КАЛИНИНГРАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Железная дорога - Железные дороги СНГ

калининградская железная дорога

Пролегает на северо-западе России, образована (1922 г.) на базе Калининградского отделения Прибалтийской железной дороги. Эксплуатационная длина дороги (01.01.2001 г.) шириной колеи 1520 мм - 626 км, 1435 мм - 104 км, в т.ч. электрифицировано 95 км. В состав дороги входят 3 железнодорожных узла: Калининград, Черняховск и Советск; 45 линейных станций: 2 локомотивных и 1 вагонное грузовое депо; Дирекция по обслуживанию пассажиров, дистанции пути; электроснабжения; сигнализации и связи; гражданских зданий и сооружений; механизированных погрузочно-раз-грузочных работ; путевая механизированная дистанция по ремонту пути. С 1955 г. при управлении работает дорожный центр фирменного транспортного обслуживания. В 1997 г. создан дорожный информационно-вычислительный центр; осваиваются спутниковые каналы связи. Дорога имеет пограничные ж.-д. переходы: с Литовской железной дорогой на ст. Советск и Кибартай, с Польскими железными дорогами на ст. Мамоново, Багратио-новск и Железнодорожный. Железная дорога располагает контейнерными терминалами на ст. Калининград, Черняховск и на подъездном пути морского торгового порта. Дорога осуществляет подачу вагонов колеи 1520 мм на пограничную ст. Бранево в Польской Республике. В грузовом терминале на ст. Черняховск производится погрузка, выгрузка и перегрузка с колеи 1435 мм на колею 1520 мм (и обратно) широкой номенклатуры грузов, в т. ч. крупнотоннажных. На ст. Дзержинская Новая действует пункт перестановки колесных пар с колеи 1520 мм на колею 1435 мм (и обратно); фронт одновременной перестановки - 4 вагона, производительность при круглосуточной работе 20-24 вагона в сутки.

На участке Калининград-Москва для скоростной перевозки грузов, отправляемых из портов в крупнотоннажных контейнерах, формируются специальные составы. Время в пути до Москвы составляет для поездов с контейнерами 48 ч, для скорых поездов - 22 ч. С 1933 г. по колее 1435 мм осуществляется движение пассажирских поездов между Польшей и Россией на линии Калининград-Гдыня. Пассажирские перевозки осуществляются фирменным поездом «Янтарь». На дороге внедрены тепловозная и электровозная тяга; электрифицирован участок направления на Взморье. Электрической централизацией оборудованы 35 станций; дорога оснащена автоматической и полуавтоматической блокировкой.

Созданный ж.-д. комплекс полностью обеспечивает нужды региона в грузовых и пассажирских перевозках. За 2000 г. выгружено более 120 тыс. вагонов, погружено ок. 35 тыс. т грузов. Средний вес грузовых поездов составил 2538 т; перевезено ок. 9 млн. пассажиров, в т. ч. на пригородных направлениях ок. 8 млн. Техническая скорость поездов составила 43 км/ч, участковая - 38 км/ч.

Калининградская дорога расположена в Трансъевропейской сети, на международном уровне работает согласовано с коридором Север-Юг № 9 и коридором Восток-Запад № 1. Дорога - один из основных путей в Восточную Европу; обслуживает самый западный российский незамерзающий порт с прямым выходом на европейскую колею 1435 мм. В связи с этими обстоятельствами и географическим положением области, включающей особую экономическую зону «Янтарь», важным направлением является развитие конкурентоспособного и надежного транспорта и сопутствующих услуг, мощностей для удовлетворения потребностей жителей региона и пассажиров, а также привлечение экономически выгодных транспортных потоков через область. В 1990-е гг. была проделана большая работа по приведению мощности дороги в соответствие с требованиями рынка с целью использования преимуществ Особой экономической зоны.

Ж.-д. сеть на территории Калининградской обл. начала создаваться в сер. 19 в. В 1853 г. в присутствии прусского короля Фридриха Вильгельма IV открылся Восточный вокзал Кенигсберга (Калининграда), откуда началось движение на Берлин с остановкой на ст. Мариенбург; линия прерывалась и пассажиров перевозили через реку, где их ждал другой состав. В 1857 г. через Вислу у Мариенбурга был возведен мост и дорога была продлена до Берлина, в 1886 г.-от Кенигсберга до Эйткунена (пос. Черны-шевское) и далее до границы с Россией. В 1886 г. поезда пошли в Прёйсиш-Эйлау (г. Багратионовск), потом на Ликк. К 1877 г. пути соединились с железной дорогой в южном направлении. Одновременно развивалось и пригородное сообщение. В 1865 г. открылось движение по маршруту Кёнигсберг-Пиллау (г. Балтийск), в 1885 г.- до Кранца (г. Зеленоградск), в 1899 - до Лабиау (г. Полесск) и позднее - на Тильзит (г. Со-ветск). Были построены здания Восточного и Южного вокзалов в Кенигсберге. Южная и Восточная железные дороги были объединены в 1903 г.; был построен Пиллау-ский вокзал; для отправления поездов на Взморье - Земландский вокзал (на месте построенного позже Северного вокзала). После ввода в строй моста через р. Прегель в 1889 г. сформировалась полностью сеть железных дорог Восточной Пруссии, которая превосходила сеть ж. д. на территории Калининградской обл. Кроме главных и второстепенных путей с нормальной колеей существовали многочисленные узкоколейные ветки к промышленным предприятиям, местам отдыха и т. п.

