КАНАДСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Железная дорога - Железные дороги мира

канадские железные дороги

КАНАДСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ - сеть железных дорог, пролегающих на территории Канады; принадлежат более чем 50 ж.-д. компаниям. Эксплуатационная длина линий (находящихся в собственности и арендуемых) составляет (2000 г.) св. 50 000 км. В транспортном секторе, доля которого в валовом внутреннем продукте страны составляет (2000 г.) 4,1% (786642 млн. долл.), на ж.-д. транспорт приходится 0,6% (5070 млн. долл.), в то время как на автомобильный, например,- 1,7% (13 330 млн. долл.). Основную деятельность осуществляют две трансконтинентальные ж.-д. компании I класса - Канадские национальные железные дороги (КНЖД) - более 19 000 км и Канадская Тихоокеанская железная дорога (КТЖД) - более 14 000 км; региональные ж.-д. линии составляют более 16000 км. Государственная политика в области транспорта, в т. ч. и железнодорожного, определяется Министерством транспорта, в структурных подразделениях Министерства находятся Отделение разработки политики в области ж.-д. транспорта (экспертиза ж.-д. проектов и консультативные услуги во всех вопросах, связанных с пассажирскими и грузовыми перевозками) и Отделение безопасности на ж.-д. транспорте (совместная с ж.-д. промышленностью и Национальным советом по безопасности на транспорте работа по изучению всех аспектов безопасности).

Линии ж. д. на территории Канады гл. обр. однопутные; двух- и многопутные линии представляют собой многоотраслевые компании с широким спектром диверсификацион-ной деятельности. Кроме ж.-д. линий им принадлежат гостиницы, консалтинговые фирмы, средства связи, паромные переправы, жилые здания, автотранспортные и экспедиторские предприятия, рекреационные центры и т. п.

Главные железнодорожные узлы сети: Торонто, Монреаль, Калгари, Эдмонтон, Монктон, Ванкувер, Виннипег. Основной вид тяги - тепловозная; электрифицированных линий почти нет (на КНЖД электрифицировано 63 км, на железной дороге Бритиш Коламбиа на электрическую тягу переведена 129-километровая углевозная линия Тамблер-Ридж).

Грузооборот всех железных дорог Канады (без учёта грузооборота, выполненного входящими в состав КНЖД и КТЖД ж.-д. линиями, принадлежащими США) в 2000 г. составил ок. 321,6 млрд. т-км, из них более 80%выполнено КНЖД и КТЖД. Оживление экономики Канады в 1999-2000 гг. (после некоторого спада в 1998 г.) позволило ж. д. успешно справиться с возросшими объемами перевозок в двустороннем движении (между Канадой и США) и на мировых транспортных рынках, превысить рекорд 1997 г., когда коммерческий грузооборот составлял 304,2 т-км. Объем грузовых перевозок в 2000 г. составил (без учета американских дочерних компаний канадских дорог) 278 млн. т. Важнейшие грузы: руды и минеральное сырье (23% от общего объема перевозок), лесные грузы (14,5%), промышленные грузы (14,3%), зерно (11,0%), удобрения (10,0%), контейнеры и полуприцепы (9,4%). Широкое распространение получили маршрутизация и вождение тяжеловесных поездов (перевозка зерна, угля, соли, песка, гравия, лесоматериалов и др.). Для вождения тяжеловесных поездов используется система «Локотрол», при которой дополнительные локомотивы, размещенные в середине состава, управляются по радио из головных локомотивов. Масса тяжеловесных рудовоз-ных поездов доходит до 30,5 тыс. т (в составе 265 вагонов).

Развиваются интермодальные перевозки. Основные контейнерные терминалы расположены на станциях Монреаля, Торонто, Эдмонтона и Галифакса. Одним из крупнейших контейнерных терминалов КНЖД является т. н. Конпорт на ст. Торонто - на 2000 крупнотоннажных контейнеров. Как правило, контейнеры длиной 6 м перевозятся на платформах в два яруса.

На ж.-д. сети имеется ряд крупных хорошо оснащенных сортировочных станций: Торонто, Монреаль, Калгари, Виннипег, Монктон. Списывание вагонов производится автоматически с помощью промышленного телевидения; роспуск вагонов осуществляется с помощью системы горочной автоматической централизации. Горочные локомотивы оснащены локомотивной сигнализацией. Перерабатывающая способность сортировочных станций 347 тыс. физических вагонов в сутки.
Локомотивный парк ж. д. Канады насчитывает 3185 единиц, в т.ч. 28 электровозов. Основным типом локомотива является тепловоз с электрической передачей; поставляются магистральные тепловозы мощностью 3-4 тыс. л. с. В грузовом вагонном парке, принадлежащем ж. д., находится ок. 105 тыс. вагонов; наблюдается тенденция к увеличению средней грузоподъемности вагона. Имеется большое количество специализированных вагонов, в т. ч. двухъярусных для перевозки автомобилей.

