Паровоз Yu83

Поезда - Паровозы

паровоз yu83

В 1903 году для вождения тяжелых грузовых поездов Государственная железная дорога Боснии-Герцеговины (BHStB – Bosnisch-Herzegowinische Staatsbahn) взамен устаревших локомотивов 0-3-2 системы Клозе заказала фирме Краусс в Линце (Krauss & Co, Linz) и на машиностроительном заводе Budapest в Будапеште паровозы 0-4-1 нового типа IVa 5 с двухосными тендерами.

Первые 29 паровозов, построенные в 1903–1908 годах, имели паровые машины двухратного расширения пара системы компаунд, с прибором отправления Голсдорфа. Из-за большого размера цилиндра низкого давления, оба цилиндра паровой машины пришлось расположить на паровозе наклонно.

Однако, успешный опыт работы паровозов 1-3-1 типа «IIIb 5» с простой машиной однократного расширения пара, строившихся с 1907 года, заставил отказаться от применения на новых паровозах 0-4-1 сложных машин компаунд. С 1909 года паровозы «IVa 5» выпускались с машинами однократного расширения, работавшими на перегретом паре. В наследие от первого варианта паровоза, новые сохранили наклонное расположение цилиндров.

Широкая топка и мощный котёл обеспечивали высокие эксплуатационные характеристики паровоза. В целом, его конструкция оказалась весьма удачной. Впоследствии на её основе были разработаны паровозы 0-4-0 серий Mh и Mv для железной дороги Мариацеллер (Mariazellerbahn) в Австрии.

На локомотивах первых выпусков песочница устанавливалась на ходовом мостике перед будкой. На более поздних машинах она ставилась на котле перед сухопарником, за ним, или в совмещенном с сухопарником кожухе.

У паровозов с пароперегревателем, оборудованных системой нефтяного отопления Хольден-Харди (Holden-Hardy), на котле перед будкой устанавливался бак для нефти.

Первая ведущая колёсная пара имела возможность бокового перемещения на 30 мм, последняя – на 25 мм. Последняя ведущая ось объединялась с поддерживающей осью в тележку системы Краусса-Гельмгольца (Krauss-Helmholz) с возможностью радиального поворота на 37,5 мм, что давало возможность легко вписываться в кривые малого радиуса на сложных горных участках.

К началу войны в 1914 году Железная дорога Боснии-Герцеговины (BHLB – Bosnische-Herzegowinishe Llandesbahn) имела 29 паровозов «IVa 5» системы компаунд и 25 – с простой машиной.

Австрийские Имперские военно-полевые железные дороги (kkHB – kaiserlich-koniglische Heeresbahnen), под управлением которых находились дороги Боснии-Герцеговины во время Первой Мировой войны, в 1914–1917 годах заказали ещё 30 паровозов 0-4-1, так что к моменту свержения империи Габсбургов в конце 1918 года узкоколейки Боснии-Герцеговины имели уже 84 паровоза типа «IVa 5».

Австрийские Имперские Военно-полевые Железные Дороги заказывали для своих линий машины и других типов, но ни один из них не был столь удачным, как паровозы 0-4-1. Поэтому, после 1919 года новые Железные дороги Королевства Сербии, Хорватии и Словении (SHS – Kraljevina Srba, Hrvata i Slovenaca, 1918–1927) приняли решение об очередном заказе таких паровозов. Однако, в силу новых политических веяний, заказ был размещён не в Австрии, а на заводах «Будапешт» и «Юнг» (Arnold Jung Lokomotivfabrik GmbH). «Юнг» построил для SHS 24 паровоза в 1923 году, Будапешт – 44 паровоза в 1929 году. В 1926–1928 годах ещё четыре паровоза было построено для местных железных дорог Сербии.

В 1933 году Югославские Государственные Железные Дороги (JDŽ – Jugoslovenske Državne Železnice) присвоили всем паровозам 0-4-1 серию 83.

После войны, когда железным дорогам Боснии-Герцеговины вновь понадобились мощные грузовые паровозы, был осуществлён третий выпуск проверенной временем машины – югославский завод Дуро-Дакович (Duro-Dakovic) построил в 1948–1949 годах ещё 20 паровозов. Возможно, часть паровозов лишь собиралась в Югославии из деталей, поставлявшихся заводом МАВАГ (MAVAG, Budapest).

