Железная дорога - Как устроена ЖД
Поборники прогресса вели упорную борьбу за существование и развитие рельсовых путей в России. Свои доводы против скептиков они подкрепляли расчетами и исследованиями. Среди них в первых рядах были такие замечательные ученые, как П. П. Мельников и Н. О. Крафт. Основоположник отечественной железнодорожной науки Павел Петрович Мельников был назначен руководителем проекта и строительства первой русской магистральной железной дороги между Петербургом и Москвой протяженностью 650 км и шириной колеи 1524 мм. Для этой грандиозной по тому времени магистрали, строительство которой началось в 1843 г. (официальное открытие 1 (13) ноября 1851 г.), требовалось около 3000 вагонов. К началу постоянной эксплуатации парк вагонов на дороге составлял 2670 единиц. В значительном количестве вагонов нуждалась и вторая в России магистральная железная дорога — Петербург-Варшавская, полностью открытая для регулярного движения в 1862 г.
После отмены в 1861 г. крепостного права ускорилось развитие отечественной промышленности. Особенно быстрый рост промышленного производства происходил в последнее десятилетие XIX века. Это требовало создания новых железных дорог.
В своей книге «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин писал: «В развитии ж.-дорожного строительства России было два периода громадного подъема: конец 60-х (и начало 70-х) годов и вторая половина 90-х годов. С 1865 по 1875 г. средний годовой прирост русской жел.-дорожной сети составлял 1% тыс. километров, а с 1893 по 1897 —около 2 % тыс. километров». Темпы этого строительства были более высокими, чем в наиболее развитых капиталистических странах. К 1900г. по общей протяженности железных дорог Россия занимала второе место в мире. С 1868 по 1896 г. перевозки грузов в поездах возросли в 14 раз, а перевозки пассажиров — в 6 раз.
Строящимся железным дорогам требовалось огромное количество металла для изготовления рельсов, вагонов, паровозов, а также топлива (каменного угля, нефти). Это в свою очередь способствовало развитию металлургической и топливной промышленности. Высокие темпы железнодорожного строительства и рост перевозок обусловили ускоренное развитие отечественного вагоностроения.
Постройку первых вагонов (и паровозов), предназначавшихся для строившейся Петербург-Московской железной дороги, решено было организовать на одном из лучших заводов того времени — Александровском чугунолитейном заводе, расположенном в Петербурге на берегу реки Невы (не путать с упоминавшимся Александровским чугуноплавильным и пушечным заводом в Петрозаводске). В связи с этим в 1843 г. Александровский чугунолитейный завод был передан из Департамента горных и соляных дел Министерства финансов Главному управлению путей сообщения и вскоре переименован в Александровский механический завод. Руководили им американцы Гаррисон н Уайненс, с которыми был заключен контракт на 6 лет. Контракт предусматривал перестройку и оснащение завода необходимыми машинами, станками и инструментом, подготовку кадров для обслуживания поездов, а также строительство 162 паровозов и 2720 вагонов.
На старой территории завода были размещены паровозные мастерские, а на новой территории, в некотором отдалении от старой, на площади 5 гектаров, в 1844 г. построили вагонные мастерские («вагонное заведение»). Таким образом завод разделили на две части: паровозную и вагонную . Вагонные мастерские состояли из нескольких - деревянных, примитивно оборудованных бараков, лишь кузница размещалась в каменном здании. В 1868 г. Александровский завод был передан Главному обществу Российских железных дорог. Новый управляющий завода, инженер путей сообщения Рехневский внес большой вклад в разработку оригинальных конструкций тележек, в совершенствование организации производства и подготовку отечественных специалистов по подвижному составу.
В 1869—1884 гг. построили новые, каменные здания для сборочного, рессорного, литейного, лесопильного цехов, котельной и др. На заводе многие административно-технические должности занимали американцы и англичане. В 1883 г. вышел в свет закон, запрещавший иностранцам служить на государственных предприятиях. Поэтому они были уволены, а их места постепенно занимали отечественные специалисты. Новым начальником завода был назначен инженер Б. Яловицкий, хорошо знавший вагоностроение.
В 1884 г. началась капитальная перестройка завода, в результате которой были сооружены новый каменный вагоностроительный корпус, колесный цех, бандажное отделение и административный корпус с лабораториями. Александровский завод перешел в ведение государства.
