УЗБЕКСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Железная дорога - Железные дороги СНГ

узбекская железная дорога

Государственно-акционерная компания «Узбекистан темир йуллари» (УТИ), образована (1994 г.) на базе участков Среднеазиатской железной дороги; пролегают в пределах территории Республики Узбекистан. Управление дороги в Ташкенте. Развернутая длина главных путей (01.01.2001 г.) ок. 4300 км. В состав дороги входят Приаральское отделение и Ташкентская, Андижанская, Ферганская, Бухарская, Кашкадарьинская, Сурхандарьинская и Хорезмская дирекции по перевозке грузов и пассажиров. Общая развернутая длина главных путей компании составляет ок. 4300 км, перерабатывающая способность компании составляет до 200 млн. т грузов в год. В составе компании 246 станций, в т. ч. 4 сортировочных, 2 пассажирских, 11 участковых и 80 грузовых. Открыто для приема и выдачи грузов 179 станций. Основные узловые станции: Ташкент-Товарная, Ташкент-Пасс, Чукурсай, Узбекистан, Кызылкудук, Хавает, Джизак, Самарканд, Мароканд, Карши, Термез, Бухара, Ургенч, Кунград, Коканд, Андижан. Электрической централизацией стрелок и сигналов оборудованы 226 станций, диспетчерской централизацией - 780 км участков и 1618 км автоблокировкой. Электрифицировано 490 км. Пропускная способность стыковой ст. Ченгельды до 100 пар грузовых поездов в сутки.

Дорога обслуживает крупнейшие заводы, фабрики, угольные разрезы, рудники, предприятия металлургической, легкой, химической промышленности, сельского хозяйства. Среди них такие крупные предприятия, как Чирчикское производственное объединение «Электрохимпром», Алмалыкское ПО «Аммофос», Навоийское ПО «Навоиазот», Ал-малыкский горно-металлургический комбинат, Ангренский угольный разрез, Ферганский нефтеперерабатывающий завод, Караул-Ба-зарский нефтеперерабатывающий завод, Аса-кинский автомобильный завод «УзДЭУавто» и др. Основными грузами, перевозимыми по железной дороге, являются: нефтепродукты (34,7%), строительные грузы (24,2%), уголь (7,1%), хлопок-волокно (3,0%), химические и минеральные удобрения (2,4%). В 2000 г. перевезено 41,4 млн. т грузов; 13,35 млн. пассажиров, грузооборот составил 13,883 млрд. т-км, пассажирооборот - 1,898 млрд. пасс.-км. Вес грузовых поездов достиг 2994 т, средняя участковая скорость движения грузовых поездов 33,7 км/ч, пассажирских поездов 50,8 км/ч.

По своему географическому положению дорога является основным связующим звеном оси Восток - Запад, имеет особое значение в обеспечении транспортных связей между Китаем, Кореей, Японией, Ираном, Турцией и юго-западной Европой. Через дорогу проходят международные транспортные коридоры: Ташкент-Актюбинск (Казахстан)-Сама-ра-Санкт-Петербург (4047 км), Ташкент-Актюбинск-Самара-Брест (4257 км), Ташкент-Актюбинск-Самара-Чоп (5280 км), Ташкент-Актюбинск-Самара-Одесса (4235 км), Ташкент - Актюбинск - Самара -Новороссийск (3558 км), Ташкент-Туркменбаши-Тегеран-Стамбул (4985 км), Ташкент-Серахс-Теге-ран-Бандар-Аббас (3770 км), Ташкент-Ал-маты-Урумчи-Лянюнган (6150 км) и Ташкент - Алматы-Владивосток (8730 км).

Первый участок ж. д. на территории Узбекистана был построен как продолжение Закаспийской железной дороги от Ашхабада до Чарджоу в 1886 г. После постройки деревянного моста через р. Амударью в мае 1888 г. было открыто сквозное движение поездов до Самарканда. В 1899 г. дорога дошла до Ташкента, одновременно был построен участок от ст. Урсатьевская (Хавает) в Ферганскую долину. Осенью 1900 г. одновременно из Ташкента и из Оренбурга началось сооружение линии, которая в 1906 г. вступила в строй, открыв для Средней Азии прямой выход в центр России.

В годы Великой Отечественной войны дорога обеспечивала связь Средней Азии с Кавказом и центром страны. Были приняты меры по значительному увеличению пропускной способности, производству на месте дефицитных материалов и запасных частей. В короткий срок построено 9 чугунолитейных и 3 сталелитейных цеха. В годы войны построена линия Ташкент-Ангрен. В 1972 г. закончилось строительство ж.-д. линии Чарджоу - Кунград-Бей-неу протяженностью 1025 км, которая открыла второй выход в Европейскую часть страны.

В структуру локомотивного хозяйства компании входят 9 тепловозных и 1 электровозное депо. Компания эксплуатирует тепловозы серий 2ТЭ10М, Л, В, ЗТЭ10М, ЧМЭ-3, ТЭМ2 и электровозы ВЛ60К, 2ВЛ60К, ВЛ80С, ЗВЛ80С, электропоезда ЭР9Е. Локомотивные депо компании производят все виды деповского ремонта тепловозов и электровозов. Кроме того, в электровозном депо «Узбекистан» проводится капитальный ремонт электровозов первого объема. Вагонное хозяйство компании включает в себя 1 пассажирское и 9 грузовых вагонных депо, в которых освоен капитальный ремонт грузовых и пассажирских вагонов приписного парка. В рефрижераторном депо «Сырдарьинская» работают ва-гоноколесные мастерские с годовой программой формирования до 20 тыс. новых колесных пар, что позволяет полностью обеспечить потребность дороги в колесных парах, а также выпускать их для сопредельных стран СНГ. В 1973 г. на дороге был создан вычислительный центр, оснащенный современными вычислительными комплексами на базе ЭВМ серии IBM. В центре решается ряд задач управления перевозками, осуществляется обработка статистических данных финансовой и экономической работы магистрали.

Услугами ж. д. ежедневно пользуются ок. 10 тыс. пассажиров. В 80-90-е гг. введены в эксплуатацию вокзалы на ст. Андижан , Маргилан, Наманган, Карши, Навои, Ургенч, Кызыл-Тепе, Самарканд, Ташкент-Южный, Китаб. Расширено и реконструировано св. 30 вокзалов в городских и районных центрах. Продолжается внедрение автоматизированной системы продажи билетов «Экс-пресс-2»; задействовано более 120 терминалов этой системы. В 1998 г. создано государственное предприятие ж.-д. перевозок «Узжел-дорпасс», которому переданы все предприятия, обеспечивающие предоставление услуг пассажирам. В состав путевого хозяйства компании входит 29 предприятий, в т.ч. 16 дистанций пути, 6 путевых машинных станций, 2 дистанции лесонасаждений, 2 щебеночных завода, путевая дорожная мастерская, рельсо-сварочный поезд и продовольственное объединение «Ахангаранстройматериалы», которое является единственным предприятием в Узбекистане, выпускающим железобетонные шпалы и инертные материалы для пролетных строений мостов, а также железобетонные напорные трубы. На двух заводах производственного объединения «Узжелдорреммаш» организовано производство запасных частей на локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны. Капитальный ремонт грузового подвижного состава осуществляется на Андижанском ремонтно-механическом заводе; пассажирские вагоны ремонтируются на ташкентской базе по ремонту и обслуживанию вагонов.

В целях комплексного освоения новых месторождений полезных ископаемых, улучшения транспортного обеспечения в ж.-д. перевозках и формирования единой сети Узбекистана осуществляется строительство двух новых линий: Навои-Учкудук-Султануиздаг-Нукус протяженностью 342 км и Гузар-Бой-сун-Кумкурган протяженностью 222 км.

