Работящий Эшак

Поезда - Паровозы

работящий  эшак

..1 июля 1935 года двадцатичетырехлетний машинист депо Славянск Петр Кривонос на паровозе серии Э провел тяжелый состав, груженный донецким углем, с технической скоростью 31,9 км/ч вместо установленной по графику - 23 км/ч. Через неделю ему удалось повысить скорость до 37 км/ч. Жители поселков, расположенных возле железной дороги, рассказывали, как состав Кривоноса издали, по звуку, они приняли за экспресс и были поражены, увидев товарный поезд, мчащийся с высокой скоростью.

Секрет успеха П. Кривоноса заключался не только в том, что паровозной бригаде удалось использовать резерв паропроизводительности котла, правильно сочетать разгон, торможение и инерцию состава. Несомненно, соавтором рекордных рейсов была и сама машина - лучший товарный паровоз дореволюционной постройки, первый в мире локомотив, изготовленный по калибрам, что исключало подгонку деталей при сборке. Конструкция оказалась настолько удачной, что паровоз с небольшими изменениями выпускался серийно на протяжении 40 лет.

История создания этой замечательной машины началась в 1909 году. Именно тогда Министерство путей сообщения (МПС) рассмотрело эскизный проект товарного паровоза с колесной формулой 0-5-0. Создал его инженер Владикавказской дороги В. Лопушинский. Комиссия подвижного состава и тяги под председательством профессора Н. Щукина ( Щукинская комиссия ) скрупулезно изучила устройство предлагаемого локомотива.

Разрабатывая проект товарного паровоза В. Лопушинский ясно понимал задачу: нужен был локомотив для тяжелой поездной работы. Скорость поэтому не играла решающей роли. В первую очередь автор заботился об экономичности, силе тяги, способности проходить повороты железнодорожного полотна малого радиуса, простоте в управлении и ремонте. Все эти качества и были воплощены в проекте.

Его передали Луганскому паровозостроительному заводу, сопроводив длинным списком замечаний Щукинской комиссии и инженерного совета МПС. В 1911 году луганские конструкторы закончили разработку рабочих чертежей, а спустя полгода из сборочного цеха завода вышел первый товарный паровоз серии Э с колесной формулой 0-5-0.

Экономичность паровоза была повышена за счет перегрева пара до 300° С. Это достигалось тем, что пар, прежде чем попасть в паровую машину; проходил по трубкам пароперегревателя, которые обтекались горячими газами. По сравнению с паровозом серии О расход топлива у нового локомотива снизился на 25-30%, а воды на 30-40%.

Сила тяги увеличивалась за счет мощной машины и большего сцепного веса. Особенно хорошо в паровозе серии Э была спроектирована экипажная часть. Третья колесная пара - ведущая, без гребней, вторая и пятая имели небольшое перемещение относительно рамы. Такая комбинация, впервые в мире предложенная для паровозов с колесной формулой 0-5-0 русскими инженерами, оказалась столь удачной, что на протяжении 40 лет изготовления этих локомотивов не изменялась и впоследствии была применена в другом паровозе. Новый локомотив плавно проходил повороты железнодорожного полотна радиусом не менее 150 м.

В последующие годы локомотив модернизировали: увеличили диаметр цилиндров с 600 до 650 мм, увеличили площадь колосниковой решетки топки с 4,2 до 4,46 м2, испаряющую поверхность котла с 194,4 до 207,1 м2, устранили выявленные при эксплуатации конструктивные недоработки. К 1915 году локомотив серии Э принял свой классический вид.

В 1920 году Советское правительство, стремясь к скорейшему восстановлению промышленности и транспорта, решило заказать паровозы серии Э за границей. По инициативе В.И. Ленина в Европу отправилась советская торговая делегация во главе с Л. Красиным. Была достигнута договоренность со шведским заводом, а несколько позже с немецкими. В течение 1921-1923 годов Швеция изготовила 500, а Германия 700 паровозов серии ЭШ и ЭГ соответственно.

Наблюдать за качеством паровозов Советское правительство поручило Российской железнодорожной комиссии . По ее требованию все детали, поставляемые немецкими и шведскими заводами, изготавливались с учетом единой системы допусков и по калибрам. Чтобы проконтролировать, как выполняется это условие, паровоз этой серии за N 5616 был собран из деталей 19 немецких и одного шведского заводов. И машина эта исправно работала.

