Со второго полугодия 1988 года был введен в действие новый отраслевой стандарт на типаж промышленных электровозов. Он предусматривал создание восьмиосного двухсекционного электровоза ПЭУ2 для работы на железных дорогах с шириной колеи 750 мм при напряжении в контактной сети 550 В постоянного тока. В 1989 году на ДЭВЗе было завершено проектирование, а в 1990 году выпущен первый электровоз ПЭУ2-001, поступивший для эксплуатации на пути Пролетарского погрузочно-транспортного управления «Средазуголь». Предполагалось заменить на предприятии-заказчике ранее выпущенные тем же заводом односекционные электровозы ПЭУ1, имеющие малую мощность (252 кВт), ступенчатое регулирование напряжения на тяговых двигателях и использующиеся только по системе многих единиц. Особенностью подъездных путей данного предприятия являлось применение типов рельсов не легче Р-43, являющихся тяжелыми для колеи 750 мм. Это обусловило создание локомотива с кузовом, максимально использующим габарит Ту (ГОСТ 9720-76).
Секции локомотива полностью идентичны друг другу и при необходимости могут работать как самостоятельные тяговые единицы. На каждой четырехосной секции ПЭУ2 установлены четыре тяговых двигателя ДТ-11М мощностью 103 кВт каждый. Каждый кузов опирается на две двухосные тележки. Привод на оси - индивидуальный, каждая оснащена своим тяговым двигателем. Зубчатая передача - цилиндрическая, односторонняя, прямозубая с передаточным числом 5,54. На каждой секции установлен тиристорный частотно-импульсный преобразователь для плавного регулирования напряжения на тяговых двигателях. Частотно-импульсный преобразователь состоит из двух шестифазных регуляторов, каждый из которых работает на два параллельно включенных тяговых двигателя. Фазы регуляторов включаются со сдвигом во времени на 1/12 периода. Это снижает пульсации напряжения и тока, потребляемого из сети, до допустимых пределов. Напряжение на тяговых двигателях регулируют вручную, с помощью контроллера машиниста. Угол поворота главной рукоятки контроллера задает частоту включения тиристоров и, следовательно, напряжение на двигателях. Преобразователь выполнен блочно-модульной конструкции, с охлаждением его элементов и тяговых двигателей от одного вентилятора-воздухоочистителя. Каждая фаза частотно-импульсного регулятора состоит из двух основных контуров: коммутирующего и нагрузочного. Конструктивно каждые две фазы состоят из блока дросселей, в котором на нагрузочном дросселе размещены два коммутирующих. В непосредственной близости с этим блоком размещены коммутирующие конденсаторы, а над блоком - панель полупроводниковых приборов двух фаз.
Кузова секций - вагонного типа, с одной торцевой кабиной машиниста, отделенной от машинного отделения тамбуром. В отличие от ПЭУ1, высоковольтное оборудование и вентилятор-воздухоочиститель размещены по центру секции, что обеспечивает удобство их обслуживания. На крыше каждой секции устанавливается по одному токоприемнику пантографного типа ТЛ-14М. В кабине машиниста установлены пульт управления и блоки управления преобразователем. Для обеспечения микроклимата локомотивной бригаде при работе в условиях Средней Азии был предусмотрен кондиционер. По имеющимся сведениям, электровозы ПЭУ2 оснащались автосцепками СА-3, что совершенно нехарактерно для подвижного состава колеи 750 мм.
На электровозе предусмотрены электрическое реостатное торможение, при котором тормозная сила и скорость регулируются за счет плавного изменения тока возбуждения тяговых двигателей, а также пневматический и ручной тормоз.
Согласно данным Днепропетровского завода, всего было построено три локомотива ПЭУ2: № 001 в 1990 году и №№ 002 - 003 в 1991 году. Все они поступили для работы в Пролетарское ПТУ «Средазуголь». По расчетам специалистов, экономический эффект от внедрения одного электровоза ПЭУ2 в народное хозяйство составлял, в ценах 1990 года, 46 600 руб. Но распад СССР и последовавшие за ним события остановили серийное производство этих локомотивов, которые, без сомнения, можно назвать вершиной узкоколейного локомотивостроения в нашей стране.
Читайте: |
---|
![]() Железнодорожные переезды и путепроводыДля безопасного движения транспорта предусматриваются специальные пересечения автомобильных и железных дорог в одном и разных уровнях. В первом случ... |
![]() Усиление земляного полотнаПри длительной эксплуатации земляное полотно настоящей железной дороги подвергается неблагоприятным природным воздействиям (воды, температуры, грави... |
![]() АвтосцепкаЧтобы локомотив мог прицепиться к составу и тянуть за собой несколько тысяч тонн, его надо оборудовать каким-то устройством. В таком же устройстве н... |
![]() Продажа билетов в системе ЭкспрессСистема “Экспресс-3” позволяет организовать продажу на железных дорогах билетов по четырем видам: реализация мест на станции формирования поезда, на... |
![]() Оформление билетов в системе ЭкспрессВ АСУ Экспресс-2 для всех сообщений используется единый формализованный язык. Подобно компьютерному языку он содержит операторную и операндную часть... |
![]() В Башкирии изобрели средство от вандаловРационализаторское предложение разработали женщины – начальница Белорецкого участка связи Любовью Андреянова и старший электромеханик Татьяна Меньшика... |
![]() В новогодние праздники будет изменен порядок курсирован06.11.2012 В целях обеспечения повышенного спроса на перевозки в период новогодних праздников (с 24 декабря 2012 года по 8 января 2013 года) ОАО «РЖД»... |
![]() Lima Locomotive WorksLima Locomotive Works — североамериканская локомотивостроительная компания, существовавшая с 1870-х по 1950-е. Располагалось в городе Лима (штат Ога... |
![]() Камбарский машиностроительный заводКамба рский машинострои тельный заво д — завод, выпускающий тепловозы и другую железнодорожную технику. Полное наименование — Открытое акционерное о... |
![]() Холдинговая компания «Лугансктепловоз»3 мая 1896 года - официальная дата начала истории впоследствии широко известного Луганского паровозостроительного завода, основателем которого был н... |
![]() Помощники машинистов Белорусской железной дороги попалиВокзал станции Осиповичи Если пьяные водители авто, к огромному сожалению, давно никого в Беларуси не удивляют, то железнодорожники с наркот... |
![]() "Система" больше не претендует на ПГКВ пятницу АФК "Система" отозвала иск к ОАО РЖД, в котором требовала признать незаконным ее отстранение от торгов по продаже 25% плюс 1 акции Первой ... |
![]() ПОЛЬСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИПОЛЬСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Pol-skie Koleje Panstwowe - РКР SA) - Государственные железные дороги, ПКП. Протяженность линий (2001 г.) 21 272 км, в т.ч |
Китайско-Восточная железная дорога![]() В 1903-м году, первого июня Строительное управление КВЖД отдало дорогу Эксплуатационному управлению, и именно это и стало официальной датой открытия К... |
1942 - в рекордные сроки построена Северо-Печорская жел![]() С началом Великой Отечественной войны Ярославская и Северная дороги развернули массовые перевозки по обеспечению обороны страны. Одновременно потреб... |
1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной![]() 1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной дороги был сдан в эксплуатацию двухкилометровый участок пути, на котором впервые была уложен... |