Грузовые вагоны постройки 1846—1891 гг

Железная дорога - Как устроена ЖД

грузовые вагоны постройки 1846—1891 гг

Поборники прогресса вели упорную борьбу за существование и развитие рельсовых путей в России. Свои доводы против скептиков они подкрепляли расчетами и исследованиями. Среди них в первых рядах были такие замечательные ученые, как П. П. Мельников и Н. О. Крафт. Основоположник отечественной железнодорожной науки Павел Петрович Мельников был назначен руководителем проекта и строительства первой русской магистральной железной дороги между Петербургом и Москвой протяженностью 650 км и шириной колеи 1524 мм. Для этой грандиозной по тому времени магистрали, строительство которой началось в 1843 г. (официальное открытие 1 (13) ноября 1851 г.), требовалось около 3000 вагонов. К началу постоянной эксплуатации парк вагонов на дороге составлял 2670 единиц. В значительном количестве вагонов нуждалась и вторая в России магистральная железная дорога — Петербург-Варшавская, полностью открытая для регулярного движения в 1862 г.
После отмены в 1861 г. крепостного права ускорилось развитие отечественной промышленности. Особенно быстрый рост промышленного производства происходил в последнее десятилетие XIX века. Это требовало создания новых железных дорог.
В своей книге «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин писал: «В развитии ж.-дорожного строительства России было два периода громадного подъема: конец 60-х (и начало 70-х) годов и вторая половина 90-х годов. С 1865 по 1875 г. средний годовой прирост русской жел.-дорожной сети составлял 1% тыс. километров, а с 1893 по 1897 —около 2 % тыс. километров». Темпы этого строительства были более высокими, чем в наиболее развитых капиталистических странах. К 1900г. по общей протяженности железных дорог Россия занимала второе место в мире. С 1868 по 1896 г. перевозки грузов в поездах возросли в 14 раз, а перевозки пассажиров — в 6 раз.
Строящимся железным дорогам требовалось огромное количество металла для изготовления рельсов, вагонов, паровозов, а также топлива (каменного угля, нефти). Это в свою очередь способствовало развитию металлургической и топливной промышленности. Высокие темпы железнодорожного строительства и рост перевозок обусловили ускоренное развитие отечественного вагоностроения.
Постройку первых вагонов (и паровозов), предназначавшихся для строившейся Петербург-Московской железной дороги, решено было организовать на одном из лучших заводов того времени — Александровском чугунолитейном заводе, расположенном в Петербурге на берегу реки Невы (не путать с упоминавшимся Александровским чугуноплавильным и пушечным заводом в Петрозаводске). В связи с этим в 1843 г. Александровский чугунолитейный завод был передан из Департамента горных и соляных дел Министерства финансов Главному управлению путей сообщения и вскоре переименован в Александровский механический завод. Руководили им американцы Гаррисон н Уайненс, с которыми был заключен контракт на 6 лет. Контракт предусматривал перестройку и оснащение завода необходимыми машинами, станками и инструментом, подготовку кадров для обслуживания поездов, а также строительство 162 паровозов и 2720 вагонов.
На старой территории завода были размещены паровозные мастерские, а на новой территории, в некотором отдалении от старой, на площади 5 гектаров, в 1844 г. построили вагонные мастерские («вагонное заведение»). Таким образом завод разделили на две части: паровозную и вагонную . Вагонные мастерские состояли из нескольких - деревянных, примитивно оборудованных бараков, лишь кузница размещалась в каменном здании. В 1868 г. Александровский завод был передан Главному обществу Российских железных дорог. Новый управляющий завода, инженер путей сообщения Рехневский внес большой вклад в разработку оригинальных конструкций тележек, в совершенствование организации производства и подготовку отечественных специалистов по подвижному составу.
В 1869—1884 гг. построили новые, каменные здания для сборочного, рессорного, литейного, лесопильного цехов, котельной и др. На заводе многие административно-технические должности занимали американцы и англичане. В 1883 г. вышел в свет закон, запрещавший иностранцам служить на государственных предприятиях. Поэтому они были уволены, а их места постепенно занимали отечественные специалисты. Новым начальником завода был назначен инженер Б. Яловицкий, хорошо знавший вагоностроение.
В 1884 г. началась капитальная перестройка завода, в результате которой были сооружены новый каменный вагоностроительный корпус, колесный цех, бандажное отделение и административный корпус с лабораториями. Александровский завод перешел в ведение государства.
Завод имеет большие революционные традиции. В 1879 г. в вагонных мастерских завода работал столяром один из первых рабочих-революционеров Степан Николаевич Халтурин. Здесь же работали Глеб Максимилианович Кржижановский, возглавлявший одну из лабораторий завода, Иван Васильевич Бабушкин, служивший сторожем этой лаборатории. Как известно, Владимир Ильич Ленин называл Бабушкина гордостью партии, народным героем.
Рабочие завода активно участвовали в революционном движении петербургского пролетариата.
В 1901 г. на Александровском заводе была проведена двухнедельная забастовка протеста против произвола царских палачей, расстрелявших безоружных рабочих Обуховского завода; в 1905 г. Александровский завод, первый за Невской заставой, примкнул к революции. После поражения революции 1905 г. завод был закрыт, все рабочие уволены, а вновь принимаемые просеивались через «полицейское сито». На заводе разместили казаков Новочеркасского полка, а когда те стали сочувствовать рабочим, их заменили карательным отрядом Семеновского полка, отличавшегося особой жестокостью. В 1907 г. рабочие завода бастовали, протестуя против ареста социал-демократической фракции Государственной Думы. В 1917 г. на заводском митинге выступал В. И. Ленин. На месте выступления В. И. Ленина установлена мемориальная доска. В 1918—1919 гг. на заводе дважды выступал Михаил Иванович Калинин. В пятую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции Петроградский совет переименовал Александровский завод в Пролетарский. В 1931 г. он был разделен на два самостоятельных завода — паровозоремонтный и вагоноремонтный, которому в 1932 г. было присвоено наименование Октябрьский вагоноремонтный завод.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Грузовые вагоны постройки 1846—1891 гг

