КАНАДСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Железная дорога - Железные дороги мира

канадские железные дороги

КАНАДСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ - сеть железных дорог, пролегающих на территории Канады; принадлежат более чем 50 ж.-д. компаниям. Эксплуатационная длина линий (находящихся в собственности и арендуемых) составляет (2000 г.) св. 50 000 км. В транспортном секторе, доля которого в валовом внутреннем продукте страны составляет (2000 г.) 4,1% (786642 млн. долл.), на ж.-д. транспорт приходится 0,6% (5070 млн. долл.), в то время как на автомобильный, например,- 1,7% (13 330 млн. долл.). Основную деятельность осуществляют две трансконтинентальные ж.-д. компании I класса - Канадские национальные железные дороги (КНЖД) - более 19 000 км и Канадская Тихоокеанская железная дорога (КТЖД) - более 14 000 км; региональные ж.-д. линии составляют более 16000 км. Государственная политика в области транспорта, в т. ч. и железнодорожного, определяется Министерством транспорта, в структурных подразделениях Министерства находятся Отделение разработки политики в области ж.-д. транспорта (экспертиза ж.-д. проектов и консультативные услуги во всех вопросах, связанных с пассажирскими и грузовыми перевозками) и Отделение безопасности на ж.-д. транспорте (совместная с ж.-д. промышленностью и Национальным советом по безопасности на транспорте работа по изучению всех аспектов безопасности).

Линии ж. д. на территории Канады гл. обр. однопутные; двух- и многопутные линии представляют собой многоотраслевые компании с широким спектром диверсификацион-ной деятельности. Кроме ж.-д. линий им принадлежат гостиницы, консалтинговые фирмы, средства связи, паромные переправы, жилые здания, автотранспортные и экспедиторские предприятия, рекреационные центры и т. п.

Главные железнодорожные узлы сети: Торонто, Монреаль, Калгари, Эдмонтон, Монктон, Ванкувер, Виннипег. Основной вид тяги - тепловозная; электрифицированных линий почти нет (на КНЖД электрифицировано 63 км, на железной дороге Бритиш Коламбиа на электрическую тягу переведена 129-километровая углевозная линия Тамблер-Ридж).

Грузооборот всех железных дорог Канады (без учёта грузооборота, выполненного входящими в состав КНЖД и КТЖД ж.-д. линиями, принадлежащими США) в 2000 г. составил ок. 321,6 млрд. т-км, из них более 80%выполнено КНЖД и КТЖД. Оживление экономики Канады в 1999-2000 гг. (после некоторого спада в 1998 г.) позволило ж. д. успешно справиться с возросшими объемами перевозок в двустороннем движении (между Канадой и США) и на мировых транспортных рынках, превысить рекорд 1997 г., когда коммерческий грузооборот составлял 304,2 т-км. Объем грузовых перевозок в 2000 г. составил (без учета американских дочерних компаний канадских дорог) 278 млн. т. Важнейшие грузы: руды и минеральное сырье (23% от общего объема перевозок), лесные грузы (14,5%), промышленные грузы (14,3%), зерно (11,0%), удобрения (10,0%), контейнеры и полуприцепы (9,4%). Широкое распространение получили маршрутизация и вождение тяжеловесных поездов (перевозка зерна, угля, соли, песка, гравия, лесоматериалов и др.). Для вождения тяжеловесных поездов используется система «Локотрол», при которой дополнительные локомотивы, размещенные в середине состава, управляются по радио из головных локомотивов. Масса тяжеловесных рудовоз-ных поездов доходит до 30,5 тыс. т (в составе 265 вагонов).

Развиваются интермодальные перевозки. Основные контейнерные терминалы расположены на станциях Монреаля, Торонто, Эдмонтона и Галифакса. Одним из крупнейших контейнерных терминалов КНЖД является т. н. Конпорт на ст. Торонто - на 2000 крупнотоннажных контейнеров. Как правило, контейнеры длиной 6 м перевозятся на платформах в два яруса.

На ж.-д. сети имеется ряд крупных хорошо оснащенных сортировочных станций: Торонто, Монреаль, Калгари, Виннипег, Монктон. Списывание вагонов производится автоматически с помощью промышленного телевидения; роспуск вагонов осуществляется с помощью системы горочной автоматической централизации. Горочные локомотивы оснащены локомотивной сигнализацией. Перерабатывающая способность сортировочных станций 347 тыс. физических вагонов в сутки.
Локомотивный парк ж. д. Канады насчитывает 3185 единиц, в т.ч. 28 электровозов. Основным типом локомотива является тепловоз с электрической передачей; поставляются магистральные тепловозы мощностью 3-4 тыс. л. с. В грузовом вагонном парке, принадлежащем ж. д., находится ок. 105 тыс. вагонов; наблюдается тенденция к увеличению средней грузоподъемности вагона. Имеется большое количество специализированных вагонов, в т. ч. двухъярусных для перевозки автомобилей.

