ГРУЗИНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Железная дорога - Железные дороги СНГ

грузинская  железная  дорога

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Пролегает в пределах территории Грузии. Является членом ОСЖД (код ГР). Администрация дороги в Тбилиси. Эксплуа­тационная длина дороги (01.01.2001 г.) 1572 км. Дорогу обслуживают 3 территори­альных управления. Дорога граничит с Азер­байджанской ж. д. (ст. Беюк-Кясик), с Се­веро-Кавказской ж. д. Российской Федерации (ст. Веселое) и с Армянской ж. д. (ст. Айрум). Основные станции: пассажирские - Тбилиси, Сухуми; сортировочные - Тбилиси и Сам-тредиа, портовые - Батуми и Поти, узловые - Тбилиси, Хашури, Зестафони, Риони, Сена-ки, Ингири, Очамчире, Гори, промежуточ­ные - Рустави, Гурджаани, Натанеби. Раз­вернутая длина ж.-д. пути 1879,3 км. Длина однопутного участка 1285 км, двухпутного 290 км; ширина колеи 1520 мм'; протяжен­ность электрифицированных линий 1879,3 км (постоянный ток напряжением 3000 В). В экс­плуатации подвижной состав: 4 паровоза, 154 тепловоза, 226 электровозов, пассажир­ских вагонов 590, грузовых - 16917. В верх­нем строении пути уложен щебень, деревян­ные и железобетонные шпалы, рельсы Р65. Дорога почти на всем протяжении оборудо­вана автоблокировкой и электрической цент­рализацией.

Грузооборот (2000 г.) составил 3,5 млрд. т-км, годовые перевозки грузов - более 10 млн. т; пассажирооборот - 36 млн. пасс.-км. Средний вес грузового поезда 2000 т. Уста­новленная скорость движения грузовых по­ездов 80 км/ч, пассажирских - 100 км/ч. Техническое оснащение дороги позволяет про­пускать до 35 млн. т грузов в год по каждому направлению.

Дорога является соединительной транс­портной артерией между Черным и Каспий­ским морями, одной из значительных час­тей Евроазиатского транспортного коридора, кратчайшим путем соединяет Европу с Цент­ральной Азией, северные регионы с южными. С древнейших времен дорога является важ нейшим участком «шелкового пути». Идея со­здания соединительной линии между Черным и Каспийским морями зародилась в 30-х гг. 19 в. Из портов Батуми и Поти вывозились шерсть, хлопок, древесина, грецкий орех, ви­на, марганцевая руда, а позже каспийская нефть и другие грузы. Старейшая в Закав­казье ж.-д. линия Поти-Тифлис (Тбилиси) эксплуатируется с 1872 г., позже построены ответвления Риони-Кутаиси (1877 г.), Кута-иси-Ткибули (1887 г.), Зестафони-Чиатура (1895 г.). В 1883 г. вступили в эксплуатацию участки Тбилиси-Баку и Самтредиа-Батуми, а в 1899 г. Тбилиси-Ахурян-Карс. Желез­нодорожная ветка Хашури-Боржоми постро­ена в 1894 г.; в 1902 г. была проведена уз­коколейная ж.-д. линия Боржоми-Бакуриа-ни, которая служит и в 21 в. любителям лыжного спорта и туристам горного курорта. В 1915 г. сдан в эксплуатацию участок Тби-лиси-Телави с веткой от Гурджаани до Цно-рис-Цкали. К 20-40-м гг. 20 в. относится строительство линий Натанеби-Озургети (1924 г.), Сенаки (Цхакая)-Ингири-Цхинва-ли (1940 г.), Сухуми-Адлер (1949 г.).

Грузинская железная дорога проведена в основном в местах со сложным рельефом. Рез­кими перепадами высот отличаются участки: Марабда-Ахалкалак (37%), Кутаиси-Ткибу-ли (43%), Сурамский перевал (29%). Более 50% затрат дороги приходится на обслужи­вание искусственных сооружений. В связи со сложным рельефом местности построено более 3.5 тыс. вспомогательных и искусственных сооружений: тоннелей, мостов, галерей, виа­дуков. Вдоль моря возведены волнорезы, под­порные стенки, регулирующие течение рек, и стенки, предохраняющие дорогу от камен­ных и снежных обвалов. На Сурамском пе­ревале построен (1890 г.) Ципский двухпут­ный 4-километровый тоннель. На дороге экс­плуатируется ж.-д. мост через р. Куру, пе­рекрывающий автомагистраль, ж.-д. мосты на Черноморской линии, мосты, тоннели, виа­дуки перевальных линий и т.д.

