Паровозы серии 490

Поезда - Паровозы

паровозы серии 490

С 1905 года локомотивостроительный завод «МАВАГ» (MAVAG – Magyar Allami Vas-, Acel-Es Gepgyarak, он же «Будапешт») освоил выпуск паровозов, которым было суждено стать основным локомотивом узкоколеек Венгрии на протяжении более полувека – четырёхосных танк-паровозов заводского типа 70 серии 490. С 1905 по 1950 год завод выпустил 21 партию этих машин, в общей сложности несколько сотен штук.

Первые паровозы типа 70 были спроектированы для частных железных дорог колеи 760 мм в Трансильвании (теперь – часть Румынии). Вскоре Государственные железные дороги Венгрии (MAV) приобрели два таких паровоза для линии Сату Мар – Бикшад (Szatmár – Bikszádi), также в Трансильвании. Первоначально эти машины были обозначены на государственных дорогах, как «категория XXIс», а с введением в 1911 году новой системы нумерации MAV, им была присвоена серия 490.

Тип 70 представлял собой четырёхосный танк-паровоз с наружной рамой, подвижными осями Клин-Линднера, простой машиной однократного расширения и системой парораспределения Стефенсона. Жёсткая база паровоза составляла лишь 1150 мм при общей базе 3750 мм, что позволяло ему легко вписываться в кривые малого радиуса. Локомотив весил 22 т в рабочем состоянии, и при мощности 290 л.с., мог тянуть по горизонтали состав весом 210 т со скоростью 25 км/ч. Максимальная скорость составляла 35 км/ч, запас воды и угля – соответственно 2 м3 и 1 м3. К 1938 году завод выпустил 52 паровоза серии 490.

В 1940 году Венгрия вернула контроль над Трансильванией, потерянный в 1918 году, и Венгерским железным дорогам потребовались новые паровозы, в особенности, для линий колеи 760 мм в этой провинции. Выбор пал на проверенную временем серию 490. Однако, в конструкцию паровоза были внесены некоторые изменения, наиболее существенными из которых явились замена распределительной системы Стефенсона на систему Гейзингера-Вальсхарта и установка воздушных тормозов. Увеличение объёмов водяных баков и угольного бункера привело к увеличению сцепного веса до 24 т, а осевой нагрузки, соответственно, до 6 т.

В период с 1942 по 1950 год было построено 90 паровозов усовершенствованного типа 70, которые были отправлены Венгерским государственным железным дорогам, а также другим многочисленным заказчикам.

С присоединением Прикарпатской Руси к СССР в 1945 году, несколько машин серии 490, работавших на узкоколейке в Берегово, перешли в собственность СССР. Паровозы 490.023, .030, .032, .033, .036 и .037 проработали в Берегово до 1955 года, когда были заменены более мощными паровозами серии Гр. Кроме того, в СССР попало несколько других паровозов серии 490 с различных узкоколеек Восточной Европы.

В 1944-1945 годах завод «МАВАГ» построил ещё 10 паровозов этой серии. Первоначально они предназначались для Венгерских государственных железных дорог и должны были получить обозначение 490.054 – 490.063. Однако, в 1945 году паровозы были отправлены в качестве репарации в СССР, где нашли применение на промышленных железных дорогах.

Один из паровозов с узкоколейки в Берегово – 490.033 (1916 года постройки, заводской номер 4271) – был передан в Ужгород, на детскую железную дорогу, где проработал несколько лет.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Управление электровозом

При приёмке электровоза вначале производят его осмотр. Тщательно осматривают ходовые части электровоза, тяговые электродвигатели, вспомогательные ма...

News image

Программа проверки номера вагона

Предлагаемая Вам программа предназначена для расчета контрольного знака как одного, так и группы номеров восьмизначных номеров грузовых вагонов желе...

News image

Требования ПТЭ к вагонам

9.1. Подвижной состав, в том числе специальный самоходный подвижной состав, должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, те...

Пассажирские перевозки:

News image

Вагоны, перестроенные Ковровскими мастерскими

Переделывая пассажирские вагоны заграничной постройки, Ковровские мастерские внесли в них значительные конструктивные усовершенствования, которые за...

News image

Информация, печатаемая на проездном документе

На бланке проездного документа содержится информация, выдаваемая для пассажира, билетного кассира, для проводника вагона и ревизоров. Проездные доку...

Карта дорог:

News image

Новая партия китайских электровозов прибыла в Беларусь

В локомотивное депо «Барановичи» прибыла очередная партия (четыре единицы) электровозов БКГ1, изготовленных для белорусской магистрали Датунски...

Кудемская узкоколейка

Это одна из немногих, которая осталась в России, узкоколейная железная дорога, у которой есть пассажирское сообщение, также она одна из самых красивых...

Каталог производителей:

News image

Тверской вагоностроительный завод

Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) – самое крупное предприятие России и СНГ по производству различных типов пассажирских вагонов локомотивной т...

News image

Завод имени Малышева

Харьковский завод Русского паровозостроительного и механического акционерного общества (ХПЗ РПиМО) был построен в 1896 году в районе, названном Бала...

News image

American Locomotive Company

American Locomotive Company (сокращённо ALCo, ALco, иногда ALCO, в русском языке устоялось написание АЛКО) — американская локомотивостроительная ком...

Железные дороги мира:

News image

В стальном капкане

Уважаемая редакция! Мы, жители Новой Москвы, на переезде между деревнями Бекасово и Пожитково, заперты в кольце железнодорожных путей. Пробл...

News image

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Железнодорожная сеть на территории Соединенного Королевства. Старейшая в мире ж.-д. линия Стоктон - Дарлингтон открыта в 1825 г

News image

"Система" больше не претендует на ПГК

В пятницу АФК "Система" отозвала иск к ОАО РЖД, в котором требовала признать незаконным ее отстранение от торгов по продаже 25% плюс 1 акции Первой ...

История РЖД:

Московская железная дорога

News image

К середине XIX в. стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей. 26 января 1857 года был изд...

Западно-Сибирская железная дорога

News image

Западно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. Официальной датой принятия правительственного решения о н...

Железные дороги в годы войны (1941 - 1945)

News image

Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. С первых дней военных действий от жел...