УЗБЕКСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Железная дорога - Железные дороги СНГ

узбекская железная дорога

Государственно-акционерная компания «Узбекистан темир йуллари» (УТИ), образована (1994 г.) на базе участков Среднеазиатской железной дороги; пролегают в пределах территории Республики Узбекистан. Управление дороги в Ташкенте. Развернутая длина главных путей (01.01.2001 г.) ок. 4300 км. В состав дороги входят Приаральское отделение и Ташкентская, Андижанская, Ферганская, Бухарская, Кашкадарьинская, Сурхандарьинская и Хорезмская дирекции по перевозке грузов и пассажиров. Общая развернутая длина главных путей компании составляет ок. 4300 км, перерабатывающая способность компании составляет до 200 млн. т грузов в год. В составе компании 246 станций, в т. ч. 4 сортировочных, 2 пассажирских, 11 участковых и 80 грузовых. Открыто для приема и выдачи грузов 179 станций. Основные узловые станции: Ташкент-Товарная, Ташкент-Пасс, Чукурсай, Узбекистан, Кызылкудук, Хавает, Джизак, Самарканд, Мароканд, Карши, Термез, Бухара, Ургенч, Кунград, Коканд, Андижан. Электрической централизацией стрелок и сигналов оборудованы 226 станций, диспетчерской централизацией - 780 км участков и 1618 км автоблокировкой. Электрифицировано 490 км. Пропускная способность стыковой ст. Ченгельды до 100 пар грузовых поездов в сутки.

Дорога обслуживает крупнейшие заводы, фабрики, угольные разрезы, рудники, предприятия металлургической, легкой, химической промышленности, сельского хозяйства. Среди них такие крупные предприятия, как Чирчикское производственное объединение «Электрохимпром», Алмалыкское ПО «Аммофос», Навоийское ПО «Навоиазот», Ал-малыкский горно-металлургический комбинат, Ангренский угольный разрез, Ферганский нефтеперерабатывающий завод, Караул-Ба-зарский нефтеперерабатывающий завод, Аса-кинский автомобильный завод «УзДЭУавто» и др. Основными грузами, перевозимыми по железной дороге, являются: нефтепродукты (34,7%), строительные грузы (24,2%), уголь (7,1%), хлопок-волокно (3,0%), химические и минеральные удобрения (2,4%). В 2000 г. перевезено 41,4 млн. т грузов; 13,35 млн. пассажиров, грузооборот составил 13,883 млрд. т-км, пассажирооборот - 1,898 млрд. пасс.-км. Вес грузовых поездов достиг 2994 т, средняя участковая скорость движения грузовых поездов 33,7 км/ч, пассажирских поездов 50,8 км/ч.

По своему географическому положению дорога является основным связующим звеном оси Восток - Запад, имеет особое значение в обеспечении транспортных связей между Китаем, Кореей, Японией, Ираном, Турцией и юго-западной Европой. Через дорогу проходят международные транспортные коридоры: Ташкент-Актюбинск (Казахстан)-Сама-ра-Санкт-Петербург (4047 км), Ташкент-Актюбинск-Самара-Брест (4257 км), Ташкент-Актюбинск-Самара-Чоп (5280 км), Ташкент-Актюбинск-Самара-Одесса (4235 км), Ташкент - Актюбинск - Самара -Новороссийск (3558 км), Ташкент-Туркменбаши-Тегеран-Стамбул (4985 км), Ташкент-Серахс-Теге-ран-Бандар-Аббас (3770 км), Ташкент-Ал-маты-Урумчи-Лянюнган (6150 км) и Ташкент - Алматы-Владивосток (8730 км).

Первый участок ж. д. на территории Узбекистана был построен как продолжение Закаспийской железной дороги от Ашхабада до Чарджоу в 1886 г. После постройки деревянного моста через р. Амударью в мае 1888 г. было открыто сквозное движение поездов до Самарканда. В 1899 г. дорога дошла до Ташкента, одновременно был построен участок от ст. Урсатьевская (Хавает) в Ферганскую долину. Осенью 1900 г. одновременно из Ташкента и из Оренбурга началось сооружение линии, которая в 1906 г. вступила в строй, открыв для Средней Азии прямой выход в центр России.

В годы Великой Отечественной войны дорога обеспечивала связь Средней Азии с Кавказом и центром страны. Были приняты меры по значительному увеличению пропускной способности, производству на месте дефицитных материалов и запасных частей. В короткий срок построено 9 чугунолитейных и 3 сталелитейных цеха. В годы войны построена линия Ташкент-Ангрен. В 1972 г. закончилось строительство ж.-д. линии Чарджоу - Кунград-Бей-неу протяженностью 1025 км, которая открыла второй выход в Европейскую часть страны.

В структуру локомотивного хозяйства компании входят 9 тепловозных и 1 электровозное депо. Компания эксплуатирует тепловозы серий 2ТЭ10М, Л, В, ЗТЭ10М, ЧМЭ-3, ТЭМ2 и электровозы ВЛ60К, 2ВЛ60К, ВЛ80С, ЗВЛ80С, электропоезда ЭР9Е. Локомотивные депо компании производят все виды деповского ремонта тепловозов и электровозов. Кроме того, в электровозном депо «Узбекистан» проводится капитальный ремонт электровозов первого объема. Вагонное хозяйство компании включает в себя 1 пассажирское и 9 грузовых вагонных депо, в которых освоен капитальный ремонт грузовых и пассажирских вагонов приписного парка. В рефрижераторном депо «Сырдарьинская» работают ва-гоноколесные мастерские с годовой программой формирования до 20 тыс. новых колесных пар, что позволяет полностью обеспечить потребность дороги в колесных парах, а также выпускать их для сопредельных стран СНГ. В 1973 г. на дороге был создан вычислительный центр, оснащенный современными вычислительными комплексами на базе ЭВМ серии IBM. В центре решается ряд задач управления перевозками, осуществляется обработка статистических данных финансовой и экономической работы магистрали.

Услугами ж. д. ежедневно пользуются ок. 10 тыс. пассажиров. В 80-90-е гг. введены в эксплуатацию вокзалы на ст. Андижан , Маргилан, Наманган, Карши, Навои, Ургенч, Кызыл-Тепе, Самарканд, Ташкент-Южный, Китаб. Расширено и реконструировано св. 30 вокзалов в городских и районных центрах. Продолжается внедрение автоматизированной системы продажи билетов «Экс-пресс-2»; задействовано более 120 терминалов этой системы. В 1998 г. создано государственное предприятие ж.-д. перевозок «Узжел-дорпасс», которому переданы все предприятия, обеспечивающие предоставление услуг пассажирам. В состав путевого хозяйства компании входит 29 предприятий, в т.ч. 16 дистанций пути, 6 путевых машинных станций, 2 дистанции лесонасаждений, 2 щебеночных завода, путевая дорожная мастерская, рельсо-сварочный поезд и продовольственное объединение «Ахангаранстройматериалы», которое является единственным предприятием в Узбекистане, выпускающим железобетонные шпалы и инертные материалы для пролетных строений мостов, а также железобетонные напорные трубы. На двух заводах производственного объединения «Узжелдорреммаш» организовано производство запасных частей на локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны. Капитальный ремонт грузового подвижного состава осуществляется на Андижанском ремонтно-механическом заводе; пассажирские вагоны ремонтируются на ташкентской базе по ремонту и обслуживанию вагонов.

В целях комплексного освоения новых месторождений полезных ископаемых, улучшения транспортного обеспечения в ж.-д. перевозках и формирования единой сети Узбекистана осуществляется строительство двух новых линий: Навои-Учкудук-Султануиздаг-Нукус протяженностью 342 км и Гузар-Бой-сун-Кумкурган протяженностью 222 км.

Управление движением поездов производится из Единого диспетчерского центра, который руководит движением поездов и позволяет оперативно решать вопросы эксплуатационной работы дороги. Осуществляется контроль за передачей локомотивов и вагонов. В работе Единого диспетчерского центра широко используются данные автоматизированной системы управления (АСОУП), каждое рабочее место поездного диспетчера оснащено терминалом. Современные средства вычислительной техники применяются также в системе диспетчерской централизации для отображения положения парков и путей станций, перегонов, диспетчерского участка, для управления сигналами и стрелками при организации пропуска поездов с внедрением графика исполненного движения.

На дороге создана развитая инфраструктура: в предгорьях Чимгана в Ходжикенте работает пансионат, где в летний сезон ежегодно отдыхает св. 2500 чел.; 7 детских оздоровительных лагерей (св. 6500 детей за сезон); клиническая больница, детская больница, стоматологический центр и туберкулезный диспансер в Ташкенте; поликлиники, дорожные здравпункты и т. д. В состав компании входит Ташкентский институт инженеров ж.-д. транспорта, 3 техникума, медицинское училище, дорожная техническая школа, 35 общеобразовательных школ, дошкольные детские учреждения.

Компания является членом Организации Содружества Железных Дорог (МСЖД), Экономической Комиссии ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона (ЭСКАТО), участвует в совместной работе с другими дорогами над проектом ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Управление тепловозом

Перед пуском дизеля локомотивная бригада должна проверить уровень масла в картере, в редукторах, компрессоре и регуляторе числа оборотов, уровень во...

News image

Грузовой вагонный парк в годы войны

В годы войны (1941—1945 гг.) вагонный парк почти не пополнялся новыми вагонами, поскольку вагоностроительные заводы были переключены на выпуск военн...

News image

Проверка и подбор номера вагона

С 1963 г. на железных дорогах Советского Союза действует семизначная нумерация грузовых вагонов, по которой можно установить род вагона, осность, об...

Пассажирские перевозки:

News image

Информация, печатаемая на проездном документе

На бланке проездного документа содержится информация, выдаваемая для пассажира, билетного кассира, для проводника вагона и ревизоров. Проездные доку...

News image

Порядок использования кассиром слипа

При оформлении проездного документа во внутреннем или межгосударственном сообщениях после получения на индикационном табло терминала ответа ВЫПОЛНЕ...

Карта дорог:

News image

В 2012 году на обеспечение социальных гарантий ветерано

16.10.2012 В 2012 году магистралью реализуется расширенный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение социальных гарантий ветеранов-железнодоро...

News image

Херсонцы смогут добраться до Вадима только подсаживаясь

По новому графику 2012/2013 гг вместо поездов № 6575/6576, 6571/6572 Херсон-Вадим, которые курсировали цельнометаллическими вагонами, назначены...

Каталог производителей:

News image

Завод имени Малышева

Харьковский завод Русского паровозостроительного и механического акционерного общества (ХПЗ РПиМО) был построен в 1896 году в районе, названном Бала...

News image

Завод Цегельского

H. Cegielski - Poznań S.A. (HCP, завод Цегельского) — польская машиностроительная компания, расположенная в городе Познань

News image

Октябрьский электровагоноремонтный завод

Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ) – старейшее предприятие железнодорожного транспорта, выполняющее все виды ремонта и модернизации па...

Железные дороги мира:

News image

Призыв || Особый день

В Челябинском профессиональном колледже состоялось посвящение первокурсников в железнодорожники. Это традиционное мероприятие, которое проходит...

News image

В Омскую область приехал “нанопоезд”

Передовые технологии в сфере железнодорожного транспорта оказались доступны жителям Кормиловского района: сюда прибыл “нанопоезд”. Это восем...

News image

Туры в Трошкунай, Литва

Сколько бы вы ни путешествовали, сколько бы ни повидали самых разных стран и городов, всегда найдется на земле уголок, который, казалось бы, совсем ни...

История РЖД:

Московско-Брестская железная дорога

News image

В конце XVI в. на западной окраине Москвы была построена Тверская-Ямская слобода. Здесь проходил оживленный торговый путь - Тверской тракт. После ос...

Дальнейшее развитие электрификации

News image

К 1941 на электрическую тягу было переведено 1865 км железных дорог. В 1946-1955 годах осуществлен переход от электрификации отдельных участков к эл...

1837 - открыта первая в России железная дорога общего п

News image

австрийский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. За четыре месяца он объездил множество городов от Москвы до У...