Воткинский завод

Железная дорога - Производители локомотивов

воткинский завод

ОАО Во ткинский заво д — (полное наименование — Открытое акционерное общество «Воткинский завод») находится в городе Воткинске, Удмуртия, градообразующее предприятие Воткинска.

В 1757 году граф П. И. Шувалов получил разрешение императрицы Елизаветы на строительство Воткинского железоделательного завода, его строительство началось в 1758 по указу государственной Берг-коллегии. Первое железо на Воткинском железоделательном заводе было получено 21 сентября (2 октября) 1759.

С 1837 по 1848 годы начальником Воткинского железоделательного завода был горный начальник Камско-Воткинского округа Илья Петрович Чайковский (1795-1880), отец композитора Пётра Ильича Чайковского.

В течение XVII—XX вв. на Воткинском заводе выпускались железо, якоря, железнодорожная техника и мосты, морские и речные суда, паровозы, экскаваторы, золотодобывающие драги, различное вооружение, различного рода гражданское и промышленное оборудование.

В настоящее время одно из предприятий на основе Воткинского завода выпускает межконтинентальные ракеты стратегического назначения «Тополь-М», являющиеся основой ядерного щита России и ряд других изделий военного назначения. Среди гражданской продукции — оборудование для нефтяной и газовой промышленности и станки. Причиной для постройки завода послужило истощение лесов возле существовавших тогда (середина XVIII века) горных предприятий Урала. Завоз дров издали приводило к удорожанию производства железа. Выходом из этой ситуации было перемещение обработки руды в местности с ещё не вырубленными лесами. Кроме Воткинского железоделательного завода, как пример реализации такой стратегии, можно привести также расположенный неподалёку Ижевский железоделательный завод, построенный в 1760-1763 гг. Место для Воткинского и Ижевского железоделательных заводов было выбрано по сочетанию близости к крупной водной артерии (река Кама, протекающая в 15-20 километрах от нынешнего города Воткинска), наличия лесов, бывших в то время главным топливом для промышленности, и близости к горнодобывающим предприятиям. Всего в период с 1754 по 1763 годы было построено 42 частных завода, принадлежавших знатным особам Российской империи (граф П. И. Шувалов, граф М. И. Воронцов и др.).

В 1763, после смерти Шувалова (1762), Воткинский и Ижевский заводы отошли в казну в покрытие семейных долгов Шуваловых, и с тех пор являются государственными предприятиями.

В дальнейшем (XVII—XX вв.) на Воткинском заводе выпускались якори, железнодорожная техника, суда, экскаваторы, золотодобывающие драги, различное вооружение.

Так, например, в середине второй половины XVII века по указу императрицы Екатерины II от 1773 был начат выпуск якорей для Военно-морского флота. В первой половине XIX в. на долю завода приходилось до 62% общего объема якорного производства в России[1].

Воткинский завод был одним из передовых для того времени. Из событий, имевших большое значение для развития мировой промышленности, можно отметить начало выпуска (в 1811) литой стали по принципиально новому методу талантливого металлурга-самоучки Бадаева. Эта высококачественная инструментальная сталь применялась для изготовления различного инструмента (металлорежущего, медицинского, штампов). Признанием заслуг завода было выполнение в 1858 воткинскими мастеровыми ответственного заказа на изготовление и сборку каркаса шпиля для собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (главной достопримечательности Санкт-Петербурга).

В 1871 была запущена вторая в России и первая на Урале мартеновская печь. Из мартеновской стали наладили прокат железнодорожных рельсов.

Также завод выпускал броневую сталь для нужд Военно-морского флота.

В 1840-х годах при начальнике Илье Петровиче Чайковском предприятие меняет специализацию и из чисто металлургического превращается в машиностроительное. В 1847 начато производство пароходов, а в 1868 паровозов. Уникальность этих начинаний в том, что завод находился на берегах небольшой мелкой речки, в 12 км по прямой от полноводной Камы, и не был связан с железнодорожной сетью страны. Поэтому пароходы и другие суда строились с условием окончания срока постройки к началу весеннего половодья. На территории предприятия возвели специальную плотину для создания небольшого накопительного пруда. Весной вода заполняла этот пруд и затопляла территорию судоверфи. Построенные суда всплывали. Тогда открывали ворота на плотине накопительного пруда, и пароходы с большой водой по реке Вотка уходили в реку Сива, а уже по ней в Каму. Всего заводом было построено около 400 судов различных типов[1].