Большую часть локомотивов, изготовленных в Швеции и Германии, доставили в Советскую республику водным путем. В транспортировке принял участие известный русский кораблестроитель академик А. Крылов. Он не только разработал крепление и определил наиболее выгодное размещение паровозов на судне, но и лично принял участие в проводке первого парохода с локомотивами.

В нашей стране изготовление паровозов серии Э возобновилось в 1921 году. Их несколько раз модернизировали и выпускали под различными индексами - ЭУ (усиленный), ЭМ (модернизированный) и ЭР (реконструированный).

Особую роль эти локомотивы сыграли в Великой Отечественной войне. Благодаря малой нагрузке на рельсы (16 т), экономичности, простому управлению и ремонту паровозы серии Э оказались идеальными. прифронтовыми локомотивами. Из них формировали паровозные колонны, которые могли долго обходиться без обслуживания в депо. Поезда продвигались на запад вместе с фронтами Советской Армии.

Паровоз серии Э в памяти нескольких поколений машинистов остался работящей, надежной машиной и получил за это ласковое прозвище эхо и шутливое - эшак .




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Первые отечественные грузовые вагоны — четырехосные

В 1846 г. Александровский завод начал выпускать вагоны для Петербург-Московской дороги. Хотя в те годы заводом руководили американцы, однако техниче...

News image

Четырехосные вагоны и вагоны других конструкций повышенной г

При одинаковых нагрузках от колесной пары на рельсы четырехосные вагоны обладали меньшим коэффициентом тары, поскольку масса некоторых частей остава...

News image

Автосцепка

Чтобы локомотив мог прицепиться к составу и тянуть за собой несколько тысяч тонн, его надо оборудовать каким-то устройством. В таком же устройстве н...

Пассажирские перевозки:

News image

Система продажи билетов Экспресс

АСУ “Экспресс-2” и созданная на ее основе система “Экспресс-3” представляют комплексные системы управления пассажирскими перевозками. Основное их на...

News image

Информация, печатаемая на проездном документе

На бланке проездного документа содержится информация, выдаваемая для пассажира, билетного кассира, для проводника вагона и ревизоров. Проездные доку...

Карта дорог:

News image

КИТАЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

КИТАЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Chinese Railways - CR) - государственные железные дороги, КЖД; находятся в юрисдикции Министерства железных дорог (МЖД) К...

News image

ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Пролегает по территории Челябинской, Курганской, Оренбургской областей, Башкирии, Казахстана, а также части Куйбышевской и Свердловской областей Рос...

Каталог производителей:

News image

Людиновский тепловозостроительный завод

Люди новский тепловозострои тельный заво д — завод выпускающий тепловозы, расположенный в городе Людиново Калужской области[1]. Строительство зав...

News image

Центросвармаш

Центросвармаш – это современный производственный комплекс, располагающий уникальными технологиями, развитой инфраструктурой, является уникальным в о...

News image

Метровагонмаш

Метровагонмаш (МВМ) – одно из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения. Предприятие специализируется на разрабо...

Железные дороги мира:

News image

КИТАЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

КИТАЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Chinese Railways - CR) - государственные железные дороги, КЖД; находятся в юрисдикции Министерства железных дорог (МЖД) К...

News image

Президенту ДВМП продлили полномочия

Владивосток, ИА Приморье24. Президент ОАО “Дальневосточное морское пароходство” (головная компания транспортной группы FESCO) Юрий Гильц сохранил ...

News image

РЖД обязали выплатить 100 тыс. рублей матери погибшего

БАРНАУЛ, 28 ноября. В Барнауле компанию “Российские железные дороги” (ОАО “РЖД”) обязали выплатить 100 тыс. рублей матери погибшего подростка. ...

История РЖД:

Юго-Восточная железная дорога

News image

Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, - Белгородской, Воро...

Московско-Курская железная дорога

News image

В 1852 г. черниговский, полтавский и харьковский генерал-губернатор направил Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями предложение к...

1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной

News image

1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной дороги был сдан в эксплуатацию двухкилометровый участок пути, на котором впервые была уложен...