Красноярская железная дорога

Железная дорога - История РЖД

красноярская железная дорога

Красноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасса с Восточной Сибирью и Дальним Востоком.

Красноярская железная дорога является составной частью Транссибирской магистрали, с сооружением которой в конце XIX - начале XX вв. появились новые возможности для развития Сибири. Транссиб в начале XX века состоял из восьми дорог: Западно-Сибирской, Средне-Сибирской, Кругобайкальской, Забайкальской, Амурской, Северо-Уссурийской, Южно-Уссурийской и Китайско-Восточной. Основная линия Красноярской железной дороги Мариинск - Тайшет строилась как часть Средне-Сибирской магистрали.
В 1886 г. иркутский генерал-губернатор А. И. Игнатьев ходатайствовал о необходимости ускоренного строительства Средне-Сибирской железной дороги, конечными пунктами которой были названы Томск, имеющий хорошую транспортную водную связь с Екатеринбург-Тюменской железной дорогой, и Иркутск.
В 1887-1888 гг. были проведены предварительные рекогносцировочные работы. В 1892 г. министр путей сообщения С. Ю. Витте доложил Государственному совету о необходимости проведения дополнительных изысканий. В этом же году были выделены средства и проведены изыскания от станции Почитанской (предполагаемый конечный пункт Западно-Сибирской магистрали) до Мариинска. В апреле 1893 г. были завершены проектно-изыскательские работы на участке Обь-Красноярск.
В феврале 1893 г. Комитет Сибирской железной дороги утвердил направление трассы Средне-Сибирской дороги от станции Обь через Ачинск, Красноярск, Канск и Ниждеудинск до Иркутска. В марте 1893 г. было организовано Управление строительства Средне-Сибирской дороги во главе с инженером Н. П. Межениновым, который в 1877 - 1878 гг. руководил изыскательскими работами на участке Томск - Тайга - Иркутск.
В 1896 г. планировалось построить участок от Оби до Красноярска (760 км), после этого начать прокладку отрезка от Красноярска до Иркутска (1070 км) и закончить ее осенью 1900 г. В мае 1893 г. начались строительные работы - были уложены первые 25 км пути от станции Обь.
Природные условия края оказались сложными и малоизученными. Вечная мерзлота, суровая зима, непроходимые леса создавали для строителей большие трудности. Отсутствовали достоверные данные о многочисленных реках.
Поскольку Средне-Сибирская железная дорога была удалена от транспортных коммуникаций и проходила по малозаселенным территориям, квалифицированные рабочие (плотники, каменщики, столяры, кузнецы, путейцы) ехали из Центральной России.
В связи со слабым развитием промышленности в крае, стройматериалы завозились издалека. Камень, дерево, гравий и песок использовались местные, однако отсутствие надежных грунтовых дорог делало их доставку крайне неудобной.
В декабре 1895 г. на участке Обь-Красноярск было открыто рабочее движение. Путь прокладывали одновременно по четырем направлениям: от 190-го км до Ачинска, от реки Чулым в западном направлении до Оби, от реки Чулым в восточном направлении на Красноярск и от Красноярска в западном направлении. Рельсы доставлялись по реке Чулым с Николаевского завода братьев Бутиных, а также с других заводов по северному морскому пути и Енисею.
В 1895 г. началось сооружение мостового перехода через одну из самых больших сибирских рек - Енисей. Проект моста подготовил известный петербургский инженер путей сообщения профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков
Строительством руководил инженер Евгений Карлович Кнорре, выпускник Берлинской ремесленной школы и Цюрихского политехникума, работавший на сооружении мостов через Днепр и Волгу. В 1895 году Е. К. Кнорре прибыл в Красноярск и в качестве технического руководителя проекта и генподрядчика приступил к строительству железнодорожного моста через Енисей. 30 августа 1896 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня в одну из опор. 28 марта 1899 года мост, получивший название Царский , был открыт для движения поездов. Этот день стал настоящим праздником для жителей города и многочисленных гостей. Тогда же родилась идея представить макет моста в качестве составной части экспозиции Великого Сибирского пути на первой Всемирной технической выставке в Париже. В 1900 году решением жюри железнодорожному мосту через Енисей была присуждена Большая Золотая медаль (Гран-при).

