Моско вский вокза л (с 1851 до 1924 — Николаевский) — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург-Главный. Один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга. Расположен по адресу пл. Восстания, 2.
С вокзала поезда отправляются в южном и восточном направлениях.
Рядом с вокзалом расположены станции метро «Площадь Восстания» и «Маяковская».
Здание возведено в 1847—1851 годах по проекту архитектора К. А. Тона, при участии Р. А. Желязевича, является «близнецом» построенного им же Николаевского вокзала в Москве.
Первым начальником вокзала стал Н. И. Миклуха. Его квартира находилась в самом здании вокзала, кроме того здесь располагались конторы служащих Московского вокзала, управление железной дороги, жилые квартиры служащих, императорские помещения.
В 1868 году в связи со значительно возросшим пассажиропотоком была начата реконструкция Николаевского вокзала. Был пристроен двухэтажный флигель для приёма багажа, правое крыло здания соединили с царскими покоями.
В 1898 году со стороны Лиговского проспекта было построено кирпичное здание отделения Николаевской железной дороги.
В 1912 году был объявлен конкурс на проект нового здания Николаевского вокзала. Появлявшиеся новые технические устройства требовали новых помещений, старое здание не могло их обеспечить. Среди участвующих в конкурсе были В. А. Щуко, И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль. Сложность решения заключалась в том, что новый вокзал мог быть расширен только в сторону путей, Знаменская площадь к тому времени уже была сформирована. Одобрение получил проект В. А. Щуко. Было начато строительство корпуса прибытия, который должен был стать левым крылом нового здания. С началом Первой мировой войны строительство было прервано, старое здание избежало сноса.
В 1923 году, с переименованием Николаевской железной дороги в Октябрьскую, то же название получил и вокзал. Но уже в 1930 году вокзал стал именоваться Московским.
10 июня 1931 года от Московского вокзала отправился первый фирменный поезд — «Красная стрела». В 1962 году, одновременно с электрификацией движения, в здании вокзала были сделаны подземные переходы с выходом в город и на станцию метро «Площадь Восстания».
В 1950—1952 годах по проекту архитектора В. И. Кузнецова здание Московского вокзала было реконструировано и расширено. К его правому крылу со стороны Лиговского проспекта был пристроен новый флигель со вторым вестибюлем станции метро «Площадь Восстания».
В 1967 году был открыт новый световой зал (также по проекту В. И. Кузнецова), что увеличило площадь вокзала на 2700 квадратных метров. Внутри зала был установлен памятник В. И. Ленину работы скульптора Л. А. Месса. В 1976 году площадка между перронами и световым залом была перекрыта алюминиевым навесом.
В 1993 году бюст В. И. Ленина в зале прибытия был заменён бюстом Петра I работы А. С. Чаркина и В. В. Оленева[1].
В начале 2000-х годов вокзал был отреставрирован и оснащён автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажирами пригородных поездов.
Московский вокзал занимает третье место в стране по объёму пассажирских перевозок
Читайте: |
---|
![]() ПолувагоныНа железных дорогах страны применяли полувагоны преимущественно двух типов: с кузовом, имеющим наклонные торцовые стены и выгрузочные бункеры внизу ... |
![]() Первые железнодорожные вагоныСо времени появления в России первых железных дорог до наших дней отечественное вагоностроение прошло долгий, интересный и сложный путь — от простей... |
![]() Управление электровозомПри приёмке электровоза вначале производят его осмотр. Тщательно осматривают ходовые части электровоза, тяговые электродвигатели, вспомогательные ма... |
Почему 30% автолюбителей предпочитают Nissan?Всем известны характерные черты техники того или иного народа. Немцы отличаются точностью, австрийцы надежностью, а японцы высокими технологическими... |
![]() Мягкие и жесткие вагоныМягкие вагоны I и 11 класса. Их различие заключалось во внутренней планировке и отделке. В вагонах I класса отделка была наряднее, пассажирами предо... |
![]() На Урале перевезли больше грузов13.11.2012 Грузооборот на Свердловской железной дороге за 10 месяцев 2012 года увеличился на 7% к аналогичному периоду прошлого года |
![]() К Новому году в Крым назначено 5 дополнительных поездовК новогодним и рождественским праздникам назначен ряд поездов составами железных дорог Украины и России в направлении Крыма. Об этом сообщает прес... |
![]() Tecnomasio Italiano-Brown-BoweriTecnomasio Italiano-Brown-Boweri — (также известнная под аббревиатурой TIBB) — итальянская фирма работавшая в области проектирования и строительства... |
![]() Воткинский заводОАО Во ткинский заво д — (полное наименование — Открытое акционерное общество «Воткинский завод») находится в городе Воткинске, Удмуртия, градообр... |
![]() Камбарский машиностроительный заводКамба рский машинострои тельный заво д — завод, выпускающий тепловозы и другую железнодорожную технику. Полное наименование — Открытое акционерное о... |
![]() Президент РЖД предложил рельсовые автобусы взамен поездГубернатор соседней Архангельской области Игорь Орлов на встрече с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным обсудил проблемы и перспективы транспор... |
Туры в Трошкунай, ЛитваСколько бы вы ни путешествовали, сколько бы ни повидали самых разных стран и городов, всегда найдется на земле уголок, который, казалось бы, совсем ни... |
![]() ВЕНГЕРСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ(Magyar Allamvasutak, MAV) - Акционерное общество «Венгерские железные дороги» (АО МАВ) с 1993 г. (100% акций принадлежат государству). В Венгрии де... |
Восточно-Сибирская железная дорога![]() Восточно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. В настоящее время магистраль проходит по территории Ирку... |
1896 - учрежден профессиональный праздник - День железн![]() День железнодорожника – первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 ... |
Московская железная дорога![]() К середине XIX в. стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей. 26 января 1857 года был изд... |