В 1903 году для вождения тяжелых грузовых поездов Государственная железная дорога Боснии-Герцеговины (BHStB – Bosnisch-Herzegowinische Staatsbahn) взамен устаревших локомотивов 0-3-2 системы Клозе заказала фирме Краусс в Линце (Krauss & Co, Linz) и на машиностроительном заводе Budapest в Будапеште паровозы 0-4-1 нового типа IVa 5 с двухосными тендерами.
Первые 29 паровозов, построенные в 1903–1908 годах, имели паровые машины двухратного расширения пара системы компаунд, с прибором отправления Голсдорфа. Из-за большого размера цилиндра низкого давления, оба цилиндра паровой машины пришлось расположить на паровозе наклонно.
Однако, успешный опыт работы паровозов 1-3-1 типа «IIIb 5» с простой машиной однократного расширения пара, строившихся с 1907 года, заставил отказаться от применения на новых паровозах 0-4-1 сложных машин компаунд. С 1909 года паровозы «IVa 5» выпускались с машинами однократного расширения, работавшими на перегретом паре. В наследие от первого варианта паровоза, новые сохранили наклонное расположение цилиндров.
Широкая топка и мощный котёл обеспечивали высокие эксплуатационные характеристики паровоза. В целом, его конструкция оказалась весьма удачной. Впоследствии на её основе были разработаны паровозы 0-4-0 серий Mh и Mv для железной дороги Мариацеллер (Mariazellerbahn) в Австрии.
На локомотивах первых выпусков песочница устанавливалась на ходовом мостике перед будкой. На более поздних машинах она ставилась на котле перед сухопарником, за ним, или в совмещенном с сухопарником кожухе.
У паровозов с пароперегревателем, оборудованных системой нефтяного отопления Хольден-Харди (Holden-Hardy), на котле перед будкой устанавливался бак для нефти.
Первая ведущая колёсная пара имела возможность бокового перемещения на 30 мм, последняя – на 25 мм. Последняя ведущая ось объединялась с поддерживающей осью в тележку системы Краусса-Гельмгольца (Krauss-Helmholz) с возможностью радиального поворота на 37,5 мм, что давало возможность легко вписываться в кривые малого радиуса на сложных горных участках.
К началу войны в 1914 году Железная дорога Боснии-Герцеговины (BHLB – Bosnische-Herzegowinishe Llandesbahn) имела 29 паровозов «IVa 5» системы компаунд и 25 – с простой машиной.
Австрийские Имперские военно-полевые железные дороги (kkHB – kaiserlich-koniglische Heeresbahnen), под управлением которых находились дороги Боснии-Герцеговины во время Первой Мировой войны, в 1914–1917 годах заказали ещё 30 паровозов 0-4-1, так что к моменту свержения империи Габсбургов в конце 1918 года узкоколейки Боснии-Герцеговины имели уже 84 паровоза типа «IVa 5».
Австрийские Имперские Военно-полевые Железные Дороги заказывали для своих линий машины и других типов, но ни один из них не был столь удачным, как паровозы 0-4-1. Поэтому, после 1919 года новые Железные дороги Королевства Сербии, Хорватии и Словении (SHS – Kraljevina Srba, Hrvata i Slovenaca, 1918–1927) приняли решение об очередном заказе таких паровозов. Однако, в силу новых политических веяний, заказ был размещён не в Австрии, а на заводах «Будапешт» и «Юнг» (Arnold Jung Lokomotivfabrik GmbH). «Юнг» построил для SHS 24 паровоза в 1923 году, Будапешт – 44 паровоза в 1929 году. В 1926–1928 годах ещё четыре паровоза было построено для местных железных дорог Сербии.
В 1933 году Югославские Государственные Железные Дороги (JDŽ – Jugoslovenske Državne Železnice) присвоили всем паровозам 0-4-1 серию 83.
После войны, когда железным дорогам Боснии-Герцеговины вновь понадобились мощные грузовые паровозы, был осуществлён третий выпуск проверенной временем машины – югославский завод Дуро-Дакович (Duro-Dakovic) построил в 1948–1949 годах ещё 20 паровозов. Возможно, часть паровозов лишь собиралась в Югославии из деталей, поставлявшихся заводом МАВАГ (MAVAG, Budapest).
