ГРУЗИНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Железная дорога - Железные дороги СНГ

грузинская  железная  дорога

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Пролегает в пределах территории Грузии. Является членом ОСЖД (код ГР). Администрация дороги в Тбилиси. Эксплуа­тационная длина дороги (01.01.2001 г.) 1572 км. Дорогу обслуживают 3 территори­альных управления. Дорога граничит с Азер­байджанской ж. д. (ст. Беюк-Кясик), с Се­веро-Кавказской ж. д. Российской Федерации (ст. Веселое) и с Армянской ж. д. (ст. Айрум). Основные станции: пассажирские - Тбилиси, Сухуми; сортировочные - Тбилиси и Сам-тредиа, портовые - Батуми и Поти, узловые - Тбилиси, Хашури, Зестафони, Риони, Сена-ки, Ингири, Очамчире, Гори, промежуточ­ные - Рустави, Гурджаани, Натанеби. Раз­вернутая длина ж.-д. пути 1879,3 км. Длина однопутного участка 1285 км, двухпутного 290 км; ширина колеи 1520 мм'; протяжен­ность электрифицированных линий 1879,3 км (постоянный ток напряжением 3000 В). В экс­плуатации подвижной состав: 4 паровоза, 154 тепловоза, 226 электровозов, пассажир­ских вагонов 590, грузовых - 16917. В верх­нем строении пути уложен щебень, деревян­ные и железобетонные шпалы, рельсы Р65. Дорога почти на всем протяжении оборудо­вана автоблокировкой и электрической цент­рализацией.

Грузооборот (2000 г.) составил 3,5 млрд. т-км, годовые перевозки грузов - более 10 млн. т; пассажирооборот - 36 млн. пасс.-км. Средний вес грузового поезда 2000 т. Уста­новленная скорость движения грузовых по­ездов 80 км/ч, пассажирских - 100 км/ч. Техническое оснащение дороги позволяет про­пускать до 35 млн. т грузов в год по каждому направлению.

Дорога является соединительной транс­портной артерией между Черным и Каспий­ским морями, одной из значительных час­тей Евроазиатского транспортного коридора, кратчайшим путем соединяет Европу с Цент­ральной Азией, северные регионы с южными. С древнейших времен дорога является важ нейшим участком «шелкового пути». Идея со­здания соединительной линии между Черным и Каспийским морями зародилась в 30-х гг. 19 в. Из портов Батуми и Поти вывозились шерсть, хлопок, древесина, грецкий орех, ви­на, марганцевая руда, а позже каспийская нефть и другие грузы. Старейшая в Закав­казье ж.-д. линия Поти-Тифлис (Тбилиси) эксплуатируется с 1872 г., позже построены ответвления Риони-Кутаиси (1877 г.), Кута-иси-Ткибули (1887 г.), Зестафони-Чиатура (1895 г.). В 1883 г. вступили в эксплуатацию участки Тбилиси-Баку и Самтредиа-Батуми, а в 1899 г. Тбилиси-Ахурян-Карс. Желез­нодорожная ветка Хашури-Боржоми постро­ена в 1894 г.; в 1902 г. была проведена уз­коколейная ж.-д. линия Боржоми-Бакуриа-ни, которая служит и в 21 в. любителям лыжного спорта и туристам горного курорта. В 1915 г. сдан в эксплуатацию участок Тби-лиси-Телави с веткой от Гурджаани до Цно-рис-Цкали. К 20-40-м гг. 20 в. относится строительство линий Натанеби-Озургети (1924 г.), Сенаки (Цхакая)-Ингири-Цхинва-ли (1940 г.), Сухуми-Адлер (1949 г.).

Грузинская железная дорога проведена в основном в местах со сложным рельефом. Рез­кими перепадами высот отличаются участки: Марабда-Ахалкалак (37%), Кутаиси-Ткибу-ли (43%), Сурамский перевал (29%). Более 50% затрат дороги приходится на обслужи­вание искусственных сооружений. В связи со сложным рельефом местности построено более 3.5 тыс. вспомогательных и искусственных сооружений: тоннелей, мостов, галерей, виа­дуков. Вдоль моря возведены волнорезы, под­порные стенки, регулирующие течение рек, и стенки, предохраняющие дорогу от камен­ных и снежных обвалов. На Сурамском пе­ревале построен (1890 г.) Ципский двухпут­ный 4-километровый тоннель. На дороге экс­плуатируется ж.-д. мост через р. Куру, пе­рекрывающий автомагистраль, ж.-д. мосты на Черноморской линии, мосты, тоннели, виа­дуки перевальных линий и т.д.

Грузинская дорога - первая в СССР ма­гистраль, на которой начала вводиться элек­трическая тяга и завершилась полная элект­рификация. Первый электровоз прошел в тоннеле через Сурамский перевал в 1932 г. В 1967 г. были электрифицированы все ж.-д. линии Грузии, в т. ч. узкоколейная линия Бор-жоми-Бакуриани. Важную роль во внедрении электрической тяги сыграла линия через Су­рамский перевал, где испытывались электро­возы постоянного тока ВЛ19, ВЛ11, ВЛ15. На электровозе ВЛ19-01 с тяговым электро­двигателем завода «Динамо» на перевале про­шли испытания схемы рекуперативного тор­можения. В 50-е гг. было введено рекупера-тивно-реостатное торможение. В 70-е гг. на участке Гори-Цхинвали испытана система электротяги на постоянном токе напряжением 6.6 кВт. В 80-е гг. закончено строительство линий, имеющих важное значение для раз­вития высокогорных районов Грузии. На вы­соте 2163 км над уровнем моря проложена часть линии Ахалкалаки-Марабда, имеющая сложный профиль; более 30 путепроводов, мостов, в т.ч. 110-метровый. Значительный объем работ выполняется в Батумском и По-тийском портах, регулярно осуществляющих паромные перевозки по Черному морю.

Намечено строительство международной ж.-д. линии Тбилиси-Каре (Турция), что обеспечит Грузию и сопредельные страны кратчайшим выходом к Средиземному морю.

Грузинскую железную дорогу обслужива­ют электровозостроительный и вагоноремонт­ный заводы, 11 дистанций пути, 8 локомо­тивных и 3 вагонных депо, 7 участков элек­троснабжения, 5 дистанций связи, 3 дистан­ции гражданских сооружений. В состав до­роги входят учреждения здравоохранения, строительные и проектные организации, завод железобетонных шпал, Батумские и Потий-ские терминалы для нефтепродуктов и сухих грузов. В Тбилиси работает транспортный фа­культет Грузинского технического универси­тета и Учебный центр ж. д. Грузии.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Технический уровень парка грузовых вагонов к началу Великой

Четырехосные вагоны, строившиеся в годы довоенных пятилеток, имеют существенно лучшие технико-экономические показатели по сравнению с четырехосными ...

News image

Защита пути от снега, песчаных заносов и паводков

Бесперебойная работа железнодорожного транспорта в зимних условиях в значительной степени зависит от надежной защиты путей от снега, а также от свое...

News image

Первые железнодорожные вагоны

Со времени появления в России первых железных дорог до наших дней отечественное вагоностроение прошло долгий, интересный и сложный путь — от простей...

Пассажирские перевозки:

News image

Порядок использования кассиром слипа

При оформлении проездного документа во внутреннем или межгосударственном сообщениях после получения на индикационном табло терминала ответа ВЫПОЛНЕ...

News image

Информация, печатаемая на проездном документе

На бланке проездного документа содержится информация, выдаваемая для пассажира, билетного кассира, для проводника вагона и ревизоров. Проездные доку...

Карта дорог:

News image

Между Москвой и Казанью начнет летать золотой поезд

РЖД уже составил расчетную стоимость поездки по высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань, которая на данный момент только пребывает в стадии ...

News image

Воробьев поручил активнее вести работы по строительству

В Московской области планируется ускорить работы по проектированию и строительству железнодорожных переездов.      

Каталог производителей:

News image

Tampella

машиностроительная компания, расположенная в городе Тампере. Была основана в 1856 году, когда небольшое металлоплавильное предприятие, располагавшее...

News image

Выпускавшийся тяговый подвижной состав

Тепловозы RS-1, RS-2, RS-3, RS-11, RS-27, RS-32, RS-36, RSC-2, RSD-15. Паровозы 2-6-1.

News image

Lima Locomotive Works

Lima Locomotive Works — североамериканская локомотивостроительная компания, существовавшая с 1870-х по 1950-е. Располагалось в городе Лима (штат Ога...

Железные дороги мира:

News image

В США запустят развлекательный поезд-казино из Калифорн

  В США намерены запустить развлекательный "Поезд Икс". Он будет доставлять пассажиров из южных районов штата Калифорния в Лас-Вегас, расположенный в...

News image

В Омскую область приехал “нанопоезд”

Передовые технологии в сфере железнодорожного транспорта оказались доступны жителям Кормиловского района: сюда прибыл “нанопоезд”. Это восем...

News image

ИНДИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ИНДИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Indian Railways - INDE) - Государственное предприятие; является осн. видом транспорта в стране. Протяженность железных до...

История РЖД:

Северо-Кавказская железная дорога

News image

Северо-Кавказская железная дорога протянулась с от Азовского и Черного морей на западе до Каспийского на востоке, от Восточно-Донской гряды на север...

Московско-Рязанская железная дорога

News image

Идея построить железную дорогу от Москвы до Коломны была выдвинута строителем Царскосельской железной дороги Ф. А. Герстнером еще в 1841 г. В Москов...

Московско-Брестская железная дорога

News image

В конце XVI в. на западной окраине Москвы была построена Тверская-Ямская слобода. Здесь проходил оживленный торговый путь - Тверской тракт. После ос...