однако в течение нескольких десятилетий Сахалин был предметом борьбы России и Японии. По русско-японскому договору, подписанному в Петербурге 25 апреля (7 мая) 1875 года, Сахалин стал принадлежать России.
В конце XIX века на острове существовало несколько грунтовых и шоссейных дорог, которые главным образом соединяли военные посты с крупными поселениями. На юге Сахалина была проложена шоссейная дорога от поста Корсаковский до селения Найбучи (ныне - Стародубское) протяженностью более 80 верст. Вдоль этой дороги в 80-х годах XIX века возникли основные населенные пункты. Среди них и современный центр Сахалинской области - город Южно-Сахалинск, называвшийся в те годы Владимировка. На рубеже XIX-XX вв. на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока развернулось строительство Великого Сибирского пути. Это преобразило дальневосточные окраины страны, дав мощный импульс к заселению и развитию края. Сахалинский уголь вывозили во Владивосток для нужд Уссурийской железной дороги и пароходства Китайско-Восточной железной дороги.
Появление первых железнодорожных путей на Сахалине связано с созданием технологических линий на угольных месторождениях. В частности, одна из таких узкоколейных дорог была построена в конце XIX века и вела от Александровского рудника к пристани.
23 августа 1905 года в Портсмуте (США) русская и японская делегации подписали мирный договор, в соответствии с которым южная часть Сахалина, до 50-й параллели, отошла к Японии.
Начав железнодорожное строительство на Южном Сахалине сразу же после русско-японской войны, Япония менее чем за 40 лет создала широкую и довольно современную для того периода железнодорожную сеть общей протяженностью более 700 км.
Летом 1906 года началось строительство первой узкоколейной железной дороги на южном Сахалине. Сначала была сооружена ветка от Отомари (Корсаков) до Тоехары (Владимировка) длиной 42 км. 1 ноября 1906 года вступил в эксплуатацию участок Тоехара - Кайдзука (Соловьевка). Российский вице-консул В. В. Траутшольд сообщал в Санкт-Петербург: Первая железная дорога на Сахалине - военная. Правительство хотя и получило много предложений от частных компаний и лиц построить дорогу, которая, очевидно, считалась доходной, но решило, чтобы дорога была казенной. Как военная, дорога будет преимущественно обслуживать гарнизон и возить военные и правительственные грузы. Для пассажиров будут ходить по два поезда в день. Станций всего предполагается 8, главные из них: Корсаковск, Соловьевка, Мицулевка, Хомутовка и Владимировка .
В 1907 году начались перестройка и усовершенствование линии, которая из военно-полевой превратилась в государственную. В 1909 году дорога была продлена на 2,8 км на юг от Отомари до селения Пороантомари (ныне городская черта Корсакова в южной части порта), где началось сооружение портовых причалов. А на участке от Отомари до Санносава (Третья падь) полотно дороги было перенесено из сопок ближе к береговой линии, что позволило избежать крутых уклонов. При этом общая протяженность линии Отомари - Тоехара составила 46 км. В 1910 - 1915 годы были выполнены работы по переводу дороги на обычную японскую колею 1067 мм, что позволило эксплуатировать более мощные локомотивы и значительно увеличить ее пропускную способность.
Интересен рассказ о работе узкоколейки епископа русской православной миссии в Токио Сергия: Мы буквально влезли в вагончик и поехали к северу. В вагончик может поместиться не больше 12 человек без багажа; а с багажом (для которого единственное место - пол!) трудно сидеть и восьмерым! Локомотивчики - парные, платформы приспособлены для перевозки леса прежде всего. Билеты продаются в вагонах, кроме конечных пунктов дороги, где продают их и на станциях . Рельсы были проложены с большим уклоном, что затрудняло движение поездов.
В июне 1911 года началось сооружение железнодорожной ветки Тоехара - Сакаэхама (Стародубское) протяженностью 53,5 км, которое было закончено в конце года. Затем эта линия была соединена с уже действующим участком Тоехара - Отомари. Таким образом, стало возможно сквозное сообщение по маршруту Отомари - Сакаэхама протяженностью 99,6 км. В 1913-1914 гг. была построена ветка Канума (Новоалександровск) - Каваками (Синегорск). По ней перевозился уголь в Тоехару и Отомари.
К началу 20-х годов XX века определились основные районы расселения колонистов в южной части Сахалина и наиболее важные промышленные центры. В 1918 г. началось возведение железной дороги вдоль побережья Татарского пролива с юга на север. Несколько раз в результате ливневых дождей смывалась насыпь на отдельных участках. Дорога проходила на нижней террасе вдоль линии гор, поэтому удалось избежать крутых уклонов. 11 октября 1920 года открыта линия Хонто - Маока, а еще через год, в ноябре 1921 года, открыт для пропуска поездов участок Маока - Нода. В 1921 году был сдан в эксплуатацию отрезок пути от станции Нода до Томариору, в 1937 году - до станции Куссюнай (Ильинск) в районе перешейка Поясок в самой узкой части острова. Тем самым было организовано грузопассажирское движение поездов по всему юго-западному побережью острова на расстоянии 170 км от Хонто до Куссюная.
Однако в связи с началом второй мировой войны готовые участки рельсового пути на перегонах между Куссюнаем и Эсутору были демонтированы, а рельсы переведены на восточную колею для укладки на участке, ведущем в район государственной границы с СССР. Таким образом, к 1945 году строительство западной линии завершить не удалось. Что касается ее северного участка от перешейка Поясок до порта Эсутору, то он так и остался недостроенным до окончания войны.
