КАЛИНИНГРАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Железная дорога - Железные дороги СНГ

калининградская железная дорога

Пролегает на северо-западе России, образована (1922 г.) на базе Калининградского отделения Прибалтийской железной дороги. Эксплуатационная длина дороги (01.01.2001 г.) шириной колеи 1520 мм - 626 км, 1435 мм - 104 км, в т.ч. электрифицировано 95 км. В состав дороги входят 3 железнодорожных узла: Калининград, Черняховск и Советск; 45 линейных станций: 2 локомотивных и 1 вагонное грузовое депо; Дирекция по обслуживанию пассажиров, дистанции пути; электроснабжения; сигнализации и связи; гражданских зданий и сооружений; механизированных погрузочно-раз-грузочных работ; путевая механизированная дистанция по ремонту пути. С 1955 г. при управлении работает дорожный центр фирменного транспортного обслуживания. В 1997 г. создан дорожный информационно-вычислительный центр; осваиваются спутниковые каналы связи. Дорога имеет пограничные ж.-д. переходы: с Литовской железной дорогой на ст. Советск и Кибартай, с Польскими железными дорогами на ст. Мамоново, Багратио-новск и Железнодорожный. Железная дорога располагает контейнерными терминалами на ст. Калининград, Черняховск и на подъездном пути морского торгового порта. Дорога осуществляет подачу вагонов колеи 1520 мм на пограничную ст. Бранево в Польской Республике. В грузовом терминале на ст. Черняховск производится погрузка, выгрузка и перегрузка с колеи 1435 мм на колею 1520 мм (и обратно) широкой номенклатуры грузов, в т. ч. крупнотоннажных. На ст. Дзержинская Новая действует пункт перестановки колесных пар с колеи 1520 мм на колею 1435 мм (и обратно); фронт одновременной перестановки - 4 вагона, производительность при круглосуточной работе 20-24 вагона в сутки.

На участке Калининград-Москва для скоростной перевозки грузов, отправляемых из портов в крупнотоннажных контейнерах, формируются специальные составы. Время в пути до Москвы составляет для поездов с контейнерами 48 ч, для скорых поездов - 22 ч. С 1933 г. по колее 1435 мм осуществляется движение пассажирских поездов между Польшей и Россией на линии Калининград-Гдыня. Пассажирские перевозки осуществляются фирменным поездом «Янтарь». На дороге внедрены тепловозная и электровозная тяга; электрифицирован участок направления на Взморье. Электрической централизацией оборудованы 35 станций; дорога оснащена автоматической и полуавтоматической блокировкой.

Созданный ж.-д. комплекс полностью обеспечивает нужды региона в грузовых и пассажирских перевозках. За 2000 г. выгружено более 120 тыс. вагонов, погружено ок. 35 тыс. т грузов. Средний вес грузовых поездов составил 2538 т; перевезено ок. 9 млн. пассажиров, в т. ч. на пригородных направлениях ок. 8 млн. Техническая скорость поездов составила 43 км/ч, участковая - 38 км/ч.

Калининградская дорога расположена в Трансъевропейской сети, на международном уровне работает согласовано с коридором Север-Юг № 9 и коридором Восток-Запад № 1. Дорога - один из основных путей в Восточную Европу; обслуживает самый западный российский незамерзающий порт с прямым выходом на европейскую колею 1435 мм. В связи с этими обстоятельствами и географическим положением области, включающей особую экономическую зону «Янтарь», важным направлением является развитие конкурентоспособного и надежного транспорта и сопутствующих услуг, мощностей для удовлетворения потребностей жителей региона и пассажиров, а также привлечение экономически выгодных транспортных потоков через область. В 1990-е гг. была проделана большая работа по приведению мощности дороги в соответствие с требованиями рынка с целью использования преимуществ Особой экономической зоны.

Ж.-д. сеть на территории Калининградской обл. начала создаваться в сер. 19 в. В 1853 г. в присутствии прусского короля Фридриха Вильгельма IV открылся Восточный вокзал Кенигсберга (Калининграда), откуда началось движение на Берлин с остановкой на ст. Мариенбург; линия прерывалась и пассажиров перевозили через реку, где их ждал другой состав. В 1857 г. через Вислу у Мариенбурга был возведен мост и дорога была продлена до Берлина, в 1886 г.-от Кенигсберга до Эйткунена (пос. Черны-шевское) и далее до границы с Россией. В 1886 г. поезда пошли в Прёйсиш-Эйлау (г. Багратионовск), потом на Ликк. К 1877 г. пути соединились с железной дорогой в южном направлении. Одновременно развивалось и пригородное сообщение. В 1865 г. открылось движение по маршруту Кёнигсберг-Пиллау (г. Балтийск), в 1885 г.- до Кранца (г. Зеленоградск), в 1899 - до Лабиау (г. Полесск) и позднее - на Тильзит (г. Со-ветск). Были построены здания Восточного и Южного вокзалов в Кенигсберге. Южная и Восточная железные дороги были объединены в 1903 г.; был построен Пиллау-ский вокзал; для отправления поездов на Взморье - Земландский вокзал (на месте построенного позже Северного вокзала). После ввода в строй моста через р. Прегель в 1889 г. сформировалась полностью сеть железных дорог Восточной Пруссии, которая превосходила сеть ж. д. на территории Калининградской обл. Кроме главных и второстепенных путей с нормальной колеей существовали многочисленные узкоколейные ветки к промышленным предприятиям, местам отдыха и т. п.

Во время Великой Отечественной войны на территории велись напряженные бои за овладение Главным (Южным) вокзалом, железнодорожным узлом Пиллау. После окончания войны в сент. 1946 г. были организованы Кёнигсбергское (Калининградское) и Черняховское отделения Литовской железной дороги, в составе которой они находились до 1953 г. Во время многократных преобразований в разное время дорога входила в состав Литовской, Балтийской и Прибалтийской железных дорог. В 1991 г. на базе Калининградского отделения организовано Калининградское производственное объединение ж.-д. транспорта с непосредственным подчинением МПС, с 5 мая 1992 г. объединение было преобразовано в железную дорогу.

В первые послевоенные годы велась большая восстановительная работа. В короткий срок прежнюю железнодорожную колею (1435 мм) заменили на общесоюзную (1520 мм), перешив при этом около 1500 км пути. Были восстановлены локомотивные и вагонные депо, созданы дистанции пути, сигнализации и связи. В 1949 г. вступили в эксплуатацию Южный вокзал, а в последующие годы были восстановлены или построены станции и вокзалы в Черняховске, Балтийске, Багратионовске, Гусеве, Мамонове.

На дороге большое внимание уделяется решению социальных вопросов: ведется жилищное строительство, создан санаторно-оздоро-вительный комплекс на Балтийском взморье и детская база в курортной зоне. В Калининграде и Черняховске введены в действие ж.-д. больницы и поликлиники, оснащенные новейшим оборудованием. Организован и работает Музей железной дороги.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Типы вагонов

Железные дороги перевозят грузы разные и по свойствам, и по размерам, и по форме, и по состоянию — это потребовало от конструкторов и строителей соз...

News image

О контейнерных перевозках по железным дорогам

Контейнерные перевозки после развала СССР стали существенно отличаться от тех, которые существовали в 1970-е и 1980-е годы из-за наличия государстве...

News image

Полувагоны

На железных дорогах страны применяли полувагоны преимущественно двух типов: с кузовом, имеющим наклонные торцовые стены и выгрузочные бункеры внизу ...

Пассажирские перевозки:

News image

Вагоны, перестроенные Ковровскими мастерскими

Переделывая пассажирские вагоны заграничной постройки, Ковровские мастерские внесли в них значительные конструктивные усовершенствования, которые за...

News image

Аппаратура системы Экспресс

Терминал системы Экспресс-2 предназначается для работы билетного кассира, агента справочного бюро, работников пассажирской и финансовых служб. Вс...

Карта дорог:

News image

ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Пролегает на юго-востоке России по территории Читинской и Амурской обл. Управление дороги в Чите. На западе граничит с Восточно-Сибирской железной д...

News image

Северомуйский обход

Обход Северомуйского тоннеля является наверняка самым красивым участком, который есть на БАМе. Чтобы не превысить допустимый уклон во время подъема на...

Каталог производителей:

News image

Метровагонмаш

Метровагонмаш (МВМ) – одно из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения. Предприятие специализируется на разрабо...

News image

Tecnomasio Italiano-Brown-Boweri

Tecnomasio Italiano-Brown-Boweri — (также известнная под аббревиатурой TIBB) — итальянская фирма работавшая в области проектирования и строительства...

News image

Демиховский машиностроительный завод

Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ) – это головное предприятие в России по разработке и производству электропоездов пригородного и областного...

Железные дороги мира:

News image

В пассажирском поезде № 5/6 "Лотос" сообщением Москва -

Услуга доступна всем пользователям устройств, поддерживающих технологию Wi-Fi. Для приема устойчивого сигнала на максимальном протяжении пути следов...

News image

Призыв || Стремимся к нулю

Но полностью победить травматизм у железнодорожников так и не получилось. К примеру, если за весь прошлый год было зарегистрировано 28 несчастн...

News image

РЖД предлагает перевозку автомобилей в Финляндию в поез

Российские железные дороги провели первый пробный рейс вагона-автомобилевоза по маршруту Москва - Хельсинки. Вагон отправлен в составе ночного ...

История РЖД:

1837 - открыта первая в России железная дорога общего п

News image

австрийский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. За четыре месяца он объездил множество городов от Москвы до У...

Первые шаги

News image

Заканчивался октябрь 1837 года. Тридцатого дня в 12 часов 30 минут дважды ударил станционный колокол, протяжно прозвучал свисток паровоза Проворны...

Московско-Брестская железная дорога

News image

В конце XVI в. на западной окраине Москвы была построена Тверская-Ямская слобода. Здесь проходил оживленный торговый путь - Тверской тракт. После ос...