АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Железная дорога - Железные дороги СНГ

азербайджанская железная дорога

Государственная железная дорога, обра­зована в 1995 г.; пролегает почти полностью в пределах территории Азербайджанской Рес­публики. Управление дороги в Баку. Является членом ОСЖД (код A3).

Эксплуатационная длина дороги (01.01. 2001 г.) 2116,4 км. В составе дороги имеется Нахичеванское отделение. Дорога граничит на севере с ж. д. России (ст. Ялама), на за­паде с ж. д. Грузии (ст. Беюк-Кясик) и Ар­мении (ст. Бархударлы и Шарур), на юге с ж. д. Иранской Республики (ст. Джульфа), а также сообщается с ж. д. Казахстана и Турк­менистана паромной переправой по Каспий­скому морю. Крупные сортировочные стан­ции: Баладжары, Ширван, Алят; грузовые: Сумгаит, Гюздек, Али-Байрамлы, Хырдалан, Кишлы, Баку-товарная, Карадаг, Евлах, Бар­да, Агдам, Акстафа, Кюрдамир, Мингечаур-город, Ватаги, Кафан, Астара, Нахичевань. Станции оборудованы электрической центра­лизацией. Все главные и приемо-отправочные пути уложены на щебеночном основании, рельсы Р65; 803,1 км составляют двухпутные линии; 1270,2 км электрифицировано на по­стоянном токе; 1512 км оборудовано автобло­кировкой.

Строительство первого участка дороги - ширококолейной (1524 мм) ж.-д. линии на паровой тяге Баку-Сабунчи-Сураханы про­тяженностью 19 км было завершено в 1880 г. В 1918-1919 гг. после установления Азербай­джанской Демократической Республики на­чато строительство участка Алят-Джульфа. Инициаторами строительства выступил ми­нистр путей сообщения X. Б. Мелик-Асланов и и.о. начальника ж. д. Т. Б. Мелик-Асла-нов. В 1924 г. на дороге по инициативе на­родного комиссара путей сообщения Азербай­джана Ч. Ильдырыма и начальника Азнефти А. П. Серебровского был электрифицирован первый в стране ж.-д. участок Баку-Сабун­чи-Сураханы, строительством которого руко­водил инж. В. А. Радциг. Открытие движения состоялось 6 июля 1926 г.

До 1920 г. (до установления в Азербай­джане Советской власти) было построено 837 км ж.-д. путей. Дальнейшее развитие Азербайджанская ж. д. получила в 30-е гг.: осуществлялось строительство вторых путей, повышалась пропускная и провозная способ­ность станций, узлов, продолжалась электрификация важнейших направлений, на линиях вводились устройства автоматики и телеме ханики, возрастал объем работы, выполняе­мой промышленным транспортом.

В годы Великой Отечественной войны же­лезнодорожники Баку Баладжарского узла собрали 600 тыс руб в фонд обороны для строительства самолетов, коллективы Бакин­ского вагоноремонтного завода и Бакинского локомотивного депо построили и отправили на фронт бронепоезда. Была обеспечена по грузка и отправлено 1 млн 300 тыс цистерн с нефтепродуктами.

Азербайджанская железная дорога обслу­живает богатейшие по природным ресурсам и многообразию высокоразвитого промышлен­ного и сельскохозяйственного производства экономические районы Баку, Нахичевани, На горного Карабаха, Апшерона По дороге перевозятся важнейшие народно-хозяйственные грузы нефть и нефтепродукты (почти 30% всех отправлений), руда, хлопок, строитель ные материалы, зерно, соль и различная го­товая продукция промышленных предприя­тий Большой объем перевозок составляют сельскохозяйственные грузы, продукция хи­мической и деревообрабатывающей промыш­ленности Через Каспийскую паромную переправу ввозят лесоматериалы, зерно, хлопок, в обратном направлении отправляют машины и другую продукцию стран Закавказья, Ук­раины и центральных районов России.

