Паровоз Yu83

Поезда - Паровозы

паровоз yu83

В 1903 году для вождения тяжелых грузовых поездов Государственная железная дорога Боснии-Герцеговины (BHStB – Bosnisch-Herzegowinische Staatsbahn) взамен устаревших локомотивов 0-3-2 системы Клозе заказала фирме Краусс в Линце (Krauss & Co, Linz) и на машиностроительном заводе Budapest в Будапеште паровозы 0-4-1 нового типа IVa 5 с двухосными тендерами.

Первые 29 паровозов, построенные в 1903–1908 годах, имели паровые машины двухратного расширения пара системы компаунд, с прибором отправления Голсдорфа. Из-за большого размера цилиндра низкого давления, оба цилиндра паровой машины пришлось расположить на паровозе наклонно.

Однако, успешный опыт работы паровозов 1-3-1 типа «IIIb 5» с простой машиной однократного расширения пара, строившихся с 1907 года, заставил отказаться от применения на новых паровозах 0-4-1 сложных машин компаунд. С 1909 года паровозы «IVa 5» выпускались с машинами однократного расширения, работавшими на перегретом паре. В наследие от первого варианта паровоза, новые сохранили наклонное расположение цилиндров.

Широкая топка и мощный котёл обеспечивали высокие эксплуатационные характеристики паровоза. В целом, его конструкция оказалась весьма удачной. Впоследствии на её основе были разработаны паровозы 0-4-0 серий Mh и Mv для железной дороги Мариацеллер (Mariazellerbahn) в Австрии.

На локомотивах первых выпусков песочница устанавливалась на ходовом мостике перед будкой. На более поздних машинах она ставилась на котле перед сухопарником, за ним, или в совмещенном с сухопарником кожухе.

У паровозов с пароперегревателем, оборудованных системой нефтяного отопления Хольден-Харди (Holden-Hardy), на котле перед будкой устанавливался бак для нефти.

Первая ведущая колёсная пара имела возможность бокового перемещения на 30 мм, последняя – на 25 мм. Последняя ведущая ось объединялась с поддерживающей осью в тележку системы Краусса-Гельмгольца (Krauss-Helmholz) с возможностью радиального поворота на 37,5 мм, что давало возможность легко вписываться в кривые малого радиуса на сложных горных участках.

К началу войны в 1914 году Железная дорога Боснии-Герцеговины (BHLB – Bosnische-Herzegowinishe Llandesbahn) имела 29 паровозов «IVa 5» системы компаунд и 25 – с простой машиной.

Австрийские Имперские военно-полевые железные дороги (kkHB – kaiserlich-koniglische Heeresbahnen), под управлением которых находились дороги Боснии-Герцеговины во время Первой Мировой войны, в 1914–1917 годах заказали ещё 30 паровозов 0-4-1, так что к моменту свержения империи Габсбургов в конце 1918 года узкоколейки Боснии-Герцеговины имели уже 84 паровоза типа «IVa 5».

Австрийские Имперские Военно-полевые Железные Дороги заказывали для своих линий машины и других типов, но ни один из них не был столь удачным, как паровозы 0-4-1. Поэтому, после 1919 года новые Железные дороги Королевства Сербии, Хорватии и Словении (SHS – Kraljevina Srba, Hrvata i Slovenaca, 1918–1927) приняли решение об очередном заказе таких паровозов. Однако, в силу новых политических веяний, заказ был размещён не в Австрии, а на заводах «Будапешт» и «Юнг» (Arnold Jung Lokomotivfabrik GmbH). «Юнг» построил для SHS 24 паровоза в 1923 году, Будапешт – 44 паровоза в 1929 году. В 1926–1928 годах ещё четыре паровоза было построено для местных железных дорог Сербии.

В 1933 году Югославские Государственные Железные Дороги (JDŽ – Jugoslovenske Državne Železnice) присвоили всем паровозам 0-4-1 серию 83.

После войны, когда железным дорогам Боснии-Герцеговины вновь понадобились мощные грузовые паровозы, был осуществлён третий выпуск проверенной временем машины – югославский завод Дуро-Дакович (Duro-Dakovic) построил в 1948–1949 годах ещё 20 паровозов. Возможно, часть паровозов лишь собиралась в Югославии из деталей, поставлявшихся заводом МАВАГ (MAVAG, Budapest).

