Работящий Эшак

Поезда - Паровозы

работящий  эшак

..1 июля 1935 года двадцатичетырехлетний машинист депо Славянск Петр Кривонос на паровозе серии Э провел тяжелый состав, груженный донецким углем, с технической скоростью 31,9 км/ч вместо установленной по графику - 23 км/ч. Через неделю ему удалось повысить скорость до 37 км/ч. Жители поселков, расположенных возле железной дороги, рассказывали, как состав Кривоноса издали, по звуку, они приняли за экспресс и были поражены, увидев товарный поезд, мчащийся с высокой скоростью.

Секрет успеха П. Кривоноса заключался не только в том, что паровозной бригаде удалось использовать резерв паропроизводительности котла, правильно сочетать разгон, торможение и инерцию состава. Несомненно, соавтором рекордных рейсов была и сама машина - лучший товарный паровоз дореволюционной постройки, первый в мире локомотив, изготовленный по калибрам, что исключало подгонку деталей при сборке. Конструкция оказалась настолько удачной, что паровоз с небольшими изменениями выпускался серийно на протяжении 40 лет.

История создания этой замечательной машины началась в 1909 году. Именно тогда Министерство путей сообщения (МПС) рассмотрело эскизный проект товарного паровоза с колесной формулой 0-5-0. Создал его инженер Владикавказской дороги В. Лопушинский. Комиссия подвижного состава и тяги под председательством профессора Н. Щукина ( Щукинская комиссия ) скрупулезно изучила устройство предлагаемого локомотива.

Разрабатывая проект товарного паровоза В. Лопушинский ясно понимал задачу: нужен был локомотив для тяжелой поездной работы. Скорость поэтому не играла решающей роли. В первую очередь автор заботился об экономичности, силе тяги, способности проходить повороты железнодорожного полотна малого радиуса, простоте в управлении и ремонте. Все эти качества и были воплощены в проекте.

Его передали Луганскому паровозостроительному заводу, сопроводив длинным списком замечаний Щукинской комиссии и инженерного совета МПС. В 1911 году луганские конструкторы закончили разработку рабочих чертежей, а спустя полгода из сборочного цеха завода вышел первый товарный паровоз серии Э с колесной формулой 0-5-0.

Экономичность паровоза была повышена за счет перегрева пара до 300° С. Это достигалось тем, что пар, прежде чем попасть в паровую машину; проходил по трубкам пароперегревателя, которые обтекались горячими газами. По сравнению с паровозом серии О расход топлива у нового локомотива снизился на 25-30%, а воды на 30-40%.

Сила тяги увеличивалась за счет мощной машины и большего сцепного веса. Особенно хорошо в паровозе серии Э была спроектирована экипажная часть. Третья колесная пара - ведущая, без гребней, вторая и пятая имели небольшое перемещение относительно рамы. Такая комбинация, впервые в мире предложенная для паровозов с колесной формулой 0-5-0 русскими инженерами, оказалась столь удачной, что на протяжении 40 лет изготовления этих локомотивов не изменялась и впоследствии была применена в другом паровозе. Новый локомотив плавно проходил повороты железнодорожного полотна радиусом не менее 150 м.

В последующие годы локомотив модернизировали: увеличили диаметр цилиндров с 600 до 650 мм, увеличили площадь колосниковой решетки топки с 4,2 до 4,46 м2, испаряющую поверхность котла с 194,4 до 207,1 м2, устранили выявленные при эксплуатации конструктивные недоработки. К 1915 году локомотив серии Э принял свой классический вид.

В 1920 году Советское правительство, стремясь к скорейшему восстановлению промышленности и транспорта, решило заказать паровозы серии Э за границей. По инициативе В.И. Ленина в Европу отправилась советская торговая делегация во главе с Л. Красиным. Была достигнута договоренность со шведским заводом, а несколько позже с немецкими. В течение 1921-1923 годов Швеция изготовила 500, а Германия 700 паровозов серии ЭШ и ЭГ соответственно.

Наблюдать за качеством паровозов Советское правительство поручило Российской железнодорожной комиссии . По ее требованию все детали, поставляемые немецкими и шведскими заводами, изготавливались с учетом единой системы допусков и по калибрам. Чтобы проконтролировать, как выполняется это условие, паровоз этой серии за N 5616 был собран из деталей 19 немецких и одного шведского заводов. И машина эта исправно работала.

