Дальневосточная железная дорога

Железная дорога - История РЖД

дальневосточная железная дорога

Дальневосточная железная дорога строилась как часть Транссиба, свое первое название - Уссурийская - она получила от реки Уссури.
Торжества по случаю укладки первого рельса Уссурийской железной дороги состоялись 19 мая 1891 г. во Владивостоке. Этому предшествовали многочисленные споры. В частности, еще в 1875 году было высказано предложение местной администрации о сооружении железной дороги от Владивостока до оз. Ханка.

В 1886 году генерал-губернаторы Приамурья и Восточной Сибири выступили с предложением построить ряд участков Сибирской дороги от Томска до Сретенска и участка от Владивостока до поста Буссе (пос. Буссовка). В июне 1887 года на совещании министров было принято решение приступить в ближайшее время к изысканиям Южно-Уссурийского участка дороги.
В 1887 г. была отправлена экспедиция для проведения изыскательских работ на участке от ст. Буссе на Уссури до Владивостока, которую возглавил инженер А. И. Урсати. Работы велись в сложных климатических условиях. В экспедиции участвовали топографы, инженеры, геологи, которые проводили съемочные работы и описание местности, собирали данные о климате, местных топливных ресурсах, стройматериалах, а также возможностях земледелия. В течение двух лет изыскания дороги были закончены, и все материалы переданы Министерству путей сообщения.
В 1890 г. Приамурский генерал-губернатор А. Н. Корф направил в Петербург прошение о скорейшем сооружении рельсового пути от Владивостока до Амура. В феврале 1891 г. Александр III утвердил решение о строительстве Южно-Уссурийской дороги Владивосток - Никольское (г. Уссурийск) - Спасское (г. Спасск-Дальний) - станция Графская (г. Дальнеречинск). В 1891 г. во Владивостоке был совершен торжественный молебен по случаю закладки Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Завершили церемонию артиллерийским салютом всех стоящих на рейде судов и крепостных пушек.
19 мая 1891 г. будущий император Николай II, находясь во Владивостоке проездом из Японии в Петербург, лично заложил первый камень в фундамент Владивостокского вокзала.
Сооружение трассы в первый период возглавил А. И. Урсати, который не сумел сработаться с местной администрацией. В 1892 г он был освобожден от руководства, а начальником строительства был назначен инженер О. П. Вяземский - опытный специалист, работавший на изысканиях и сооружении железных дорог более 30 лет во многих районах России. Организацию работ на отдельных участках трассы осуществляли выпускники Петербургского института инженеров путей сообщения: Дроздов, Прохаско, Кипарисов, Кругликов, Дормидонтов, Свиягин, Эбергардт, Бочаров, Розенгардт и др.
Уссурийская железная дорога должна была пройти от Владивостока вдоль Амурского залива на север к бассейну реки Суйфун, а оттуда - до станции Никольской, от которой планировалось построить линию к китайской границе. Затем, через водоразделы рек Суйфун и Лефк, дорога шла к реке Уссури мимо озера Ханка и, пересекая ее, заканчивалась в Хабаровске. На всем своем протяжении железная дорога пересекала глухие таежные леса и болотистые поймы рек.
Укладка верхнего строения пути на большей части трассы - от Владивостока до станции Духовской - производилась с юга на север, и лишь на небольшом участке - с севера, от Хабаровска. Такая организация работы объяснялась отсутствием на Амуре выгрузочного порта и мелководьем его устья в тот период. Стройматериалы для укладки пути на участке Хабаровск - Духовская подвозились морем и переправлялись по р. Уссури в Хабаровск. Были сооружены многочисленные грунтовые дороги, которые затем использовались для транспортных нужд края.
Наиболее острой и трудноразрешимой была проблема обеспечения строительства рабочей силой. В конце XIX века Уссурийский край не имел развитой системы грунтовых дорог, поэтому с первых дней строители столкнулись с большими трудностями. Крестьян-переселенцев и местных казаков, населявших близлежащие земли, не удалось привлечь к работам на строительстве. А доставка рабочей силы из Европейской России была сопряжена со значительными трудностями и денежными затратами. Поэтому основную часть рабочих составляли ссыльные арестанты и солдаты. Общее число ссыльнокаторжных в Приамурском крае к 1895 г. составляло свыше 11 тыс. человек. Были созданы стационарные лагеря, состоящие из бараков для каторжников, помещений для охраны, столовых, бань, наблюдательных вышек.