Управление движением поездов производится из Единого диспетчерского центра, который руководит движением поездов и позволяет оперативно решать вопросы эксплуатационной работы дороги. Осуществляется контроль за передачей локомотивов и вагонов. В работе Единого диспетчерского центра широко используются данные автоматизированной системы управления (АСОУП), каждое рабочее место поездного диспетчера оснащено терминалом. Современные средства вычислительной техники применяются также в системе диспетчерской централизации для отображения положения парков и путей станций, перегонов, диспетчерского участка, для управления сигналами и стрелками при организации пропуска поездов с внедрением графика исполненного движения.

На дороге создана развитая инфраструктура: в предгорьях Чимгана в Ходжикенте работает пансионат, где в летний сезон ежегодно отдыхает св. 2500 чел.; 7 детских оздоровительных лагерей (св. 6500 детей за сезон); клиническая больница, детская больница, стоматологический центр и туберкулезный диспансер в Ташкенте; поликлиники, дорожные здравпункты и т. д. В состав компании входит Ташкентский институт инженеров ж.-д. транспорта, 3 техникума, медицинское училище, дорожная техническая школа, 35 общеобразовательных школ, дошкольные детские учреждения.

Компания является членом Организации Содружества Железных Дорог (МСЖД), Экономической Комиссии ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона (ЭСКАТО), участвует в совместной работе с другими дорогами над проектом ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Крытые вагоны

Двухосные крытые вагоны грузоподъемностью 20 т начали строить в 1923 г. Помимо увеличенной грузоподъемности, эта конструкция отличалась от крытого н...

News image

Меры по восстановлению вагонного парка

В молодой Советской республике принимались энергичные меры к восстановлению железнодорожного транспорта. Большое внимание уделялось ремонту вагонов ...

News image

Цистерны

Закупленные за рубежом в начале 20-х годов 1500 четырехосных цистерн имели котел, склепанный из двух днищ (толщина стенки 13 мм) и из четырех продол...

Пассажирские перевозки:

News image

Вагоны, перестроенные Ковровскими мастерскими

Переделывая пассажирские вагоны заграничной постройки, Ковровские мастерские внесли в них значительные конструктивные усовершенствования, которые за...

News image

Железнодорожные билеты 1980-х годов

Все проездные документы в системе Экспресс-2 первоначально оформлялись на отдельных типографских бланках, отличающихся смысловым содержанием и цве...

Карта дорог:

News image

ЧЕШСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ЧЕШСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Ceske Drahy - CD) - железные дороги на территории Чехии, ЧЖД; государственная организация, к которой в полном объеме перешл...

News image

Черноморская железная дорога

Говоря о черноморской железной дороге, то это условное название железнодорожного пути, который протягивается по всему берегу Черного моря. На данный м...

Каталог производителей:

News image

Tampella

машиностроительная компания, расположенная в городе Тампере. Была основана в 1856 году, когда небольшое металлоплавильное предприятие, располагавшее...

News image

Бежицкий завод

Бежицкий сталелитейный завод (БСЗ) является самым крупным производителем и поставщиком вагонного литья в России. Предприятие выпускает каркасы те...

News image

Новочеркасский электровозостроительный завод

История завода берет на­чало с 8 февраля 1932 года, когда постановлением Правительства было утверждено место стройки. Через 4 года – 27 апреля 1936 ...

Железные дороги мира:

News image

К Новому году в Крым назначено 5 дополнительных поездов

К новогодним и рождественским праздникам назначен ряд поездов составами железных дорог Украины и России в направлении Крыма. Об этом сообщает прес...

News image

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ - разветвленная сеть железных дорог, в которую входит порядка семи трансконтинентальных магистралей, пере...

News image

ИСПАНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ИСПАНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Red Nacional de los Ferrocarriles Espafioles - RENFE) - Национальные железные дороги Испании; с 1994 г. Испанские государ...

История РЖД:

Красноярская железная дорога

News image

Красноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасс...

1943 - построена железная дорога Шлиссельбург – Поляны

News image

22 января 1943 года в узкой полосе прорыва блокады по решению Государственного Комитета обороны началось строительство новой железной дороги Шлиссел...

Северная железная дорога

News image

Северная железная дорога пролегает на Севере и Северо-Востоке России, по территории Полярного Урала и северной части бассейна реки Оби. Управление д...