Красноярская железная дорога

Железная дорога - История РЖД

красноярская железная дорога

Красноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасса с Восточной Сибирью и Дальним Востоком.

Красноярская железная дорога является составной частью Транссибирской магистрали, с сооружением которой в конце XIX - начале XX вв. появились новые возможности для развития Сибири. Транссиб в начале XX века состоял из восьми дорог: Западно-Сибирской, Средне-Сибирской, Кругобайкальской, Забайкальской, Амурской, Северо-Уссурийской, Южно-Уссурийской и Китайско-Восточной. Основная линия Красноярской железной дороги Мариинск - Тайшет строилась как часть Средне-Сибирской магистрали.
В 1886 г. иркутский генерал-губернатор А. И. Игнатьев ходатайствовал о необходимости ускоренного строительства Средне-Сибирской железной дороги, конечными пунктами которой были названы Томск, имеющий хорошую транспортную водную связь с Екатеринбург-Тюменской железной дорогой, и Иркутск.
В 1887-1888 гг. были проведены предварительные рекогносцировочные работы. В 1892 г. министр путей сообщения С. Ю. Витте доложил Государственному совету о необходимости проведения дополнительных изысканий. В этом же году были выделены средства и проведены изыскания от станции Почитанской (предполагаемый конечный пункт Западно-Сибирской магистрали) до Мариинска. В апреле 1893 г. были завершены проектно-изыскательские работы на участке Обь-Красноярск.
В феврале 1893 г. Комитет Сибирской железной дороги утвердил направление трассы Средне-Сибирской дороги от станции Обь через Ачинск, Красноярск, Канск и Ниждеудинск до Иркутска. В марте 1893 г. было организовано Управление строительства Средне-Сибирской дороги во главе с инженером Н. П. Межениновым, который в 1877 - 1878 гг. руководил изыскательскими работами на участке Томск - Тайга - Иркутск.
В 1896 г. планировалось построить участок от Оби до Красноярска (760 км), после этого начать прокладку отрезка от Красноярска до Иркутска (1070 км) и закончить ее осенью 1900 г. В мае 1893 г. начались строительные работы - были уложены первые 25 км пути от станции Обь.
Природные условия края оказались сложными и малоизученными. Вечная мерзлота, суровая зима, непроходимые леса создавали для строителей большие трудности. Отсутствовали достоверные данные о многочисленных реках.
Поскольку Средне-Сибирская железная дорога была удалена от транспортных коммуникаций и проходила по малозаселенным территориям, квалифицированные рабочие (плотники, каменщики, столяры, кузнецы, путейцы) ехали из Центральной России.
В связи со слабым развитием промышленности в крае, стройматериалы завозились издалека. Камень, дерево, гравий и песок использовались местные, однако отсутствие надежных грунтовых дорог делало их доставку крайне неудобной.
В декабре 1895 г. на участке Обь-Красноярск было открыто рабочее движение. Путь прокладывали одновременно по четырем направлениям: от 190-го км до Ачинска, от реки Чулым в западном направлении до Оби, от реки Чулым в восточном направлении на Красноярск и от Красноярска в западном направлении. Рельсы доставлялись по реке Чулым с Николаевского завода братьев Бутиных, а также с других заводов по северному морскому пути и Енисею.
В 1895 г. началось сооружение мостового перехода через одну из самых больших сибирских рек - Енисей. Проект моста подготовил известный петербургский инженер путей сообщения профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков
Строительством руководил инженер Евгений Карлович Кнорре, выпускник Берлинской ремесленной школы и Цюрихского политехникума, работавший на сооружении мостов через Днепр и Волгу. В 1895 году Е. К. Кнорре прибыл в Красноярск и в качестве технического руководителя проекта и генподрядчика приступил к строительству железнодорожного моста через Енисей. 30 августа 1896 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня в одну из опор. 28 марта 1899 года мост, получивший название Царский , был открыт для движения поездов. Этот день стал настоящим праздником для жителей города и многочисленных гостей. Тогда же родилась идея представить макет моста в качестве составной части экспозиции Великого Сибирского пути на первой Всемирной технической выставке в Париже. В 1900 году решением жюри железнодорожному мосту через Енисей была присуждена Большая Золотая медаль (Гран-при).

