..1 июля 1935 года двадцатичетырехлетний машинист депо Славянск Петр Кривонос на паровозе серии Э провел тяжелый состав, груженный донецким углем, с технической скоростью 31,9 км/ч вместо установленной по графику - 23 км/ч. Через неделю ему удалось повысить скорость до 37 км/ч. Жители поселков, расположенных возле железной дороги, рассказывали, как состав Кривоноса издали, по звуку, они приняли за экспресс и были поражены, увидев товарный поезд, мчащийся с высокой скоростью.
Секрет успеха П. Кривоноса заключался не только в том, что паровозной бригаде удалось использовать резерв паропроизводительности котла, правильно сочетать разгон, торможение и инерцию состава. Несомненно, соавтором рекордных рейсов была и сама машина - лучший товарный паровоз дореволюционной постройки, первый в мире локомотив, изготовленный по калибрам, что исключало подгонку деталей при сборке. Конструкция оказалась настолько удачной, что паровоз с небольшими изменениями выпускался серийно на протяжении 40 лет.
История создания этой замечательной машины началась в 1909 году. Именно тогда Министерство путей сообщения (МПС) рассмотрело эскизный проект товарного паровоза с колесной формулой 0-5-0. Создал его инженер Владикавказской дороги В. Лопушинский. Комиссия подвижного состава и тяги под председательством профессора Н. Щукина ( Щукинская комиссия ) скрупулезно изучила устройство предлагаемого локомотива.
Разрабатывая проект товарного паровоза В. Лопушинский ясно понимал задачу: нужен был локомотив для тяжелой поездной работы. Скорость поэтому не играла решающей роли. В первую очередь автор заботился об экономичности, силе тяги, способности проходить повороты железнодорожного полотна малого радиуса, простоте в управлении и ремонте. Все эти качества и были воплощены в проекте.
Его передали Луганскому паровозостроительному заводу, сопроводив длинным списком замечаний Щукинской комиссии и инженерного совета МПС. В 1911 году луганские конструкторы закончили разработку рабочих чертежей, а спустя полгода из сборочного цеха завода вышел первый товарный паровоз серии Э с колесной формулой 0-5-0.
Экономичность паровоза была повышена за счет перегрева пара до 300° С. Это достигалось тем, что пар, прежде чем попасть в паровую машину; проходил по трубкам пароперегревателя, которые обтекались горячими газами. По сравнению с паровозом серии О расход топлива у нового локомотива снизился на 25-30%, а воды на 30-40%.
Сила тяги увеличивалась за счет мощной машины и большего сцепного веса. Особенно хорошо в паровозе серии Э была спроектирована экипажная часть. Третья колесная пара - ведущая, без гребней, вторая и пятая имели небольшое перемещение относительно рамы. Такая комбинация, впервые в мире предложенная для паровозов с колесной формулой 0-5-0 русскими инженерами, оказалась столь удачной, что на протяжении 40 лет изготовления этих локомотивов не изменялась и впоследствии была применена в другом паровозе. Новый локомотив плавно проходил повороты железнодорожного полотна радиусом не менее 150 м.
В последующие годы локомотив модернизировали: увеличили диаметр цилиндров с 600 до 650 мм, увеличили площадь колосниковой решетки топки с 4,2 до 4,46 м2, испаряющую поверхность котла с 194,4 до 207,1 м2, устранили выявленные при эксплуатации конструктивные недоработки. К 1915 году локомотив серии Э принял свой классический вид.
В 1920 году Советское правительство, стремясь к скорейшему восстановлению промышленности и транспорта, решило заказать паровозы серии Э за границей. По инициативе В.И. Ленина в Европу отправилась советская торговая делегация во главе с Л. Красиным. Была достигнута договоренность со шведским заводом, а несколько позже с немецкими. В течение 1921-1923 годов Швеция изготовила 500, а Германия 700 паровозов серии ЭШ и ЭГ соответственно.
Наблюдать за качеством паровозов Советское правительство поручило Российской железнодорожной комиссии . По ее требованию все детали, поставляемые немецкими и шведскими заводами, изготавливались с учетом единой системы допусков и по калибрам. Чтобы проконтролировать, как выполняется это условие, паровоз этой серии за N 5616 был собран из деталей 19 немецких и одного шведского заводов. И машина эта исправно работала.
