СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Железная дорога - Железные дороги СНГ

северная железная дорога

Пролегает на севере и северо-востоке России, на территории Полярного Урала и в северной части бассейна р. Оби в Западной Сибири. Управление дороги в Ярославле. Эксплуатационная длина дороги (01.01.2001 г.) 5956,2 км. В состав дороги входят 6 отделений: Ярославское, Вологодское, Архангельское, Соль-вычегодское, Сосногорское и Воркутинское. Дорога граничит с Московской (ст. Александров, Бельково), Октябрьской (ст. Мелень-га, Сонково, Кошта) и Горьковской ж. д. (ст. Свеча, Новки, Сусоловка). В меридиональном направлении протянулась на 1040 км на север от ст. Александров через Ярославль-Дани лов-Вологду до Архангельска. По осн. широтному ходу протяженностью 632 км от ст. Кошта на линии Череповец-Вологда-Буй-Галич до ст. Свеча осуществляются транзитные связи Урала, Сибири, Дальнего Востока с Санкт-Петербургом и странами Балтии. От ст. Коноша, расположенной между Вологдой и Архангельском, дорога протянулась на 1562 км на северо-восток через Кот-лас-Ухту-Сосногорск до Воркуты с ответвлением от ст. Чум на Лабытнанги на р. Обь. Кроме осн. путей на дороге эксплуатируется 4864 км подъездных путей промышленных предприятий. Осн. сортировочные станции дороги: Я рос лав ль-Главный, Лоста, Сольвыче-годск; важнейшие грузовые станции: Череповец, Новоярославская, Инта, Воркута.

Северная железная дорога - одна из старейших магистралей России. Первый участок ее от ст. Новки через Шую до Иваново построен в 1868 г. Участок Александров-Ярославль-Данилов-Вологда введен в эксплуатацию в 1870-1872 гг., тогда же построены линии Рыбинск-Сонково и Иваново-Ермоли-но-Кинешма. В нач. 20 в. завершено строительство осн. подходов к Ярославскому узлу: линия Ярославль-Кострома, Ярославско-Ры-бинская железная дорога. Участок Вологда-Архангельск проложен в 1898 г., причем сначала узкой колеей, впоследствии перешита на широкую колею. В 1906 г. вступила в эксплуатацию линия Череповец-Вологда-Вятка. Северная дорога создана в 1959 г. в результате слияния с Ярославской и с Печорской ж. д. Первый участок Печорской ж. д. (Сусоловка-Котлас), давший выход от Вятки на Северную Двину, построен в 1899 г. Основная трасса от Коноши до Воркуты начала сооружаться в 1939 г. и была открыта для движения в 1941 г. Во время Великой Отечественной войны уголь Заполярья составил более 70% общего поступления твердого топлива в осажденный Ленинград.

Основные грузы: уголь, нефтепродукты, продукция деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, бокситы и строительные материалы, черные металлы, минеральные удобрения, продукция машиностроения, химической, текстильной и легкой промышленности. Большой объем перевозок связан с обслуживанием Череповецкого металлургического комбината, т. к. по дороге поступают практически все компоненты для осуществления полного цикла металлургического производства. Дорога обеспечивает связь отдаленных районов Европейского Севера с другими районами страны, что является важной предпосылкой дальнейшего развития этого региона, богатого природными ресурсами. Важную роль играет дорога в создании Тимано - Печорского территориально-промышленного комплекса, где на базе запасов нефти, газа, каменного угля, леса, титановых и бокситовых руд, известняков создается топливно-энергетическая и сырьевая база страны.

