Первые железнодорожные вагоны

Железная дорога - Как устроена ЖД

первые железнодорожные вагоны

Со времени появления в России первых железных дорог до наших дней отечественное вагоностроение прошло долгий, интересный и сложный путь — от простейших вагонных конструкций до современных большегрузных восьмиосных вагонов и комфортабельных пассажирских, построенных с учетом новейших достижений науки и техники.
Наша отечественная железнодорожная наука может гордиться своими достижениями, в том числе и в области создания и совершенствования новейших конструкций вагонов, а также рядом новых научных направлений в вагоностроении, которые во многом опередили соответствующие исследования зарубежных специалистов.
Возникновение и совершенствование вагонов неразрывно связано с развитием железнодорожного транспорта. Если прототипом вагона считать повозку, то ее появление уходит вглубь веков. Созданию первых рельсовых металлических дорог предшествовали так называемые лежневые пути, возникшие в горнометаллургическом производстве еще в XVII веке. Лежнями являлись выступающие или врытые вровень с грунтом деревянные продольные брусья. По ним передвигались повозки (тележки), колеса которых имели желобчатые углубления на поверхностях катания. Такая форма колес препятствовала сходу тележек с лежневой колеи.
В Западной Европе подобные повозки приводились в движение только вручную, а в России на многих заводах Урала и Алтая — более совершенным способом: при помощи гидравлической энергии. Так, в 60-х годах XVIII века (1763 г.) талантливый механик Козьма Дмитриевич Фролов (1726—1800) проложил иа Змеиногорском руднике Колывано-Воскресенских заводов (Алтай) первые деревянные рельсы (лежни), по которым передвигались повозки, имевшие канатный привод от водяного колеса.
В 80-х годах XVIII века на Александровском (позже Онежском) чугуноплавильном и пушечном заводе в Петрозаводске под руководством инженера-строителя Аникиты Сергеевича Ярцева (1737—1819) была сооружена одна из первых чугунных дорог длиной 175 м. Рельсы имели уголковую форму. Ширина колеи составляла 0,8 м. Сопротивление движению повозки по такой колее было в 12 раз меньше, чем по обычной гужевой дороге с ее неровностями.
С изобретением рельсов тяговое усилие, необходимое для передвижения повозок, снизилось, отпала необходимость в устройствах для поворота колес, поскольку направление движения обеспечивалось гребнями колес и рельсами; улучшилась также плавность хода экипажей, появилась возможность увеличения скорости их движения.
Горный инженер Петр Козьмич Фролов (1775—1839) —сын К. Д. Фролова на Змеиногорском руднике Колывано-Воскресенских заводов в 1806—1809 гг. построил чугунную рельсовую дорогу с конной тягой. Длина дороги составляла 1867 м, ширина колеи — около 1 м. Одна лошадь везла три нагруженных повозки. Для передвижения такого груза по гужевой дороге требовалось 25 лошадей.
Впоследствии, в 1812 г., П. К. Фролов разработал проект чугунной дороги с конной тягой, соединяющей озеро Эльтон с Волгой, протяженностью 146 км, но этот проект не был осуществлен.
В 1833—1834 гг. на Нижне-Тагильском металлургическом заводе замечательные русские изобретатели крепостные Ефим Алексеевич Черепанов (1774—1842) и его сын Мирон Ефимович (1803—1849) построили первый в России паровоз и железную дорогу с шириной колеи 1645 мм. Это была первая отечественная внутризаводская железная дорога с паровой тягой протяженностью 854 м. Черепановский паровоз возил на открытых вагонетках по чугунным «колесопроводам» (так тогда назывались рельсы) груз массой (весом) более чем 200 пудов (3,3 т) со скоростью от 12 до 18 верст в час (13— 19 км/ч). По этой дороге перевозились не только грузы, но и люди, для которых прицеплялась специальная повозка.
Таким образом, в России была создана хорошая основа для дальнейшего развития железнодорожного дела. К сожалению, царское правительство не обратило внимания на отечественные «чугунки».
Для Царскосельской железной дороги, официально открытой для общего пользования 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 г., т. е. 150 лет назад (этот юбилей торжественно отмечался в нашей стране в 1987 г.), рельсы, стрелочные переводы, подвижной состав, в том числе вагоны, были закуплены за границей. Царскосельская железная дорога первоначально соединяла С.-Петербург с Царским Селом, а затем была продлена до дачного городка Павловска. Общая протяженность ее 27 км, ширина колеи 1829 мм. Купленные за рубежом вагоны напоминали скорее повозки разных видов. Их называли «шарабаны», «дилижансы», «берлины» (кареты).
Повозки, предназначенные для движения по рельсам, были названы английским словом вагон . Ко дню своего открытия на Царскосельскую дорогу поступило 6 паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых (товарных) вагонов. Поезд состоял из паровоза и 8 вагонов. Средняя скорость движения составляла примерно 30 км/ч. Вагоны были двухосные, рамы деревянные, оси колесных пар стальные, колеса чугунные со стальными бандажами, буксы имели приспособления для смазки подшипников. Ходовые части и рамы вагонов строили в Англии, а кузова — в Бельгии и в России.
Доски пола кузова пассажирского вагона прибивали гвоздями к раме. К доскам крепили бруски каркаса кузова, составленного из четырех стен рамной конструкции и крыши. Отопления вагоны не имели. Некоторые из них были открытые. В грузовых вагонах рама была такой же, как и в пассажирских. На раме размещался или открытый кузов (платформа), или крытый. Оси колесных пар вагонов были недостаточно прочными. Из-за излома оси 21 мая 1838 г. произошло крушение поезда. С тех пор проблеме прочности и надежности ходовых частей, обеспечению безопасности движения уделяют постоянное внимание вагоностроители и железнодорожники.
Царскосельская железная дорога оставалась единственной в России рельсовой дорогой для общего пользования на протяжении почти 15 лет. Большого социально-экономического значения она не имела.
Основными путями сообщения в России в конце 30-х годов прошлого столетия были гужевой и водный транспорт. Интересно отметить, что на гужевых перевозках было занято около 3 000 000 крепостных крестьян, а на речных — более 600 000 бурлаков.
Несовершенные пути сообщения сдерживали развитие производительных сил. Между тем в эти годы в России развивалось промышленное производство. Если в 1825 г. имелось 5200 фабрик и заводов, на которых было занято 210 000 рабочих, то в 1839 г. — 6855 предприятий, причем число рабочих возросло почти вдвое (413 000 человек). Росли масштабы внутренней и внешней торговли.
В связи с этим возрос интерес к новому виду транспорта — железной дороге, доказавшей на примере Царскосельской свою жизненность в условиях суровых русских зим.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Выписка из Правил технической эксплуатации железных дорог Ро