Сам же МАВАГ в счёт репараций должен был построить в 1948 году для Югославии ещё 10 паровозов с большими четырёхосными тендерами, но из-за разрыва тогдашнего югославского руководителя Иосипа Броз Тито со Сталиным лишь 6 паровозов было отправлено заказчику. Оставшиеся четыре были переделаны на колею 1000 мм и отправлены на промышленные предприятия Венгрии.
В общей сложности, в 1903–1949 года для Югославских железных дорог было построено 182 паровоза 0-4-1 серии 83. Они не только стали основным типом грузовых паровозов Югославских узкоколеек, но и распространились во время Второй мировой войны далеко за её пределы.
Один единственный паровоз серии 83 (83-040, завод «Будапешт», зав.№ 5003, 1929 года постройки) попал во время Великой Отечественной войны в СССР, на Кишинёвскую железную дорогу, и некоторое время использовался в депо Измаил.
Отсутствие запчастей, полная несовместимость с отечественными паровозами, а также сложность конструкции и большая осевая нагрузка сильно осложняли эксплуатацию паровоза в СССР.
Читайте: |
---|
Бесперегрузочное сообщение и нормализация вагонов грузовогоВ 1862 г. в России имелось семь железных дорог — все с одинаковой шириной колеи 1524 мм. Однако перевозки начинались и заканчивались в пределах одно... |
Грузовой вагонный парк в годы войныВ годы войны (1941—1945 гг.) вагонный парк почти не пополнялся новыми вагонами, поскольку вагоностроительные заводы были переключены на выпуск военн... |
ЦистерныЗакупленные за рубежом в начале 20-х годов 1500 четырехосных цистерн имели котел, склепанный из двух днищ (толщина стенки 13 мм) и из четырех продол... |
Создание отечественного типа пассажирских вагоновЕдинственный в России Александровский завод, строивший вагоны и паровозы и загруженный, кроме того, их ремонтом, не удовлетворял растущие потребност... |
Вагоны, перестроенные Ковровскими мастерскимиПеределывая пассажирские вагоны заграничной постройки, Ковровские мастерские внесли в них значительные конструктивные усовершенствования, которые за... |
ИСПАНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИИСПАНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Red Nacional de los Ferrocarriles Espafioles - RENFE) - Национальные железные дороги Испании; с 1994 г. Испанские государ... |
Белорусская железная дорога признала Лынтупы областнымМало кто обратил внимание, но с недавних пор бывший местный пассажирский поезд № 619/620 стал поездом межрегиональных линий. А ведь по информации ... |
Тверской вагоностроительный заводТверской вагоностроительный завод (ТВЗ) – самое крупное предприятие России и СНГ по производству различных типов пассажирских вагонов локомотивной т... |
АО ЭлектровозостроительАО Электровозостроитель (Тбилисский электровозостроительный завод) - основной производитель электровозов постоянного тока на территории бывшего СС... |
Montreal Locomotive WorksЛокомотивостроительный завод в Монреале (англ. Montreal Locomotive Works или MLW) — канадский завод производивший локомотивы с 1883 по 1985 год. Зав... |
Презентация беларуско-китайского электровоза на станции31 октября состоялась официальная презентация электровоза БКГ-1, произведенного в Китае для Бел. жд. Дело в том, что эти первые два электровоза приб... |
ПОЛЬСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИПОЛЬСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Pol-skie Koleje Panstwowe - РКР SA) - Государственные железные дороги, ПКП. Протяженность линий (2001 г.) 21 272 км, в т.ч |
Призыв || Стремимся к нулюНо полностью победить травматизм у железнодорожников так и не получилось. К примеру, если за весь прошлый год было зарегистрировано 28 несчастн... |
Московская железная дорогаК середине XIX в. стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей. 26 января 1857 года был изд... |
2001 - построен новый вокзал в СамареСегодняшний железнодорожный вокзал станции Самара - второй в истории города. Первый железнодорожный вокзал в Самаре был построен в 1876 году, он экс... |
Московско-Ярославская железная дорогаБудущий крупный теоретик промышленно-торгового развития России Федор Васильевич Чижов одним из первых выдвинул идею строительства стальной магистрал... |