ГРУЗИНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Железная дорога - Железные дороги СНГ

грузинская  железная  дорога

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Пролегает в пределах территории Грузии. Является членом ОСЖД (код ГР). Администрация дороги в Тбилиси. Эксплуа­тационная длина дороги (01.01.2001 г.) 1572 км. Дорогу обслуживают 3 территори­альных управления. Дорога граничит с Азер­байджанской ж. д. (ст. Беюк-Кясик), с Се­веро-Кавказской ж. д. Российской Федерации (ст. Веселое) и с Армянской ж. д. (ст. Айрум). Основные станции: пассажирские - Тбилиси, Сухуми; сортировочные - Тбилиси и Сам-тредиа, портовые - Батуми и Поти, узловые - Тбилиси, Хашури, Зестафони, Риони, Сена-ки, Ингири, Очамчире, Гори, промежуточ­ные - Рустави, Гурджаани, Натанеби. Раз­вернутая длина ж.-д. пути 1879,3 км. Длина однопутного участка 1285 км, двухпутного 290 км; ширина колеи 1520 мм'; протяжен­ность электрифицированных линий 1879,3 км (постоянный ток напряжением 3000 В). В экс­плуатации подвижной состав: 4 паровоза, 154 тепловоза, 226 электровозов, пассажир­ских вагонов 590, грузовых - 16917. В верх­нем строении пути уложен щебень, деревян­ные и железобетонные шпалы, рельсы Р65. Дорога почти на всем протяжении оборудо­вана автоблокировкой и электрической цент­рализацией.

Грузооборот (2000 г.) составил 3,5 млрд. т-км, годовые перевозки грузов - более 10 млн. т; пассажирооборот - 36 млн. пасс.-км. Средний вес грузового поезда 2000 т. Уста­новленная скорость движения грузовых по­ездов 80 км/ч, пассажирских - 100 км/ч. Техническое оснащение дороги позволяет про­пускать до 35 млн. т грузов в год по каждому направлению.

Дорога является соединительной транс­портной артерией между Черным и Каспий­ским морями, одной из значительных час­тей Евроазиатского транспортного коридора, кратчайшим путем соединяет Европу с Цент­ральной Азией, северные регионы с южными. С древнейших времен дорога является важ нейшим участком «шелкового пути». Идея со­здания соединительной линии между Черным и Каспийским морями зародилась в 30-х гг. 19 в. Из портов Батуми и Поти вывозились шерсть, хлопок, древесина, грецкий орех, ви­на, марганцевая руда, а позже каспийская нефть и другие грузы. Старейшая в Закав­казье ж.-д. линия Поти-Тифлис (Тбилиси) эксплуатируется с 1872 г., позже построены ответвления Риони-Кутаиси (1877 г.), Кута-иси-Ткибули (1887 г.), Зестафони-Чиатура (1895 г.). В 1883 г. вступили в эксплуатацию участки Тбилиси-Баку и Самтредиа-Батуми, а в 1899 г. Тбилиси-Ахурян-Карс. Желез­нодорожная ветка Хашури-Боржоми постро­ена в 1894 г.; в 1902 г. была проведена уз­коколейная ж.-д. линия Боржоми-Бакуриа-ни, которая служит и в 21 в. любителям лыжного спорта и туристам горного курорта. В 1915 г. сдан в эксплуатацию участок Тби-лиси-Телави с веткой от Гурджаани до Цно-рис-Цкали. К 20-40-м гг. 20 в. относится строительство линий Натанеби-Озургети (1924 г.), Сенаки (Цхакая)-Ингири-Цхинва-ли (1940 г.), Сухуми-Адлер (1949 г.).

Грузинская железная дорога проведена в основном в местах со сложным рельефом. Рез­кими перепадами высот отличаются участки: Марабда-Ахалкалак (37%), Кутаиси-Ткибу-ли (43%), Сурамский перевал (29%). Более 50% затрат дороги приходится на обслужи­вание искусственных сооружений. В связи со сложным рельефом местности построено более 3.5 тыс. вспомогательных и искусственных сооружений: тоннелей, мостов, галерей, виа­дуков. Вдоль моря возведены волнорезы, под­порные стенки, регулирующие течение рек, и стенки, предохраняющие дорогу от камен­ных и снежных обвалов. На Сурамском пе­ревале построен (1890 г.) Ципский двухпут­ный 4-километровый тоннель. На дороге экс­плуатируется ж.-д. мост через р. Куру, пе­рекрывающий автомагистраль, ж.-д. мосты на Черноморской линии, мосты, тоннели, виа­дуки перевальных линий и т.д.