Солдаты доставлялись на пароходах из Одессы. На станциях Никольское (Уссурийск), Иман (Дальнереченск), Вяземская, Хабаровск и других были построены казармы для нижних чинов, офицерские флигеля, столовые, кухни, бани, ледники, конюшни.
Прокладка Южно-Уссурийской дороги от Владивостока до ст. Муравьев-Амурский (Лазо), начатая в апреле 1891 года, закончилась в 1894 году, а тремя годами позднее был сдан и её северный участок от ст. Муравьев-Амурский до Хабаровска. Временное движение на участке от Владивостока до Хабаровска протяженностью 772 км открылось 26 октября 1897 года, постоянное - 13 ноября 1897 года.
Первоначально рассчитанная на 7 пар поездов в сутки, трасса очень скоро потребовала срочных мер по увеличению провозной и пропускной способности. Началось строительство вторых путей, новых веток, наращивание паровозного и вагонного парков, укрепление ремонтной базы.
В первые годы советской власти дорога была национализирована. В 1929 г. для обслуживания сельскохозяйственных районов, примыкающих к озеру Ханка, была построена линия Надеждинская - Тавричанка. В 1931 г. сдана в эксплуатацию линия Сибирцево - Турий Рог.
В 1936 году Уссурийская железная дорога была разделена на Амурскую (г. Свободный) и Дальневосточную (г. Хабаровск). В 1939 году из состава Дальневосточной железной дороги вышла Приморская (г. Ворошилов-Уссурийский). В предвоенные годы, в связи с развитием промышленности края, сооружались новые железнодорожные ветки. Построены линии: Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре (1940 г.), Сибирцево - Варфоломеевка (1940 г.), Биробиджан - Ленинск (1941 г.), Партизанск - Находка (1941 г.), Смоляниново - Дунай (1941 г.), Партизанск - Сергиевка (1941 г.), Барановский - Гвоздево с ответвлениями Гвоздево - Краскино и Гвоздево - Посьет (1941 г.).
В 1947 г. вступила в строй линия Комсомольск-на-Амуре - Советская гавань, которая сократила на 1000 км морские перевозки грузов на Сахалин, Магадан и Камчатку.
В 1953 году в состав Дальневосточной железной дороги вошла Приморская. В 1950 - 1959 годах построена железная дорога Тайшет - Лена (Усть - Кут). Эти две линии положили начало строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМа). К началу 60-х годов в эксплуатацию сдано более 1150 из 4000 км трассы БАМа. Вступило в строй второе меридиональное соединение БАМа с Транссибом - трасса Известковая - Ургал. В 1963 году Южно-Сахалинская железная дорога вошла в состав Дальневосточной.
Годом второго рождения БАМа можно считать 1974. Тогда началось активное строительство магистрали сразу по нескольким направлениям. В 1974 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали , в котором предусматривалось завершить строительство в течение 10 лет.
В 1979 году был построен отрезок от Ургала до Комсомольска-на-Амуре; в 1984 году вступил в строй восточный участок БАМа от Тынды. В этом же году было уложено золотое звено , соединившее трассу на всем протяжении от Тайшета до Ванино. Постоянное движение на БАМе началось в 1988 году. Но еще продолжалось строительство нескольких тоннелей, движение вокруг которых осуществлялось по временным переходам, не допускающим нормальной загрузки трассы.
1981 году организована Байкало-Амурская железная дорога с управлением в Тынде. Трасса проходит по столь сложному рельефу, что практически треть ее протяженности составляют мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения. Всего сооружено 113 больших, 38 средних и 2412 малых мостов, более двух с половиной тысяч небольших мостов и водопропускных труб. На трассе имеется 11 тоннелей общей длиной 34, 5 км, в том числе самый протяженный в России Северо-Муйский тоннель длиной 15 343 метра.
В 1997 году Байкало-Амурская железная дорога была реорганизована, ее части вошли в состав Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог.
В 1975 г. был открыт для пропуска поездов уникальный железнодорожный мост у Комсомольска-на-Амуре, и началось прямое железнодорожное движение на участке Волочаевка - Советская Гавань. В 1992 году Сахалинское отделение дороги было преобразовано в самостоятельную железную дорогу (г. Южно-Сахалинск).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как работает дорога:

