В Польской республике, провозгласившей независимость в 1918 году, не было ни одного производителя паровозов. Вскоре, при поддержке и финансовых гарантиях со стороны правительства, был организован выпуск паровозов на нескольких заводах. Первоначально они активно сотрудничали с заграничными паровозостроителями и во многом основывались на их практике. К концу 1920-х годов уже был накоплен достаточный опыт, и предпринята попытка обеспечить государственные и частные узкоколейные железные дороги Польши локомотивами собственной конструкции.
В 1929 году по заказу Министерства транспорта Польши Варшавский завод WSABP (Warszawska Spolka Akcyjna Budowy Parowozow) приступил к постройке 21 паровоза 0-4-0 типа «Wilno» или Wp29.
Паровоз Wp29 представляет собой дальнейшее развитие предыдущих моделей, выпускавшихся заводом Хржанов (Chrzanov). Многие конструктивные решения позаимствованы у четырёхосного танк-паровоза типа W-3-A 1927 года выпуска.
Использование перегретого пара и улучшенная конструкция топки обеспечили значительное превосходство паровозов Wp29 над своими предшественниками. На горизонтальном участке пути локомотив мог вести состав весом 300 т со скоростью 25 км/ч. Для вписывания в кривые радиусом до 35 м бандажи второй колёсной пары имели уменьшенный профиль гребня, а четвёртая пара имела возможность бокового перемещения на 15 мм. В конструкции паровоза была применена парораспределительная система Гейзингера. Паровоз оснащён маслёнками Фридмана, ручным тормозом и воздушным тормозом Вестингауза. Благодаря четырёхосному тендеру увеличивалось плечо обращения паровоза до 65 км.
Первоначально, паровозы Wp29 были подвержены частому сходу с рельсов. Впрочем, этот недостаток был быстро устранён, и началась успешная эксплуатация Wp29 на различных участках Польских железных дорог. Машины этого класса заслужили любовь локомотивных бригад за ровный ход, удобство управления и обслуживания.
После раздела Польши между СССР и Германией в 1939 году, а также боевых действий Второй мировой войны, 10 паровозов Wp29 попали в Советский Союз. Большая часть была передана на узкоколейки Прибалтики, Украины и Белоруссии.
В 1940 году, после возвращения Литве Виленского края и образования Литовской ССР, в Советском Союзе оказалось ещё три паровоза этой серии, работавших ранее на Свенцянской линии. Они получили обозначение Т14 (номера 151–153). Во время Великой Отечественной войны, в качестве трофеев нашими войсками было взято ещё два паровоза Wp29, получивших обозначения Т-4 (номера 154 и 155).
Впоследствии, Т14-151 и Т14-152 были переданы в Латвийскую ССР. Там их переименовали в Рп-770 и Рп-771 (вместо двух других, пятиосных, Рп, пропавших во время войны). Через некоторое время оба эти паровоза оказались на детских железных дорогах: Рп-770 на Ярославской, а Рп-771 – на Кратовской. Ещё один паровоз, получивший обозначение Т-4-155, долгое время эксплуатировался на ДЖД в Вильнюсе.
Из-за отсутствия запасных частей все паровозы Wp29 были выведены из эксплуатации в конце 1950-х – начале 1960-х годов. До настоящего времени на территории СССР не сохранилось ни одного локомотива этой серии.
Читайте: |
---|
Управление электровозомПри приёмке электровоза вначале производят его осмотр. Тщательно осматривают ходовые части электровоза, тяговые электродвигатели, вспомогательные ма... |
Что такое продольный профильПродольный профиль линии характеризуется крутизной уклонов элементов и их длиной. Крутизна измеряется в тысячных долях и получается как частное от д... |
Тормоза вагоновПеремещаясь от станции к станции, поезду приходится иногда снижать скорость, а то и останавливаться. Для этого локомотивы и вагоны оборудуют тормоза... |
Мягкие и жесткие вагоныМягкие вагоны I и 11 класса. Их различие заключалось во внутренней планировке и отделке. В вагонах I класса отделка была наряднее, пассажирами предо... |
Железнодорожные билеты 1980-х годовВсе проездные документы в системе Экспресс-2 первоначально оформлялись на отдельных типографских бланках, отличающихся смысловым содержанием и цве... |
Херсонцы смогут добраться до Вадима только подсаживаясьПо новому графику 2012/2013 гг вместо поездов № 6575/6576, 6571/6572 Херсон-Вадим, которые курсировали цельнометаллическими вагонами, назначены... |
Интересные факты: железные дорогиНа участке Могоча – Сковородино находится полюс холода Транссибирской магистрали. Этот участок – не самый северный, однако, что касается дороги, то зд... |
Людиновский тепловозостроительный заводЛюди новский тепловозострои тельный заво д — завод выпускающий тепловозы, расположенный в городе Людиново Калужской области[1]. Строительство зав... |
NOHABNOHAB (Nydqvist & Holm AB) — шведская компания, располагавшаяся в городе Трольхеттан и специализировавшаяся на производстве локомотивов. Компани... |
HanomagHannoversche Maschinenbau AG (Hanomag) — крупный немецкий машиностроительный завод. В основном производит (в том числе и на экспорт) грузовые и легк... |
КАНАДСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИКАНАДСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ - сеть железных дорог, пролегающих на территории Канады; принадлежат более чем 50 ж.-д. компаниям. Эксплуатационная длина ... |
Воробьев поручил активнее вести работы по строительствуВ Московской области планируется ускорить работы по проектированию и строительству железнодорожных переездов. |
О Узень ГорганВ конце года откроется новая железная дорога Узень-Горган протяженностью в 900 км и пропускной способностью в 5,5 млн. т, связывающая Иран c Казах... |
Из истории бронепоездовЗа годы Гражданской войны Красной Армией был накоплен огромный опыт использования бронированных подвижных железнодорожных составов-бронепоездов. Они... |
2006-2007 - перевод участка Минеральные Воды - КисловодАлександр I указом от 24 апреля 1803 года закрепил за регионом Кавказских Минеральных Вод статус курорта. Регулярное железнодорожное движение, соеди... |
1904 - завершилось сооружение Кругобайкальской железнойСтроительство дороги началось в 1902 году. В начале прошлого века Кругобайкальскую железную дорогу называли Золотой пряжкой стального пояса России ... |