Большую часть локомотивов, изготовленных в Швеции и Германии, доставили в Советскую республику водным путем. В транспортировке принял участие известный русский кораблестроитель академик А. Крылов. Он не только разработал крепление и определил наиболее выгодное размещение паровозов на судне, но и лично принял участие в проводке первого парохода с локомотивами.
В нашей стране изготовление паровозов серии Э возобновилось в 1921 году. Их несколько раз модернизировали и выпускали под различными индексами - ЭУ (усиленный), ЭМ (модернизированный) и ЭР (реконструированный).
Особую роль эти локомотивы сыграли в Великой Отечественной войне. Благодаря малой нагрузке на рельсы (16 т), экономичности, простому управлению и ремонту паровозы серии Э оказались идеальными. прифронтовыми локомотивами. Из них формировали паровозные колонны, которые могли долго обходиться без обслуживания в депо. Поезда продвигались на запад вместе с фронтами Советской Армии.
Паровоз серии Э в памяти нескольких поколений машинистов остался работящей, надежной машиной и получил за это ласковое прозвище эхо и шутливое - эшак .
Читайте: |
---|
О контейнерных перевозках по железным дорогамКонтейнерные перевозки после развала СССР стали существенно отличаться от тех, которые существовали в 1970-е и 1980-е годы из-за наличия государстве... |
Конструктивные изменения двухосных вагоновПовышение грузоподъемности нормального вагона до 16,5 т обусловило введение осей нового типа, получивших название усиленных. Усиливали также рессоры... |
Грузовые вагоны постройки 1846—1891 ггПоборники прогресса вели упорную борьбу за существование и развитие рельсовых путей в России. Свои доводы против скептиков они подкрепляли расчетами... |
Почему 30% автолюбителей предпочитают Nissan?Всем известны характерные черты техники того или иного народа. Немцы отличаются точностью, австрийцы надежностью, а японцы высокими технологическими... |
Информация, печатаемая на проездном документеНа бланке проездного документа содержится информация, выдаваемая для пассажира, билетного кассира, для проводника вагона и ревизоров. Проездные доку... |
Призыв || Особый деньВ Челябинском профессиональном колледже состоялось посвящение первокурсников в железнодорожники. Это традиционное мероприятие, которое проходит... |
ЧЕШСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИЧЕШСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Ceske Drahy - CD) - железные дороги на территории Чехии, ЧЖД; государственная организация, к которой в полном объеме перешл... |
Людиновский тепловозостроительный заводЛюди новский тепловозострои тельный заво д — завод выпускающий тепловозы, расположенный в городе Людиново Калужской области[1]. Строительство зав... |
ТрансконвертерООО «Трансконвертер» – совместное предприятие ЗАО «Трансмашхолдинг» с компанией «Сименс Акциенгезельшафт» («Сименс АГ», Германия). В настоящее время... |
NOHABNOHAB (Nydqvist & Holm AB) — шведская компания, располагавшаяся в городе Трольхеттан и специализировавшаяся на производстве локомотивов. Компани... |
Посадочные платформы Юго-Восточной железной дороги переВ рамках подготовки к Олимпийскому сезону 2014 года на магистрали будет проведена реконструкция остановочных пунктов и полос отвода. Об этом во врем... |
Железные дороги ГерманииВ Германии есть весьма разветвленная железнодорожная сеть для того чтобы можно было по её территории путешествовать на поездах, и при этом не чувствов... |
На Приднепровской магистрали пустят дополнительные поезНа новогодние праздники на Приднепровской магистрали появятся дополнительные поезда составом других железных дорог.Как РепортерUA сообщили в пр... |
1837 - открыта первая в России железная дорога общего павстрийский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. За четыре месяца он объездил множество городов от Москвы до У... |
Железные дороги в годы войны (1941 - 1945)Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. С первых дней военных действий от жел... |
Горьковская железная дорогаБлагодаря всемирно известной ярмарке, Нижний Новгород стал карманом России . Каждый год сюда съезжались купцы со всего мира. А. С |