Сам же МАВАГ в счёт репараций должен был построить в 1948 году для Югославии ещё 10 паровозов с большими четырёхосными тендерами, но из-за разрыва тогдашнего югославского руководителя Иосипа Броз Тито со Сталиным лишь 6 паровозов было отправлено заказчику. Оставшиеся четыре были переделаны на колею 1000 мм и отправлены на промышленные предприятия Венгрии.

В общей сложности, в 1903–1949 года для Югославских железных дорог было построено 182 паровоза 0-4-1 серии 83. Они не только стали основным типом грузовых паровозов Югославских узкоколеек, но и распространились во время Второй мировой войны далеко за её пределы.

Один единственный паровоз серии 83 (83-040, завод «Будапешт», зав.№ 5003, 1929 года постройки) попал во время Великой Отечественной войны в СССР, на Кишинёвскую железную дорогу, и некоторое время использовался в депо Измаил.

Отсутствие запчастей, полная несовместимость с отечественными паровозами, а также сложность конструкции и большая осевая нагрузка сильно осложняли эксплуатацию паровоза в СССР.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Грузовой вагонный парк в годы войны

В годы войны (1941—1945 гг.) вагонный парк почти не пополнялся новыми вагонами, поскольку вагоностроительные заводы были переключены на выпуск военн...

News image

РЕЛЬСЫ И СТРЕЛОЧНЫЕ ПЕРЕВОДЫ

3.13. Рельсы и стрелочные переводы на главных и станционных путях по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряже...

News image

Защита пути от снега, песчаных заносов и паводков

Бесперебойная работа железнодорожного транспорта в зимних условиях в значительной степени зависит от надежной защиты путей от снега, а также от свое...

Пассажирские перевозки:

News image

Железнодорожные билеты 1990-х годов

Система Экспресс - единственная на железной дороге автоматизированная система, математическое и программное обеспечение которой может удачно быть пе...

News image

Порядок использования кассиром слипа

При оформлении проездного документа во внутреннем или межгосударственном сообщениях после получения на индикационном табло терминала ответа ВЫПОЛНЕ...

Карта дорог:

News image

Восток и Запад Украины объединяют дополнительным поездо

Донецкая железная дорога назначила дополнительные поезда к новогодним и рождественским праздникам. Учитывая возрастающий спрос граждан на перевозки...

News image

Строительство железнодорожного моста на Сахалин может н

22.11.2012 Развитие железнодорожной инфраструктуры между материком и Сахалином предусмотрено Стратегией развития железнодорожного транспорта, утвержде...

Каталог производителей:

News image

Пензадизельмаш

Пензадизельмаш (ПДМ) – крупное, специализированное предприятие по производству дизелей и турбокомпрессоров, а также комплектующих узлов для дизелест...

News image

Демиховский машиностроительный завод

Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ) – это головное предприятие в России по разработке и производству электропоездов пригородного и областного...

News image

American Locomotive Company

American Locomotive Company (сокращённо ALCo, ALco, иногда ALCO, в русском языке устоялось написание АЛКО) — американская локомотивостроительная ком...

Железные дороги мира:

News image

Очевидец: На Колпинском кладбище ведутся работы по осуш

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 ноября. Начались работы по укреплению кладбища у железнодорожного переезда в Колпино. Об этом сообщил “Росбалту” очевидец. Нес...

News image

РЖД не может обеспечить электричество в деревне

Кировская УФАС признала, что в действиях ОАО «Российские железные дороги» имело место нарушение пункта 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите кон...

News image

ПОЛЬСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ПОЛЬСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Pol-skie Koleje Panstwowe - РКР SA) - Государственные железные дороги, ПКП. Протяженность линий (2001 г.) 21 272 км, в т.ч

История РЖД:

1899 - завершилось строительство железнодорожного моста

News image

Мост через Енисей был первым в России и вторым на Евроазиатском материке по величине пролетов - 145 м. История его строительства такова. В конце ...

Сахалинская железная дорога

News image

В сентябре 1853 года экспедиция Г. И. Невельского основала на Южном Сахалине Ильинский пост (позднее Корсаковский пост - назван так в честь русского...

Московская железная дорога

News image

К середине XIX в. стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей. 26 января 1857 года был изд...