ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Железная дорога - Железные дороги мира

железные дороги  великобритании

Железнодорожная сеть на территории Соединенного Королевства. Старейшая в мире ж.-д. линия Стоктон - Дарлингтон открыта в 1825 г. Железнодорожная сеть образовалась в 19 в. из многочисленных частных линий, которые радиально расходятся от Лондона в направлении крупных индустриальных цент­ров и портов. Главный опорный пункт сети - Лондонский узел - отличается чрезвычайной сложностью развития; к нему примыкают 16 крупных линий и пригородные участки в ра­диусе 100 км. Несколько паромных линий и тоннель под проливом Ла-Манш (Евротон-нель) связывают страну с ж. д. других евро­пейских стран. Густота ж.-д. сети 69,5 км на 1000 км2. Около 70% общей длины состав­ляют двухпутные и многопутные линии (по четыре и более главных путей), специализи­рованные для грузового и пассажирского дви­жения. Сеть имеет колею 1435 мм. Эксплу­атационная длина (2001 г.) 16 652 км, из ко­торых (все основные магистрали) 5176 км электрифицированы (переменный ток 25 кВ, 50 Гц и постоянный ток 1,5 кВ, питание от контактного рельса); более половины перево­зочной работы выполняется тепловозной тягой. На 20,4 тыс. км уложен бесстыковой путь; 21,7 тыс. км оборудованы автоблокировкой. Имеется 36 586 мостов (протяженность самого длинного моста в Шотландии - 3560 м) и 677 тоннелей. В путь уложены рельсы весом 56 кг на погонный м и многоблочные железобетон­ные шпалы (на линиях со скоростями 160 км/ч). Минимальный радиус кривых 400 м (при бес­стыковом пути); максимальная осевая нагруз­ка 25,4 т. В 2000 г. правительством утверж­дена программа развития транспорта, предус­матривающая модернизацию ж.-д. пути.

Скоростное движение (до 250 км/ч) в по­ездах, состоящих из вагонов с наклоняемым кузовом, осуществляется на модернизирован­ных существующих линиях. Скорые поезда на маршруте Лондон - Йорк развивают ско­рость 180,2 км/ч; поезд «Евростар», связы­вающий Лондон с континентальной Европой,-209 км/ч (с ограничением при прохождении тоннеля под Ла-Маншем).

Значение ж.-д. транспорта в экономике страны начиная с 40-х гг. 20 в. падало: в 1939 г. его доля во внутреннем грузообороте соста­вила 43%, в 2000 г.- ок. 7,5%. Сокращение объема грузовых перевозок и ухудшение финансового положения железных дорог было вызвано снижением производства в угольной и других традиционных отраслях тяжелой промышленности; затруднениями при удов­летворении логистических запросов промыш­ленности; строительством заводов в зонах, не имеющих ж.-д. линий; ростом конкуренции со стороны автотранспорта. Усугублялось по­ложение тем, что среднее расстояние грузовых перевозок составляло 150-180 км; в таких ус­ловиях не могли использоваться преимуще­ства ж. д. при перевозках на дальние рассто­яния. Вследствие этого доминировали в пе­ревозках маршрутные поезда, которые обес­печивали 80% общих доходов ж. д. от грузовых перевозок. В 1950-1990-х гг. грузооборот ж. д. также падал (с 36,2 млрд. т-км в 1950 г. до 12,54 млрд. т-км в 1995 г.); в 2000 г. грузо­оборот составил 18,1 млрд. т-км. Основные грузы: уголь (26,5% в 2000 г.), металлы (11,6%), а также контейнеры и полуприцепы. В 2000-2001 гг. общий объём перевозок со­ставил 95,3 млн. т.

Доля ж. д. в пассажирообороте также снижалась: в 1950 г. - 32,5%, пассажиро-оборот стабилизировался к 1991 г.- 6,23%; в 1999 г. наметилась тенденция к повыше­нию - 6,82%. В 2000 г. перевезено 957 млн. чел. и пассажирооборот составил 39,2 млрд. пасс.-км, из которых ок. 64% приходилось на пригородное сообщение.

Национализация железных дорог была осуществлена в 1984 г. (позже, чем в осталь­ных европейских странах); образованы Бри­танские железные дороги (БЖД), объединив­шие все ж.-д. линии в единую общенацио­нальную сеть. В ноябре 1993 г. парламент принял Закон о железных дорогах, который создал базу для приватизации БЖД с целью улучшения качества и эффективности ж.-д. перевозок и стимулирования использования железных дорог. В 1993-1997 гг. в ходе ре­формирования БЖД подверглись денациона­лизации и разукрупнению: БЖД распались примерно на 100 компаний, в т. ч. 25 экс­плуатационных компаний, входящих в ассо­циацию АТОС, которые организуют пасса­жирские перевозки на условиях франчайзинга (заключения контрактов); компания Рейлтрэк (RaiJtrack), которая владеет и управляет поч­ти всей ж.-д. инфраструктурой (пути, мосты, тоннели, устройства СЦБ, грузовые термина­лы) и распределяет ее пропускную способность, а также выдает грузовым операторам долго­срочные лицензии на пользование сооруже­ниями; компания English Welsh and Scottish Railway, основной бизнес которой - марш­рутные перевозки (ок. 90% грузовых перево­зок); компания Freightliner, занимающаяся интермодальными перевозками до судоходных линий; компания BNFL, которая перевозит только ядерное топливо. В процессе привати­зации были также созданы компании по теку­щему содержанию и аренде подвижного состава.

В соответствии с Законом о ж.-д. транс­порте были учреждены два официальных по­ста, играющих важную роль в системе уп­равления ж.-д. транспортом: управляющий по вопросам франчайзинга, на которого возло­жено обеспечение социально необходимых ус­луг в области пассажирских перевозок и рас­смотрение заявок на предоставление субсидий для выполнения таких перевозок, подготовка специальных привилегированных контрактов (франшиз) и другие операции; управляющий по вопросам государственного регулирования железнодорожной деятельности, обеспечива­ющий содействие внедрению в отрасли прин­ципов свободной и честной конкуренции, за­щиту интересов клиентов, регулирование кон­фликтов, которые могут возникнуть между Рейлтрэк и эксплуатационными компаниями, и др.; с 1 февр. 2001 г. ряд функций перешел к новому органу - Управлению по стратегии в области ж.-д. транспорта




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Вагоны-цистерны, изотермические и специальные вагоны

Развитие нефтяной промышленности и, в частности, необходимость перевозки бакинского керосина от волжских пристаней внутрь страны обусловили появлени...

News image

Задачи путевого хозяйства и его структура

Основную задачу путевого хозяйства составляет содержание пути и путевых устройств в постоянной исправности, чтобы обеспечивать безопасное и плавное ...

News image

Программа проверки номера вагона

Предлагаемая Вам программа предназначена для расчета контрольного знака как одного, так и группы номеров восьмизначных номеров грузовых вагонов желе...

Пассажирские перевозки:

News image

Самостоятельный переезд vs. транспортная компания

Люди, которые хоть раз меняли свое место жительства, знают, что квартирный переезд по Москве дело серьезное и требует очень много энергии, сил и време...

News image

Система продажи билетов Экспресс

АСУ “Экспресс-2” и созданная на ее основе система “Экспресс-3” представляют комплексные системы управления пассажирскими перевозками. Основное их на...

Карта дорог:

News image

БЕЛОРУССКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Белорусская железная дорога - объединение, подчиненное Совету Министров Республики Белоруссии (с 1994 г.), распо­ложенное в пределах территории Бело...

News image

Путешествие на крыше поезда

Достаточно часто стильные нити магистралей мира необходимо протягивать там, где ранее даже не ступала нога человека. Есть некоторое количество железны...

Каталог производителей:

News image

Новочеркасский электровозостроительный завод

История завода берет на­чало с 8 февраля 1932 года, когда постановлением Правительства было утверждено место стройки. Через 4 года – 27 апреля 1936 ...

News image

Метровагонмаш

Метровагонмаш (МВМ) – одно из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения. Предприятие специализируется на разрабо...

News image

Производственная фирма КМТ

Производственная фирма КМТ (КМТ) работает на рынке комплектующих для подвижного состава. Предприятие специализируется на проектировании и производст...

Железные дороги мира:

News image

Центральный вокзал в Бангкоке

В Бангкоке главным железнодорожным вокзалом считается Хуа Лампхонг и он располагается неподалеку от района под названием Чайна-Тауна. С данного вокзал...

News image

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Железнодорожная сеть на территории Соединенного Королевства. Старейшая в мире ж.-д. линия Стоктон - Дарлингтон открыта в 1825 г

News image

Эластичная ставка

Правление Федеральной службы по тарифам одобрило повышение грузовых тарифов на услуги ОАО «РЖД» на 7%. Эта индексация станет основой для тарифного ...

История РЖД:

Расчеты РЖД относительно стоимости магистрали, как Моск

News image

Расчеты, которые были проведены РЖД по стоимости высокоскоростной магистрали от Москвы до Казани, показали, что оказалась в размере 928-ми миллиардов ...

Юго-Восточная железная дорога

News image

Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, - Белгородской, Воро...

Москва-Мытищи – первый электрифицированный участок желе

News image

Началом эксплуатации электрифицированных магистральных железных дорог России считается 29 августа 1929 года, когда от перрона Ярославского вокзала п...