Со второго полугодия 1988 года был введен в действие новый отраслевой стандарт на типаж промышленных электровозов. Он предусматривал создание восьмиосного двухсекционного электровоза ПЭУ2 для работы на железных дорогах с шириной колеи 750 мм при напряжении в контактной сети 550 В постоянного тока. В 1989 году на ДЭВЗе было завершено проектирование, а в 1990 году выпущен первый электровоз ПЭУ2-001, поступивший для эксплуатации на пути Пролетарского погрузочно-транспортного управления «Средазуголь». Предполагалось заменить на предприятии-заказчике ранее выпущенные тем же заводом односекционные электровозы ПЭУ1, имеющие малую мощность (252 кВт), ступенчатое регулирование напряжения на тяговых двигателях и использующиеся только по системе многих единиц. Особенностью подъездных путей данного предприятия являлось применение типов рельсов не легче Р-43, являющихся тяжелыми для колеи 750 мм. Это обусловило создание локомотива с кузовом, максимально использующим габарит Ту (ГОСТ 9720-76).
Секции локомотива полностью идентичны друг другу и при необходимости могут работать как самостоятельные тяговые единицы. На каждой четырехосной секции ПЭУ2 установлены четыре тяговых двигателя ДТ-11М мощностью 103 кВт каждый. Каждый кузов опирается на две двухосные тележки. Привод на оси - индивидуальный, каждая оснащена своим тяговым двигателем. Зубчатая передача - цилиндрическая, односторонняя, прямозубая с передаточным числом 5,54. На каждой секции установлен тиристорный частотно-импульсный преобразователь для плавного регулирования напряжения на тяговых двигателях. Частотно-импульсный преобразователь состоит из двух шестифазных регуляторов, каждый из которых работает на два параллельно включенных тяговых двигателя. Фазы регуляторов включаются со сдвигом во времени на 1/12 периода. Это снижает пульсации напряжения и тока, потребляемого из сети, до допустимых пределов. Напряжение на тяговых двигателях регулируют вручную, с помощью контроллера машиниста. Угол поворота главной рукоятки контроллера задает частоту включения тиристоров и, следовательно, напряжение на двигателях. Преобразователь выполнен блочно-модульной конструкции, с охлаждением его элементов и тяговых двигателей от одного вентилятора-воздухоочистителя. Каждая фаза частотно-импульсного регулятора состоит из двух основных контуров: коммутирующего и нагрузочного. Конструктивно каждые две фазы состоят из блока дросселей, в котором на нагрузочном дросселе размещены два коммутирующих. В непосредственной близости с этим блоком размещены коммутирующие конденсаторы, а над блоком - панель полупроводниковых приборов двух фаз.
Кузова секций - вагонного типа, с одной торцевой кабиной машиниста, отделенной от машинного отделения тамбуром. В отличие от ПЭУ1, высоковольтное оборудование и вентилятор-воздухоочиститель размещены по центру секции, что обеспечивает удобство их обслуживания. На крыше каждой секции устанавливается по одному токоприемнику пантографного типа ТЛ-14М. В кабине машиниста установлены пульт управления и блоки управления преобразователем. Для обеспечения микроклимата локомотивной бригаде при работе в условиях Средней Азии был предусмотрен кондиционер. По имеющимся сведениям, электровозы ПЭУ2 оснащались автосцепками СА-3, что совершенно нехарактерно для подвижного состава колеи 750 мм.
На электровозе предусмотрены электрическое реостатное торможение, при котором тормозная сила и скорость регулируются за счет плавного изменения тока возбуждения тяговых двигателей, а также пневматический и ручной тормоз.
Согласно данным Днепропетровского завода, всего было построено три локомотива ПЭУ2: № 001 в 1990 году и №№ 002 - 003 в 1991 году. Все они поступили для работы в Пролетарское ПТУ «Средазуголь». По расчетам специалистов, экономический эффект от внедрения одного электровоза ПЭУ2 в народное хозяйство составлял, в ценах 1990 года, 46 600 руб. Но распад СССР и последовавшие за ним события остановили серийное производство этих локомотивов, которые, без сомнения, можно назвать вершиной узкоколейного локомотивостроения в нашей стране.
Читайте: |
---|
![]() О контейнерных перевозках по железным дорогамКонтейнерные перевозки после развала СССР стали существенно отличаться от тех, которые существовали в 1970-е и 1980-е годы из-за наличия государстве... |
![]() Типы вагоновЖелезные дороги перевозят грузы разные и по свойствам, и по размерам, и по форме, и по состоянию — это потребовало от конструкторов и строителей соз... |
![]() АвтосцепкаЧтобы локомотив мог прицепиться к составу и тянуть за собой несколько тысяч тонн, его надо оборудовать каким-то устройством. В таком же устройстве н... |
![]() Порядок использования кассиром слипаПри оформлении проездного документа во внутреннем или межгосударственном сообщениях после получения на индикационном табло терминала ответа ВЫПОЛНЕ... |
![]() Пассажирские перевозкиВо всех промышленно развитых странах наряду с интенсивным развитием др. видов транспорта, особенно авиационного и автомобильного, значительная часть... |
![]() В период ноябрьских праздников «Федеральная пассажирска15.10.2012 На период выходных и праздничных дней со 2 по 5 ноября ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК - дочернее общество ОАО «РЖД») назначит... |
![]() Новая партия китайских электровозов прибыла в БеларусьВ локомотивное депо «Барановичи» прибыла очередная партия (четыре единицы) электровозов БКГ1, изготовленных для белорусской магистрали Датунски... |
![]() МетровагонмашМетровагонмаш (МВМ) – одно из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения. Предприятие специализируется на разрабо... |
![]() Lokomoмашиностроительная компания, расположенная в городе Тампере. Была основана в 1915 году Вернером Руселином, Жамаром Кастреном, Карвоненым, а также др... |
![]() Tampellaмашиностроительная компания, расположенная в городе Тампере. Была основана в 1856 году, когда небольшое металлоплавильное предприятие, располагавшее... |
Черноморская железная дорогаГоворя о черноморской железной дороге, то это условное название железнодорожного пути, который протягивается по всему берегу Черного моря. На данный м... |
![]() КАНАДСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИКАНАДСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ - сеть железных дорог, пролегающих на территории Канады; принадлежат более чем 50 ж.-д. компаниям. Эксплуатационная длина ... |
![]() РЖД предлагает перевозку автомобилей в Финляндию в поезРоссийские железные дороги провели первый пробный рейс вагона-автомобилевоза по маршруту Москва - Хельсинки. Вагон отправлен в составе ночного ... |
Грузовые тепловозыВ 1941 году, в марте месяце начали строить четырехосных предшественников тепловозов Да в США, и все модели обозначались как RS-1. уже в 1942 году н... |
1942 - построена Волжская рокада, которая снабжала всем![]() Благодаря мужеству и стойкости тружеников Сталинградской и Рязано-Уральской железных дорог (ныне – Приволжской), рокада стала основной артерией, пит... |
Военно-санитарный поезд №87, г. Саратов![]() На Рязано-Уральской железной дороге (ныне - Приволжская) в Саратовской области было сформировано 3 военно-санитарных поезда. За годы войны на железн... |