К 1941 на электрическую тягу было переведено 1865 км железных дорог. В 1946-1955 годах осуществлен переход от электрификации отдельных участков к электрификации целых направлений.
Историческое значение для развития и реконструкции железнодорожного транспорта имело принятое в 1956 году постановление правительства О генеральном плане электрификации железных дорог , согласно которому в течение 15 лет планировалось электрифицировать девять важнейших направлений сети и ряда участков.
В 1958-1965 годах длина электрифицированных железнодорожных линий возросла с 9,5 до 24,9 тыс. км. На электрическую тягу переведены крупнейшие направления: Москва - Иркутск (свыше 5 тыс. км), Москва-Горький-Свердловск (около 2 тыс. км), а также пригородные участки крупных городов и промышленных центров.
Национальный доход к 1960 году возрос по сравнению с 1940 годом в 4,6 раза, что потребовало увеличения грузооборота железных дорог в 3,5 раза.
О высочайших темпах развития электрификации может свидетельствовать тот факт, что в 1958 году СССР вышел на первое место в мире по протяженности электрифицированных линий. Наибольший прирост был достигнут в 1965 году, когда было электрифицировано 2268 км, при этом электротягой осуществлялось около 45% грузооборота железных дорог.
За 20 лет, прошедших после принятия постановления о Генеральном плане электрификации железных дорог, капитальные затраты на внедрение электрической тяги составили примерно 7 млрд. рублей, а полученная экономия эксплуатационных средств 20-22 млрд. рублей. Это означает, что капитальные вложения трижды окупились.
Всего за период с 1956 по 1991 годы в СССР было переведено на электрическую тягу около 50 тыс. км важнейших магистралей и целых направлений. Результатами, наглядно демонстрирующими эффективность внедрения электрической тяги на железных дорогах, явились повышение пропускной и провозной способности на однопутных линиях в 1,5-2 раза, на двухпутных в 2-2,5 раза; рост производительности труда в 1,5 раза, а в пригородном сообщении – более чем в 2 раза; снижение себестоимости перевозок в 1,5–2 раза.
Перевод на электрическую тягу железнодорожных линий позволил увеличить весовые нормы поездов, участковые скорости, среднесуточные пробеги локомотивов. Повысилась устойчивость работы, особенно в районах с суровыми климатическими условиями. К числу важным преимуществ электротяги является экологический фактор.
Внедрение на сети железных дорог электрической тяги способствовало ускорению перевозочного процесса, качественно изменило эксплуатационную работу железных дорог.
Сегодня электровозы и электропоезда являются основным видом тяги на российских железных дорогах. Страна по прежнему занимает первое место в мире по протяженности сети: электрифицировано 42 тыс. км железнодорожных линий, хотя это и чуть меньше половины всей российской сети, но по этим направлениям осуществляется 82,3 % объема всех перевозок.
С учетом многолетнего опыта повышения эффективности перевозок на электротяге стратегической программой развития ОАО РЖД до 2010 года предусмотрено осуществить перевод на электрическую тягу до 2 тыс.км железнодорожных линий. В итоге к 2010 году общая протяженность электрифицированных участков достигнет 44,5 тыс. км, на которых будет выполняться до 84% всей перевозочной работы.
Читайте: |
---|
![]() Земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные соор3.8. Ширина земляного полотна, поверху на прямых участках пути должна соответствовать верхнему строению пути. На существующих линиях до их реконстру... |
![]() Технический уровень парка грузовых вагонов к началу ВеликойЧетырехосные вагоны, строившиеся в годы довоенных пятилеток, имеют существенно лучшие технико-экономические показатели по сравнению с четырехосными ... |
![]() Управление электровозомПри приёмке электровоза вначале производят его осмотр. Тщательно осматривают ходовые части электровоза, тяговые электродвигатели, вспомогательные ма... |
![]() Железнодорожные билеты 1990-х годовСистема Экспресс - единственная на железной дороге автоматизированная система, математическое и программное обеспечение которой может удачно быть пе... |
![]() Пассажирские вагоныПервые пассажирские вагоны отечественной постройки созданы на Александровском заводе, обладавшем высоким техническим потенциалом. Вагоны, закупленны... |
![]() Планировать покупку билетов заранее советуют сахалинцамПланировать покупку железнодорожных билетов заранее советуют сахалинцам в ОАО “Пассажирская компания “Сахалин”, сообщает РИА SakhalinMedia в пресс... |
![]() СЛОВАЦКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИСЛОВАЦКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (2е1-znice Slovenskej Republiky - ZSR) - Государственное предприятие, ЖСР; Управление железных дорог (закон от 30.09.1993 ... |
![]() Tecnomasio Italiano-Brown-BoweriTecnomasio Italiano-Brown-Boweri — (также известнная под аббревиатурой TIBB) — итальянская фирма работавшая в области проектирования и строительства... |
![]() ПензадизельмашПензадизельмаш (ПДМ) – крупное, специализированное предприятие по производству дизелей и турбокомпрессоров, а также комплектующих узлов для дизелест... |
![]() General ElectricGeneral Electric (GE), в русских текстах Дженерал Электрик (NYSE: GE) — американская многоотраслевая корпорация, крупнейший в мире производитель мн... |
![]() ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВЕЛИКОБРИТАНИИЖелезнодорожная сеть на территории Соединенного Королевства. Старейшая в мире ж.-д. линия Стоктон - Дарлингтон открыта в 1825 г |
![]() Первая пассажирская станция Малого кольца МЖД готова кПервая станция Малого кольца Московской железной дороги “Лефортово” готова к пассажирскому движению. Открытие пассажирского движения по Мало... |
![]() Видео. В Сочи продолжается реконструкция железной дорогКак ранее сообщалось, в связи с этим изменится расписание движения электричек и пассажирских поездов дальнего следования. Реконструкция железно... |
2001 - построен новый вокзал в Самаре![]() Сегодняшний железнодорожный вокзал станции Самара - второй в истории города. Первый железнодорожный вокзал в Самаре был построен в 1876 году, он экс... |
Западно-Сибирская железная дорога![]() Западно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. Официальной датой принятия правительственного решения о н... |
Железные дороги в годы войны (1941 - 1945)![]() Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. С первых дней военных действий от жел... |