Сам же МАВАГ в счёт репараций должен был построить в 1948 году для Югославии ещё 10 паровозов с большими четырёхосными тендерами, но из-за разрыва тогдашнего югославского руководителя Иосипа Броз Тито со Сталиным лишь 6 паровозов было отправлено заказчику. Оставшиеся четыре были переделаны на колею 1000 мм и отправлены на промышленные предприятия Венгрии.

В общей сложности, в 1903–1949 года для Югославских железных дорог было построено 182 паровоза 0-4-1 серии 83. Они не только стали основным типом грузовых паровозов Югославских узкоколеек, но и распространились во время Второй мировой войны далеко за её пределы.

Один единственный паровоз серии 83 (83-040, завод «Будапешт», зав.№ 5003, 1929 года постройки) попал во время Великой Отечественной войны в СССР, на Кишинёвскую железную дорогу, и некоторое время использовался в депо Измаил.

Отсутствие запчастей, полная несовместимость с отечественными паровозами, а также сложность конструкции и большая осевая нагрузка сильно осложняли эксплуатацию паровоза в СССР.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Бесперегрузочное сообщение и нормализация вагонов грузового

В 1862 г. в России имелось семь железных дорог — все с одинаковой шириной колеи 1524 мм. Однако перевозки начинались и заканчивались в пределах одно...

News image

Грузовой вагонный парк в годы войны

В годы войны (1941—1945 гг.) вагонный парк почти не пополнялся новыми вагонами, поскольку вагоностроительные заводы были переключены на выпуск военн...

News image

Цистерны

Закупленные за рубежом в начале 20-х годов 1500 четырехосных цистерн имели котел, склепанный из двух днищ (толщина стенки 13 мм) и из четырех продол...

Пассажирские перевозки:

News image

Создание отечественного типа пассажирских вагонов

Единственный в России Александровский завод, строивший вагоны и паровозы и загруженный, кроме того, их ремонтом, не удовлетворял растущие потребност...

News image

Вагоны, перестроенные Ковровскими мастерскими

Переделывая пассажирские вагоны заграничной постройки, Ковровские мастерские внесли в них значительные конструктивные усовершенствования, которые за...

Карта дорог:

News image

ИСПАНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ИСПАНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Red Nacional de los Ferrocarriles Espafioles - RENFE) - Национальные железные дороги Испании; с 1994 г. Испанские государ...

News image

Белорусская железная дорога признала Лынтупы областным

  Мало кто обратил внимание, но с недавних пор бывший местный пассажирский поезд № 619/620 стал поездом межрегиональных линий. А ведь по информации ...

Каталог производителей:

News image

Тверской вагоностроительный завод

Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) – самое крупное предприятие России и СНГ по производству различных типов пассажирских вагонов локомотивной т...

News image

АО Электровозостроитель

АО Электровозостроитель (Тбилисский электровозостроительный завод) - основной производитель электровозов постоянного тока на территории бывшего СС...

News image

Montreal Locomotive Works

Локомотивостроительный завод в Монреале (англ. Montreal Locomotive Works или MLW) — канадский завод производивший локомотивы с 1883 по 1985 год. Зав...

Железные дороги мира:

News image

Презентация беларуско-китайского электровоза на станции

31 октября состоялась официальная презентация электровоза БКГ-1, произведенного в Китае для Бел. жд. Дело в том, что эти первые два электровоза приб...

News image

ПОЛЬСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ПОЛЬСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Pol-skie Koleje Panstwowe - РКР SA) - Государственные железные дороги, ПКП. Протяженность линий (2001 г.) 21 272 км, в т.ч

News image

Призыв || Стремимся к нулю

Но полностью победить травматизм у железнодорожников так и не получилось. К примеру, если за весь прошлый год было зарегистрировано 28 несчастн...

История РЖД:

Московская железная дорога

News image

К середине XIX в. стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей. 26 января 1857 года был изд...

2001 - построен новый вокзал в Самаре

News image

Сегодняшний железнодорожный вокзал станции Самара - второй в истории города. Первый железнодорожный вокзал в Самаре был построен в 1876 году, он экс...

Московско-Ярославская железная дорога

News image

Будущий крупный теоретик промышленно-торгового развития России Федор Васильевич Чижов одним из первых выдвинул идею строительства стальной магистрал...