Грузовые вагоны постройки 1846—1891 гг

Железная дорога - Как устроена ЖД

грузовые вагоны постройки 1846—1891 гг

Поборники прогресса вели упорную борьбу за существование и развитие рельсовых путей в России. Свои доводы против скептиков они подкрепляли расчетами и исследованиями. Среди них в первых рядах были такие замечательные ученые, как П. П. Мельников и Н. О. Крафт. Основоположник отечественной железнодорожной науки Павел Петрович Мельников был назначен руководителем проекта и строительства первой русской магистральной железной дороги между Петербургом и Москвой протяженностью 650 км и шириной колеи 1524 мм. Для этой грандиозной по тому времени магистрали, строительство которой началось в 1843 г. (официальное открытие 1 (13) ноября 1851 г.), требовалось около 3000 вагонов. К началу постоянной эксплуатации парк вагонов на дороге составлял 2670 единиц. В значительном количестве вагонов нуждалась и вторая в России магистральная железная дорога — Петербург-Варшавская, полностью открытая для регулярного движения в 1862 г.
После отмены в 1861 г. крепостного права ускорилось развитие отечественной промышленности. Особенно быстрый рост промышленного производства происходил в последнее десятилетие XIX века. Это требовало создания новых железных дорог.
В своей книге «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин писал: «В развитии ж.-дорожного строительства России было два периода громадного подъема: конец 60-х (и начало 70-х) годов и вторая половина 90-х годов. С 1865 по 1875 г. средний годовой прирост русской жел.-дорожной сети составлял 1% тыс. километров, а с 1893 по 1897 —около 2 % тыс. километров». Темпы этого строительства были более высокими, чем в наиболее развитых капиталистических странах. К 1900г. по общей протяженности железных дорог Россия занимала второе место в мире. С 1868 по 1896 г. перевозки грузов в поездах возросли в 14 раз, а перевозки пассажиров — в 6 раз.
Строящимся железным дорогам требовалось огромное количество металла для изготовления рельсов, вагонов, паровозов, а также топлива (каменного угля, нефти). Это в свою очередь способствовало развитию металлургической и топливной промышленности. Высокие темпы железнодорожного строительства и рост перевозок обусловили ускоренное развитие отечественного вагоностроения.
Постройку первых вагонов (и паровозов), предназначавшихся для строившейся Петербург-Московской железной дороги, решено было организовать на одном из лучших заводов того времени — Александровском чугунолитейном заводе, расположенном в Петербурге на берегу реки Невы (не путать с упоминавшимся Александровским чугуноплавильным и пушечным заводом в Петрозаводске). В связи с этим в 1843 г. Александровский чугунолитейный завод был передан из Департамента горных и соляных дел Министерства финансов Главному управлению путей сообщения и вскоре переименован в Александровский механический завод. Руководили им американцы Гаррисон н Уайненс, с которыми был заключен контракт на 6 лет. Контракт предусматривал перестройку и оснащение завода необходимыми машинами, станками и инструментом, подготовку кадров для обслуживания поездов, а также строительство 162 паровозов и 2720 вагонов.
На старой территории завода были размещены паровозные мастерские, а на новой территории, в некотором отдалении от старой, на площади 5 гектаров, в 1844 г. построили вагонные мастерские («вагонное заведение»). Таким образом завод разделили на две части: паровозную и вагонную . Вагонные мастерские состояли из нескольких - деревянных, примитивно оборудованных бараков, лишь кузница размещалась в каменном здании. В 1868 г. Александровский завод был передан Главному обществу Российских железных дорог. Новый управляющий завода, инженер путей сообщения Рехневский внес большой вклад в разработку оригинальных конструкций тележек, в совершенствование организации производства и подготовку отечественных специалистов по подвижному составу.
В 1869—1884 гг. построили новые, каменные здания для сборочного, рессорного, литейного, лесопильного цехов, котельной и др. На заводе многие административно-технические должности занимали американцы и англичане. В 1883 г. вышел в свет закон, запрещавший иностранцам служить на государственных предприятиях. Поэтому они были уволены, а их места постепенно занимали отечественные специалисты. Новым начальником завода был назначен инженер Б. Яловицкий, хорошо знавший вагоностроение.
В 1884 г. началась капитальная перестройка завода, в результате которой были сооружены новый каменный вагоностроительный корпус, колесный цех, бандажное отделение и административный корпус с лабораториями. Александровский завод перешел в ведение государства.
Завод имеет большие революционные традиции. В 1879 г. в вагонных мастерских завода работал столяром один из первых рабочих-революционеров Степан Николаевич Халтурин. Здесь же работали Глеб Максимилианович Кржижановский, возглавлявший одну из лабораторий завода, Иван Васильевич Бабушкин, служивший сторожем этой лаборатории. Как известно, Владимир Ильич Ленин называл Бабушкина гордостью партии, народным героем.
Рабочие завода активно участвовали в революционном движении петербургского пролетариата.
В 1901 г. на Александровском заводе была проведена двухнедельная забастовка протеста против произвола царских палачей, расстрелявших безоружных рабочих Обуховского завода; в 1905 г. Александровский завод, первый за Невской заставой, примкнул к революции. После поражения революции 1905 г. завод был закрыт, все рабочие уволены, а вновь принимаемые просеивались через «полицейское сито». На заводе разместили казаков Новочеркасского полка, а когда те стали сочувствовать рабочим, их заменили карательным отрядом Семеновского полка, отличавшегося особой жестокостью. В 1907 г. рабочие завода бастовали, протестуя против ареста социал-демократической фракции Государственной Думы. В 1917 г. на заводском митинге выступал В. И. Ленин. На месте выступления В. И. Ленина установлена мемориальная доска. В 1918—1919 гг. на заводе дважды выступал Михаил Иванович Калинин. В пятую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции Петроградский совет переименовал Александровский завод в Пролетарский. В 1931 г. он был разделен на два самостоятельных завода — паровозоремонтный и вагоноремонтный, которому в 1932 г. было присвоено наименование Октябрьский вагоноремонтный завод.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Переход на низколегированные стали

