Первые железнодорожные вагоны

Железная дорога - Как устроена ЖД

первые железнодорожные вагоны

Со времени появления в России первых железных дорог до наших дней отечественное вагоностроение прошло долгий, интересный и сложный путь — от простейших вагонных конструкций до современных большегрузных восьмиосных вагонов и комфортабельных пассажирских, построенных с учетом новейших достижений науки и техники.
Наша отечественная железнодорожная наука может гордиться своими достижениями, в том числе и в области создания и совершенствования новейших конструкций вагонов, а также рядом новых научных направлений в вагоностроении, которые во многом опередили соответствующие исследования зарубежных специалистов.
Возникновение и совершенствование вагонов неразрывно связано с развитием железнодорожного транспорта. Если прототипом вагона считать повозку, то ее появление уходит вглубь веков. Созданию первых рельсовых металлических дорог предшествовали так называемые лежневые пути, возникшие в горнометаллургическом производстве еще в XVII веке. Лежнями являлись выступающие или врытые вровень с грунтом деревянные продольные брусья. По ним передвигались повозки (тележки), колеса которых имели желобчатые углубления на поверхностях катания. Такая форма колес препятствовала сходу тележек с лежневой колеи.
В Западной Европе подобные повозки приводились в движение только вручную, а в России на многих заводах Урала и Алтая — более совершенным способом: при помощи гидравлической энергии. Так, в 60-х годах XVIII века (1763 г.) талантливый механик Козьма Дмитриевич Фролов (1726—1800) проложил иа Змеиногорском руднике Колывано-Воскресенских заводов (Алтай) первые деревянные рельсы (лежни), по которым передвигались повозки, имевшие канатный привод от водяного колеса.
В 80-х годах XVIII века на Александровском (позже Онежском) чугуноплавильном и пушечном заводе в Петрозаводске под руководством инженера-строителя Аникиты Сергеевича Ярцева (1737—1819) была сооружена одна из первых чугунных дорог длиной 175 м. Рельсы имели уголковую форму. Ширина колеи составляла 0,8 м. Сопротивление движению повозки по такой колее было в 12 раз меньше, чем по обычной гужевой дороге с ее неровностями.
С изобретением рельсов тяговое усилие, необходимое для передвижения повозок, снизилось, отпала необходимость в устройствах для поворота колес, поскольку направление движения обеспечивалось гребнями колес и рельсами; улучшилась также плавность хода экипажей, появилась возможность увеличения скорости их движения.
Горный инженер Петр Козьмич Фролов (1775—1839) —сын К. Д. Фролова на Змеиногорском руднике Колывано-Воскресенских заводов в 1806—1809 гг. построил чугунную рельсовую дорогу с конной тягой. Длина дороги составляла 1867 м, ширина колеи — около 1 м. Одна лошадь везла три нагруженных повозки. Для передвижения такого груза по гужевой дороге требовалось 25 лошадей.
Впоследствии, в 1812 г., П. К. Фролов разработал проект чугунной дороги с конной тягой, соединяющей озеро Эльтон с Волгой, протяженностью 146 км, но этот проект не был осуществлен.
В 1833—1834 гг. на Нижне-Тагильском металлургическом заводе замечательные русские изобретатели крепостные Ефим Алексеевич Черепанов (1774—1842) и его сын Мирон Ефимович (1803—1849) построили первый в России паровоз и железную дорогу с шириной колеи 1645 мм. Это была первая отечественная внутризаводская железная дорога с паровой тягой протяженностью 854 м. Черепановский паровоз возил на открытых вагонетках по чугунным «колесопроводам» (так тогда назывались рельсы) груз массой (весом) более чем 200 пудов (3,3 т) со скоростью от 12 до 18 верст в час (13— 19 км/ч). По этой дороге перевозились не только грузы, но и люди, для которых прицеплялась специальная повозка.
Таким образом, в России была создана хорошая основа для дальнейшего развития железнодорожного дела. К сожалению, царское правительство не обратило внимания на отечественные «чугунки».
Для Царскосельской железной дороги, официально открытой для общего пользования 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 г., т. е. 150 лет назад (этот юбилей торжественно отмечался в нашей стране в 1987 г.), рельсы, стрелочные переводы, подвижной состав, в том числе вагоны, были закуплены за границей. Царскосельская железная дорога первоначально соединяла С.-Петербург с Царским Селом, а затем была продлена до дачного городка Павловска. Общая протяженность ее 27 км, ширина колеи 1829 мм. Купленные за рубежом вагоны напоминали скорее повозки разных видов. Их называли «шарабаны», «дилижансы», «берлины» (кареты).
Повозки, предназначенные для движения по рельсам, были названы английским словом вагон . Ко дню своего открытия на Царскосельскую дорогу поступило 6 паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых (товарных) вагонов. Поезд состоял из паровоза и 8 вагонов. Средняя скорость движения составляла примерно 30 км/ч. Вагоны были двухосные, рамы деревянные, оси колесных пар стальные, колеса чугунные со стальными бандажами, буксы имели приспособления для смазки подшипников. Ходовые части и рамы вагонов строили в Англии, а кузова — в Бельгии и в России.
Доски пола кузова пассажирского вагона прибивали гвоздями к раме. К доскам крепили бруски каркаса кузова, составленного из четырех стен рамной конструкции и крыши. Отопления вагоны не имели. Некоторые из них были открытые. В грузовых вагонах рама была такой же, как и в пассажирских. На раме размещался или открытый кузов (платформа), или крытый. Оси колесных пар вагонов были недостаточно прочными. Из-за излома оси 21 мая 1838 г. произошло крушение поезда. С тех пор проблеме прочности и надежности ходовых частей, обеспечению безопасности движения уделяют постоянное внимание вагоностроители и железнодорожники.
Царскосельская железная дорога оставалась единственной в России рельсовой дорогой для общего пользования на протяжении почти 15 лет. Большого социально-экономического значения она не имела.
Основными путями сообщения в России в конце 30-х годов прошлого столетия были гужевой и водный транспорт. Интересно отметить, что на гужевых перевозках было занято около 3 000 000 крепостных крестьян, а на речных — более 600 000 бурлаков.
Несовершенные пути сообщения сдерживали развитие производительных сил. Между тем в эти годы в России развивалось промышленное производство. Если в 1825 г. имелось 5200 фабрик и заводов, на которых было занято 210 000 рабочих, то в 1839 г. — 6855 предприятий, причем число рабочих возросло почти вдвое (413 000 человек). Росли масштабы внутренней и внешней торговли.
В связи с этим возрос интерес к новому виду транспорта — железной дороге, доказавшей на примере Царскосельской свою жизненность в условиях суровых русских зим.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Железнодорожный путь

Железнодорожный путь - это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью. От состояния пути...

News image

Основные характеристики локомотивов

Важнейшими характеристиками локомотивов являются: осевая формула, осевая нагрузка, служебный вес, сцепной вес, габарит и коэффициент полезного дейст...

News image

Крытые вагоны

Двухосные крытые вагоны грузоподъемностью 20 т начали строить в 1923 г. Помимо увеличенной грузоподъемности, эта конструкция отличалась от крытого н...

Пассажирские перевозки:

News image

Мягкие и жесткие вагоны

Мягкие вагоны I и 11 класса. Их различие заключалось во внутренней планировке и отделке. В вагонах I класса отделка была наряднее, пассажирами предо...

News image

Самостоятельный переезд vs. транспортная компания

Люди, которые хоть раз меняли свое место жительства, знают, что квартирный переезд по Москве дело серьезное и требует очень много энергии, сил и време...

Карта дорог:

News image

Железные дороги России

Еще во времена, когда оборот увеличился лишь на четыре процента, прибыль понизилась сравнительно с 2011-м годом в России на всех железных дорогах. Так...

News image

РЖД ведет предпродажную подготовку 25% акций ООО "Аэроэ

РЖД ведет предпродажную подготовку 25% акций ООО "Аэроэкспресс". Об этом журналистам сообщил президент госмонополии Владимир Якунин. Он отметил, что...

Каталог производителей:

News image

Fablok

Pierwsza Fabryka Lokomotyw w Polsce «FABLOK» Spółka Akcyjna в настоящее время более известная как просто Fablok — польская локомотивост...

News image

Луганский тепловозостроительный завод

Луга нский тепловозострои тельный заво д (ОАО «Холдинговая компания „Лугансктепловоз“») (ПФТС: LTPL) — завод в городе Луганск (Украина), выпускающий...

News image

Tampella

машиностроительная компания, расположенная в городе Тампере. Была основана в 1856 году, когда небольшое металлоплавильное предприятие, располагавшее...

Железные дороги мира:

News image

Эластичная ставка

Правление Федеральной службы по тарифам одобрило повышение грузовых тарифов на услуги ОАО «РЖД» на 7%. Эта индексация станет основой для тарифного ...

News image

Объем инвестиций ОАО «РЖД» в развитие Свердловской маги

18.10.2012 В целом на 2012 год инвестиционный бюджет Свердловской магистрали сформирован в объеме 27,8 млрд рублей, что на 25%  больше, чем в пред...

News image

К новому году в Крым пустили еще 2 дополнительных поезд

Как сообщают в пресс-службе Приднепровской железной дороги, добавление новых составов обусловлено высоким спросом на поезда в крымском направле...

История РЖД:

Свердловская железная дорога

News image

Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. Еще в 1834 г. тагильскими крепостными крестьянами Е. А

2001 - построен новый вокзал в Самаре

News image

Сегодняшний железнодорожный вокзал станции Самара - второй в истории города. Первый железнодорожный вокзал в Самаре был построен в 1876 году, он экс...

Юго-Восточная железная дорога

News image

Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, - Белгородской, Воро...