Большую часть локомотивов, изготовленных в Швеции и Германии, доставили в Советскую республику водным путем. В транспортировке принял участие известный русский кораблестроитель академик А. Крылов. Он не только разработал крепление и определил наиболее выгодное размещение паровозов на судне, но и лично принял участие в проводке первого парохода с локомотивами.

В нашей стране изготовление паровозов серии Э возобновилось в 1921 году. Их несколько раз модернизировали и выпускали под различными индексами - ЭУ (усиленный), ЭМ (модернизированный) и ЭР (реконструированный).

Особую роль эти локомотивы сыграли в Великой Отечественной войне. Благодаря малой нагрузке на рельсы (16 т), экономичности, простому управлению и ремонту паровозы серии Э оказались идеальными. прифронтовыми локомотивами. Из них формировали паровозные колонны, которые могли долго обходиться без обслуживания в депо. Поезда продвигались на запад вместе с фронтами Советской Армии.

Паровоз серии Э в памяти нескольких поколений машинистов остался работящей, надежной машиной и получил за это ласковое прозвище эхо и шутливое - эшак .




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Четырехосные вагоны и вагоны других конструкций повышенной г

При одинаковых нагрузках от колесной пары на рельсы четырехосные вагоны обладали меньшим коэффициентом тары, поскольку масса некоторых частей остава...

News image

О контейнерных перевозках по железным дорогам

Контейнерные перевозки после развала СССР стали существенно отличаться от тех, которые существовали в 1970-е и 1980-е годы из-за наличия государстве...

News image

Задачи путевого хозяйства и его структура

Основную задачу путевого хозяйства составляет содержание пути и путевых устройств в постоянной исправности, чтобы обеспечивать безопасное и плавное ...

Пассажирские перевозки:

News image

Что такое система Экспресс

Первая отечественная система, полностью автоматизирующая все билетно-кассовые операции, начала работать в 1972 году в Московском железнодорожном узл...

News image

Самостоятельный переезд vs. транспортная компания

Люди, которые хоть раз меняли свое место жительства, знают, что квартирный переезд по Москве дело серьезное и требует очень много энергии, сил и време...

Карта дорог:

News image

Совет по железнодорожному транспорту СНГ рассмотрел гра

16.10.2012 Проект Свода пассажирских поездов прямого международного железнодорожного сообщения, обслуживаемых составами дизель- и электросекций, на 20...

News image

Израильские железные дороги

Говоря об израильских железных дорогах, то это компания-оператор, которая проводит пригородное и междугородное железнодорожное сообщение, как пассажир...

Каталог производителей:

News image

Центросвармаш

Центросвармаш – это современный производственный комплекс, располагающий уникальными технологиями, развитой инфраструктурой, является уникальным в о...

News image

Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конст

Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ВЭлНИИ) – единственный в России исследовательский це...

News image

Fablok

Pierwsza Fabryka Lokomotyw w Polsce «FABLOK» Spółka Akcyjna в настоящее время более известная как просто Fablok — польская локомотивост...

Железные дороги мира:

News image

Очевидец: На Колпинском кладбище ведутся работы по осуш

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 ноября. Начались работы по укреплению кладбища у железнодорожного переезда в Колпино. Об этом сообщил “Росбалту” очевидец. Нес...

News image

Покатавшись на грузовом поезде, полтавчанка чуть не лиш

Ученица 8 класса Новоселовского ООШ, прокатившись на грузовом поезде, едва не осталась без ног. Из-за детских шалостей, девушка попала в реаним...

News image

С 1 декабря на вокзалах Украины исчезнут платные туалет

С 1 декабря туалеты на всех железнодорожных вокзалах Украины станут бесплатными. Об этом в среду, 28 ноября, сообщил вице-премьер-министр, министр...

История РЖД:

Южно-Уральская железная дорога

News image

Южно-Уральская железная дорога проходит по территории семи субъектов Российской Федерации, а также по территории государства Казахстан. Управление д...

Юго-Восточная железная дорога

News image

Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, - Белгородской, Воро...

Московско-Рязанская железная дорога

News image

Идея построить железную дорогу от Москвы до Коломны была выдвинута строителем Царскосельской железной дороги Ф. А. Герстнером еще в 1841 г. В Москов...