Завод имеет большие революционные традиции. В 1879 г. в вагонных мастерских завода работал столяром один из первых рабочих-революционеров Степан Николаевич Халтурин. Здесь же работали Глеб Максимилианович Кржижановский, возглавлявший одну из лабораторий завода, Иван Васильевич Бабушкин, служивший сторожем этой лаборатории. Как известно, Владимир Ильич Ленин называл Бабушкина гордостью партии, народным героем.
Рабочие завода активно участвовали в революционном движении петербургского пролетариата.
В 1901 г. на Александровском заводе была проведена двухнедельная забастовка протеста против произвола царских палачей, расстрелявших безоружных рабочих Обуховского завода; в 1905 г. Александровский завод, первый за Невской заставой, примкнул к революции. После поражения революции 1905 г. завод был закрыт, все рабочие уволены, а вновь принимаемые просеивались через «полицейское сито». На заводе разместили казаков Новочеркасского полка, а когда те стали сочувствовать рабочим, их заменили карательным отрядом Семеновского полка, отличавшегося особой жестокостью. В 1907 г. рабочие завода бастовали, протестуя против ареста социал-демократической фракции Государственной Думы. В 1917 г. на заводском митинге выступал В. И. Ленин. На месте выступления В. И. Ленина установлена мемориальная доска. В 1918—1919 гг. на заводе дважды выступал Михаил Иванович Калинин. В пятую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции Петроградский совет переименовал Александровский завод в Пролетарский. В 1931 г. он был разделен на два самостоятельных завода — паровозоремонтный и вагоноремонтный, которому в 1932 г. было присвоено наименование Октябрьский вагоноремонтный завод.
Читайте: |
---|
![]() Цистерны для перевозки порошкообразных грузовЧтобы обеспечить безопасность движения на железнодорожном транспорте, цистерны для перевозки порошкообразных грузов изготавливают в полном соответст... |
![]() Система нумерации грузовых вагоновНомер вагона, наносимый на боковой стене и хребтовой балке рамы, у всех грузовых вагонов имеет восемь знаков. Он состоит из семи основных цифр, несу... |
![]() Крытые вагоныДвухосные крытые вагоны грузоподъемностью 20 т начали строить в 1923 г. Помимо увеличенной грузоподъемности, эта конструкция отличалась от крытого н... |
![]() Вагоны, перестроенные Ковровскими мастерскимиПеределывая пассажирские вагоны заграничной постройки, Ковровские мастерские внесли в них значительные конструктивные усовершенствования, которые за... |
![]() Железнодорожные билеты в 21 векеБланк проездного документа является документом строгой отчетности, имеет свою серию и номер. Лицевая сторона бланка - оранжевого цвета. В верхней ча... |
![]() Иран: В провинции Фарс возобновилось строительство желеВице-губернатор провинции Фарс по вопросам благоустройства Мохсен Ардакани во время встречи с журналистами заявил, что возобновилось строительство ж... |
![]() Призыв || Особый деньВ Челябинском профессиональном колледже состоялось посвящение первокурсников в железнодорожники. Это традиционное мероприятие, которое проходит... |
![]() Коломенский заводКоломенский завод основан в 1863 году военным инженером Амандом Егоровичем Струве, получившим подряд на постройку железнодорожного моста через реку ... |
![]() Камбарский машиностроительный заводКамба рский машинострои тельный заво д — завод, выпускающий тепловозы и другую железнодорожную технику. Полное наименование — Открытое акционерное о... |
![]() FablokPierwsza Fabryka Lokomotyw w Polsce «FABLOK» Spółka Akcyjna в настоящее время более известная как просто Fablok — польская локомотивост... |
![]() Во Владивостоке РЖД оштрафовали за нарушение в сфере беПо требованию Дальневосточной транспортной прокуратуры за нарушение законодательства о транспортной безопасности оштрафовано ОАО "РЖД". |
![]() ТурксибТуркестано-Сибирская магистраль является железной дорогой, которая была построена в 1926-м году, и именно она соединила Среднюю Азию с Сибирью. Следуе... |
![]() РЖД: Кинотеатры могут появиться на 40 российских вокзалКинотеатры могут появиться на 40 российских вокзалах. Об этом сообщил журналистам начальник Дирекции железнодорожных вокзалов (филиал ОАО "Российски... |
Красноярская железная дорога![]() Красноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасс... |
Московско-Нижегородская железная дорога![]() Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м годам XIX века. Эту идею в 1836 г. поддержал один из прогрессивных деяте... |
2003-В Екатеринбурге открыт первый на сети железных дор![]() Основная его задача - централизация диспетчерского управления перевозочным процессом по Свердловской магистрали, которая проходит по территории 6 об... |