ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Железная дорога - Железные дороги мира

железные дороги  великобритании

Железнодорожная сеть на территории Соединенного Королевства. Старейшая в мире ж.-д. линия Стоктон - Дарлингтон открыта в 1825 г. Железнодорожная сеть образовалась в 19 в. из многочисленных частных линий, которые радиально расходятся от Лондона в направлении крупных индустриальных цент­ров и портов. Главный опорный пункт сети - Лондонский узел - отличается чрезвычайной сложностью развития; к нему примыкают 16 крупных линий и пригородные участки в ра­диусе 100 км. Несколько паромных линий и тоннель под проливом Ла-Манш (Евротон-нель) связывают страну с ж. д. других евро­пейских стран. Густота ж.-д. сети 69,5 км на 1000 км2. Около 70% общей длины состав­ляют двухпутные и многопутные линии (по четыре и более главных путей), специализи­рованные для грузового и пассажирского дви­жения. Сеть имеет колею 1435 мм. Эксплу­атационная длина (2001 г.) 16 652 км, из ко­торых (все основные магистрали) 5176 км электрифицированы (переменный ток 25 кВ, 50 Гц и постоянный ток 1,5 кВ, питание от контактного рельса); более половины перево­зочной работы выполняется тепловозной тягой. На 20,4 тыс. км уложен бесстыковой путь; 21,7 тыс. км оборудованы автоблокировкой. Имеется 36 586 мостов (протяженность самого длинного моста в Шотландии - 3560 м) и 677 тоннелей. В путь уложены рельсы весом 56 кг на погонный м и многоблочные железобетон­ные шпалы (на линиях со скоростями 160 км/ч). Минимальный радиус кривых 400 м (при бес­стыковом пути); максимальная осевая нагруз­ка 25,4 т. В 2000 г. правительством утверж­дена программа развития транспорта, предус­матривающая модернизацию ж.-д. пути.

Скоростное движение (до 250 км/ч) в по­ездах, состоящих из вагонов с наклоняемым кузовом, осуществляется на модернизирован­ных существующих линиях. Скорые поезда на маршруте Лондон - Йорк развивают ско­рость 180,2 км/ч; поезд «Евростар», связы­вающий Лондон с континентальной Европой,-209 км/ч (с ограничением при прохождении тоннеля под Ла-Маншем).

Значение ж.-д. транспорта в экономике страны начиная с 40-х гг. 20 в. падало: в 1939 г. его доля во внутреннем грузообороте соста­вила 43%, в 2000 г.- ок. 7,5%. Сокращение объема грузовых перевозок и ухудшение финансового положения железных дорог было вызвано снижением производства в угольной и других традиционных отраслях тяжелой промышленности; затруднениями при удов­летворении логистических запросов промыш­ленности; строительством заводов в зонах, не имеющих ж.-д. линий; ростом конкуренции со стороны автотранспорта. Усугублялось по­ложение тем, что среднее расстояние грузовых перевозок составляло 150-180 км; в таких ус­ловиях не могли использоваться преимуще­ства ж. д. при перевозках на дальние рассто­яния. Вследствие этого доминировали в пе­ревозках маршрутные поезда, которые обес­печивали 80% общих доходов ж. д. от грузовых перевозок. В 1950-1990-х гг. грузооборот ж. д. также падал (с 36,2 млрд. т-км в 1950 г. до 12,54 млрд. т-км в 1995 г.); в 2000 г. грузо­оборот составил 18,1 млрд. т-км. Основные грузы: уголь (26,5% в 2000 г.), металлы (11,6%), а также контейнеры и полуприцепы. В 2000-2001 гг. общий объём перевозок со­ставил 95,3 млн. т.

Доля ж. д. в пассажирообороте также снижалась: в 1950 г. - 32,5%, пассажиро-оборот стабилизировался к 1991 г.- 6,23%; в 1999 г. наметилась тенденция к повыше­нию - 6,82%. В 2000 г. перевезено 957 млн. чел. и пассажирооборот составил 39,2 млрд. пасс.-км, из которых ок. 64% приходилось на пригородное сообщение.