Глава III. Сооружения и устройства путевого хозяйства. Пересечения, переезды и примыкания железных дорог 3.21

News image

Защита пути от снега, песчаных заносов и паводков

Бесперебойная работа железнодорожного транспорта в зимних условиях в значительной степени зависит от надежной защиты путей от снега, а также от свое...

News image

Железнодорожные переезды и путепроводы

Для безопасного движения транспорта предусматриваются специальные пересечения автомобильных и железных дорог в одном и разных уровнях. В первом случ...

Пассажирские перевозки:

News image

Вагон-салон особого назначения

Интересные памятники железнодорожной техники — старые вагоны. Первый ныне редчайший — это вагон-салон особого назначения, который был специально пос...

News image

Новый скоростной поезд запустят от Вены до Зальцбурга

  Девятого декабря на австралийской железной дороге будут ездить новые поезда Railjet. Railjet являются самыми быстрыми поездами в мире. Они спосо...

Карта дорог:

News image

АРМЯНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Государственное закрытое АО, образована в 1992 г выделением из Закавказской железной дороги, пролегает в пределах Армян­ской Республики Департам...

News image

«Если мы настроены воспитывать будущее нашей страны, то

18.10.2012 Больше 60 тыс. подписей против отмены льгот на проезд для учащихся отправлены министру финансов Антону Силуанову  

Каталог производителей:

News image

NOHAB

NOHAB (Nydqvist & Holm AB) — шведская компания, располагавшаяся в городе Трольхеттан и специализировавшаяся на производстве локомотивов. Компани...

News image

Henschel-Werke

Henschel (Хеншель, иногда Геншель) — (нем. Henschel-Werke), крупный немецкий машиностроительный концерн. Основан в 1810 году предпринимателем Карлом...

News image

Трансконвертер

ООО «Трансконвертер» – совместное предприятие ЗАО «Трансмашхолдинг» с компанией «Сименс Акциенгезельшафт» («Сименс АГ», Германия). В настоящее время...

Железные дороги мира:

News image

РЖД: На парковках у вокзалов можно заработать 7 млрд ру

Около 7 млрд руб. в год можно заработать на парковках возле российских вокзалов, сообщил начальник дирекции железнодорожных вокзалов (филиал РЖ...

News image

В Волгограде появится мультимодальный пересадочный комп

Об этом сообщил генеральный директор ОАО «Волгоградтранспригород» Александр Васкевич. «В районе конечной остановки метротрама «Ельшанка» заплан...

News image

К новому году в Крым пустили еще 2 дополнительных поезд

Как сообщают в пресс-службе Приднепровской железной дороги, добавление новых составов обусловлено высоким спросом на поезда в крымском направле...

История РЖД:

Москва-Мытищи – первый электрифицированный участок желе

News image

Началом эксплуатации электрифицированных магистральных железных дорог России считается 29 августа 1929 года, когда от перрона Ярославского вокзала п...

2006-2007 - перевод участка Минеральные Воды - Кисловод

News image

Александр I указом от 24 апреля 1803 года закрепил за регионом Кавказских Минеральных Вод статус курорта. Регулярное железнодорожное движение, соеди...

Московско-Ярославская железная дорога

News image

Будущий крупный теоретик промышленно-торгового развития России Федор Васильевич Чижов одним из первых выдвинул идею строительства стальной магистрал...