Грузинская дорога - первая в СССР ма­гистраль, на которой начала вводиться элек­трическая тяга и завершилась полная элект­рификация. Первый электровоз прошел в тоннеле через Сурамский перевал в 1932 г. В 1967 г. были электрифицированы все ж.-д. линии Грузии, в т. ч. узкоколейная линия Бор-жоми-Бакуриани. Важную роль во внедрении электрической тяги сыграла линия через Су­рамский перевал, где испытывались электро­возы постоянного тока ВЛ19, ВЛ11, ВЛ15. На электровозе ВЛ19-01 с тяговым электро­двигателем завода «Динамо» на перевале про­шли испытания схемы рекуперативного тор­можения. В 50-е гг. было введено рекупера-тивно-реостатное торможение. В 70-е гг. на участке Гори-Цхинвали испытана система электротяги на постоянном токе напряжением 6.6 кВт. В 80-е гг. закончено строительство линий, имеющих важное значение для раз­вития высокогорных районов Грузии. На вы­соте 2163 км над уровнем моря проложена часть линии Ахалкалаки-Марабда, имеющая сложный профиль; более 30 путепроводов, мостов, в т.ч. 110-метровый. Значительный объем работ выполняется в Батумском и По-тийском портах, регулярно осуществляющих паромные перевозки по Черному морю.

Намечено строительство международной ж.-д. линии Тбилиси-Каре (Турция), что обеспечит Грузию и сопредельные страны кратчайшим выходом к Средиземному морю.

Грузинскую железную дорогу обслужива­ют электровозостроительный и вагоноремонт­ный заводы, 11 дистанций пути, 8 локомо­тивных и 3 вагонных депо, 7 участков элек­троснабжения, 5 дистанций связи, 3 дистан­ции гражданских сооружений. В состав до­роги входят учреждения здравоохранения, строительные и проектные организации, завод железобетонных шпал, Батумские и Потий-ские терминалы для нефтепродуктов и сухих грузов. В Тбилиси работает транспортный фа­культет Грузинского технического универси­тета и Учебный центр ж. д. Грузии.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Программа проверки номера вагона

Предлагаемая Вам программа предназначена для расчета контрольного знака как одного, так и группы номеров восьмизначных номеров грузовых вагонов желе...

News image

Управление электровозом

При приёмке электровоза вначале производят его осмотр. Тщательно осматривают ходовые части электровоза, тяговые электродвигатели, вспомогательные ма...

News image

Железнодорожный путь

Железнодорожный путь - это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью. От состояния пути...

Пассажирские перевозки:

News image

Пассажирские перевозки

Во всех промышленно развитых странах наряду с интенсивным развитием др. видов транспорта, особенно авиационного и автомобильного, значительная часть...

News image

Почему 30% автолюбителей предпочитают Nissan?

Всем известны характерные черты техники того или иного народа. Немцы отличаются точностью, австрийцы надежностью, а японцы высокими технологическими...

Карта дорог:

News image

В Калининграде из-за беспечной женщины-пешехода машинис

В Калининграде 27 ноября, в 9 часов, в дежурную часть Западного ЛУ МВД России на транспорте поступило сообщение от диспетчера Калининградской желе...

News image

Туры в Мкокотони, Занзибар

Несмотря на то что часть территорий Африки и близлежащих к материку островов до сих пор слабо изучены, в последнее время туристы все чаще выбирают в к...

Каталог производителей:

News image

АО Электровозостроитель

АО Электровозостроитель (Тбилисский электровозостроительный завод) - основной производитель электровозов постоянного тока на территории бывшего СС...

News image

Бежицкий завод

Бежицкий сталелитейный завод (БСЗ) является самым крупным производителем и поставщиком вагонного литья в России. Предприятие выпускает каркасы те...

News image

Berliner Maschinenbau

Berliner Maschinenbau AG (нем. Berliner Maschinenbau-Actien-Gesellschaft vormals L. Schwartzkopff, Berlin — сокращенно BMAG), также известна как Шва...

Железные дороги мира:

News image

«Столичные экспрессы» пойдут в регионы (УЗ).

Совсем недавно география скоростного движения в Украине расширилась. 11 ноября межрегиональный электропоезд Интерсити+ Hyundai соединил два мегаполи...

News image

Северная магистраль || В условиях переходного периода

События 1990-х годов привнесли немало трудностей в работу железнодорожного транспорта, Северной магистрали в том числе. Ухудшилось финансиро...

News image

Посадочные платформы Юго-Восточной железной дороги пере

В рамках подготовки к Олимпийскому сезону 2014 года на магистрали будет проведена реконструкция остановочных пунктов и полос отвода. Об этом во врем...

История РЖД:

1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной

News image

1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной дороги был сдан в эксплуатацию двухкилометровый участок пути, на котором впервые была уложен...

1942 - в рекордные сроки построена Северо-Печорская жел

News image

С началом Великой Отечественной войны Ярославская и Северная дороги развернули массовые перевозки по обеспечению обороны страны. Одновременно потреб...

2001-2006 - реконструкция стратегически важных петлевых

News image

19 мая 2006 года на станции Индюк (участок Армавир - Туапсе) Северо-Кавказской магистрали состоялось торжественное открытие после реконструкции Боль...