News image

Цистерны для перевозки порошкообразных грузов

Чтобы обеспечить безопасность движения на железнодорожном транспорте, цистерны для перевозки порошкообразных грузов изготавливают в полном соответст...

News image

Железные дороги - артерии жизни

По бескрайним просторам нашей страны на север, запад, юг и восток протянулись нити железных дорог. И ничто не остановило их: ни реки, ни гор ни веко...

News image

Технический уровень парка грузовых вагонов к началу Великой

Четырехосные вагоны, строившиеся в годы довоенных пятилеток, имеют существенно лучшие технико-экономические показатели по сравнению с четырехосными ...

Пассажирские перевозки:

News image

Что такое система Экспресс

Первая отечественная система, полностью автоматизирующая все билетно-кассовые операции, начала работать в 1972 году в Московском железнодорожном узл...

News image

Самостоятельный переезд vs. транспортная компания

Люди, которые хоть раз меняли свое место жительства, знают, что квартирный переезд по Москве дело серьезное и требует очень много энергии, сил и време...

Карта дорог:

News image

"Система" больше не претендует на ПГК

В пятницу АФК "Система" отозвала иск к ОАО РЖД, в котором требовала признать незаконным ее отстранение от торгов по продаже 25% плюс 1 акции Первой ...

News image

РЖД: На парковках у вокзалов можно заработать 7 млрд ру

Около 7 млрд руб. в год можно заработать на парковках возле российских вокзалов, сообщил начальник дирекции железнодорожных вокзалов (филиал РЖ...

Каталог производителей:

News image

Производственная фирма КМТ

Производственная фирма КМТ (КМТ) работает на рынке комплектующих для подвижного состава. Предприятие специализируется на проектировании и производст...

News image

Lokomo

машиностроительная компания, расположенная в городе Тампере. Была основана в 1915 году Вернером Руселином, Жамаром Кастреном, Карвоненым, а также др...

News image

Людиновский тепловозостроительный завод

Люди новский тепловозострои тельный заво д — завод выпускающий тепловозы, расположенный в городе Людиново Калужской области[1]. Строительство зав...

Железные дороги мира:

News image

Северомуйский обход

Обход Северомуйского тоннеля является наверняка самым красивым участком, который есть на БАМе. Чтобы не превысить допустимый уклон во время подъема на...

News image

Первая пассажирская станция Малого кольца МЖД готова к

Первая станция Малого кольца Московской железной дороги “Лефортово” готова к пассажирскому движению. Открытие пассажирского движения по Мало...

News image

В декабре 2012-го в Казахстане предполагается открыть в

Он свяжет столицу республики Астану и один из крупнейших городов на западе страны Актобе. Время в пути сократится с 26 до 14 часов. Сегодня на завод...

История РЖД:

1943 - построена железная дорога Шлиссельбург – Поляны

News image

22 января 1943 года в узкой полосе прорыва блокады по решению Государственного Комитета обороны началось строительство новой железной дороги Шлиссел...

Приволжская железная дорога

News image

В XIX веке отсутствие современных путей сообщения и плохое состояние грунтовых дорог тормозило экономическое развитие России и затрудняло связь межд...

Октябрьская железная дорога

News image

В 2001 году исполнилось 150 лет первой российской скоростной магистральной железной дороге Санкт-Петербург - Москва, которую сегодня мы называем Окт...