Линия Обь - Красноярск была введена в строй в январе 1897 г, а Красноярск - Иркутск в январе 1899 г. Поскольку не удалось соорудить все мосты в срок, в течение первых лет эксплуатации дороги через некоторые небольшие реки осуществлялась паромная переправа, а зимой рельсы прокладывали по льду.
Средне-Сибирская железная дорога строилась однопутной с пропускной способностью три пары поездов в сутки. Небольшие мосты возводились деревянными. Вокзальные помещения на станциях также строились из дерева, исключением можно назвать каменное здание вокзала в Красноярске.
17 декабря 1899 г. Западно-Сибирская и Средне-Сибирская дороги были объединены в Сибирскую железную дорогу. Первоначально пропускная способность дороги составляла 3,5 пары поездов в сутки, скорость товарного поезда 12-14 вёрст в час, пассажирского - 20 вёрст в час.
В 1900 г. на Сибирской железной дороге было 30 станций и 42 разъезда. Были построены станции: Исиль-Куль, Мариановка, Омск, Колония, Татарская, Карачи, Тебисская, Каинск, Кожурда, Каргат, Поломошная, Литвиново, Тайга, Чулым, Дупленская, Кривощёково, Обь, Сокур, Ояш, Болотное, Берикульская. Дорога строилась по облегчённым климатическим условиям. Путь был уложен на суженном земляном полотне, шириной 18 фунтов, количество шпал на километре - 1300-1400 шт. В эксплуатации применялись паровозы серии ОВ мощностью 500 лошадиных сил.
Уже во время строительства дороги стало ясно, что заданная пропускная способность не отвечает потребностям в пассажирских и особенно грузовых перевозках. B 1898 году для усиления дороги была создана специальная комиссия под председательством инженера К.А. Михайловского. В 1904 г. началась прокладка второго пути, с заменой 18-фунтовых рельсов на 20-фунтовые, и деревянных мостов - на каменные.
1 января 1915 г. Сибирская дорога была разделена на Омскую, Томскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую дороги. Основные участки современной Красноярской дороги в то время были в составе Томской железной дороги.
В 20-30-е годы были проложены ветви через горные хребты Саян к месторождениям угля, руды, лесным массивам, берегам больших рек. В 1922-1926 гг. построена линия Ачинск - Абакан, связавшая южные районы Красноярского края, Хакасскую автономную область и Туву с другими экономическими районами страны. В 1934 г. Забайкальская и Томская дороги объединены в Восточно-Сибирскую с управлением в г. Иркутске. В 1936 г. из состава Восточно-Сибирской железной дороги выделена Красноярская дорога (г. Красноярск).
В 1949 г. открыто строительство Южно-Сибирской линии на участке Новокузнецк - Абакан. В 1950 г. началось сооружение линии на Абазу - крупное железорудное месторождение Хакасии. В 1961 г. Красноярская дорога снова вошла в состав Восточно-Сибирской. В 60-е годы построены линии Ачинск - Лесоссибирск, Красная Сопка - Кия - Шалтырь, Камышта - Саяно-Шушенская ГЭС. В конце 1965 года в постоянную эксплуатацию вступил 647-километровый участок Абакан-Тайшет - электрифицированная магистраль высокого класса. В 70-е гг. введена в эксплуатацию линия Решоты - Карабула, которая имеет продолжение в район Богучарской ГЭС.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Что такое продольный профиль

Продольный профиль линии характеризуется крутизной уклонов элементов и их длиной. Крутизна измеряется в тысячных долях и получается как частное от д...

News image

Типы вагонов

Железные дороги перевозят грузы разные и по свойствам, и по размерам, и по форме, и по состоянию — это потребовало от конструкторов и строителей соз...

News image

Ремонт сооружений и устройств

8.3. Ремонт сооружений и устройств должен производиться при обеспечении безопасности движения и техники безопасности, как правило, без нарушения гра...

Пассажирские перевозки:

News image

Самостоятельный переезд vs. транспортная компания

Люди, которые хоть раз меняли свое место жительства, знают, что квартирный переезд по Москве дело серьезное и требует очень много энергии, сил и време...

News image

Вагоны, перестроенные Ковровскими мастерскими

Переделывая пассажирские вагоны заграничной постройки, Ковровские мастерские внесли в них значительные конструктивные усовершенствования, которые за...

Карта дорог:

News image

Призыв || Стремимся к нулю

Но полностью победить травматизм у железнодорожников так и не получилось. К примеру, если за весь прошлый год было зарегистрировано 28 несчастн...

News image

Турксиб

Туркестано-Сибирская магистраль является железной дорогой, которая была построена в 1926-м году, и именно она соединила Среднюю Азию с Сибирью. Следуе...

Каталог производителей:

News image

Метровагонмаш

Метровагонмаш (МВМ) – одно из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения. Предприятие специализируется на разрабо...

News image

American Locomotive Company

American Locomotive Company (сокращённо ALCo, ALco, иногда ALCO, в русском языке устоялось написание АЛКО) — американская локомотивостроительная ком...

News image

Montreal Locomotive Works

Локомотивостроительный завод в Монреале (англ. Montreal Locomotive Works или MLW) — канадский завод производивший локомотивы с 1883 по 1985 год. Зав...

Железные дороги мира:

News image

Между РФ и Финляндией будет курсир. вагон для перевозки

Между Россией и Финляндией будет курсировать вагон для перевозки личных автомобилей, сообщает ОАО “РЖД”. Так, 26 ноября в составе международ...

News image

РЖД предлагает перевозку автомобилей в Финляндию в поез

Российские железные дороги провели первый пробный рейс вагона-автомобилевоза по маршруту Москва - Хельсинки. Вагон отправлен в составе ночного ...

News image

В Калининграде из-за беспечной женщины-пешехода машинис

В Калининграде 27 ноября, в 9 часов, в дежурную часть Западного ЛУ МВД России на транспорте поступило сообщение от диспетчера Калининградской желе...

История РЖД:

Северная железная дорога

News image

Северная железная дорога пролегает на Севере и Северо-Востоке России, по территории Полярного Урала и северной части бассейна реки Оби. Управление д...

1896 - учрежден профессиональный праздник - День железн

News image

День железнодорожника – первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 ...

2001-2006 - реконструкция стратегически важных петлевых

News image

19 мая 2006 года на станции Индюк (участок Армавир - Туапсе) Северо-Кавказской магистрали состоялось торжественное открытие после реконструкции Боль...