СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Железная дорога - Железные дороги СНГ

северо-кавказская железная дорога

Пролегает по территории от Азовского до Черного моря на западе и Каспийского моря на востоке, от Восточно-Донской гряды на севере до Кавказского хребта на юге. Управление дороги в Ростове-на-Дону. В состав дороги входят отделения: Ростовское, Краснодарское, Минераловодское, Махачкалинское, Лиховское. Эксплуатационная длина дороги (01.01.2001 г.) 6427 км. Дорога обслуживает перевозками Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края, Дагестан, Северную Осетию, Ингушетию, Чечню, Карачаево-Черкесию, Адыгею, Кабардино-Балкарию, связывает их с Северным, Центральным и Поволжским регионами России, прибалтийскими странами, Белоруссией, Украиной, Закавказьем. Через крупные порты по дороге Северный Кавказ сообщается с южными районами страны и странами Средиземноморского бассейна, а через Волго-Донской судоходный канал - с районами Поволжья и Центра. С морским транспортом Азово-Черноморского бассейна дорога взаимодействует через порты Таганрог, Ейск, Новороссийск и Туапсе, а с Каспийским бассейном через порт Махачкала; с речным транспортом по Дону и Северскому Донцу - через порты Азов, Волгодонский, Ростов, Усть-Донецкий, по р. Кубань - с портами Краснодар и Темрюк. Дорога обслуживает 2 тыс. подъездных путей предприятий. Перевозится ежегодно порядка 50 млн. т различных грузов, ок. 54 млн. пассажиров. Грузооборот (2000 г.) составил 48,2 млн. тарифных т-км. В структуре отправленных грузов: строительные грузы (30%), каменный уголь (15,8%), нефть и нефтепродукты (9,2%), зерно (6,5%). Перевезено ок. 40 млн. пассажиров в пригородном и 14 млн. в дальнем сообщении (1999 г.).

Строительство ж. д. на Северном Кавказе началось с прокладки линий Шахтная-Аксай (1861 г.), Зверево-Шахтная (1871 г.), Аксай-Ростов (1875 г.). В 1872-1875 гг. построена линия Ростов-Владикавказ. К окт. 1917 г. общая длина дороги составила 5000 верст.

Во время Гражданской войны и военной интервенции были разрушены ж.-д. пути, станции и другие ж.-д. объекты, которые после войны были не только восстановлены, но и значительно реконструированы. В 1922 г. дорога получила название Северо-Кавказской железной дороги.


В годы Великой Отечественной войны на ж. д. формировались воинские эшелоны с оружием, боеприпасами, продовольствием; продолжали строиться новые участки. Послевоенные годы характеризуются постепенным повышением технического потенциала дороги, началом электрификации дороги. В 50-60-е гг. построены участки с электрической тягой Минеральные Воды-Кисловодск и Белореченская-Куринский (1957 г.) и далее до Туапсе через Сочи (1958 г.). Построена линия к Волго-Донскому каналу и Цимлянскому морю от ст. Куберле. Важным этапом в развитии дороги явилась прокладка линий Дивное-Элиста (1969 г.), Зверево-Краснодонская (1971 г.), Анапа-Юровский (1977 г.), Краснодар-Туапсе (1978 г.), обход Ростовского транспортного узла и создание ряда крупных грузовых станций, в т. ч. Ростов-Западный (ст. Казачья) и ст. Красный Сад (1983-1985 гг.).


В кон. 80-х - нач. 90-х гг. получили развитие направления Благодатное-Будённовск, Песчанокопская-Красная Гвардия. Через Терек дорога прошла по двухпутному мосту на участке Гудермес-Червлёная (1989 г.). Электрифицирована линия Тимашевская - Протока; введена электрическая централизация на участке Цимлянская-Куберле. Построены западный обход ст. Батайск (1990 г.) и восточный обход ст. Лихая (1991 г.).


Дорога имеет высокое техническое оснащение: в управлении перевозочным процессом широко применяются автоматизированные системы (ст. Батайск, Краснодар, Ростов-Товарный, Тихорецкая и др.); в пассажирских перевозках действует система «Экспресс-2». В системах диспетчерской централизации используется микропроцессорная техника.


Серьезные изменения произошли на дороге в 90-е гг. с принятием решения о создании Южного регионального центра управления (ЮРЦУП). Основным линейным звеном эксплуатационной работы стали опорные станции: в 2001 г. на дороге работало 34 опорные станции. Концентрация управления позволила улучшить эксплуатационную и грузовую работу. Полнее стали использоваться машины и механизмы; создаются оптико-волоконные линии связи: линия Чертково-Ростов-Новороссийск-Адлер позволит создать дорожную цифровую сеть связи.


