Началом введения электрической тяги в пригородном пассажирском движении следует считать 1926 г., когда по линии Баку — Сабунчи (19 км) пошли первые в Советском Союзе моторвагонные поезда.
Железнодорожная линия, соединяющая Баку с нефтяными промыслами Сабунчи и Сураханы, была построена в 1880 г. К 1924 г. на ней с минимальным интервалом 1,5 ч обращалось в сутки 12 пар пассажирских поездов с паровой тягой. Их коммерческая скорость движения равнялась 16 км/ч. Поездка, таким образом, занимала более часа.
Рост населения Баку и пригородов остро поставил вопрос о введении более удобного сообщения по железной дороге. Необходимо было увеличить частоту отправлений поездов, повысить коммерческую скорость и предоставить пассажирам больше удобств, увеличив количество мест в поездах.
Вопрос можно было решить или путем обновления подвижного состава при сохранении паровой тяги, применив более мощные пассажирские паровозы и новые вагоны, или же путем введения моторвагонной тяги. Бакинский городской Совет, учитывая чрезвычайные затруднения, испытываемые рабочими при поездках на работу, предложил электрифицировать железную дорогу.
Получив от Закавказской железной дороги Баку-Сабунчинскую линию. Бакинский Совет в 1924 г. приступил к ее электрификации. На этой линии была применена система постоянного тока с напряжением в контактном проводе 1200 В.
Моторные вагоны для Баку-Сабунчинской железной дороги были построены в 1926 г. Мытищинским вагоностроительным заводом, тяговые электродвигатели ДБ-2 и пусковые реостаты — московским заводом Динамо , аппаратура — австрийской фирмой Элин и тормозное оборудование — германской фирмой Кнорр. Электрическая аппаратура, рассчитанная на напряжение 1200 В, была заказана фирме Элин еще при проектировании в предреволюционные годы электровагонов для линии Петербург — Ораниенбаум.
Каждый моторный вагон на двух двухосных тележках Пульмана имел по 4 тяговых электродвигателя, и таким образом, все оси вагона являлись движущими. Тяговые электродвигатели попарно соединялись последовательно в две группы, т. е. рабочее напряжение на коллекторе равнялось 600 В. Эти группы могли быть соединены последовательно и параллельно; при этом моторный вагон имел две экономические скорости. К каждому моторному вагону первоначально прицеплялся один прицепной вагон, т. е. секция состояла из двух вагонов. В дальнейшем число прицепных вагонов увеличили. Управлять моторными вагонами поезда, составленного из нескольких секций, можно было из любого моторного или прицепного вагона.
Тяговые электродвигатели ДБ-2 при часовом режиме развивали мощность на ободе колес около 75 кВт, т. е. всего на вагон 300 кВт. При диаметре колес 1050 мм и передаточном числе зубчатой передачи от тяговых электродвигателей к колесным парам 65 : 21 сила тяги на ободе колес составляла около 2500 кгс, а скорость движения 43,5 км/ч. Масса моторного вагона без пассажиров равнялась 38,5 т.
Всего было построено 14 подобных моторных вагонов (№ 1 — 14). Первые пять из них были отправлены с Мытищинского вагоностроительного завода в марте 1926 г. и прибыли в Баку в начале апреля. В апреле были проведены первые пробные поездки моторных вагонов под напряжением 600 В, а 13 мая 1926 г. совершена первая поездка от Баку до Сабунчи под напряжением 1200 В. Затем проводились пробные поездки и обучение персонала. Прицепные вагоны (13 для пассажиров и 1 почтово-багажный) изготовил Брянский завод, носивший в ту пору название Красный Профинтерн . 6 июля 1926 г. был открыт первый в Советском Союзе участок с электрической тягой. Скорость движения после введения моторвагонной тяги возросла в 2,5 раза, коммерческая скорость, несмотря на большое количество остановок, повысилась до 28,5 км/ч.
В дальнейшем электрическая моторвагонная тяга была введена между станциями Сабунчи и Сураханы, с апреля 1933 г. — между станциями Сабунчи и Забрат, а к 1940 г. электровагоны стали ходить до станции Бузовны. В апреле 1940 г. электрифицированная Баку-Сабунчинская железная дорога была вновь передана НКПС и включена в состав Закавказской железной дороги.
Недостаточный опыт эксплуатации и организации ремонта моторных вагонов привел к значительному износу электрического оборудования вагонов. Поэтому парк Баку-Сабунчинской линии был пополнен в 1940 г. новыми моторными вагонами серии Сд, а старые моторные вагоны с электрическим оборудованием фирмы Элин были исключены из инвентаря.
Читайте: |
---|
![]() Железнодорожные переезды и путепроводыДля безопасного движения транспорта предусматриваются специальные пересечения автомобильных и железных дорог в одном и разных уровнях. В первом случ... |
![]() Ремонт сооружений и устройств8.3. Ремонт сооружений и устройств должен производиться при обеспечении безопасности движения и техники безопасности, как правило, без нарушения гра... |
![]() Тормоза вагоновПеремещаясь от станции к станции, поезду приходится иногда снижать скорость, а то и останавливаться. Для этого локомотивы и вагоны оборудуют тормоза... |
Новый скоростной поезд запустят от Вены до ЗальцбургаДевятого декабря на австралийской железной дороге будут ездить новые поезда Railjet. Railjet являются самыми быстрыми поездами в мире. Они спосо... |
![]() Железнодорожные билетыБилетом называется документ установленной формы на право проезда по железным дорогам в прямом, местном, пригородном или международном сообщении. На ... |
![]() ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГАПролегает на юго-востоке России по территории Читинской и Амурской обл. Управление дороги в Чите. На западе граничит с Восточно-Сибирской железной д... |
![]() Строительство железнодорожного моста на Сахалин может н22.11.2012 Развитие железнодорожной инфраструктуры между материком и Сахалином предусмотрено Стратегией развития железнодорожного транспорта, утвержде... |
![]() Воткинский заводОАО Во ткинский заво д — (полное наименование — Открытое акционерное общество «Воткинский завод») находится в городе Воткинске, Удмуртия, градообр... |
![]() Бежицкий заводБежицкий сталелитейный завод (БСЗ) является самым крупным производителем и поставщиком вагонного литья в России. Предприятие выпускает каркасы те... |
![]() AlstomAlstom (ранее GEC-Alsthom) (Euronext: ALO) крупная французская машиностроительная компания, один из мировых лидеров[1] (наряду с Siemens и Bombardie... |
![]() Во Владивостоке РЖД оштрафовали за нарушение в сфере беПо требованию Дальневосточной транспортной прокуратуры за нарушение законодательства о транспортной безопасности оштрафовано ОАО "РЖД". |
![]() В Репине построят путепровод через железную дорогуОбъявлен конкурс на строительство путепровода через железную дорогу в Репине. Объект будет стоить городскому бюджету более 2 млрд рублей. ... |
![]() На вокзалах Краснодарского края отметят “День пассажираСеверо-Кавказский филиал “Федеральной пассажирской компании” 3 декабря проведет “День пассажира”. Мероприятие будет организовано в рамках Дн... |
Дальнейшее развитие электрификации![]() К 1941 на электрическую тягу было переведено 1865 км железных дорог. В 1946-1955 годах осуществлен переход от электрификации отдельных участков к эл... |
1880 - построен Сызранский (Александровский) железнодор![]() Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью - важне... |
1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной![]() 1991 - на Елецкой дистанции пути Юго-Восточной железной дороги был сдан в эксплуатацию двухкилометровый участок пути, на котором впервые была уложен... |