Национализация железных дорог была осуществлена в 1984 г. (позже, чем в осталь­ных европейских странах); образованы Бри­танские железные дороги (БЖД), объединив­шие все ж.-д. линии в единую общенацио­нальную сеть. В ноябре 1993 г. парламент принял Закон о железных дорогах, который создал базу для приватизации БЖД с целью улучшения качества и эффективности ж.-д. перевозок и стимулирования использования железных дорог. В 1993-1997 гг. в ходе ре­формирования БЖД подверглись денациона­лизации и разукрупнению: БЖД распались примерно на 100 компаний, в т. ч. 25 экс­плуатационных компаний, входящих в ассо­циацию АТОС, которые организуют пасса­жирские перевозки на условиях франчайзинга (заключения контрактов); компания Рейлтрэк (RaiJtrack), которая владеет и управляет поч­ти всей ж.-д. инфраструктурой (пути, мосты, тоннели, устройства СЦБ, грузовые термина­лы) и распределяет ее пропускную способность, а также выдает грузовым операторам долго­срочные лицензии на пользование сооруже­ниями; компания English Welsh and Scottish Railway, основной бизнес которой - марш­рутные перевозки (ок. 90% грузовых перево­зок); компания Freightliner, занимающаяся интермодальными перевозками до судоходных линий; компания BNFL, которая перевозит только ядерное топливо. В процессе привати­зации были также созданы компании по теку­щему содержанию и аренде подвижного состава.

В соответствии с Законом о ж.-д. транс­порте были учреждены два официальных по­ста, играющих важную роль в системе уп­равления ж.-д. транспортом: управляющий по вопросам франчайзинга, на которого возло­жено обеспечение социально необходимых ус­луг в области пассажирских перевозок и рас­смотрение заявок на предоставление субсидий для выполнения таких перевозок, подготовка специальных привилегированных контрактов (франшиз) и другие операции; управляющий по вопросам государственного регулирования железнодорожной деятельности, обеспечива­ющий содействие внедрению в отрасли прин­ципов свободной и честной конкуренции, за­щиту интересов клиентов, регулирование кон­фликтов, которые могут возникнуть между Рейлтрэк и эксплуатационными компаниями, и др.; с 1 февр. 2001 г. ряд функций перешел к новому органу - Управлению по стратегии в области ж.-д. транспорта




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Требования ПТЭ к вагонам

9.1. Подвижной состав, в том числе специальный самоходный подвижной состав, должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, те...

News image

Конструктивные изменения двухосных вагонов

Повышение грузоподъемности нормального вагона до 16,5 т обусловило введение осей нового типа, получивших название усиленных. Усиливали также рессоры...

News image

Железнодорожный путь

Железнодорожный путь - это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью. От состояния пути...

Пассажирские перевозки:

News image

Создание отечественного типа пассажирских вагонов

Единственный в России Александровский завод, строивший вагоны и паровозы и загруженный, кроме того, их ремонтом, не удовлетворял растущие потребност...

News image

Коды городов и вокзалов в системе Экспресс

Особенностью системы Экспресс от всех остальных систем АСУ железнодорожного транспорта в том, что она позволяет осуществлять продажу мест в пассажир...

Карта дорог:

News image

В декабре 2012-го в Казахстане предполагается открыть в

Он свяжет столицу республики Астану и один из крупнейших городов на западе страны Актобе. Время в пути сократится с 26 до 14 часов. Сегодня на завод...

News image

В США запустят развлекательный поезд-казино из Калифорн

  В США намерены запустить развлекательный "Поезд Икс". Он будет доставлять пассажиров из южных районов штата Калифорния в Лас-Вегас, расположенный в...

Каталог производителей:

News image

Tecnomasio Italiano-Brown-Boweri

Tecnomasio Italiano-Brown-Boweri — (также известнная под аббревиатурой TIBB) — итальянская фирма работавшая в области проектирования и строительства...

News image

Камбарский машиностроительный завод

Камба рский машинострои тельный заво д — завод, выпускающий тепловозы и другую железнодорожную технику. Полное наименование — Открытое акционерное о...

News image

Производственная фирма КМТ

Производственная фирма КМТ (КМТ) работает на рынке комплектующих для подвижного состава. Предприятие специализируется на проектировании и производст...

Железные дороги мира:

News image

Главный инженер ДЖД стал начальником Южной железной дор

Кабинет Министров назначил Александра Филатова начальником Южной железной дороги. Об этом говорится в распоряжении № 945 от 28 ноября. Сообщ...

News image

Октябрьская железная дорога принимает меры для снижения

  В 2012 году Октябрьской железной дорогой совместно с Балтийским государственным техническим университетом «Военмех» была разработана и предложена д...

News image

Из-за долгов железная дорога грозится отменить пригород

Юго-Западная железная дорога предупредила Житомирскую облгосадминистрацию, что из-за долгов за перевозку льготников могут отменить пригородные поезд...

История РЖД:

Московско-Ярославская железная дорога

News image

Будущий крупный теоретик промышленно-торгового развития России Федор Васильевич Чижов одним из первых выдвинул идею строительства стальной магистрал...

1899 - завершилось строительство железнодорожного моста

News image

Мост через Енисей был первым в России и вторым на Евроазиатском материке по величине пролетов - 145 м. История его строительства такова. В конце ...

Китайско-Восточная железная дорога

News image

В 1903-м году, первого июня Строительное управление КВЖД отдало дорогу Эксплуатационному управлению, и именно это и стало официальной датой открытия К...