Точно так же, по большой воде, отправляли с предприятия паровозы. Сначала их грузили на специальную баржу, далее по рекам Вотка, Сива, Кама они плыли до ближайшей железнодорожной станции. Так продолжалось до 1916 года, когда Воткинский завод соединился с железнодорожной сетью страны. Всего на предприятии построили 631 паровоз широкой колеи разных серий[1].

В конце XIX в., в связи со строительством Транссибирской магистрали, завод освоил выпуск новой продукции - железнодорожных мостов. По общей длине построенных железнодорожных мостов в 1915 Воткинский завод вышел на первое место в России.

Постепенно из всех заводских производств на первое место вышло паровозостроение, которое занимало около 40% производственных мощностей




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Четырехосные вагоны и вагоны других конструкций повышенной г

При одинаковых нагрузках от колесной пары на рельсы четырехосные вагоны обладали меньшим коэффициентом тары, поскольку масса некоторых частей остава...

News image

Что такое продольный профиль

Продольный профиль линии характеризуется крутизной уклонов элементов и их длиной. Крутизна измеряется в тысячных долях и получается как частное от д...

News image

Увеличение грузоподъемности вагонов

Рост перевозок обусловил не только количественное увеличение вагонного парка, но и его совершенствование, прежде всего за счет повышения грузоподъем...

Пассажирские перевозки:

News image

Система продажи билетов Экспресс

АСУ “Экспресс-2” и созданная на ее основе система “Экспресс-3” представляют комплексные системы управления пассажирскими перевозками. Основное их на...

News image

Коды городов и вокзалов в системе Экспресс

Особенностью системы Экспресс от всех остальных систем АСУ железнодорожного транспорта в том, что она позволяет осуществлять продажу мест в пассажир...

Карта дорог:

News image

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Пролегает на северо-западе России, образована (1922 г.) на базе Калининградского отделения Прибалтийской железной дороги. Эксплуатационная длина дор...

News image

ТАДЖИКСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Государственное унитарное предприятие (ТДЖ), образована (1994 г.) на базе участков Среднеазиатской железной дороги; пролегает по территории Таджикис...

Каталог производителей:

News image

Калужский завод путевых машин и гидроприводов

ОАО Калугапутьмаш - ведущее предприятие России по изготовлению путевой железнодорожной техники для ремонта, строительства и эксплуатации железных ...

News image

Выпускавшийся тяговый подвижной состав

Тепловозы RS-1, RS-2, RS-3, RS-11, RS-27, RS-32, RS-36, RSC-2, RSD-15. Паровозы 2-6-1.

News image

General Electric

General Electric (GE), в русских текстах Дженерал Электрик (NYSE: GE) — американская многоотраслевая корпорация, крупнейший в мире производитель мн...

Железные дороги мира:

News image

Северная магистраль || В условиях переходного периода

События 1990-х годов привнесли немало трудностей в работу железнодорожного транспорта, Северной магистрали в том числе. Ухудшилось финансиро...

News image

Самые элитные железные дороги

Согласно версии австралийского новостного портала под названием news.com.au, в пятерку самых превосходных железных дорог с точки зрения туризма входит...

News image

ВГК наращивает объем грузоперевозки

17.10.2012 В III квартале 2012 года общий объем перевезенных ОАО «ВГК» грузов составил более 14 млн тонн  

История РЖД:

1880 - построен Сызранский (Александровский) железнодор

News image

Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью - важне...

Грузовые тепловозы

News image

В 1941 году, в марте месяце начали строить четырехосных предшественников тепловозов Да в США, и все модели обозначались как RS-1. уже в 1942 году н...

Юго-Восточная железная дорога

News image

Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, - Белгородской, Воро...