Основные характеристики перевозочной работы дороги (01 01 2000 г ) отправление пассажиров - 3964,8 тыс чел , отправление грузов - 11745,5 тыс т, пассажирооборот - 422 млн пасс - км, грузооборот 5051,7 млн т км, вес грузового поезда — 2074 т, средняя участ­ковая скорость грузовых поездов - 34,2 км/ч Перевозочная работа осуществляется элек­тровозами (82%) и теп­ловозами (18%).

Развитие дороги предусматривает строительство ст Садарак с соединительным пу­тем длиной 8 км в Тур­цию, ст Астара с соединительным путем длиной 7,6 км в Иран, железобетонного завода мощностью 200 тыс шпал в год. Намечена реконструкция Бала-джарской промывочно-пропарочной станции, прокладка волоконно-оптического кабеля дли­ной 1006 км на участке Баку-Беюк-Кясик, введение диспетчерской централизации на 14 диспетчерских кругах, замена в локомотивном парке устаревших электровозов.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Полувагоны

На железных дорогах страны применяли полувагоны преимущественно двух типов: с кузовом, имеющим наклонные торцовые стены и выгрузочные бункеры внизу ...

News image

Ремонт сооружений и устройств

8.3. Ремонт сооружений и устройств должен производиться при обеспечении безопасности движения и техники безопасности, как правило, без нарушения гра...

News image

Защита пути от снега, песчаных заносов и паводков

Бесперебойная работа железнодорожного транспорта в зимних условиях в значительной степени зависит от надежной защиты путей от снега, а также от свое...

Пассажирские перевозки:

News image

Коды городов и вокзалов в системе Экспресс

Особенностью системы Экспресс от всех остальных систем АСУ железнодорожного транспорта в том, что она позволяет осуществлять продажу мест в пассажир...

News image

Мягкие и жесткие вагоны

Мягкие вагоны I и 11 класса. Их различие заключалось во внутренней планировке и отделке. В вагонах I класса отделка была наряднее, пассажирами предо...

Карта дорог:

News image

Эластичная ставка

Правление Федеральной службы по тарифам одобрило повышение грузовых тарифов на услуги ОАО «РЖД» на 7%. Эта индексация станет основой для тарифного ...

News image

Слухи о бомбе остановили поезд под Воронежем

02.11.2012 Поезд Адлер-Санкт-Петербург, который остановили рядом с Воронежем из-за слухов о бомбе, проверили полицейские. Взрывное устройство не н...

Каталог производителей:

News image

Производственная фирма КМТ

Производственная фирма КМТ (КМТ) работает на рынке комплектующих для подвижного состава. Предприятие специализируется на проектировании и производст...

News image

Lima Locomotive Works

Lima Locomotive Works — североамериканская локомотивостроительная компания, существовавшая с 1870-х по 1950-е. Располагалось в городе Лима (штат Ога...

News image

Пензадизельмаш

Пензадизельмаш (ПДМ) – крупное, специализированное предприятие по производству дизелей и турбокомпрессоров, а также комплектующих узлов для дизелест...

Железные дороги мира:

News image

Готардский базисный тоннель

Говоря о Готардском базисном тоннеле, то это железнодорожный тоннель, который располагается в Швейцарии и в длину имеет 57-мь километров. Северный пор...

News image

С 1 декабря на вокзалах Украины исчезнут платные туалет

С 1 декабря туалеты на всех железнодорожных вокзалах Украины станут бесплатными. Об этом в среду, 28 ноября, сообщил вице-премьер-министр, министр...

News image

В Репине построят путепровод через железную дорогу

Объявлен конкурс на строительство путепровода через железную дорогу в Репине. Объект будет стоить городскому бюджету более 2 млрд рублей.  ...

История РЖД:

1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной

News image

1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной дороги был сдан в эксплуатацию двухкилометровый участок пути, на котором впервые была уложен...

1899 - завершилось строительство железнодорожного моста

News image

Мост через Енисей был первым в России и вторым на Евроазиатском материке по величине пролетов - 145 м. История его строительства такова. В конце ...

Первые шаги

News image

Заканчивался октябрь 1837 года. Тридцатого дня в 12 часов 30 минут дважды ударил станционный колокол, протяжно прозвучал свисток паровоза Проворны...