В 70-е гг. на дороге были введены в эксплуатацию линии Архангельск-Карпогоры и Микунь-Кослан с ответвлением на Вендингу, которые предназначались для обеспечения вывоза древесины из лесных массивов Архангельской обл. и Коми, где разработки велись совместно с Болгарией, куда вывозилась часть сырья. После соединения линии Архангельск-Карпогоры и Микунь-Вендинга веткой 200 км уголь и нефтепродукты получат кратчайший выход в порт Архангельска. Для вывоза древесины построена также линия Сосногорск-Троицко-Печорск. К месторождениям нефти проложена линия Сыня-Усинск, которую предполагается продлить на Нарьян-Мар. Развитие сети продолжилось прокладкой веток Ядриха-Великий Устюг и Первушино-За-волжск. В связи с бурным развитием нефтяной и газовой промышленности в Зап. Сибири возросла роль участка Чу м-Лабытнанги, имеющего выход в порт на Оби. По этому участку осуществляется большой объем перевозок грузов для освоения Уренгойского и Ямбургского месторождений газового конденсата; предполагается усиление линии Чум-Лабытнанги. В кон. 80-х гг. началось строительство к нефтяным месторождениям на полуострове Ямал линии Обская-Бованенково с заходом в Новый порт. Северная дорога взаимодействует с другими видами транспорта (морским, речным, автомобильным). Через беломорские порты Архангельска и Онеги осуществляется в прямом смешанном железнодорожно-вод-ном сообщении экспорт леса, бумаги, а также большой и малый каботаж грузов Северным морским пароходством. В речных портах на Волге (ст. Ярославль, Кинешма, Рыбинск), Северной Двине (ст. Архангельск), Шексне (ст. Череповец), Сухоне (ст. Вологда), Вычегде (ст. Котлас, Сыктывкар), Печоре (ст. Печора), Оби (ст. Лабытнанги) осуществляется перевалка с воды на ж.-д. транспорт и обратно таких грузов, как апатиты, сернистый колчедан, железорудный концентрат, зерно, рыба, минеральные удобрения, строительные материалы, лес, черные металлы и пр. Налажено взаимодействие дороги с автомобильным транспортом, в основном в Ярославской, Ивановской, Костромской и Вологодской обл., где осуществляется передача ко-роткопробежных перевозок с ж. д. на автомобильный транспорт.

Для усиления перерабатывающей способности станций дороги выполнены работы по развитию станций Л оста, Обозёрская, Ярославль - Главный, Сольвычегодск, Лабытнанги; велось удлинение и укладка дополнительных путей на промежуточных станциях основных направлений дороги. Вторые пути уложены на направлении Буй-Свеча, частично на участке Инта-Печора-Рыбница. Дорога полностью обслуживается прогрессивными видами тяги. Длина электрифицированных участков составляет 1727,6 км (29% общей длины). Электрической тягой осваиваются более 58% грузооборота. Электрифицированы участки Данилов-Вологда-Череповец-Кошта, Нерех-та-Кострома, Вологда-Коноша-Няндома-Плесецкая-Обозёрская, Вологда-Буй-Свеча. Более 68% протяженности путей оборудовано автоблокировкой и диспетчерской централизацией; св. 70% всех стрелочных переводов имеют электрическую централизацию. В 80-е гг. оборудован автоблокировкой Воркутинский ход на участках Виледь-Урдома-Микунь-Сосногорск и Инта-Печора-Рыбница. В кон. 90-х гг. введена автоблокировка системы КЭБ на участках Буй-Бродни, Коноша-Шириха-новский. Диспетчерская централизация задействована на участках Обозёрская-Исакогор-ка, Обозёрская-Маленга и Данилов-Буй-Шарья-Свеча. Системой автоматического управления тормозами (САУТ) оборудованы участки Александров-Данилов-Свеча и Данилов-Вологда-Кошта; до 70% протяженности дороги оборудовано автоматизированной системой диспетчерского контроля (АСДК). В локомотивных вагонных депо внедряются поточные, механизированные и автоматизированные линии. На дороге выполняются работы по усилению путевого хозяйства, модернизации устройств СЦБ и связи, повышению надежности устройств энергоснабжения, внедрению вычислительной техники. ВЦ дороги обеспечивает обработку информации по более чем 30 комплексам и задачам, эксплуатируется 6 больших ЭВМ и ок. 5000 персональных компьютеров. На крупнейших сортировочных станциях дороги Ярославль-Главный, Лоста, Сольвычегодск созданы АСУ технологическими процессами. С 1983 г. функционирует автоматизированная система оперативного управления перевозочным процессом. С 2000 г. вводится в эксплуатацию Единый дорожный центр управления перевозками.
Коллектив дороги имеет свои традиции, выступая инициатором многих начинаний. В 30-е гг. на ж.-д. сети страны широко было известно имя машиниста депо Ярославль В. А. Томке, который был одним из первых участников стахановско-кривоносовского движения за увеличение веса поездов, технической скорости. В нач. 40-х гг. с почином, направленным на отличное содержание локомотива и продление сроков его службы, выступил машинист А. П. Папавин; по инициативе машиниста депо Вологда В. И. Боло-нина создавались колонны тяжеловесных поездов. В 50-е гг. на дорогах страны практиковался разработанный ярославскими железнодорожниками метод поточной сортировки вагонов на вытяжке; в 60-е гг. предложен метод по концентрации перевозок лесных грузов; в 70-е гг.- прогрессивная организация ремонта, технического обслуживания и эксплуатации тепловозов; в 1990 г. разработана интенсивная технология работы дороги (удостоена Государственной премии Совета Министров СССР). В 1984 г. на дороге впервые на сети было организовано курсирование длинносоставных пассажирских поездов из 24 вагонов (фирменный поезд Ярославль-Москва, поезда в Москву из Череповца, Иваново, Костромы, Воркуты, Вологды).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Крытые вагоны

Двухосные крытые вагоны грузоподъемностью 20 т начали строить в 1923 г. Помимо увеличенной грузоподъемности, эта конструкция отличалась от крытого н...

News image

Автосцепка

Чтобы локомотив мог прицепиться к составу и тянуть за собой несколько тысяч тонн, его надо оборудовать каким-то устройством. В таком же устройстве н...

News image

Управление тепловозом

Перед пуском дизеля локомотивная бригада должна проверить уровень масла в картере, в редукторах, компрессоре и регуляторе числа оборотов, уровень во...

Пассажирские перевозки:

News image

Железнодорожные билеты 1990-х годов

Система Экспресс - единственная на железной дороге автоматизированная система, математическое и программное обеспечение которой может удачно быть пе...

News image

Пассажирские вагоны

Первые пассажирские вагоны отечественной постройки созданы на Александровском заводе, обладавшем высоким техническим потенциалом. Вагоны, закупленны...

Карта дорог:

News image

С 1 ноября 2012 года на станции Гороблагодатская в Нижн

01.11.2012 Решение о восстановлении сортировочного комплекса, закрытого в 1997 г. в период резкого спада перевозок, было принято руководством Свер...

Строительство железнодорожного моста на Сахалин может н

22.11.2012 Развитие железнодорожной инфраструктуры между материком и Сахалином предусмотрено Стратегией развития железнодорожного транспорта, утвержде...

Каталог производителей:

News image

Метровагонмаш

Метровагонмаш (МВМ) – одно из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения. Предприятие специализируется на разрабо...

News image

Tampella

машиностроительная компания, расположенная в городе Тампере. Была основана в 1856 году, когда небольшое металлоплавильное предприятие, располагавшее...

News image

Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конст

Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ВЭлНИИ) – единственный в России исследовательский це...

Железные дороги мира:

News image

О Узень Горган

В конце года откроется новая железная дорога Узень-Горган протяженностью в 900 км и пропускной способностью в 5,5 млн. т, связывающая Иран c Казах...

News image

Туры в Мкокотони, Занзибар

Несмотря на то что часть территорий Африки и близлежащих к материку островов до сих пор слабо изучены, в последнее время туристы все чаще выбирают в к...

News image

РЖД продолжит одалживать вагоны у Федеральной грузовой

Правительство разрешило ОАО РЖД привлекать вагоны у дочерней Федеральной грузовой компании (ФГК) в первом квартале 2013 года. Однако, как выяснил "Ъ...

История РЖД:

История электрификации железных дорог

News image

Первая научная работа по внедрению электрической тяги на железных дорогах появилась в России в 1837 году, т.е. в год открытия первой железной дороги...

Расчеты РЖД относительно стоимости магистрали, как Моск

News image

Расчеты, которые были проведены РЖД по стоимости высокоскоростной магистрали от Москвы до Казани, показали, что оказалась в размере 928-ми миллиардов ...

Калининградская железная дорога

News image

Калининградская железная дорога проходит по территории Калининградской области. Калининградская область до 1946 года представляла собой северную час...