На сети действует несколько АСУ: ТРАКС-система, осуществляющая обработку информации в реальном масштабе времени, содержащая оперативные данные о состоянии и перемещениях вагонов, локомотивов и поездов; ВИН - система передачи данных транспортных накладных; ГРЕИН - информационно-управляющая система для перевозки зерна; ТМОС - система управления работой персонала, с помощью которой автоматизированы операции по назначению поездных бригад, обработке талонов времени и путевых листов и др.; КАРЛОК - система, используемая клиентами для получения данных о местонахождении вагонов; ЯИС - автоматизированная система контроля сортировочных парков, составления натурных листов.

По действующему Национальному закону о транспорте (1987 г.) железные дороги могут заключать конфиденциальные контракты с грузоотправителями, назначая тарифы в зависимости от конкретных обстоятельств. Упрощена процедура консервации ж.-д. линий, передачи линий независимым пользователям и финансирование мероприятий по модернизации.

Несмотря на рационализацию сети и рост производительности труда очевидно, что ж.-д. сеть Канады слишком велика для того объема работ, который выполняют ж. д. с кон. 1990-х гг. Это особенно характерно для Восточной Канады, где 90% ж.-д. перевозок выполняется на 40% сети этого региона. Для обеспечения эффективности системы ж. д. продолжается консервация линий. Достаточной считается ж.-д. сеть, которая отвечает требованиям экономичного и конкурентоспособного обслуживания существующего и предполагаемого в будущем грузопотока. Критерию необходимости отвечают ж.-д. линии, обслуживающие:

• грузоотправителей, для которых практически и экономически невыгодно использовать других перевозчиков или другие виды транспорта;
• районы расположения лесных массивов или месторождений полезных ископаемых, если возможность разработок напрямую зависит от наличия ж.-д. сообщения;
• национальные порты;
• районы развивающейся промышленности, в т. ч. те, где были сделаны новые капиталовложения в промышленность, связанную с ж.-д. обслуживанием.

Федеральное правительство прекращает оказывать какую-либо финансовую поддержку линиям, находящимся под угрозой закрытия.


В июле 1999 г. произошло окончательное слияние КНЖД с железной дорогой I класса США Иллинойс Сентрал, что существенно изменило ситуацию на рынке ж.-д. перевозок Северной Америки. В результате слияния КНЖД оказалась владельцем обширнейшей ж.-д. сети с выходом к тихоокеанскому и атлантическому побережьям Северной Америки и к портам Мексиканского залива на юге. КНЖД заключила также альянс с ещё одной дорогой I класса - Канзас Саутерн, что позволило оптимизировать перевозки автомобилей, интермодальных и химических грузов между географическими пунктами, где расположены предприятия, являющиеся крупнейшими клиентами КНЖД (в первую очередь в Детройте, Чикаго, Канзас-Сити, Сент-Луисе, Далласе и Хьюстоне). После заключения Канадой, США и Мексикой соглашения об образовании зоны свободной торговли международный грузооборот между этими странами (в направлении Север-Юг) растет довольно быстрыми темпами: примерно на 12-14% в год, что превышает темпы роста спроса на перевозки в широтном направлении (Запад-Восток).


К нач. 90-х гг. КНЖД, полностью принадлежавшие в то время правительству Канады, оказались в критической финансовой ситуации: коэффициент издержек достиг 97%, задолженность увеличивалась все возрастающими темпами, конкуренция с грузовым автомобильным транспортом (особенно в восточной части страны) складывалась не в пользу КНЖД. В результате реформ, изменений в законодательстве страны и смены руководства ж. д. негативные тенденции удалось переломить. В течение нескольких лет некоторые заведомо нерентабельные линии выведены из эксплуатации. В кон. 1995 г. акции реформированных КНЖД впервые появились на фондовом рынке, что принесло правительству Канады 2,2 млрд. долл. Работникам КНЖД принадлежит (2001 г.) примерно до 50% акций компании.


