Со второго полугодия 1988 года был введен в действие новый отраслевой стандарт на типаж промышленных электровозов. Он предусматривал создание восьмиосного двухсекционного электровоза ПЭУ2 для работы на железных дорогах с шириной колеи 750 мм при напряжении в контактной сети 550 В постоянного тока. В 1989 году на ДЭВЗе было завершено проектирование, а в 1990 году выпущен первый электровоз ПЭУ2-001, поступивший для эксплуатации на пути Пролетарского погрузочно-транспортного управления «Средазуголь». Предполагалось заменить на предприятии-заказчике ранее выпущенные тем же заводом односекционные электровозы ПЭУ1, имеющие малую мощность (252 кВт), ступенчатое регулирование напряжения на тяговых двигателях и использующиеся только по системе многих единиц. Особенностью подъездных путей данного предприятия являлось применение типов рельсов не легче Р-43, являющихся тяжелыми для колеи 750 мм. Это обусловило создание локомотива с кузовом, максимально использующим габарит Ту (ГОСТ 9720-76).
Секции локомотива полностью идентичны друг другу и при необходимости могут работать как самостоятельные тяговые единицы. На каждой четырехосной секции ПЭУ2 установлены четыре тяговых двигателя ДТ-11М мощностью 103 кВт каждый. Каждый кузов опирается на две двухосные тележки. Привод на оси - индивидуальный, каждая оснащена своим тяговым двигателем. Зубчатая передача - цилиндрическая, односторонняя, прямозубая с передаточным числом 5,54. На каждой секции установлен тиристорный частотно-импульсный преобразователь для плавного регулирования напряжения на тяговых двигателях. Частотно-импульсный преобразователь состоит из двух шестифазных регуляторов, каждый из которых работает на два параллельно включенных тяговых двигателя. Фазы регуляторов включаются со сдвигом во времени на 1/12 периода. Это снижает пульсации напряжения и тока, потребляемого из сети, до допустимых пределов. Напряжение на тяговых двигателях регулируют вручную, с помощью контроллера машиниста. Угол поворота главной рукоятки контроллера задает частоту включения тиристоров и, следовательно, напряжение на двигателях. Преобразователь выполнен блочно-модульной конструкции, с охлаждением его элементов и тяговых двигателей от одного вентилятора-воздухоочистителя. Каждая фаза частотно-импульсного регулятора состоит из двух основных контуров: коммутирующего и нагрузочного. Конструктивно каждые две фазы состоят из блока дросселей, в котором на нагрузочном дросселе размещены два коммутирующих. В непосредственной близости с этим блоком размещены коммутирующие конденсаторы, а над блоком - панель полупроводниковых приборов двух фаз.
Кузова секций - вагонного типа, с одной торцевой кабиной машиниста, отделенной от машинного отделения тамбуром. В отличие от ПЭУ1, высоковольтное оборудование и вентилятор-воздухоочиститель размещены по центру секции, что обеспечивает удобство их обслуживания. На крыше каждой секции устанавливается по одному токоприемнику пантографного типа ТЛ-14М. В кабине машиниста установлены пульт управления и блоки управления преобразователем. Для обеспечения микроклимата локомотивной бригаде при работе в условиях Средней Азии был предусмотрен кондиционер. По имеющимся сведениям, электровозы ПЭУ2 оснащались автосцепками СА-3, что совершенно нехарактерно для подвижного состава колеи 750 мм.
На электровозе предусмотрены электрическое реостатное торможение, при котором тормозная сила и скорость регулируются за счет плавного изменения тока возбуждения тяговых двигателей, а также пневматический и ручной тормоз.
Согласно данным Днепропетровского завода, всего было построено три локомотива ПЭУ2: № 001 в 1990 году и №№ 002 - 003 в 1991 году. Все они поступили для работы в Пролетарское ПТУ «Средазуголь». По расчетам специалистов, экономический эффект от внедрения одного электровоза ПЭУ2 в народное хозяйство составлял, в ценах 1990 года, 46 600 руб. Но распад СССР и последовавшие за ним события остановили серийное производство этих локомотивов, которые, без сомнения, можно назвать вершиной узкоколейного локомотивостроения в нашей стране.
Читайте: |
---|
РЕЛЬСЫ И СТРЕЛОЧНЫЕ ПЕРЕВОДЫ3.13. Рельсы и стрелочные переводы на главных и станционных путях по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряже... |
Железнодорожные переезды и путепроводыДля безопасного движения транспорта предусматриваются специальные пересечения автомобильных и железных дорог в одном и разных уровнях. В первом случ... |
Требования ПТЭ к вагонам9.1. Подвижной состав, в том числе специальный самоходный подвижной состав, должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, те... |
Железнодорожные билеты 1980-х годовВсе проездные документы в системе Экспресс-2 первоначально оформлялись на отдельных типографских бланках, отличающихся смысловым содержанием и цве... |
Оформление билетов в системе ЭкспрессВ АСУ Экспресс-2 для всех сообщений используется единый формализованный язык. Подобно компьютерному языку он содержит операторную и операндную часть... |
УЗБЕКСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГАГосударственно-акционерная компания «Узбекистан темир йуллари» (УТИ), образована (1994 г.) на базе участков Среднеазиатской железной дороги; пролега... |
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГАПролегает на юго-востоке России по территории Читинской и Амурской обл. Управление дороги в Чите. На западе граничит с Восточно-Сибирской железной д... |
ЧКДЧКД (ČKD — Českomoravská Kolben-Daněk) была создана в 1927 году в результате слияния трёх компаний: «Первая чешско-моравская ... |
Завод имени МалышеваХарьковский завод Русского паровозостроительного и механического акционерного общества (ХПЗ РПиМО) был построен в 1896 году в районе, названном Бала... |
ПензадизельмашПензадизельмаш (ПДМ) – крупное, специализированное предприятие по производству дизелей и турбокомпрессоров, а также комплектующих узлов для дизелест... |
Германия и Китай пустили поезда в обход ТранссибаПосольство Казахстана, которое находится в Гамбурге, участвовало в церемонии официальной встречи первого товарного поезда компании под названием "Deut... |
Обратная связьНа Октябрьской дороге внедряется новая форма работы с локомотивными бригадами – с привлечением узловых рабочих групп. Вместо планёрок провод... |
Девушка, которой отрезало ногу, сама прыгнула под колесНаше издание уже рассказывало о происшествии, которое произошло вечером 23 ноября на железнодорожной станции Свинковка Полтавского района. 1... |
Свердловская железная дорогаУральский край по праву называют родиной железных дорог России. Еще в 1834 г. тагильскими крепостными крестьянами Е. А |
Красноярская железная дорогаКрасноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасс... |
Горьковская железная дорогаБлагодаря всемирно известной ярмарке, Нижний Новгород стал карманом России . Каждый год сюда съезжались купцы со всего мира. А. С |