Грузинская дорога - первая в СССР ма­гистраль, на которой начала вводиться элек­трическая тяга и завершилась полная элект­рификация. Первый электровоз прошел в тоннеле через Сурамский перевал в 1932 г. В 1967 г. были электрифицированы все ж.-д. линии Грузии, в т. ч. узкоколейная линия Бор-жоми-Бакуриани. Важную роль во внедрении электрической тяги сыграла линия через Су­рамский перевал, где испытывались электро­возы постоянного тока ВЛ19, ВЛ11, ВЛ15. На электровозе ВЛ19-01 с тяговым электро­двигателем завода «Динамо» на перевале про­шли испытания схемы рекуперативного тор­можения. В 50-е гг. было введено рекупера-тивно-реостатное торможение. В 70-е гг. на участке Гори-Цхинвали испытана система электротяги на постоянном токе напряжением 6.6 кВт. В 80-е гг. закончено строительство линий, имеющих важное значение для раз­вития высокогорных районов Грузии. На вы­соте 2163 км над уровнем моря проложена часть линии Ахалкалаки-Марабда, имеющая сложный профиль; более 30 путепроводов, мостов, в т.ч. 110-метровый. Значительный объем работ выполняется в Батумском и По-тийском портах, регулярно осуществляющих паромные перевозки по Черному морю.

Намечено строительство международной ж.-д. линии Тбилиси-Каре (Турция), что обеспечит Грузию и сопредельные страны кратчайшим выходом к Средиземному морю.

Грузинскую железную дорогу обслужива­ют электровозостроительный и вагоноремонт­ный заводы, 11 дистанций пути, 8 локомо­тивных и 3 вагонных депо, 7 участков элек­троснабжения, 5 дистанций связи, 3 дистан­ции гражданских сооружений. В состав до­роги входят учреждения здравоохранения, строительные и проектные организации, завод железобетонных шпал, Батумские и Потий-ские терминалы для нефтепродуктов и сухих грузов. В Тбилиси работает транспортный фа­культет Грузинского технического универси­тета и Учебный центр ж. д. Грузии.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Типы вагонов

Железные дороги перевозят грузы разные и по свойствам, и по размерам, и по форме, и по состоянию — это потребовало от конструкторов и строителей соз...

News image

Меры по восстановлению вагонного парка

В молодой Советской республике принимались энергичные меры к восстановлению железнодорожного транспорта. Большое внимание уделялось ремонту вагонов ...

News image

Железнодорожный путь

Железнодорожный путь - это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью. От состояния пути...

Пассажирские перевозки:

News image

Система продажи билетов Экспресс

АСУ “Экспресс-2” и созданная на ее основе система “Экспресс-3” представляют комплексные системы управления пассажирскими перевозками. Основное их на...

News image

Оформление билетов в системе Экспресс

В АСУ Экспресс-2 для всех сообщений используется единый формализованный язык. Подобно компьютерному языку он содержит операторную и операндную часть...

Карта дорог:

News image

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Железнодорожная сеть на территории Соединенного Королевства. Старейшая в мире ж.-д. линия Стоктон - Дарлингтон открыта в 1825 г

News image

Белорусская железная дорога признала Лынтупы областным

  Мало кто обратил внимание, но с недавних пор бывший местный пассажирский поезд № 619/620 стал поездом межрегиональных линий. А ведь по информации ...

Каталог производителей:

News image

NOHAB

NOHAB (Nydqvist & Holm AB) — шведская компания, располагавшаяся в городе Трольхеттан и специализировавшаяся на производстве локомотивов. Компани...

News image

Воткинский завод

ОАО Во ткинский заво д — (полное наименование — Открытое акционерное общество «Воткинский завод») находится в городе Воткинске, Удмуртия, градообр...

News image

Бежицкий завод

Бежицкий сталелитейный завод (БСЗ) является самым крупным производителем и поставщиком вагонного литья в России. Предприятие выпускает каркасы те...

Железные дороги мира:

News image

Израильские железные дороги

Говоря об израильских железных дорогах, то это компания-оператор, которая проводит пригородное и междугородное железнодорожное сообщение, как пассажир...

News image

Первая железная дорога в Таиланде

В 1891-м году король Таиланда по имени Чулалонгкорн позвал английских инженеров, чтобы в Таиланде построили самую первую железную дорогу. Именно с тех...

News image

Призыв || Особый день

В Челябинском профессиональном колледже состоялось посвящение первокурсников в железнодорожники. Это традиционное мероприятие, которое проходит...

История РЖД:

Красноярская железная дорога

News image

Красноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасс...

1899 - завершилось строительство железнодорожного моста

News image

Мост через Енисей был первым в России и вторым на Евроазиатском материке по величине пролетов - 145 м. История его строительства такова. В конце ...

Московская железная дорога

News image

К середине XIX в. стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей. 26 января 1857 года был изд...