На дороге решается задача повышения допускаемых скоростей движения пассажирских поездов до 120-140 км/ч на направлениях Москва-Ростов-Адлер, Москва-Минеральные Воды-Кисловодск. Больших затрат потребовало оздоровление пути, которое осуществляется с применением новых путевых машин РМ-76, ЩОМ6Б, СЧ-600, ВПР-09-32. Машины нового поколения работают в комплексе с динамическим стабилизатором пути и планировщиком балласта.
Очередным этапом в развитии дороги явилось строительство линии Кизляр-Карлан-Юрт (1999 г.); реконструкция и развитие припортовых станций (Новороссийск, Тем-рюк, Туапсе), реконструкция вокзалов (Сочи, Краснодар).
В 1998-2000 гг. на участках Краснодар-Тихорецкая, Тихорецкая-Сальск и Сальск-Котельниково движение осуществлялось электрической тягой. С ноября 2000 г. на дороге начата эксплуатация локомотивов на удлиненных плечах: Новороссийск-Пенза, Коче-товка-Никольское. Совершенствуется технология обслуживания пассажиров: создана дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении «Севкавэкспресс» (в состав которой входят вагонные депо Ростов, Адлер, Новороссийск), а также «Донэкспресс», «Ку-баньэкспресс» и «Кавказэкспресс». Дорога стала инициатором организации скоростного движения пассажирских поездов в дальнем, местном и пригородном сообщениях. Создан Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания, осуществляющий контроль за исполнением заказов, планирование перевозок грузов, маркетинг и рекламное обслуживание, информационно-техническое обеспечение клиентов, тарифную политику и работу с экспедиторами, оперативное управление парком контейнеров и руководство контейнерными перевозками. Созданы три региональных агентства фирменного транспортного обслуживания: Махачкалинское, Краснодарское и Минераловодское.


На дороге с начала ее возникновения зарождались прогрессивные опыты и методы работы; на ж.-д. сети известны: машинист П. Ф. Кривонос - инициатор экономного расхода топлива, диспетчер СВ. Кутафин - организатор движения сборных поездов. Эти на-
чинания продолжают целые коллективы: ст. Батайск - организатор комплексной адаптируемой системы автоматизации административно-хозяйственной деятельности (в 1999-2000 гг. станция - победитель отраслевого соревнования МПС и ЦК профсоюза), локомотивное депо Тимашевская - базовое предприятие дороги по внедрению средств технической диагностики локомотивов; на дороге внедряются ресурсосберегающие технологии и т.д.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Тормоза вагонов

Перемещаясь от станции к станции, поезду приходится иногда снижать скорость, а то и останавливаться. Для этого локомотивы и вагоны оборудуют тормоза...

News image

Меры по восстановлению вагонного парка

В молодой Советской республике принимались энергичные меры к восстановлению железнодорожного транспорта. Большое внимание уделялось ремонту вагонов ...

News image

Основные характеристики локомотивов

Важнейшими характеристиками локомотивов являются: осевая формула, осевая нагрузка, служебный вес, сцепной вес, габарит и коэффициент полезного дейст...

Пассажирские перевозки:

News image

Железной дороге от Ярославля и вдоль Вологды стукнет 14

Узкоколейная железная дорога, которая расстилается от станции Ярославль и до станции Вологда была построена всего за один год. Движение на ней откр...

News image

Железнодорожные билеты

Билетом называется документ установленной формы на право проезда по железным дорогам в прямом, местном, пригородном или международном сообщении. На ...

Карта дорог:

News image

МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Пролегает по Московской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Курской, Брянской и частично Владимирской, Липецкой, Пензенской обла...

News image

КРАСНОЯРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Пролегает на юге Красноярского края, является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасса с Восточной Сибирью и Дальни...

Каталог производителей:

News image

Октябрьский электровагоноремонтный завод

Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ) – старейшее предприятие железнодорожного транспорта, выполняющее все виды ремонта и модернизации па...

News image

Bombardier

Bombardier Inc. (произносится как Бомбардье ; TSX: BBD.A , TSX: BBD.B ) — канадская машиностроительная компания

News image

Тверской вагоностроительный завод

Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) – самое крупное предприятие России и СНГ по производству различных типов пассажирских вагонов локомотивной т...

Железные дороги мира:

News image

Обратная связь

На Октябрьской дороге внедряется новая форма работы с локомотивными бригадами – с привлечением узловых рабочих групп. Вместо планёрок провод...

News image

В декабре 2012-го в Казахстане предполагается открыть в

Он свяжет столицу республики Астану и один из крупнейших городов на западе страны Актобе. Время в пути сократится с 26 до 14 часов. Сегодня на завод...

News image

Во Владивостоке РЖД оштрафовали за нарушение в сфере бе

По требованию Дальневосточной транспортной прокуратуры за нарушение законодательства о транспортной безопасности оштрафовано ОАО "РЖД".  

История РЖД:

Юго-Восточная железная дорога

News image

Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, - Белгородской, Воро...

Московско-Нижегородская железная дорога

News image

Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м годам XIX века. Эту идею в 1836 г. поддержал один из прогрессивных деяте...

Московско-Брестская железная дорога

News image

В конце XVI в. на западной окраине Москвы была построена Тверская-Ямская слобода. Здесь проходил оживленный торговый путь - Тверской тракт. После ос...