Во время Великой Отечественной войны на территории велись напряженные бои за овладение Главным (Южным) вокзалом, железнодорожным узлом Пиллау. После окончания войны в сент. 1946 г. были организованы Кёнигсбергское (Калининградское) и Черняховское отделения Литовской железной дороги, в составе которой они находились до 1953 г. Во время многократных преобразований в разное время дорога входила в состав Литовской, Балтийской и Прибалтийской железных дорог. В 1991 г. на базе Калининградского отделения организовано Калининградское производственное объединение ж.-д. транспорта с непосредственным подчинением МПС, с 5 мая 1992 г. объединение было преобразовано в железную дорогу.

В первые послевоенные годы велась большая восстановительная работа. В короткий срок прежнюю железнодорожную колею (1435 мм) заменили на общесоюзную (1520 мм), перешив при этом около 1500 км пути. Были восстановлены локомотивные и вагонные депо, созданы дистанции пути, сигнализации и связи. В 1949 г. вступили в эксплуатацию Южный вокзал, а в последующие годы были восстановлены или построены станции и вокзалы в Черняховске, Балтийске, Багратионовске, Гусеве, Мамонове.

На дороге большое внимание уделяется решению социальных вопросов: ведется жилищное строительство, создан санаторно-оздоро-вительный комплекс на Балтийском взморье и детская база в курортной зоне. В Калининграде и Черняховске введены в действие ж.-д. больницы и поликлиники, оснащенные новейшим оборудованием. Организован и работает Музей железной дороги.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Платформы и изотермические вагоны

В 1923 г. Усть-Катавский завод начал строить платформы грузоподъемностью 20 т. Такие вагоны затем строились на Тверском вагоностроительном заводе, н...

News image

Грузовой вагонный парк в годы войны

В годы войны (1941—1945 гг.) вагонный парк почти не пополнялся новыми вагонами, поскольку вагоностроительные заводы были переключены на выпуск военн...

News image

Первые грузовые двухосные вагоны

На Варшаво-Венской дороге, сооружавшейся одновременно с Петербург-Московской и открытой для движения в 1848 г., стали применять двухосные вагоны, за...

Пассажирские перевозки:

News image

Железнодорожные билеты 1980-х годов

Все проездные документы в системе Экспресс-2 первоначально оформлялись на отдельных типографских бланках, отличающихся смысловым содержанием и цве...

News image

Новый скоростной поезд запустят от Вены до Зальцбурга

  Девятого декабря на австралийской железной дороге будут ездить новые поезда Railjet. Railjet являются самыми быстрыми поездами в мире. Они спосо...

Карта дорог:

News image

ИНДИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ИНДИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Indian Railways - INDE) - Государственное предприятие; является осн. видом транспорта в стране. Протяженность железных до...

News image

ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Пролегает по территории Челябинской, Курганской, Оренбургской областей, Башкирии, Казахстана, а также части Куйбышевской и Свердловской областей Рос...

Каталог производителей:

News image

Холдинговая компания «Лугансктепловоз»

3 мая 1896 года - официальная дата начала истории впоследствии широко известного Луганского паровозостроительного завода, основателем которого был н...

News image

Центросвармаш

Центросвармаш – это современный производственный комплекс, располагающий уникальными технологиями, развитой инфраструктурой, является уникальным в о...

News image

Тверской вагоностроительный завод

Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) – самое крупное предприятие России и СНГ по производству различных типов пассажирских вагонов локомотивной т...

Железные дороги мира:

News image

Железные дороги России

Еще во времена, когда оборот увеличился лишь на четыре процента, прибыль понизилась сравнительно с 2011-м годом в России на всех железных дорогах. Так...

News image

РЖД обязали выплатить 100 тыс. рублей матери погибшего

БАРНАУЛ, 28 ноября. В Барнауле компанию “Российские железные дороги” (ОАО “РЖД”) обязали выплатить 100 тыс. рублей матери погибшего подростка. ...

News image

ЯПОНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ЯПОНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Japanese National Railways - JNR) - Национальные железные дороги, ЯНЖД; составляют основу ж.-д. сети страны; в 1987 г. по ...

История РЖД:

Дальнейшее развитие электрификации

News image

К 1941 на электрическую тягу было переведено 1865 км железных дорог. В 1946-1955 годах осуществлен переход от электрификации отдельных участков к эл...

1899 - завершилось строительство железнодорожного моста

News image

Мост через Енисей был первым в России и вторым на Евроазиатском материке по величине пролетов - 145 м. История его строительства такова. В конце ...

Горьковская железная дорога

News image

Благодаря всемирно известной ярмарке, Нижний Новгород стал карманом России . Каждый год сюда съезжались купцы со всего мира. А. С