На сети действует несколько АСУ: ТРАКС-система, осуществляющая обработку информации в реальном масштабе времени, содержащая оперативные данные о состоянии и перемещениях вагонов, локомотивов и поездов; ВИН - система передачи данных транспортных накладных; ГРЕИН - информационно-управляющая система для перевозки зерна; ТМОС - система управления работой персонала, с помощью которой автоматизированы операции по назначению поездных бригад, обработке талонов времени и путевых листов и др.; КАРЛОК - система, используемая клиентами для получения данных о местонахождении вагонов; ЯИС - автоматизированная система контроля сортировочных парков, составления натурных листов.

По действующему Национальному закону о транспорте (1987 г.) железные дороги могут заключать конфиденциальные контракты с грузоотправителями, назначая тарифы в зависимости от конкретных обстоятельств. Упрощена процедура консервации ж.-д. линий, передачи линий независимым пользователям и финансирование мероприятий по модернизации.

Несмотря на рационализацию сети и рост производительности труда очевидно, что ж.-д. сеть Канады слишком велика для того объема работ, который выполняют ж. д. с кон. 1990-х гг. Это особенно характерно для Восточной Канады, где 90% ж.-д. перевозок выполняется на 40% сети этого региона. Для обеспечения эффективности системы ж. д. продолжается консервация линий. Достаточной считается ж.-д. сеть, которая отвечает требованиям экономичного и конкурентоспособного обслуживания существующего и предполагаемого в будущем грузопотока. Критерию необходимости отвечают ж.-д. линии, обслуживающие:

• грузоотправителей, для которых практически и экономически невыгодно использовать других перевозчиков или другие виды транспорта;
• районы расположения лесных массивов или месторождений полезных ископаемых, если возможность разработок напрямую зависит от наличия ж.-д. сообщения;
• национальные порты;
• районы развивающейся промышленности, в т. ч. те, где были сделаны новые капиталовложения в промышленность, связанную с ж.-д. обслуживанием.

Федеральное правительство прекращает оказывать какую-либо финансовую поддержку линиям, находящимся под угрозой закрытия.


В июле 1999 г. произошло окончательное слияние КНЖД с железной дорогой I класса США Иллинойс Сентрал, что существенно изменило ситуацию на рынке ж.-д. перевозок Северной Америки. В результате слияния КНЖД оказалась владельцем обширнейшей ж.-д. сети с выходом к тихоокеанскому и атлантическому побережьям Северной Америки и к портам Мексиканского залива на юге. КНЖД заключила также альянс с ещё одной дорогой I класса - Канзас Саутерн, что позволило оптимизировать перевозки автомобилей, интермодальных и химических грузов между географическими пунктами, где расположены предприятия, являющиеся крупнейшими клиентами КНЖД (в первую очередь в Детройте, Чикаго, Канзас-Сити, Сент-Луисе, Далласе и Хьюстоне). После заключения Канадой, США и Мексикой соглашения об образовании зоны свободной торговли международный грузооборот между этими странами (в направлении Север-Юг) растет довольно быстрыми темпами: примерно на 12-14% в год, что превышает темпы роста спроса на перевозки в широтном направлении (Запад-Восток).


К нач. 90-х гг. КНЖД, полностью принадлежавшие в то время правительству Канады, оказались в критической финансовой ситуации: коэффициент издержек достиг 97%, задолженность увеличивалась все возрастающими темпами, конкуренция с грузовым автомобильным транспортом (особенно в восточной части страны) складывалась не в пользу КНЖД. В результате реформ, изменений в законодательстве страны и смены руководства ж. д. негативные тенденции удалось переломить. В течение нескольких лет некоторые заведомо нерентабельные линии выведены из эксплуатации. В кон. 1995 г. акции реформированных КНЖД впервые появились на фондовом рынке, что принесло правительству Канады 2,2 млрд. долл. Работникам КНЖД принадлежит (2001 г.) примерно до 50% акций компании.


