Грузовые вагоны постройки 1846—1891 гг

Железная дорога - Как устроена ЖД

грузовые вагоны постройки 1846—1891 гг

Поборники прогресса вели упорную борьбу за существование и развитие рельсовых путей в России. Свои доводы против скептиков они подкрепляли расчетами и исследованиями. Среди них в первых рядах были такие замечательные ученые, как П. П. Мельников и Н. О. Крафт. Основоположник отечественной железнодорожной науки Павел Петрович Мельников был назначен руководителем проекта и строительства первой русской магистральной железной дороги между Петербургом и Москвой протяженностью 650 км и шириной колеи 1524 мм. Для этой грандиозной по тому времени магистрали, строительство которой началось в 1843 г. (официальное открытие 1 (13) ноября 1851 г.), требовалось около 3000 вагонов. К началу постоянной эксплуатации парк вагонов на дороге составлял 2670 единиц. В значительном количестве вагонов нуждалась и вторая в России магистральная железная дорога — Петербург-Варшавская, полностью открытая для регулярного движения в 1862 г.
После отмены в 1861 г. крепостного права ускорилось развитие отечественной промышленности. Особенно быстрый рост промышленного производства происходил в последнее десятилетие XIX века. Это требовало создания новых железных дорог.
В своей книге «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин писал: «В развитии ж.-дорожного строительства России было два периода громадного подъема: конец 60-х (и начало 70-х) годов и вторая половина 90-х годов. С 1865 по 1875 г. средний годовой прирост русской жел.-дорожной сети составлял 1% тыс. километров, а с 1893 по 1897 —около 2 % тыс. километров». Темпы этого строительства были более высокими, чем в наиболее развитых капиталистических странах. К 1900г. по общей протяженности железных дорог Россия занимала второе место в мире. С 1868 по 1896 г. перевозки грузов в поездах возросли в 14 раз, а перевозки пассажиров — в 6 раз.
Строящимся железным дорогам требовалось огромное количество металла для изготовления рельсов, вагонов, паровозов, а также топлива (каменного угля, нефти). Это в свою очередь способствовало развитию металлургической и топливной промышленности. Высокие темпы железнодорожного строительства и рост перевозок обусловили ускоренное развитие отечественного вагоностроения.
Постройку первых вагонов (и паровозов), предназначавшихся для строившейся Петербург-Московской железной дороги, решено было организовать на одном из лучших заводов того времени — Александровском чугунолитейном заводе, расположенном в Петербурге на берегу реки Невы (не путать с упоминавшимся Александровским чугуноплавильным и пушечным заводом в Петрозаводске). В связи с этим в 1843 г. Александровский чугунолитейный завод был передан из Департамента горных и соляных дел Министерства финансов Главному управлению путей сообщения и вскоре переименован в Александровский механический завод. Руководили им американцы Гаррисон н Уайненс, с которыми был заключен контракт на 6 лет. Контракт предусматривал перестройку и оснащение завода необходимыми машинами, станками и инструментом, подготовку кадров для обслуживания поездов, а также строительство 162 паровозов и 2720 вагонов.
На старой территории завода были размещены паровозные мастерские, а на новой территории, в некотором отдалении от старой, на площади 5 гектаров, в 1844 г. построили вагонные мастерские («вагонное заведение»). Таким образом завод разделили на две части: паровозную и вагонную . Вагонные мастерские состояли из нескольких - деревянных, примитивно оборудованных бараков, лишь кузница размещалась в каменном здании. В 1868 г. Александровский завод был передан Главному обществу Российских железных дорог. Новый управляющий завода, инженер путей сообщения Рехневский внес большой вклад в разработку оригинальных конструкций тележек, в совершенствование организации производства и подготовку отечественных специалистов по подвижному составу.
В 1869—1884 гг. построили новые, каменные здания для сборочного, рессорного, литейного, лесопильного цехов, котельной и др. На заводе многие административно-технические должности занимали американцы и англичане. В 1883 г. вышел в свет закон, запрещавший иностранцам служить на государственных предприятиях. Поэтому они были уволены, а их места постепенно занимали отечественные специалисты. Новым начальником завода был назначен инженер Б. Яловицкий, хорошо знавший вагоностроение.
В 1884 г. началась капитальная перестройка завода, в результате которой были сооружены новый каменный вагоностроительный корпус, колесный цех, бандажное отделение и административный корпус с лабораториями. Александровский завод перешел в ведение государства.
Завод имеет большие революционные традиции. В 1879 г. в вагонных мастерских завода работал столяром один из первых рабочих-революционеров Степан Николаевич Халтурин. Здесь же работали Глеб Максимилианович Кржижановский, возглавлявший одну из лабораторий завода, Иван Васильевич Бабушкин, служивший сторожем этой лаборатории. Как известно, Владимир Ильич Ленин называл Бабушкина гордостью партии, народным героем.
Рабочие завода активно участвовали в революционном движении петербургского пролетариата.
В 1901 г. на Александровском заводе была проведена двухнедельная забастовка протеста против произвола царских палачей, расстрелявших безоружных рабочих Обуховского завода; в 1905 г. Александровский завод, первый за Невской заставой, примкнул к революции. После поражения революции 1905 г. завод был закрыт, все рабочие уволены, а вновь принимаемые просеивались через «полицейское сито». На заводе разместили казаков Новочеркасского полка, а когда те стали сочувствовать рабочим, их заменили карательным отрядом Семеновского полка, отличавшегося особой жестокостью. В 1907 г. рабочие завода бастовали, протестуя против ареста социал-демократической фракции Государственной Думы. В 1917 г. на заводском митинге выступал В. И. Ленин. На месте выступления В. И. Ленина установлена мемориальная доска. В 1918—1919 гг. на заводе дважды выступал Михаил Иванович Калинин. В пятую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции Петроградский совет переименовал Александровский завод в Пролетарский. В 1931 г. он был разделен на два самостоятельных завода — паровозоремонтный и вагоноремонтный, которому в 1932 г. было присвоено наименование Октябрьский вагоноремонтный завод.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Защита пути от снега, песчаных заносов и паводков

Бесперебойная работа железнодорожного транспорта в зимних условиях в значительной степени зависит от надежной защиты путей от снега, а также от свое...

News image

Вагонная модель и Диспарк

Автоматизированная система пономерного учета, контроля дислокации, анализа использования и регулирования вагонным парком (ДИСПАРК) функционирует в с...

News image

Бесперегрузочное сообщение и нормализация вагонов грузового

В 1862 г. в России имелось семь железных дорог — все с одинаковой шириной колеи 1524 мм. Однако перевозки начинались и заканчивались в пределах одно...

Пассажирские перевозки:

News image

Информация, печатаемая на проездном документе

На бланке проездного документа содержится информация, выдаваемая для пассажира, билетного кассира, для проводника вагона и ревизоров. Проездные доку...

News image

Система продажи билетов Экспресс

АСУ “Экспресс-2” и созданная на ее основе система “Экспресс-3” представляют комплексные системы управления пассажирскими перевозками. Основное их на...

Карта дорог:

News image

ЧЕШСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ЧЕШСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Ceske Drahy - CD) - железные дороги на территории Чехии, ЧЖД; государственная организация, к которой в полном объеме перешл...

News image

РЖД: На парковках у вокзалов можно заработать 7 млрд ру

Около 7 млрд руб. в год можно заработать на парковках возле российских вокзалов, сообщил начальник дирекции железнодорожных вокзалов (филиал РЖ...

Каталог производителей:

News image

Брянский машиностроительный завод

Брянский машиностроительный завод (БМЗ) – крупнейшее предприятие транспортного машиностроения, одно из старейших предприятий России. Завод разрабаты...

News image

Canadian Locomotive Company

Canadian Locomotive Company (англ. Канадская Локомотивная Компания), или коротко CLC — канадская локомотивостроительная компания, располагавшаяся в ...

News image

Lokomo

машиностроительная компания, расположенная в городе Тампере. Была основана в 1915 году Вернером Руселином, Жамаром Кастреном, Карвоненым, а также др...

Железные дороги мира:

News image

На украинских ж/д вокзалах больше не будет платных туал

Министр инфраструктуры Борис Колесников на сегодняшнем брифинге в Кабмине заявил, что платные туатеты на железнодорожных вокзалах страны - это ...

News image

Между РФ и Финляндией будет курсир. вагон для перевозки

Между Россией и Финляндией будет курсировать вагон для перевозки личных автомобилей, сообщает ОАО “РЖД”. Так, 26 ноября в составе международ...

News image

Железные дороги Северной Ирландии

Железные дороги Северной Ир­ландии (автономной части Соединенного Королевства), которые всегда находились под отдельным управлением, остаются (2001 ...

История РЖД:

Московская железная дорога

News image

К середине XIX в. стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей. 26 января 1857 года был изд...

Московско-Нижегородская железная дорога

News image

Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м годам XIX века. Эту идею в 1836 г. поддержал один из прогрессивных деяте...

Дальнейшее развитие электрификации

News image

К 1941 на электрическую тягу было переведено 1865 км железных дорог. В 1946-1955 годах осуществлен переход от электрификации отдельных участков к эл...