Линия Обь - Красноярск была введена в строй в январе 1897 г, а Красноярск - Иркутск в январе 1899 г. Поскольку не удалось соорудить все мосты в срок, в течение первых лет эксплуатации дороги через некоторые небольшие реки осуществлялась паромная переправа, а зимой рельсы прокладывали по льду.
Средне-Сибирская железная дорога строилась однопутной с пропускной способностью три пары поездов в сутки. Небольшие мосты возводились деревянными. Вокзальные помещения на станциях также строились из дерева, исключением можно назвать каменное здание вокзала в Красноярске.
17 декабря 1899 г. Западно-Сибирская и Средне-Сибирская дороги были объединены в Сибирскую железную дорогу. Первоначально пропускная способность дороги составляла 3,5 пары поездов в сутки, скорость товарного поезда 12-14 вёрст в час, пассажирского - 20 вёрст в час.
В 1900 г. на Сибирской железной дороге было 30 станций и 42 разъезда. Были построены станции: Исиль-Куль, Мариановка, Омск, Колония, Татарская, Карачи, Тебисская, Каинск, Кожурда, Каргат, Поломошная, Литвиново, Тайга, Чулым, Дупленская, Кривощёково, Обь, Сокур, Ояш, Болотное, Берикульская. Дорога строилась по облегчённым климатическим условиям. Путь был уложен на суженном земляном полотне, шириной 18 фунтов, количество шпал на километре - 1300-1400 шт. В эксплуатации применялись паровозы серии ОВ мощностью 500 лошадиных сил.
Уже во время строительства дороги стало ясно, что заданная пропускная способность не отвечает потребностям в пассажирских и особенно грузовых перевозках. B 1898 году для усиления дороги была создана специальная комиссия под председательством инженера К.А. Михайловского. В 1904 г. началась прокладка второго пути, с заменой 18-фунтовых рельсов на 20-фунтовые, и деревянных мостов - на каменные.
1 января 1915 г. Сибирская дорога была разделена на Омскую, Томскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую дороги. Основные участки современной Красноярской дороги в то время были в составе Томской железной дороги.
В 20-30-е годы были проложены ветви через горные хребты Саян к месторождениям угля, руды, лесным массивам, берегам больших рек. В 1922-1926 гг. построена линия Ачинск - Абакан, связавшая южные районы Красноярского края, Хакасскую автономную область и Туву с другими экономическими районами страны. В 1934 г. Забайкальская и Томская дороги объединены в Восточно-Сибирскую с управлением в г. Иркутске. В 1936 г. из состава Восточно-Сибирской железной дороги выделена Красноярская дорога (г. Красноярск).
В 1949 г. открыто строительство Южно-Сибирской линии на участке Новокузнецк - Абакан. В 1950 г. началось сооружение линии на Абазу - крупное железорудное месторождение Хакасии. В 1961 г. Красноярская дорога снова вошла в состав Восточно-Сибирской. В 60-е годы построены линии Ачинск - Лесоссибирск, Красная Сопка - Кия - Шалтырь, Камышта - Саяно-Шушенская ГЭС. В конце 1965 года в постоянную эксплуатацию вступил 647-километровый участок Абакан-Тайшет - электрифицированная магистраль высокого класса. В 70-е гг. введена в эксплуатацию линия Решоты - Карабула, которая имеет продолжение в район Богучарской ГЭС.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

РЕЛЬСЫ И СТРЕЛОЧНЫЕ ПЕРЕВОДЫ

3.13. Рельсы и стрелочные переводы на главных и станционных путях по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряже...

News image

Восстановление и развитие грузового вагоностроения

В годы отечественной войны около 40 % вагонного парка было разрушено и повреждено. Нужны были неотложные меры по восстановлению и развитию вагонного...

News image

Первые железнодорожные вагоны

Со времени появления в России первых железных дорог до наших дней отечественное вагоностроение прошло долгий, интересный и сложный путь — от простей...

Пассажирские перевозки:

News image

Самостоятельный переезд vs. транспортная компания

Люди, которые хоть раз меняли свое место жительства, знают, что квартирный переезд по Москве дело серьезное и требует очень много энергии, сил и време...

News image

Пассажирские вагоны Ковровских мастерских и другие конс

Один из первых трехосных пассажирских вагонов построенных в России, был спроектирован и изготовлен Ковровскими мастерскими в 1866 г. Это был служебн...

Карта дорог:

News image

«Южно-Кавказская железная дорога» уже запустила электри

Теперь начиная с первого июля, все любители отдохнуть на озере Севан смогут воспользоваться услугами электрички от «Южно-Кавказская железная дорога» к...

News image

РЖД не может обеспечить электричество в деревне

Кировская УФАС признала, что в действиях ОАО «Российские железные дороги» имело место нарушение пункта 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите кон...

Каталог производителей:

News image

Tampella

машиностроительная компания, расположенная в городе Тампере. Была основана в 1856 году, когда небольшое металлоплавильное предприятие, располагавшее...

News image

Бежицкий завод

Бежицкий сталелитейный завод (БСЗ) является самым крупным производителем и поставщиком вагонного литья в России. Предприятие выпускает каркасы те...

News image

Брянский машиностроительный завод

Брянский машиностроительный завод (БМЗ) – крупнейшее предприятие транспортного машиностроения, одно из старейших предприятий России. Завод разрабаты...

Железные дороги мира:

News image

Посадочные платформы Юго-Восточной железной дороги пере

В рамках подготовки к Олимпийскому сезону 2014 года на магистрали будет проведена реконструкция остановочных пунктов и полос отвода. Об этом во врем...

News image

Черноморская железная дорога

Говоря о черноморской железной дороге, то это условное название железнодорожного пути, который протягивается по всему берегу Черного моря. На данный м...

News image

Самая протяженная скоростная железнодорожная магистраль

Как стало известно, то самая протяженная в мире скоростная железная дорога, которая отлично связывает южный город Гуанчжоу и Пекин, открылась в среду....

История РЖД:

2006-Завершились подготовительные работы к запуску в по

News image

В 2006 году для обеспечения работы железнодорожного терминала в Балтийске калининградские железнодорожники построили более 2 км новых подъездных пут...

Восточно-Сибирская железная дорога

News image

Восточно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. В настоящее время магистраль проходит по территории Ирку...

Юго-Восточная железная дорога

News image

Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, - Белгородской, Воро...