УЗБЕКСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Железная дорога - Железные дороги СНГ

узбекская железная дорога

Государственно-акционерная компания «Узбекистан темир йуллари» (УТИ), образована (1994 г.) на базе участков Среднеазиатской железной дороги; пролегают в пределах территории Республики Узбекистан. Управление дороги в Ташкенте. Развернутая длина главных путей (01.01.2001 г.) ок. 4300 км. В состав дороги входят Приаральское отделение и Ташкентская, Андижанская, Ферганская, Бухарская, Кашкадарьинская, Сурхандарьинская и Хорезмская дирекции по перевозке грузов и пассажиров. Общая развернутая длина главных путей компании составляет ок. 4300 км, перерабатывающая способность компании составляет до 200 млн. т грузов в год. В составе компании 246 станций, в т. ч. 4 сортировочных, 2 пассажирских, 11 участковых и 80 грузовых. Открыто для приема и выдачи грузов 179 станций. Основные узловые станции: Ташкент-Товарная, Ташкент-Пасс, Чукурсай, Узбекистан, Кызылкудук, Хавает, Джизак, Самарканд, Мароканд, Карши, Термез, Бухара, Ургенч, Кунград, Коканд, Андижан. Электрической централизацией стрелок и сигналов оборудованы 226 станций, диспетчерской централизацией - 780 км участков и 1618 км автоблокировкой. Электрифицировано 490 км. Пропускная способность стыковой ст. Ченгельды до 100 пар грузовых поездов в сутки.

Дорога обслуживает крупнейшие заводы, фабрики, угольные разрезы, рудники, предприятия металлургической, легкой, химической промышленности, сельского хозяйства. Среди них такие крупные предприятия, как Чирчикское производственное объединение «Электрохимпром», Алмалыкское ПО «Аммофос», Навоийское ПО «Навоиазот», Ал-малыкский горно-металлургический комбинат, Ангренский угольный разрез, Ферганский нефтеперерабатывающий завод, Караул-Ба-зарский нефтеперерабатывающий завод, Аса-кинский автомобильный завод «УзДЭУавто» и др. Основными грузами, перевозимыми по железной дороге, являются: нефтепродукты (34,7%), строительные грузы (24,2%), уголь (7,1%), хлопок-волокно (3,0%), химические и минеральные удобрения (2,4%). В 2000 г. перевезено 41,4 млн. т грузов; 13,35 млн. пассажиров, грузооборот составил 13,883 млрд. т-км, пассажирооборот - 1,898 млрд. пасс.-км. Вес грузовых поездов достиг 2994 т, средняя участковая скорость движения грузовых поездов 33,7 км/ч, пассажирских поездов 50,8 км/ч.

По своему географическому положению дорога является основным связующим звеном оси Восток - Запад, имеет особое значение в обеспечении транспортных связей между Китаем, Кореей, Японией, Ираном, Турцией и юго-западной Европой. Через дорогу проходят международные транспортные коридоры: Ташкент-Актюбинск (Казахстан)-Сама-ра-Санкт-Петербург (4047 км), Ташкент-Актюбинск-Самара-Брест (4257 км), Ташкент-Актюбинск-Самара-Чоп (5280 км), Ташкент-Актюбинск-Самара-Одесса (4235 км), Ташкент - Актюбинск - Самара -Новороссийск (3558 км), Ташкент-Туркменбаши-Тегеран-Стамбул (4985 км), Ташкент-Серахс-Теге-ран-Бандар-Аббас (3770 км), Ташкент-Ал-маты-Урумчи-Лянюнган (6150 км) и Ташкент - Алматы-Владивосток (8730 км).

Первый участок ж. д. на территории Узбекистана был построен как продолжение Закаспийской железной дороги от Ашхабада до Чарджоу в 1886 г. После постройки деревянного моста через р. Амударью в мае 1888 г. было открыто сквозное движение поездов до Самарканда. В 1899 г. дорога дошла до Ташкента, одновременно был построен участок от ст. Урсатьевская (Хавает) в Ферганскую долину. Осенью 1900 г. одновременно из Ташкента и из Оренбурга началось сооружение линии, которая в 1906 г. вступила в строй, открыв для Средней Азии прямой выход в центр России.

В годы Великой Отечественной войны дорога обеспечивала связь Средней Азии с Кавказом и центром страны. Были приняты меры по значительному увеличению пропускной способности, производству на месте дефицитных материалов и запасных частей. В короткий срок построено 9 чугунолитейных и 3 сталелитейных цеха. В годы войны построена линия Ташкент-Ангрен. В 1972 г. закончилось строительство ж.-д. линии Чарджоу - Кунград-Бей-неу протяженностью 1025 км, которая открыла второй выход в Европейскую часть страны.

В структуру локомотивного хозяйства компании входят 9 тепловозных и 1 электровозное депо. Компания эксплуатирует тепловозы серий 2ТЭ10М, Л, В, ЗТЭ10М, ЧМЭ-3, ТЭМ2 и электровозы ВЛ60К, 2ВЛ60К, ВЛ80С, ЗВЛ80С, электропоезда ЭР9Е. Локомотивные депо компании производят все виды деповского ремонта тепловозов и электровозов. Кроме того, в электровозном депо «Узбекистан» проводится капитальный ремонт электровозов первого объема. Вагонное хозяйство компании включает в себя 1 пассажирское и 9 грузовых вагонных депо, в которых освоен капитальный ремонт грузовых и пассажирских вагонов приписного парка. В рефрижераторном депо «Сырдарьинская» работают ва-гоноколесные мастерские с годовой программой формирования до 20 тыс. новых колесных пар, что позволяет полностью обеспечить потребность дороги в колесных парах, а также выпускать их для сопредельных стран СНГ. В 1973 г. на дороге был создан вычислительный центр, оснащенный современными вычислительными комплексами на базе ЭВМ серии IBM. В центре решается ряд задач управления перевозками, осуществляется обработка статистических данных финансовой и экономической работы магистрали.

Услугами ж. д. ежедневно пользуются ок. 10 тыс. пассажиров. В 80-90-е гг. введены в эксплуатацию вокзалы на ст. Андижан , Маргилан, Наманган, Карши, Навои, Ургенч, Кызыл-Тепе, Самарканд, Ташкент-Южный, Китаб. Расширено и реконструировано св. 30 вокзалов в городских и районных центрах. Продолжается внедрение автоматизированной системы продажи билетов «Экс-пресс-2»; задействовано более 120 терминалов этой системы. В 1998 г. создано государственное предприятие ж.-д. перевозок «Узжел-дорпасс», которому переданы все предприятия, обеспечивающие предоставление услуг пассажирам. В состав путевого хозяйства компании входит 29 предприятий, в т.ч. 16 дистанций пути, 6 путевых машинных станций, 2 дистанции лесонасаждений, 2 щебеночных завода, путевая дорожная мастерская, рельсо-сварочный поезд и продовольственное объединение «Ахангаранстройматериалы», которое является единственным предприятием в Узбекистане, выпускающим железобетонные шпалы и инертные материалы для пролетных строений мостов, а также железобетонные напорные трубы. На двух заводах производственного объединения «Узжелдорреммаш» организовано производство запасных частей на локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны. Капитальный ремонт грузового подвижного состава осуществляется на Андижанском ремонтно-механическом заводе; пассажирские вагоны ремонтируются на ташкентской базе по ремонту и обслуживанию вагонов.

В целях комплексного освоения новых месторождений полезных ископаемых, улучшения транспортного обеспечения в ж.-д. перевозках и формирования единой сети Узбекистана осуществляется строительство двух новых линий: Навои-Учкудук-Султануиздаг-Нукус протяженностью 342 км и Гузар-Бой-сун-Кумкурган протяженностью 222 км.

Управление движением поездов производится из Единого диспетчерского центра, который руководит движением поездов и позволяет оперативно решать вопросы эксплуатационной работы дороги. Осуществляется контроль за передачей локомотивов и вагонов. В работе Единого диспетчерского центра широко используются данные автоматизированной системы управления (АСОУП), каждое рабочее место поездного диспетчера оснащено терминалом. Современные средства вычислительной техники применяются также в системе диспетчерской централизации для отображения положения парков и путей станций, перегонов, диспетчерского участка, для управления сигналами и стрелками при организации пропуска поездов с внедрением графика исполненного движения.

На дороге создана развитая инфраструктура: в предгорьях Чимгана в Ходжикенте работает пансионат, где в летний сезон ежегодно отдыхает св. 2500 чел.; 7 детских оздоровительных лагерей (св. 6500 детей за сезон); клиническая больница, детская больница, стоматологический центр и туберкулезный диспансер в Ташкенте; поликлиники, дорожные здравпункты и т. д. В состав компании входит Ташкентский институт инженеров ж.-д. транспорта, 3 техникума, медицинское училище, дорожная техническая школа, 35 общеобразовательных школ, дошкольные детские учреждения.

Компания является членом Организации Содружества Железных Дорог (МСЖД), Экономической Комиссии ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона (ЭСКАТО), участвует в совместной работе с другими дорогами над проектом ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Выписка из Правил технической эксплуатации железных дорог Ро

Глава III. Сооружения и устройства путевого хозяйства. Пересечения, переезды и примыкания железных дорог 3.21

News image

Управление электровозом

При приёмке электровоза вначале производят его осмотр. Тщательно осматривают ходовые части электровоза, тяговые электродвигатели, вспомогательные ма...

News image

Основные характеристики локомотивов

Важнейшими характеристиками локомотивов являются: осевая формула, осевая нагрузка, служебный вес, сцепной вес, габарит и коэффициент полезного дейст...

Пассажирские перевозки:

News image

Железнодорожные билеты 1990-х годов

Система Экспресс - единственная на железной дороге автоматизированная система, математическое и программное обеспечение которой может удачно быть пе...

News image

Аппаратура системы Экспресс

Терминал системы Экспресс-2 предназначается для работы билетного кассира, агента справочного бюро, работников пассажирской и финансовых служб. Вс...

Карта дорог:

News image

ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Пролегает по территории Челябинской, Курганской, Оренбургской областей, Башкирии, Казахстана, а также части Куйбышевской и Свердловской областей Рос...

News image

Обратная связь

На Октябрьской дороге внедряется новая форма работы с локомотивными бригадами – с привлечением узловых рабочих групп. Вместо планёрок провод...

Каталог производителей:

News image

Октябрьский электровагоноремонтный завод

Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ) – старейшее предприятие железнодорожного транспорта, выполняющее все виды ремонта и модернизации па...

News image

Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конст

Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ВЭлНИИ) – единственный в России исследовательский це...

News image

Завод Цегельского

H. Cegielski - Poznań S.A. (HCP, завод Цегельского) — польская машиностроительная компания, расположенная в городе Познань

Железные дороги мира:

News image

Железная дорога будущего

Достаточно скоро мы увидим поезда, которые смогут двигаться без мотора, ну а составы будут двигаться по вакуумной трубе со скоростью настоящего авиала...

News image

Железные дороги России

Еще во времена, когда оборот увеличился лишь на четыре процента, прибыль понизилась сравнительно с 2011-м годом в России на всех железных дорогах. Так...

News image

О железных дорогах...

Фуникулёр. На сегодняшний день особо ценным является рельсовое средство передвижения, то есть фуникулер, который был разработан, чтобы увеселять публи...

История РЖД:

1880 - построен Сызранский (Александровский) железнодор

News image

Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью - важне...

2001-2006 - реконструкция стратегически важных петлевых

News image

19 мая 2006 года на станции Индюк (участок Армавир - Туапсе) Северо-Кавказской магистрали состоялось торжественное открытие после реконструкции Боль...

Цифры и факты военного времени

News image

Доля железнодорожного транспорта в грузообороте в военные годы: в 1941 году – 93%; в 1942 году – 52%; в 1943 году – 58%; в 1944 году – 68%; в 1945 г...