Объем пассажирских междугородних ж.-д. перевозок довольно стабилен: в 1999 г. они составили более 4102 тыс. чел., пассажирооборот - более 1592 млн. пасс.-км. Продолжают также увеличиваться объемы пригородных перевозок в провинциях Онтарио, Квебек и Британская Колумбия. В 1999 г. в пригородном сообщении было перевезено 43,9 млн. пассажиров, что в значительной степени благотворно сказалось на окружающей среде, что позволило существенно сократить расход топлива и способствовало снижению нагрузки на автомагистрали. Компания «ГО Трэнзит», выполняющая ж.-д. перевозки в районе Большого Торонто, является третьим по значимости оператором пригородных перевозок в Северной Америке, уступая в этом отношении только компаниям, обслуживающим пригородные узлы Нью-Йорка и Чикаго.


Сочетание возросших доходов с эффективным контролем за уровнем издержек позволил ж.-д. отрасли за период с 1994 г. по 1999 г. значительно снизить коэффициент издержек - соответственно с 87,7% до 79%.


Правительством Канады 20% отраслевых капиталовложений ежегодно выделяется на развитие инфраструктуры ж.-д. транспорта, качества обслуживания, модернизацию подвижного состава и рационализацию перевозочной деятельности. Несмотря на то, что кадровая политика КНЖД и КТЖД направлена на сокращение персонала, в целом численность работников в отрасли за три года (с 1998 г. по 2000 г.) выросла с 48,4 тыс. до 51,9 тыс. чел.


На возможности доступа Канады к мировым транспортным рынкам и быстрое развитие транспортных цепочек, обеспечивающих снабжение населения страны сельскохозяйственными и природными ресурсами, продукцией нефтехимической и других отраслей промышленности, неблагоприятно влияют непропорционально высокие налоги по сравнению с налогами ж. д других стран (например, железных Дорог США).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Технический уровень парка грузовых вагонов к началу Великой

Четырехосные вагоны, строившиеся в годы довоенных пятилеток, имеют существенно лучшие технико-экономические показатели по сравнению с четырехосными ...

News image

Меры по восстановлению вагонного парка

В молодой Советской республике принимались энергичные меры к восстановлению железнодорожного транспорта. Большое внимание уделялось ремонту вагонов ...

News image

Что такое продольный профиль

Продольный профиль линии характеризуется крутизной уклонов элементов и их длиной. Крутизна измеряется в тысячных долях и получается как частное от д...

Пассажирские перевозки:

News image

Оформление билетов в системе Экспресс

В АСУ Экспресс-2 для всех сообщений используется единый формализованный язык. Подобно компьютерному языку он содержит операторную и операндную часть...

News image

Порядок использования кассиром слипа

При оформлении проездного документа во внутреннем или межгосударственном сообщениях после получения на индикационном табло терминала ответа ВЫПОЛНЕ...

Карта дорог:

News image

О железных дорогах...

Фуникулёр. На сегодняшний день особо ценным является рельсовое средство передвижения, то есть фуникулер, который был разработан, чтобы увеселять публи...

News image

Президент РЖД предложил рельсовые автобусы взамен поезд

Губернатор соседней Архангельской области Игорь Орлов на встрече с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным обсудил проблемы и перспективы транспор...

Каталог производителей:

News image

Lokomo

машиностроительная компания, расположенная в городе Тампере. Была основана в 1915 году Вернером Руселином, Жамаром Кастреном, Карвоненым, а также др...

News image

Демиховский машиностроительный завод

Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ) – это головное предприятие в России по разработке и производству электропоездов пригородного и областного...

News image

Центросвармаш

Центросвармаш – это современный производственный комплекс, располагающий уникальными технологиями, развитой инфраструктурой, является уникальным в о...

Железные дороги мира:

News image

На Урале против ОАО “РЖД” направили ряд судебных исков

МОСКВА, 26 ноября. Свердловской транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки установлено, что ОАО «Российские железные дороги» не вы...

News image

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Железнодорожная сеть на территории Соединенного Королевства. Старейшая в мире ж.-д. линия Стоктон - Дарлингтон открыта в 1825 г

News image

КИТАЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

КИТАЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Chinese Railways - CR) - государственные железные дороги, КЖД; находятся в юрисдикции Министерства железных дорог (МЖД) К...

История РЖД:

Московско-Брестская железная дорога

News image

В конце XVI в. на западной окраине Москвы была построена Тверская-Ямская слобода. Здесь проходил оживленный торговый путь - Тверской тракт. После ос...

2003-В Екатеринбурге открыт первый на сети железных дор

News image

Основная его задача - централизация диспетчерского управления перевозочным процессом по Свердловской магистрали, которая проходит по территории 6 об...

Расчеты РЖД относительно стоимости магистрали, как Моск

News image

Расчеты, которые были проведены РЖД по стоимости высокоскоростной магистрали от Москвы до Казани, показали, что оказалась в размере 928-ми миллиардов ...