К началу 20-х годов XX века встал вопрос о необходимости соединить восточную и западную железнодорожные линии. Поскольку в зимний период не замерзали лишь два порта - Хонто и Маока, японский парламент принял решение о строительстве дороги между Тоехарой и Маокой. Местность была гористой: крутые спуски и подъемы чередовались с резкими поворотами. Было возведено 15 тоннелей общей протяженностью 5087 м и 35 мостов общей длиной 1047 м. Только в сентябре 1928 г. было открыто движение поездов от Тоехары до порта Маока. Вдоль линии дороги стали появляться населенные пункты Футомато (Чапланово), Осака (Пятиречье), Симидзу (Чистоводное), Накано (Ожидаево) и другие. Город Маока, ставший после войны Холмском, превратился в главные морские и железнодорожные ворота Сахалина. Когда Южный Сахалин перешел к СССР, здесь была построена паромная переправа.
Наряду с государственными железными дорогами, в 20-30-е годы было построено несколько частных железнодорожных линий, принадлежавших различным компаниям, фирмам и акционерным обществам. Как правило, по этим дорогам не осуществлялось движение пассажирских поездов, так как они предназначались для технологических перевозок - доставки угля, древесины, оборудования и других производственных грузов. В 1927 году частная акционерная компания Оодзи Фудзи построила участок железной дороги длиной 170,5 км между городами Отиай (Долинск) и Сиритори (Макаров), в 1936 году - введен в строй отрезок от Сиритори до города Сикука (Поронайск). В этих городах действовали крупные целлюлозно-бумажные заводы. В 1941 году участок протяженностью 245,5 км от Отиай до Сикука был выкуплен губернаторством. В ноябре того же года он удлинен в северном направлении на 21,7 км от города Сикука до станции Фуридо (Олень), и общая протяженность восточной линии составила 352 км. Некоторые из частных железных дорог, прежде всего узкоколейных, после войны по разным причинам были демонтированы, например дорога между Отомари и Тоннаем. Другие, претерпев некоторую модернизацию, эксплуатируются до сих пор.
В 1945 г. в результате второй мировой войны Южный Сахалин и Курильские острова стали территорией СССР. Таким образом, сорокалетний период японской колонизации стал важным этапом развития железнодорожного транспорта на Сахалине. К 1945 году протяженность основных линий государственных железных дорог в южной части острова составила 700,4 км. Дорога имела 127 станций, 6 основных и 9 оборотных депо. Почти все здания депо и станций были деревянными. Вокзальные помещения имелись только на 101 станции. На большинстве станций количество путей не превышало 3-4 с полезной длиной до 800 м.
В конце 40-х годов появилась необходимость в создании единой системы транспортной связи между южными и северными районами острова. В 1948 г. московские специалисты Союзтранспроекта представили экономическое обоснование к заданию по переустройству дорог Южного Сахалина. Одновременно, в конце 1948 года Дальневосточное отделение Союзтранспроекта подготовило проектное задание на реконструкцию Южно-Сахалинской железной дороги. В результате сравнения этих вариантов, было принято решение строить следующие новые железнодорожные линии: основная транссахалинская магистраль Победино - Дербинск - Ноглики - Оха (484 км); западная линия Ильинск - Углегорск - Лесогорск (194 км); соединительные линии Ильинск - Арсентьевка (27 км) и Дербинск - Александровск - Агнево (94 км).
В 1948 г. началась прокладка линии Оха - Катангли. В качестве рабочих в строительстве были заняты заключенные. Необходимого количества заключенных на Сахалине не было, поэтому на остров были направлены этапы численностью от 60 до 700 человек из лагерей Иркутской, Омской, Новосибирской, Читинской, Тюменской, Кемеровской областей, Красноярского, Хабаровского и Приморского краев. Строительство не удалось закончить в установленные сроки, хотя число рабочих постоянно увеличивалось. Входившие в строй с 1949 года отдельные участки узкоколейки интенсивно использовали для перевозки грузов. Протяженность главной линии в конце 1953 года составила 248 км, отдельных веток и подъездных путей - 56 км.
К сожалению, ввод в эксплуатацию дороги Оха - Катангли не решал главной проблемы, состоявшей в необходимости соединения нефтедобывающих районов северного и северо-западного побережья с незамерзающими портами на юге острова.
5 мая 1950 года Совет Министров СССР принял постановление о производстве изысканий, проектировании и строительстве в 1950 - 1955 годах железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре - Победино с тоннельным переходом через Татарский пролив. На Сахалин были направлены сразу четыре изыскательные экспедиции: из Ленинграда, Москвы, Харькова и Владивостока. Прокладка трассы велась силами ГУЛАГа в 1951 - 1953 гг. со стороны материка к мысу Лазарева, со стороны Сахалина - от Погиби. Однако работы по строительству ветки Победино - Погиби были приостановлены, а затем и полностью прекращены так же внезапно, как они и начались.
В 1973 г. открыта паромная переправа Ванино - Холмск. Таким образом, сроки доставки грузов с острова сократились в 3 раза.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Выписка из Правил технической эксплуатации железных дорог Ро