Поборники прогресса вели упорную борьбу за существование и развитие рельсовых путей в России. Свои доводы против скептиков они подкрепляли расчетами...

News image

РЕЛЬСЫ И СТРЕЛОЧНЫЕ ПЕРЕВОДЫ

3.13. Рельсы и стрелочные переводы на главных и станционных путях по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряже...

News image

Пересечения, переезды и примыкания железных дорог

3.29. Примыкание вновь строящихся линий и подъездных путей к главным путям на перегонах может быть допущено в исключительных случаях с разрешения Ми...

Пассажирские перевозки:

News image

Продажа билетов в системе Экспресс

Система “Экспресс-3” позволяет организовать продажу на железных дорогах билетов по четырем видам: реализация мест на станции формирования поезда, на...

News image

Железнодорожные билеты

Билетом называется документ установленной формы на право проезда по железным дорогам в прямом, местном, пригородном или международном сообщении. На ...

Карта дорог:

News image

Закаспийская железная дорога

Говоря о Закаспийской железной дороге, то это железная дорога, которая была построена в 1880-м году благодаря  российским железнодорожным батальонам, ...

News image

Греция полностью готова продать свои железные дороги

Теперь фонд по управлению государственным имуществом Греции собирает заявки со стороны претендентов на приобретение стопроцентного уставного капитала ...

Каталог производителей:

News image

ЧКД

ЧКД (ČKD — Českomoravská Kolben-Daněk) была создана в 1927 году в результате слияния трёх компаний: «Первая чешско-моравская ...

News image

Tecnomasio Italiano-Brown-Boweri

Tecnomasio Italiano-Brown-Boweri — (также известнная под аббревиатурой TIBB) — итальянская фирма работавшая в области проектирования и строительства...

News image

Луганский тепловозостроительный завод

Луга нский тепловозострои тельный заво д (ОАО «Холдинговая компания „Лугансктепловоз“») (ПФТС: LTPL) — завод в городе Луганск (Украина), выпускающий...

Железные дороги мира:

News image

Объем инвестиций ОАО «РЖД» в развитие Свердловской маги

18.10.2012 В целом на 2012 год инвестиционный бюджет Свердловской магистрали сформирован в объеме 27,8 млрд рублей, что на 25%  больше, чем в пред...

News image

РЖД продолжит одалживать вагоны у Федеральной грузовой

Правительство разрешило ОАО РЖД привлекать вагоны у дочерней Федеральной грузовой компании (ФГК) в первом квартале 2013 года. Однако, как выяснил "Ъ...

News image

Неосторожная жительница области нарушила расписание кал

Под Калининградом женщина едва не угодила под колеса поезда. Сообщение о том, что на ж/д перегоне «Чкаловск Калининград Светлый» машинист элект...

История РЖД:

1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной

News image

1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной дороги был сдан в эксплуатацию двухкилометровый участок пути, на котором впервые была уложен...

Сахалинская железная дорога

News image

В сентябре 1853 года экспедиция Г. И. Невельского основала на Южном Сахалине Ильинский пост (позднее Корсаковский пост - назван так в честь русского...

Северная железная дорога

News image

Северная железная дорога пролегает на Севере и Северо-Востоке России, по территории Полярного Урала и северной части бассейна реки Оби. Управление д...