Одной из кардинальных задач, относящихся к совершенствованию вагонного парка, повышению его прочностных характеристик, повышению долговечности и сни...

News image

Бесперегрузочное сообщение и нормализация вагонов грузового

В 1862 г. в России имелось семь железных дорог — все с одинаковой шириной колеи 1524 мм. Однако перевозки начинались и заканчивались в пределах одно...

News image

Открытые вагоны

В 1870 г. Александровский завод строил двухосные нетормозные платформы с наружными продольными брусьями сечением 140 X 500 мм. Выступая на 290 мм на...

Пассажирские перевозки:

News image

Вагоны, перестроенные Ковровскими мастерскими

Переделывая пассажирские вагоны заграничной постройки, Ковровские мастерские внесли в них значительные конструктивные усовершенствования, которые за...

News image

Железнодорожные билеты

Билетом называется документ установленной формы на право проезда по железным дорогам в прямом, местном, пригородном или международном сообщении. На ...

Карта дорог:

News image

Немецкие поезда метро повезут малазийцев без машинистов

31.10.2012 Siemens AG получил крупный заказ в Куала-Лумпур на поезда для метро, управляемые без машиниста, и на оснащение депо  

News image

ИНДИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ИНДИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Indian Railways - INDE) - Государственное предприятие; является осн. видом транспорта в стране. Протяженность железных до...

Каталог производителей:

News image

Выпускавшийся тяговый подвижной состав

Тепловозы RS-1, RS-2, RS-3, RS-11, RS-27, RS-32, RS-36, RSC-2, RSD-15. Паровозы 2-6-1.

News image

Брянский машиностроительный завод

Брянский машиностроительный завод (БМЗ) – крупнейшее предприятие транспортного машиностроения, одно из старейших предприятий России. Завод разрабаты...

News image

Montreal Locomotive Works

Локомотивостроительный завод в Монреале (англ. Montreal Locomotive Works или MLW) — канадский завод производивший локомотивы с 1883 по 1985 год. Зав...

Железные дороги мира:

News image

КАНАДСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

КАНАДСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ - сеть железных дорог, пролегающих на территории Канады; принадлежат более чем 50 ж.-д. компаниям. Эксплуатационная длина ...

News image

Иран: В провинции Фарс возобновилось строительство желе

Вице-губернатор провинции Фарс по вопросам благоустройства Мохсен Ардакани во время встречи с журналистами заявил, что возобновилось строительство ж...

News image

На брянском вокзале может появиться кинотеатр

Посмотреть фильм скоро можно будет не только в крупных торгово-развлекательных центра и кинотеатрах, но и на вокзале. Не исключено, что посетит...

История РЖД:

Московско-Ярославская железная дорога

News image

Будущий крупный теоретик промышленно-торгового развития России Федор Васильевич Чижов одним из первых выдвинул идею строительства стальной магистрал...

1837 - открыта первая в России железная дорога общего п

News image

австрийский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. За четыре месяца он объездил множество городов от Москвы до У...

Забайкальская железная дорога

News image

Обширные территории Сибири и Дальнего Востока, оторванные от центра страны, всегда нуждались в надежных дорогах. Долгое время основным транспортом в...