Глава III. Сооружения и устройства путевого хозяйства. Пересечения, переезды и примыкания железных дорог 3.21

News image

Четырехосные вагоны и вагоны других конструкций повышенной г

При одинаковых нагрузках от колесной пары на рельсы четырехосные вагоны обладали меньшим коэффициентом тары, поскольку масса некоторых частей остава...

News image

Основные характеристики локомотивов

Важнейшими характеристиками локомотивов являются: осевая формула, осевая нагрузка, служебный вес, сцепной вес, габарит и коэффициент полезного дейст...

Пассажирские перевозки:

News image

Железнодорожные билеты 1980-х годов

Все проездные документы в системе Экспресс-2 первоначально оформлялись на отдельных типографских бланках, отличающихся смысловым содержанием и цве...

News image

Аппаратура системы Экспресс

Терминал системы Экспресс-2 предназначается для работы билетного кассира, агента справочного бюро, работников пассажирской и финансовых служб. Вс...

Карта дорог:

News image

РЖД продолжит одалживать вагоны у Федеральной грузовой

Правительство разрешило ОАО РЖД привлекать вагоны у дочерней Федеральной грузовой компании (ФГК) в первом квартале 2013 года. Однако, как выяснил "Ъ...

News image

Для обеспечения систем безопасности вокзальных комплекс

21.11.2012 Консорциум «Интегра-С» совместно с ЗАО «Отраслевой центр внедрения» (дочерняя компания ОАО «РЖД») разработал новое программное обеспечение ...

Каталог производителей:

News image

Калужский завод путевых машин и гидроприводов

ОАО Калугапутьмаш - ведущее предприятие России по изготовлению путевой железнодорожной техники для ремонта, строительства и эксплуатации железных ...

News image

Новочеркасский электровозостроительный завод

История завода берет на­чало с 8 февраля 1932 года, когда постановлением Правительства было утверждено место стройки. Через 4 года – 27 апреля 1936 ...

News image

Производственная фирма КМТ

Производственная фирма КМТ (КМТ) работает на рынке комплектующих для подвижного состава. Предприятие специализируется на проектировании и производст...

Железные дороги мира:

News image

ЯПОНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ЯПОНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Japanese National Railways - JNR) - Национальные железные дороги, ЯНЖД; составляют основу ж.-д. сети страны; в 1987 г. по ...

News image

Между РФ и Финляндией будет курсир. вагон для перевозки

Между Россией и Финляндией будет курсировать вагон для перевозки личных автомобилей, сообщает ОАО “РЖД”. Так, 26 ноября в составе международ...

News image

Херсонцы смогут добраться до Вадима только подсаживаясь

По новому графику 2012/2013 гг вместо поездов № 6575/6576, 6571/6572 Херсон-Вадим, которые курсировали цельнометаллическими вагонами, назначены...

История РЖД:

2001-2006 - реконструкция стратегически важных петлевых

News image

19 мая 2006 года на станции Индюк (участок Армавир - Туапсе) Северо-Кавказской магистрали состоялось торжественное открытие после реконструкции Боль...

1899 - завершилось строительство железнодорожного моста

News image

Мост через Енисей был первым в России и вторым на Евроазиатском материке по величине пролетов - 145 м. История его строительства такова. В конце ...

1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной

News image

1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной дороги был сдан в эксплуатацию двухкилометровый участок пути, на котором впервые была уложен...