ГРУЗИНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Железная дорога - Железные дороги СНГ

грузинская  железная  дорога

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Пролегает в пределах территории Грузии. Является членом ОСЖД (код ГР). Администрация дороги в Тбилиси. Эксплуа­тационная длина дороги (01.01.2001 г.) 1572 км. Дорогу обслуживают 3 территори­альных управления. Дорога граничит с Азер­байджанской ж. д. (ст. Беюк-Кясик), с Се­веро-Кавказской ж. д. Российской Федерации (ст. Веселое) и с Армянской ж. д. (ст. Айрум). Основные станции: пассажирские - Тбилиси, Сухуми; сортировочные - Тбилиси и Сам-тредиа, портовые - Батуми и Поти, узловые - Тбилиси, Хашури, Зестафони, Риони, Сена-ки, Ингири, Очамчире, Гори, промежуточ­ные - Рустави, Гурджаани, Натанеби. Раз­вернутая длина ж.-д. пути 1879,3 км. Длина однопутного участка 1285 км, двухпутного 290 км; ширина колеи 1520 мм'; протяжен­ность электрифицированных линий 1879,3 км (постоянный ток напряжением 3000 В). В экс­плуатации подвижной состав: 4 паровоза, 154 тепловоза, 226 электровозов, пассажир­ских вагонов 590, грузовых - 16917. В верх­нем строении пути уложен щебень, деревян­ные и железобетонные шпалы, рельсы Р65. Дорога почти на всем протяжении оборудо­вана автоблокировкой и электрической цент­рализацией.

Грузооборот (2000 г.) составил 3,5 млрд. т-км, годовые перевозки грузов - более 10 млн. т; пассажирооборот - 36 млн. пасс.-км. Средний вес грузового поезда 2000 т. Уста­новленная скорость движения грузовых по­ездов 80 км/ч, пассажирских - 100 км/ч. Техническое оснащение дороги позволяет про­пускать до 35 млн. т грузов в год по каждому направлению.

Дорога является соединительной транс­портной артерией между Черным и Каспий­ским морями, одной из значительных час­тей Евроазиатского транспортного коридора, кратчайшим путем соединяет Европу с Цент­ральной Азией, северные регионы с южными. С древнейших времен дорога является важ нейшим участком «шелкового пути». Идея со­здания соединительной линии между Черным и Каспийским морями зародилась в 30-х гг. 19 в. Из портов Батуми и Поти вывозились шерсть, хлопок, древесина, грецкий орех, ви­на, марганцевая руда, а позже каспийская нефть и другие грузы. Старейшая в Закав­казье ж.-д. линия Поти-Тифлис (Тбилиси) эксплуатируется с 1872 г., позже построены ответвления Риони-Кутаиси (1877 г.), Кута-иси-Ткибули (1887 г.), Зестафони-Чиатура (1895 г.). В 1883 г. вступили в эксплуатацию участки Тбилиси-Баку и Самтредиа-Батуми, а в 1899 г. Тбилиси-Ахурян-Карс. Желез­нодорожная ветка Хашури-Боржоми постро­ена в 1894 г.; в 1902 г. была проведена уз­коколейная ж.-д. линия Боржоми-Бакуриа-ни, которая служит и в 21 в. любителям лыжного спорта и туристам горного курорта. В 1915 г. сдан в эксплуатацию участок Тби-лиси-Телави с веткой от Гурджаани до Цно-рис-Цкали. К 20-40-м гг. 20 в. относится строительство линий Натанеби-Озургети (1924 г.), Сенаки (Цхакая)-Ингири-Цхинва-ли (1940 г.), Сухуми-Адлер (1949 г.).

Грузинская железная дорога проведена в основном в местах со сложным рельефом. Рез­кими перепадами высот отличаются участки: Марабда-Ахалкалак (37%), Кутаиси-Ткибу-ли (43%), Сурамский перевал (29%). Более 50% затрат дороги приходится на обслужи­вание искусственных сооружений. В связи со сложным рельефом местности построено более 3.5 тыс. вспомогательных и искусственных сооружений: тоннелей, мостов, галерей, виа­дуков. Вдоль моря возведены волнорезы, под­порные стенки, регулирующие течение рек, и стенки, предохраняющие дорогу от камен­ных и снежных обвалов. На Сурамском пе­ревале построен (1890 г.) Ципский двухпут­ный 4-километровый тоннель. На дороге экс­плуатируется ж.-д. мост через р. Куру, пе­рекрывающий автомагистраль, ж.-д. мосты на Черноморской линии, мосты, тоннели, виа­дуки перевальных линий и т.д.