Объем пассажирских междугородних ж.-д. перевозок довольно стабилен: в 1999 г. они составили более 4102 тыс. чел., пассажирооборот - более 1592 млн. пасс.-км. Продолжают также увеличиваться объемы пригородных перевозок в провинциях Онтарио, Квебек и Британская Колумбия. В 1999 г. в пригородном сообщении было перевезено 43,9 млн. пассажиров, что в значительной степени благотворно сказалось на окружающей среде, что позволило существенно сократить расход топлива и способствовало снижению нагрузки на автомагистрали. Компания «ГО Трэнзит», выполняющая ж.-д. перевозки в районе Большого Торонто, является третьим по значимости оператором пригородных перевозок в Северной Америке, уступая в этом отношении только компаниям, обслуживающим пригородные узлы Нью-Йорка и Чикаго.


Сочетание возросших доходов с эффективным контролем за уровнем издержек позволил ж.-д. отрасли за период с 1994 г. по 1999 г. значительно снизить коэффициент издержек - соответственно с 87,7% до 79%.


Правительством Канады 20% отраслевых капиталовложений ежегодно выделяется на развитие инфраструктуры ж.-д. транспорта, качества обслуживания, модернизацию подвижного состава и рационализацию перевозочной деятельности. Несмотря на то, что кадровая политика КНЖД и КТЖД направлена на сокращение персонала, в целом численность работников в отрасли за три года (с 1998 г. по 2000 г.) выросла с 48,4 тыс. до 51,9 тыс. чел.


На возможности доступа Канады к мировым транспортным рынкам и быстрое развитие транспортных цепочек, обеспечивающих снабжение населения страны сельскохозяйственными и природными ресурсами, продукцией нефтехимической и других отраслей промышленности, неблагоприятно влияют непропорционально высокие налоги по сравнению с налогами ж. д других стран (например, железных Дорог США).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Автосцепка

Чтобы локомотив мог прицепиться к составу и тянуть за собой несколько тысяч тонн, его надо оборудовать каким-то устройством. В таком же устройстве н...

News image

Железнодорожные переезды и путепроводы

Для безопасного движения транспорта предусматриваются специальные пересечения автомобильных и железных дорог в одном и разных уровнях. В первом случ...

News image

Восстановление и развитие грузового вагоностроения

В годы отечественной войны около 40 % вагонного парка было разрушено и повреждено. Нужны были неотложные меры по восстановлению и развитию вагонного...

Пассажирские перевозки:

News image

Самостоятельный переезд vs. транспортная компания

Люди, которые хоть раз меняли свое место жительства, знают, что квартирный переезд по Москве дело серьезное и требует очень много энергии, сил и време...

News image

Вагоны постройки Александровского завода

Типы и конструкции пассажирских вагонов постройки Александровского завода во многом определялись решениями Технической комиссии при Департаменте жел...

Карта дорог:

News image

Железные дороги Германии

В Германии есть весьма разветвленная железнодорожная сеть для того чтобы можно было по её территории путешествовать на поездах, и при этом не чувствов...

News image

Власти Ингушетии намерены развивать железнодорожные пас

24.10.2012 Об этом на встрече в Магасе с представителями Северо-Кавказской железной дороги заявил глава республики Юнус-Бек Евкуров.    

Каталог производителей:

News image

Воткинский завод

ОАО Во ткинский заво д — (полное наименование — Открытое акционерное общество «Воткинский завод») находится в городе Воткинске, Удмуртия, градообр...

News image

Lokomo

машиностроительная компания, расположенная в городе Тампере. Была основана в 1915 году Вернером Руселином, Жамаром Кастреном, Карвоненым, а также др...

News image

Завод имени Малышева

Харьковский завод Русского паровозостроительного и механического акционерного общества (ХПЗ РПиМО) был построен в 1896 году в районе, названном Бала...

Железные дороги мира:

News image

Восток и Запад Украины объединяют дополнительным поездо

Донецкая железная дорога назначила дополнительные поезда к новогодним и рождественским праздникам. Учитывая возрастающий спрос граждан на перевозки...

News image

Путешествие на крыше поезда

Достаточно часто стильные нити магистралей мира необходимо протягивать там, где ранее даже не ступала нога человека. Есть некоторое количество железны...

News image

Помощники машинистов Белорусской железной дороги попали

Вокзал станции Осиповичи Если пьяные водители авто, к огромному сожалению, давно никого в Беларуси не удивляют, то железнодорожники с наркот...

История РЖД:

Свердловская железная дорога

News image

Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. Еще в 1834 г. тагильскими крепостными крестьянами Е. А

1904 - завершилось сооружение Кругобайкальской железной

News image

Строительство дороги началось в 1902 году. В начале прошлого века Кругобайкальскую железную дорогу называли Золотой пряжкой стального пояса России ...

Красноярская железная дорога

News image

Красноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасс...