КАЛИНИНГРАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Железная дорога - Железные дороги СНГ

калининградская железная дорога

Пролегает на северо-западе России, образована (1922 г.) на базе Калининградского отделения Прибалтийской железной дороги. Эксплуатационная длина дороги (01.01.2001 г.) шириной колеи 1520 мм - 626 км, 1435 мм - 104 км, в т.ч. электрифицировано 95 км. В состав дороги входят 3 железнодорожных узла: Калининград, Черняховск и Советск; 45 линейных станций: 2 локомотивных и 1 вагонное грузовое депо; Дирекция по обслуживанию пассажиров, дистанции пути; электроснабжения; сигнализации и связи; гражданских зданий и сооружений; механизированных погрузочно-раз-грузочных работ; путевая механизированная дистанция по ремонту пути. С 1955 г. при управлении работает дорожный центр фирменного транспортного обслуживания. В 1997 г. создан дорожный информационно-вычислительный центр; осваиваются спутниковые каналы связи. Дорога имеет пограничные ж.-д. переходы: с Литовской железной дорогой на ст. Советск и Кибартай, с Польскими железными дорогами на ст. Мамоново, Багратио-новск и Железнодорожный. Железная дорога располагает контейнерными терминалами на ст. Калининград, Черняховск и на подъездном пути морского торгового порта. Дорога осуществляет подачу вагонов колеи 1520 мм на пограничную ст. Бранево в Польской Республике. В грузовом терминале на ст. Черняховск производится погрузка, выгрузка и перегрузка с колеи 1435 мм на колею 1520 мм (и обратно) широкой номенклатуры грузов, в т. ч. крупнотоннажных. На ст. Дзержинская Новая действует пункт перестановки колесных пар с колеи 1520 мм на колею 1435 мм (и обратно); фронт одновременной перестановки - 4 вагона, производительность при круглосуточной работе 20-24 вагона в сутки.

На участке Калининград-Москва для скоростной перевозки грузов, отправляемых из портов в крупнотоннажных контейнерах, формируются специальные составы. Время в пути до Москвы составляет для поездов с контейнерами 48 ч, для скорых поездов - 22 ч. С 1933 г. по колее 1435 мм осуществляется движение пассажирских поездов между Польшей и Россией на линии Калининград-Гдыня. Пассажирские перевозки осуществляются фирменным поездом «Янтарь». На дороге внедрены тепловозная и электровозная тяга; электрифицирован участок направления на Взморье. Электрической централизацией оборудованы 35 станций; дорога оснащена автоматической и полуавтоматической блокировкой.

Созданный ж.-д. комплекс полностью обеспечивает нужды региона в грузовых и пассажирских перевозках. За 2000 г. выгружено более 120 тыс. вагонов, погружено ок. 35 тыс. т грузов. Средний вес грузовых поездов составил 2538 т; перевезено ок. 9 млн. пассажиров, в т. ч. на пригородных направлениях ок. 8 млн. Техническая скорость поездов составила 43 км/ч, участковая - 38 км/ч.

Калининградская дорога расположена в Трансъевропейской сети, на международном уровне работает согласовано с коридором Север-Юг № 9 и коридором Восток-Запад № 1. Дорога - один из основных путей в Восточную Европу; обслуживает самый западный российский незамерзающий порт с прямым выходом на европейскую колею 1435 мм. В связи с этими обстоятельствами и географическим положением области, включающей особую экономическую зону «Янтарь», важным направлением является развитие конкурентоспособного и надежного транспорта и сопутствующих услуг, мощностей для удовлетворения потребностей жителей региона и пассажиров, а также привлечение экономически выгодных транспортных потоков через область. В 1990-е гг. была проделана большая работа по приведению мощности дороги в соответствие с требованиями рынка с целью использования преимуществ Особой экономической зоны.

Ж.-д. сеть на территории Калининградской обл. начала создаваться в сер. 19 в. В 1853 г. в присутствии прусского короля Фридриха Вильгельма IV открылся Восточный вокзал Кенигсберга (Калининграда), откуда началось движение на Берлин с остановкой на ст. Мариенбург; линия прерывалась и пассажиров перевозили через реку, где их ждал другой состав. В 1857 г. через Вислу у Мариенбурга был возведен мост и дорога была продлена до Берлина, в 1886 г.-от Кенигсберга до Эйткунена (пос. Черны-шевское) и далее до границы с Россией. В 1886 г. поезда пошли в Прёйсиш-Эйлау (г. Багратионовск), потом на Ликк. К 1877 г. пути соединились с железной дорогой в южном направлении. Одновременно развивалось и пригородное сообщение. В 1865 г. открылось движение по маршруту Кёнигсберг-Пиллау (г. Балтийск), в 1885 г.- до Кранца (г. Зеленоградск), в 1899 - до Лабиау (г. Полесск) и позднее - на Тильзит (г. Со-ветск). Были построены здания Восточного и Южного вокзалов в Кенигсберге. Южная и Восточная железные дороги были объединены в 1903 г.; был построен Пиллау-ский вокзал; для отправления поездов на Взморье - Земландский вокзал (на месте построенного позже Северного вокзала). После ввода в строй моста через р. Прегель в 1889 г. сформировалась полностью сеть железных дорог Восточной Пруссии, которая превосходила сеть ж. д. на территории Калининградской обл. Кроме главных и второстепенных путей с нормальной колеей существовали многочисленные узкоколейные ветки к промышленным предприятиям, местам отдыха и т. п.

Во время Великой Отечественной войны на территории велись напряженные бои за овладение Главным (Южным) вокзалом, железнодорожным узлом Пиллау. После окончания войны в сент. 1946 г. были организованы Кёнигсбергское (Калининградское) и Черняховское отделения Литовской железной дороги, в составе которой они находились до 1953 г. Во время многократных преобразований в разное время дорога входила в состав Литовской, Балтийской и Прибалтийской железных дорог. В 1991 г. на базе Калининградского отделения организовано Калининградское производственное объединение ж.-д. транспорта с непосредственным подчинением МПС, с 5 мая 1992 г. объединение было преобразовано в железную дорогу.

В первые послевоенные годы велась большая восстановительная работа. В короткий срок прежнюю железнодорожную колею (1435 мм) заменили на общесоюзную (1520 мм), перешив при этом около 1500 км пути. Были восстановлены локомотивные и вагонные депо, созданы дистанции пути, сигнализации и связи. В 1949 г. вступили в эксплуатацию Южный вокзал, а в последующие годы были восстановлены или построены станции и вокзалы в Черняховске, Балтийске, Багратионовске, Гусеве, Мамонове.

На дороге большое внимание уделяется решению социальных вопросов: ведется жилищное строительство, создан санаторно-оздоро-вительный комплекс на Балтийском взморье и детская база в курортной зоне. В Калининграде и Черняховске введены в действие ж.-д. больницы и поликлиники, оснащенные новейшим оборудованием. Организован и работает Музей железной дороги.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Основные характеристики локомотивов

Важнейшими характеристиками локомотивов являются: осевая формула, осевая нагрузка, служебный вес, сцепной вес, габарит и коэффициент полезного дейст...

News image

Первые грузовые двухосные вагоны

На Варшаво-Венской дороге, сооружавшейся одновременно с Петербург-Московской и открытой для движения в 1848 г., стали применять двухосные вагоны, за...

News image

Рельсовая колея на железных дорогах

Устройство рельсовой колеи тесно связано с конструкцией и размерами колесных пар подвижного состава. Колесная пара состоит из стальной оси, на котор...

Пассажирские перевозки:

News image

Вагоны, перестроенные Ковровскими мастерскими

Переделывая пассажирские вагоны заграничной постройки, Ковровские мастерские внесли в них значительные конструктивные усовершенствования, которые за...

News image

Порядок использования кассиром слипа

При оформлении проездного документа во внутреннем или межгосударственном сообщениях после получения на индикационном табло терминала ответа ВЫПОЛНЕ...

Карта дорог:

News image

Власти Ингушетии намерены развивать железнодорожные пас

24.10.2012 Об этом на встрече в Магасе с представителями Северо-Кавказской железной дороги заявил глава республики Юнус-Бек Евкуров.    

News image

БЖД пустит 46 дополнительных поездов на новогодние праз

Белорусская железная дорога в период рождественских и новогодним праздников, с 22 декабря 2012-го по 8 января 2013-го года. Так, будут введе...

Каталог производителей:

News image

Завод имени Малышева

Харьковский завод Русского паровозостроительного и механического акционерного общества (ХПЗ РПиМО) был построен в 1896 году в районе, названном Бала...

News image

Брянский машиностроительный завод

Брянский машиностроительный завод (БМЗ) – крупнейшее предприятие транспортного машиностроения, одно из старейших предприятий России. Завод разрабаты...

News image

Canadian Locomotive Company

Canadian Locomotive Company (англ. Канадская Локомотивная Компания), или коротко CLC — канадская локомотивостроительная компания, располагавшаяся в ...

Железные дороги мира:

News image

В Калининграде из-за беспечной женщины-пешехода машинис

В Калининграде 27 ноября, в 9 часов, в дежурную часть Западного ЛУ МВД России на транспорте поступило сообщение от диспетчера Калининградской желе...

News image

Президент РЖД предложил рельсовые автобусы взамен поезд

Губернатор соседней Архангельской области Игорь Орлов на встрече с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным обсудил проблемы и перспективы транспор...

News image

КАНАДСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

КАНАДСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ - сеть железных дорог, пролегающих на территории Канады; принадлежат более чем 50 ж.-д. компаниям. Эксплуатационная длина ...

История РЖД:

1891-1916 - строительство Великого Сибирского пути

News image

Начало строительства Транссибирской магистрали было положено в 1891 году, когда царь Александр Третий подписал рескрипт: Повелеваю ныне приступить ...

Грузовые тепловозы

News image

В 1941 году, в марте месяце начали строить четырехосных предшественников тепловозов Да в США, и все модели обозначались как RS-1. уже в 1942 году н...

1899 - завершилось строительство железнодорожного моста

News image

Мост через Енисей был первым в России и вторым на Евроазиатском материке по величине пролетов - 145 м. История его строительства такова. В конце ...