Грузинская дорога - первая в СССР ма­гистраль, на которой начала вводиться элек­трическая тяга и завершилась полная элект­рификация. Первый электровоз прошел в тоннеле через Сурамский перевал в 1932 г. В 1967 г. были электрифицированы все ж.-д. линии Грузии, в т. ч. узкоколейная линия Бор-жоми-Бакуриани. Важную роль во внедрении электрической тяги сыграла линия через Су­рамский перевал, где испытывались электро­возы постоянного тока ВЛ19, ВЛ11, ВЛ15. На электровозе ВЛ19-01 с тяговым электро­двигателем завода «Динамо» на перевале про­шли испытания схемы рекуперативного тор­можения. В 50-е гг. было введено рекупера-тивно-реостатное торможение. В 70-е гг. на участке Гори-Цхинвали испытана система электротяги на постоянном токе напряжением 6.6 кВт. В 80-е гг. закончено строительство линий, имеющих важное значение для раз­вития высокогорных районов Грузии. На вы­соте 2163 км над уровнем моря проложена часть линии Ахалкалаки-Марабда, имеющая сложный профиль; более 30 путепроводов, мостов, в т.ч. 110-метровый. Значительный объем работ выполняется в Батумском и По-тийском портах, регулярно осуществляющих паромные перевозки по Черному морю.

Намечено строительство международной ж.-д. линии Тбилиси-Каре (Турция), что обеспечит Грузию и сопредельные страны кратчайшим выходом к Средиземному морю.

Грузинскую железную дорогу обслужива­ют электровозостроительный и вагоноремонт­ный заводы, 11 дистанций пути, 8 локомо­тивных и 3 вагонных депо, 7 участков элек­троснабжения, 5 дистанций связи, 3 дистан­ции гражданских сооружений. В состав до­роги входят учреждения здравоохранения, строительные и проектные организации, завод железобетонных шпал, Батумские и Потий-ские терминалы для нефтепродуктов и сухих грузов. В Тбилиси работает транспортный фа­культет Грузинского технического универси­тета и Учебный центр ж. д. Грузии.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Платформы и изотермические вагоны

В 1923 г. Усть-Катавский завод начал строить платформы грузоподъемностью 20 т. Такие вагоны затем строились на Тверском вагоностроительном заводе, н...

News image

Усиление земляного полотна

При длительной эксплуатации земляное полотно настоящей железной дороги подвергается неблагоприятным природным воздействиям (воды, температуры, грави...

News image

Программа проверки номера вагона

Предлагаемая Вам программа предназначена для расчета контрольного знака как одного, так и группы номеров восьмизначных номеров грузовых вагонов желе...

Пассажирские перевозки:

News image

Информация, печатаемая на проездном документе

На бланке проездного документа содержится информация, выдаваемая для пассажира, билетного кассира, для проводника вагона и ревизоров. Проездные доку...

News image

Самостоятельный переезд vs. транспортная компания

Люди, которые хоть раз меняли свое место жительства, знают, что квартирный переезд по Москве дело серьезное и требует очень много энергии, сил и време...

Карта дорог:

News image

Первая пассажирская станция Малого кольца МЖД готова к

Первая станция Малого кольца Московской железной дороги “Лефортово” готова к пассажирскому движению. Открытие пассажирского движения по Мало...

News image

Видео. В Сочи продолжается реконструкция железной дорог

Как ранее сообщалось, в связи с этим изменится расписание движения электричек и пассажирских поездов дальнего следования. Реконструкция железно...

Каталог производителей:

News image

Луганский тепловозостроительный завод

Луга нский тепловозострои тельный заво д (ОАО «Холдинговая компания „Лугансктепловоз“») (ПФТС: LTPL) — завод в городе Луганск (Украина), выпускающий...

News image

Завод имени Малышева

Харьковский завод Русского паровозостроительного и механического акционерного общества (ХПЗ РПиМО) был построен в 1896 году в районе, названном Бала...

News image

Бежицкий завод

Бежицкий сталелитейный завод (БСЗ) является самым крупным производителем и поставщиком вагонного литья в России. Предприятие выпускает каркасы те...

Железные дороги мира:

News image

Назван новый начальник Западно-Сибирской железной дорог

Газете “Континет-Сибирь” стало известно, кто сменит Александра Целько на посту начальника Западно-Сибирской железной дороги. Им станет Анато...

News image

Эластичная ставка

Правление Федеральной службы по тарифам одобрило повышение грузовых тарифов на услуги ОАО «РЖД» на 7%. Эта индексация станет основой для тарифного ...

News image

Железная дорога в Иране

Строительство транснациональной железной дороги, которая связывает Иран, Казахстан и Туркменистан, играет достаточно важную коммерческую и стратегичес...

История РЖД:

1941-1945 - железнодорожники внесли значительный вклад

News image

22 июня 1941 года на железных дорогах был введен военный график движения поездов для обеспечения воинских перевозок. За годы войны железнодорожни...

Куйбышевская железная дорога

News image

Куйбышевская железная дорога пролегает по территории Татарии, Башкирии, Мордовии, Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской, Самарской, Саратов...

Свердловская железная дорога

News image

Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. Еще в 1834 г. тагильскими крепостными крестьянами Е. А